обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
  Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
← Все темы форума

ПРОЩАЙ, "НЕМЫТАЯ РОССИЯ"

Обсуждение публикации ПРОЩАЙ, "НЕМЫТАЯ РОССИЯ"

Вы думаете, я о Лермонтове? Отнюдь нет! Благороднейший наш соотечественник не имеет никакого отношения к одному из самых известных стихотворений русской литературы, которое публикуется уже более века под его именем, и принимается читателями как само собой разумеющееся, отражающее и ощущение автора, и действительность. Отчего так?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
фото

ddffddf   21.06.2013 15:16

LErmontov eto pisal, ruski, i vi ot etoy pravdi ne otmoetes nikogda ruski, i KAVKAZ vsegda byl siloy, centrom svobodi i istochnikom civilizacii kak minimum evropeyskoy a vi pomes mongoloido finno ugrskih rabov
  - 0   - 0
фото

Дмитрий (Благовещенск)   31.07.2013 07:52

Чучело, заруби на своём носу: сколько не произноси "халва" - слаще во рту не станет. Сколько не трепи своё убогое "Лермонтов это писал, вы от это правды не отмоетесь" - дешевый трёп так и останется дешевым трёпом. Ты ублюдок, который ест детей, и от этой правды ты не отмоешься никогда. Сильно звучит? Вот и твой высер из той же оперы. Кавказ никогда не был ни "силой", ни уж тем более источником цивилизации, там всю жизнь дикари. И свобода их - не человеческая, это свобода стаи шакалов. Также и про "помесь" - ты этот бред рассказывай где-нибудь в другом месте. Я в принципе не против быть потомком финнов, да проблема в том, что это не так и ничего общего у русских с финнами нет
- 0   - 0
фото

Самира   12.07.2014 16:17

Дмитрий из Благовещенска, Вашим комментарием Вы наглядно, в письменной форме, продемонстрировали кто именно здесь дикарь.
В следующий раз подумайте дважды, прежде чем выплескивать наружу свои комплексы.
- 0   - 0
фото

Розочка (Россия)   28.08.2012 17:41

Лучше и чище  всех хоть душой, хоть телом — моя Россия!!!
  - 0   - 0
фото

Миша   22.06.2014 06:25

А очереди за туалетной бумагой забыли?
- 0   - 0
фото

Влад (Россия)   18.08.2012 10:24

///Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.///



Можно добавить, что согласно «Лермонтовской энциклопедии»: "<i>Неизвестны доныне ок. 100 автографов стихотворений Лермонтова (прибл. четвертая часть их общего числа), среди них: «Нищий», «Умирающий гладиатор», «Бородино», «Ветка Палестины», «Дары Терека», «Воздушный корабль», «Завещание», «Из под таинственной холодной полумаски» (...) Из поэм утрачены автографы полного текста «Сашки», а также автографы «Моряка», «Хаджи Абрека», «Монго», «Песня про… купца Калашникова», «Тамбовской казначейши», последней ред. «Демона». Погибли многие письма, к-рые Лермонтов посылал с Кавказа моск. и петерб. друзьям</i>" (ст. «Рукописи Лермонтова»). А то можно подумать, что лермонтовский архив безупречно сохранился и только одного «Прощай, немытая Россия» почему-то не найдено.



<lj-cut>///Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX, потом в журнале «Русская старина» под его именем через 46 (!) лет после роковой дуэли.///



Тоже можно добавить, что всего после 1873 года было опубликовано 42 стихотворения Лермонтова, <a href=«www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/doksa/2006_10/264-272.pdf»>автограф которых неизвестен. Среди них есть и незначительные стихотворения в альбом. Несмотря на отсутствие автографа, их принадлежность Лермонтову никем не оспаривается.</a> А то опять-таки можно подумать, что сразу после роковой дуэли опечаленное правительство выпустило бесцензурное лермонтовское ПСС.





///от «пашей», хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет).



