обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
22 Июня 2018

Гении и злодейство... Заграница нам поможет?

Гении и злодейство... Заграница нам поможет?

   Многим покажется мой первый посыл в теме «коррупция» необычным: поговорим о Национальной опере Украины!

    Казалось бы, Высокое искусство и  коррупционные явления, ставшие бичем Божьи в моей стране, – две вещи, как говаривал Пушкин, несовместные. Но  во-первых,  привычно вторичная в нашем обществе и формировавшая свой бюджет по «остаточному принципу» (наследие Совка), украинская культура давно стала сферой наиболее страдательной в новой истории государства украинского.

      А вот еще очевидный феномен: украинский дирижер Кирилл Карабиц недавно стал генеральным музыкальным директором Немецкого национального театра в Веймаре, украинская сопрано Людмила Монастырская, тоже недавно дебютировала в Парижской опере, но уже давно и с успехом выступает на ведущих оперных сценах мира. Еще одно сопрано Оксана Дикая поет в Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Берлине, Вероне... А еще раньше, в советские времена эмигрировал (фактически) известный в мире певец, бас №1 славянского происхождения (как его до сих пор величает критика), Анатолий Кочерга. Он живёт вместе с женой в Вене, поет в Венской опере, также имеют жильё в  Люксембурге, оставаясь  при этом гражданином Украины… Но теперь собственно о феномене!  Почему мы узнаем об украинских звездах не тогда, когда они работают в Украине, а только если они расцветают в театрах на Западе?

     Мой давний и добрый друг, Заслуженный артист Украины, баритон  и солист Национальной Оперы (в недавнем прошлом), Владимир  Опенько, единственный «реальный Фигаро» и блестящий исполнитель десятков партий из других оперных шедевров, недавно был по сути изгнан из Национальной Оперы. Причина? За некое, по мнению директора театра, «фрондерство» и оппозиционность теперешнему коррумпированному руководству. За политику, то есть. Перед уходом певец проработал в театре двадцать лет. То есть, в 45  лет оказаться на улице, имея за плечами и сценический опыт, и блестящий, далеко не исчерпаный талант - это удар... Сейчас Владимир Васильевич преподает вокал (его многие ученики уже лауреаты международных конкурсов) и  "таксует". То есть, крутит баранку такси, ибо на одну зарплату учителя музыки в киеве прожить трудно. Все произошедше выглядит как настоящее злодейство по отношению к национальному достоянию республики, пардон за высокий штиль! 

 "Славных прадедов великих правнуки поганые..." (пожалуй, это о сыне знаменитого украинского тенора Анатолия Соловьяненко  - см. фотоиллюстрацию -  об Анатолии Соловьяненко-младшем, который сейчас фактически возглавляет киевский театр Оперы)

     Вместе с Опенько из театра ушли еще 16 певцов и работников сцены. Среди них - почти вся профсоюзная верхушка театра в полном составе. С ними просто не заключили контракт, который был искусственно навязан  администрацией театра, во главе с двумя одиозными  уже фигурами украинской культуры и искусства, директором Петром Чупрыной и худруком театра Анатолием Соловьяненко-младшим.  Об этом факте одно время интенсивно писала украинская пресса. Телевидение сняло душераздирающий сюжет о том, как руководство театра занималось все эти годы поборами во время гастролей (отбирало половину гонораров у ведущих солистов – с их «добровольного» согласия, разумеется). Чупрына, Соловьяненко и их главбух (фамилию не помню) отработали и с выгодой для себя использовали еще несколько коррупционных схем – только за одно их злоупотреблений в иной стране чиновник загремел бы давно за решетку.

     Все не так в Украине

    Вот что пишет в одном из своих недавних блогов о вышеописанном коррупционном эксцессе критик-искусствовед  и в  том же лице – балетный продюсер Алена Матвиенко.

«Артистов руководство театра решило окончательно закрепить в качестве рабов. Чупрына и Соловьяненко заставили 90 процентов сотрудников (солистов) Национально Оперы подписать такой контракт, по которому их можно уволить за любой косой взгляд в сторону руководства. Судьбу артистов теперь решает маленькая кучка воров, бездарей и приспособленцев.

    Абсолютная незащищённость перед лицом даже не государства, а всего пяти человек, стоящих во главе театра, и возмутила артистов…»

Конечно же, эта несправедливость возмутила всех, но осмелились пойти против руководства лишь 17 человек. Владимир Опенько рассказал мне, что сейчас идет череда судов. Выиграли суды пока двое из уволенных артистов. Но и они по непонятной причине не восстановлены на работе. Большинство ( Владимир Опенько  уверен, что в итоге их  так и будет оставшиеся 15) надеются только на Гаагский суд по правам человека, ибо почти все инстанции в Украине уже пройдены.

    Скандал в Национальной оперы высветил следующие важные коррупционные проблемы.

     Во-первых,  это ментальность и укоренившаяся в крови людей привычка сгибаться в три погибели перед начальством. Начальник – бог и в лучшем случае, "старший брат"… Далее.  В Украине  фактически отсутствуют деятельные  и РЕАЛЬНЫЕ профсоюзы. Даже если они формально существуют – администрация откровенно плюет на их права.