не слышит «говора пьяных мужичков». Теперь они у него только «послушный голубым мундирам народ», рабы из «страны рабов и господ».///



Видимо, «будучи навеселе» Лермонтов написал стихотворение «Жалобы турка» (автограф сохранился), со словами: <i>«Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна!». </i> и закончил его словами: <i>«Ах! если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; — Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? — все мы человеки!...»</i> Казалось бы, с чего бы это поэт Российской империи решил написать жалобы от имени жителя Османской империи и какую такую «истину скрывала ложь»? Неужели Лермонтов находил между Российской и Османской империями что-то общее?



И уже без всяких намёков Лермонтов высказался в незаконченном романе «Вадим» (автограф сохранился) <i>"<b>Русский народ</b>, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем, но справедливо, он согласен служить — но <b>хочет гордиться своим рабством, хочет поднимать голову, чтоб смотреть на своего господина</b>"</i>. Выясняется, что Лермонтов, действительно,  считал Россию «страной рабов и господ» (а чем она, собственно, была до отмены крепостного права?). Что, впрочем, ничуть не мешало ему любить «говор пьяных мужичков» и уважать «сторукого исполина».





 ///Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку «Прощания с морем», что написал его кумир, невольник чести: «Прощай, свободная стихия!».///



Дело вкуса. На мой вкус противопоставление «свободной стихии» и «страны рабов и господ» не «грязно исковеркало» стихи Пушкина, а подчеркнуло противоестественность, ненормальность существования рабства.



Факт, что в творчестве Лермонтова постоянно встречаются реминисценции из пушкинских стихотворений, в т. ч., <a href=«feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-356-.htm»>и такие случаи, когда связь стихов Лермонтова со стихами Пушкина идет, так сказать, со знаком минус — выражается в сознательном следовании пушкинским темам, мотивам, художественным образам и одновременно в сообщении всему этому иной, подчас прямо противоположной, окраски.  с переосмыслением пушкинских мотивов</a>.



Например:



Пушкин:



<i>Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою

Среди тревог и в тишине

Я насладился… и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть. </i>



Лермонтов:



<i>За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей,

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.</i>



Т. е., переворот смысла пушкинского стихотворения.





///Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий.



Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки.



Так что вправе было воскликнуть: «Привет, немытая Европа!»///



Надо обладать особо извращённым умом, чтобы понять первую строчки стихотворения, как «Прощайте, немытые низшие сословия, я еду в чистую Европу к французским дворянам». Речь, как легко заметить, идёт об отъезде на Кавказ, отнюдь не бывший в русской поэзии символом гигиены. Зато Кавказ для Лермонтова был -символ свободы (см. Лермонтовская энциклопедия, ст. «Кавказ»), «жилище вольности простой» (стих-е «Кавказу»).  Следовательно, «немытую Россию» надо понимать метафорически, а не буквально (что, собственно, все лермонтоведы и делают).





///Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения «Смерть поэта» уже собирался по Высочайшему повелению отправиться на войну с горцами, то такой «залп грязью» в сторону трона стал бы сразу услышан всеми.///



Радует, что автор заметил, что стихотворение — это «дерзкий вызов власти», а не России. Ничего не мешало Лермонтову написать стихотворение в 1837 и оставить его в личном архиве (для себя, или для времени когда скандал со «Смертью поэта» поутихнет, или для будущих поколений). Редакторы собрания сочинений Лермонтова 1957 года так и считали: <a href=«lib.ru/LITRA/LERMONTOW/pss1.txt»>обращение к  «немытой  России»  и написанное весною 1841 г. стихотворение «Родина»  вряд ли могли быть созданы в  течение одного месяца:   слишком отчетлива разница  в трактовке патриотической темы. Между  тем стихотворение  «Прощай,  немытая  Россия...» гораздо  легче сближается с  пафосом заключительной строфы «Смерти Поэта»  и позволяет  по-новому понять идейную эволюцию  Лермонтова.  В  связи  с  этим стихотворение относится  в нашем издании к 1837  г.--  времени первой ссылки поэта.</a>





///Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения «Прощай, немытая Россия», сначала в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. ///



На самом деле, первым напечатал стихотворение П. А. Висковатов (Русская старина. 1887, № 12, стр. 738—739). В 1880-е годы он опубликовал в «Русской мысли» и «Русской старине» многие прежде неизвестные стихотворения Лермонтова, извлечённые из черновых рукописей, преимущественно лермонтовского музея (Лермонтовская энциклопедия, ст. «Публикации»). Нельзя исключать, что в его руках была и рукопись «Прощай, немытая Россия», впоследствии утраченная. В публикации в «Русской старине» Висковатов однозначно называет автором Лермонтова.





///Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради «сенсационных открытий» он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные подлоги.///



Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: <a href=«www.rulex.ru/01020989.htm»>" января 1863 года Б. издает ценнейший исторический сборник: «Русский Архив», основанный по мысли Хомякова. В нем Б. обнародовал массу сырых материалов по русской истории последних двух столетий, благодаря чему этот журнал является необходимым пособием для исследователей нашей новой истории. с января 1863 г. Бартенев</a>



проф. Пичета В.И. Введение в русскую историю (Источники и историография): <a href=«www.opentextnn.ru/history/?id=2704»>Русский Архив, издаваемый П. Бартеневым с 1862 г., дал массу весьма ценного материала по истории XVIII-XIX в.в. К сожалению самое издание документов не отличается безукоризненностью и заставляет желать много лучшего. Документы и мемуары изданы часто с сокращениями, с большими выпусками. Иногда вместо подлинного текста дается пересказ последнего</a>



«Весёлых розыгрышей, переходящих в подлоги» никем не отмечено.





///«Голубой мундир» выдавал сочинителя «Немытой России» с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда и нигде не применял это словосочетание.///



Сочетание «голубой мундир» применительно к жандармам впервые зафиксировано «Национальным корпусом русского языка» в дневнике А. В. Никитенко за 1830 год: <a href=«www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/nikitenko_dnevnik_1.htm»>Но и тут известные особы в голубых мундирах спешили приводить в надлежащие формы каждое свободное движение.</a> За пять лет до рождения Минаева.



«Частотный словарь языка Лермонтова» включает 14239 слов. Из них очень многие были употреблены в сочинениях поэта только один раз. Избранные примеры на букву «А»: «автобиографический», «агат», «адьютантик», «азарт», «аист», «академический», «аккуратность», «акробат», «аксиома», «акция», «алгебра», «алебарда», «алчность», «Альбион», «амазонка», «анатомировать», «антипатия», «антресоли», «аплодировать», «аптека», «араб», «Арбат», «арбуз», «аргумент», «аристократ», «арка», «армия», «артиллерист», «архангел», «архимандрит», «арьергард», «аспид», «асессор», «ассигнация», «астрология», «атлас»… Устал. Все эти слова появлялись в сочинениях Лермонтова только один раз, что, до сих пор, никто не считал доказательством подделки.





///Анализ показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так, «голубые мундиры», «паши» не встречаются у автора «Родины» нигде более///



Очень глубокое доказательство несоотвествия по стилю...</lj-cut>



Конечно, самое интересное не многочисленные натяжки автора, а вопрос: написал ли Лермонтов это стихотворение?

Да, оно было опубликовано авторитетными историками.

Но подтверждается ли авторство Лермонтова анализом текста?



Филолог <a href=«www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/doksa/2006_10/264-272.pdf»>Н. Сапрыгина сделала структурный анализ стихотворения</a> и обнаружила приёмы,  характерные для Лермонтова.



1. Синтаксический параллелизм в полустишиях «Страна рабов, страна господ» и в строках «И вы, мундиры голубые / И ты, им преданный народ».



<i>У Лермонтова параллелизм встречается часто: Что ищет он в краю далёком? / Что кинул он в краю родном?..; Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой…; В них слёзы разлуки, в них трепет свиданья; Не пылит дорога, не дрожат листы.



У Лермонтова строка делится на полустишия буквально «на каждом шагу». Ни твой привет, ни твой укор; Но песнь – всё песнь, а жизнь – всё жизнь; Слуга царю, отец солдатам; Звучал булат, картечь визжала; Укор невежд, укор людей; Не с благодарностью иль покаянием; Где ты росла, где ты цвела, Каких холмов, какой долины; Душой дитя, судьбой монах; И верится, и плачется и т. д.

В стихотворении «Тучи» на 12 строчек приходятся три интересующие нас формы: Степью лазурною, цепью жемчужною; Зависть ли тайная, злоба ль открытая; Вечно холодные, вечно свободные.



Таким образом, у Лермонтова синтаксически параллельные полустишия становятся особенностью идиостиля.</i>



2. Там же антонимия полустиший:



<i>Полустишия Лермонтова часто антонимичны (привет – укор, дитя – монах, тайная – открытая, родина – изгнание и т. д.). Антонимичные полустишия – черта лермонтовского идиостиля. Антиномии обусловлены романтическим мировоззрением поэта, чётко различающим добро и зло. Вторая строка содержит антонимическое противопоставление (рабов – господ).</i>





От себя добавлю, что антонимическое противопоставление рабов и хозяев у Лермонтова встречается постоянно: «ни раб, ни властелин» (Тростник), «раб иль властелин» (Моряк), «И перед властию — презренные рабы» (Дума), «раб пред владыкой» (Перчатка) «я твой раб, твой господин!..» (Цыганы), «Да, счастие подобно всем рабам, Услужливо к чужим лишь господам» (Маскарад).

А, вот, в выложенных в Сети стихах Минаева этой антонимии нет.

az.lib.ru/m/minaew_d_d/text_0050.shtml



Лермонтовым часто употребляема метафора «стены гор»: «Полувоздушною стеною Нагие тянутся хребты» (Моряк). «И ровны, прямы, как стена, По берегам темнеют горы» (Черкесская песня), «Вдали тянулись розовой стеной, Прощаясь с солнцем, горы снеговые» (Аул Бастунджи), «Стеной умели так высоко Громады скал нагромоздить» (Вид гор из степей Козлова), «синелись зубчатою стеной горы» (Герой нашего времени), «утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемою стеной» (Герой нашего времени).

У Минаева этой метафоры нет.



Нет у Минаева слова «немытый», не самого обычного для поэтического языка. Согласно, «Национальному корпусу русского языка» слово «немытый» употреблено в семи стихотворениях 19 века. По одному употреблению у Случевского, Никитина, Ашхарумова и Языкова, и три употребления у Лермонтова. Лермонтов, помимо «Прощай, немытая Россия», употребил его в поэмах «Монго» и «Тамбовская казначейша».



Нет у Минаева и форм глагола «сокрыться». У Лермонтова формы этого глагола встречаются 20 раз (Лермонтовская энциклопедия. Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова), в частности, «И тайна юного Селима,

Чуждаясь уст, ланит, очей, От любопытных, как от змей, В груди сокрылась невредима!», «От глаз его сокроется ручей», «Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись».



И что касается сомнения: можно ли любить немытую Россию… И можно, и нужно: без любви не будет воли и терпения её «мыть».

  - 0   - 0
фото

Дмитрий (Благовещенск)   31.07.2013 08:13

Да уж, про "авторитетных историков" особенно Висковатова, неоднократно уличенного в подделках лермонтовских стихов - например, в "дописывании" поэмы "Каллы" - весьма порадовало. "Казалось бы, с чего бы это поэт Российской империи решил написать жалобы от имени жителя Османской империи" - а с чего российский поэт написал драму "Испанцы"? А с чего российский поэт обращался к французскому народу: "Ты, жалкий и пустой народ!"? И таких "а с чего" можно насчитать много. Понятно, для вас очень важно, чтобы автором сего стишка был именно Лермонтов, и никакие доказательства обратного в расчет приниматься не будут (иначе ведь выходит, что это не классика, а просто русофобский высер), однако количество потраченных слов - не есть показатель истинности, так что зря вы были так болтливы в своем "опровержении автора"
- 0   - 0
фото

Дворник   26.11.2013 10:17

Влад, спасибо за высококвалифицированный комментарий.
Заметка Сокурова с первых же абзацев вызывает недоверие своей тенденциозностью, бездоказательностью, явными натяжками, и даже базарным стилем.
Ваш комментарий, основанный на глубоком знании предмета и подкрепленный солидными источниками, расставляет все на свои места.
- 0   - 0
фото

Alex   11.05.2014 00:15

Уважаемый Влад, ваш ответ намного более логичен и аргументирован, чем статья. Спасибо.

А статья не о творчестве Лермонтова (это только повод), а о том, как "все прекрасно в России", а если кто считает по другому - тот враг.

Ну а если о России нелицеприятно высказался очень известный человек, то надо извратить смысл им сказанного или просто солгать, что он этого вообще не говорил, как в случае данного стиха Лермонтова.

Старый затасканный прием: "Ну не может этого быть потому что этого не может быть никогда." И полуправда, которая, как известно, хуже лжи, в "подтверждение": Автор статьи пишет, что никто не видел оригинала "Прощай немытая Россия" но умалчивает, что никто не видел оригиналов почти четверти стихов Лермонтова.
- 0   - 0
фото

олег новиков (Россия)   15.08.2014 17:04

Влад. Огромное спасибо за очень качественный анализ. По качеству он просто несоразмерен статье.
- 0   - 0
фото

Vereski   24.10.2014 13:06

В столь развёрнутом комментарии отсутствует одно важное обстоятельство. Начиная от первой публикации данного стихотворения, оно редактировалось четыре раза.

В первый раз сведение о нём появляется в письме П.И. Бартенева П.А. Ефремову («Вот ещё стихи Лермонтова, списанные с подлинника») датируемого 1873 годом.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.

Быть может за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих ц…ей,
От их невидящего глаза,
От их неслышащих ушей.


Затем в не позднее 1877 года и в письме П.И. Бартенева к Н.И. Путяте («С подлинной руки Лермонтова»).

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, /покорный/ им народ.

Быть может за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих ц…ей,
От их /всевидящего/ глаза,
От их /всеслышащих/ ушей.

При этом, нельзя не согласиться с тем, что смысл данного произведения заметно меняется. Не правда ли?

Далее уже в статье у П.А. Висковатого (нет никаких указаний на источник)

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, /им преданный/ народ.

Быть может за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих /вождей/,
От их /всевидящего/ глаза,
От их /всеслышащих/ ушей.

Затем опять у П.И. Бартенева в журнале 1890 года («Записано со слов поэта современником»)

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, /им преданный/ народ.

Быть может за /стеной/ Кавказа
Укроюсь от твоих /вождей/,
От их /всевидящего/ глаза,
От их /всеслышащих/ ушей.

Все эти варианты были опубликованы и нет оснований сомневаться в подлинности их существования. При желании все эти тексты, можно легко найти. Создаётся впечатление, что М.Ю. Лермонтов после своей трагической гибели в 1841 году продолжал упорно трудиться над этим многострадальным стихотворением. Текст был изменён почти на четверть. Согласитесь, что редактировать великого поэта в таких объёмах непозволительно никому. Всё это, отбросив все ненужные и мешающие поиску истины споры между славянофилами и русофобами, а так же политическими, коммерческими и иными обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к поэзии великого писателя, заставляет сильно сомневаться в подлинности авторства этого стихотворения приписываемого М.Ю. Лермонтову.

Интересно, что П. А. Ефремов, знаменитый издатель сочинений великого поэта, получив в 1873 году от П. И. Бартенева письмо с самым первым известным нам вариантом стихотворения, отреагировал на полученный им текст очень оригинально, набросав карандашом на оборотной стороне письма строки, Лермонтову уж точно принадлежащие:
Люблю я парадоксы ваши,
И ха-ха-ха, и хи-хи-хи,
Смирновой штучку, фарсу Саши
И Ишки Мятлева стихи…

Интересно также, что ни 1873 году, когда П. А. Ефремов как раз готовил к печати новое издание сочинений Лермонтова, ни в последующие годы, когда он выпустил в свет ещё четыре издания (а последнее из них вышло в 1889 году, уже после публикации П. А. Висковатова), то стихотворение, которое он получил от П. И. Бартенева, несмотря на приписку «списано