      «У нас профсоюзы по советской кальке не воспринимают, как добровольное цеховое объединение работников для защиты своих прав и соблюдения баланса в правовых и трудовых отношениях между работниками и работодателями. У нас профсоюзы – это там, где гипотетически можно оформить льготную путёвку в санаторий барачного типа», –  пишет  Алена Матвиенко.

    Действительно: администрации любого украинского предприятия даже в страшном сне не приснится, что с профсоюзом ей нужно (по закону) вести диалог! Работники же не верят в то, что профсоюз создан для того, чтобы представлять и защищать их права.

     Украинцы декларируют своё стремление в Европу и приверженность европейским цивилизационным ценностям. О скандале в Опере киевляне уже начинают забывать – СМИ, которые еще пару-тройку лет назад об этом всем горлопанили, теперь умолкли. Да и за чем глотку драть, если никакого резонанса, предусмотренного законом не последовало. Уголовное дело поначалу, говорят, открывали, да теперь все затихло. Хотя и по закону, и по логике вещей: либо Соловьяненко с Чупрыной должны были подать в суд за клевету. Либо уголовным следствием и судом, по открытым СМИ фактам,  давно уже их надо было отправить за решетку. Ни того – ни другого не последовало.

      Такие демагоги, «аппаратчики» (еще той, советской закалки), конъюнктурщики  и  умелые коррупционеры как Чуприна и Соловьяненко…  первые дерут глотку за то, что они уже, мол, двумя ногами в Европе! А увольнение людей – это мол была чистка "авгиевых конюшен", не больше и не меньше! Мнение профсоюза театра проигнорировано.  Расследования СМИ – тоже! Представьте себе такое отношение к профсоюзам и журналистам в любой другой стране Евросоюза! Абсолютный бред! Между тем,  лидеров оперного профсоюза даже не пустили в здание театра, чтобы они могли забрать свои личные вещи и документы профсоюза! Это уже полный идиотизм!

       Увы, подобные проявления коррупции наносят вред не только имиджу ОБЩЕМУ Украины как государства.  Интерес к украинским артистам (и не только оперным, поскольку похожие процессы идут вдругих сферах искусства), приезжающим на гастроли в любую иную страну – резко упал.  Потому как резко упали квалификация солистов и обеднел репертуар.  Украина сильно проигрывает в этом даже соседней России (хотя в советские времена в Европе был славен киевский балет и высоко котировались многие солисты оперы). Люди во всем мире постоянно видят афиши российских пианистов, исполнителей, гастролируют с лучшими оркестрами, русского балета. То есть, афиши на каждом шагу говорят мировом зрителю о том, каким прекрасным является русская культура ( в отличие от той же «убогой» украинской). И это еще один из компонентов удачно разыгранной информационной войны.

                   Но вернемся к нашим баранам!

    Именно руководство киевского театра несёт ответственность за эффективность работы Национальной  Оперы, ее уровень и имидж. Соответственно, дирекция театра в таких условиях как бы и не может, недолжна была себе позволить конфликт с коллективом, махинации с контрактами, увольнение работников исключительно по своей прихоти… Не может позволить – но позволяет! В угоду личному обогащению и в ущерб национальным интересам.  

     Как выбраться из тупика?

    Ну, ладно суды – они по всем признакам тоже продажны, либо трусливо боятся «звонков сверху».

    Но куда же все это время,  все эти годы, смотрело Министерство Культуры Украины? Оно  ведь так и не смогло внятно сформировать культурную политику и стратегию государства. Оно не смогло и развязать – к общественному благу – конфликт в Национальной-то Опере. Вчерашней еще гордости Украины и украинцев! Ведь министерские по этому поводу (известные из СМИ) лозунги и декларации – это всего лишь популизм.  Но тут  закрадываются мысли уже и не о популизме только, а о чем-то худшем, имея ввиду очевидность фактов коррупции в Опере и безнаказанность государственных воров.

    Как бы итогом 

     к этому отдельно взятому эпизоду коррупции в Украине можно привести  вчерашние новости.

     Наконец-то последовала реакция МВФ, которую ждали и в Украине, и в мире.  Кто ждал ее со страхом, а кто и с надеждой.  Общий смысл реакции таков. Компромисс, который предложила украинская власть в лице предложений президента Порошенко и его окружения, Запад категорически не принял. Как  же предполагает Международный валютный фонд, эта золотоносная курица для украинских олигархов,  в ближайшем будущем обращаться с коррумпированными властями и чиновниками Украины?  МВФ  предлагает в Закон  об Антикоррупционном суде внести поправки, касающиеся апелляции в судах общей юрисдикции.

     ЕС и цивилизованный мир теперь прозрачно намекают Украине: «кредитование будет возобновлено, только если МВФ получит ту версию закона об АКС, которая полностью передает в руки Запада всю антикоррупционную вертикаль: от следствия до тюрьмы с конфискацией». Цитата из СМИ.

     Ну, и что же теперь? Заграница нам поможет? Может и поможет. Но пока, даже в сферах высокого искусства, верх берут гении коррупционных схем и казнокрады. 

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook

 

Опрос месяца

Какой из этих трёх эпитетов наиболее подходит к большинству населения сегодняшней России?

СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA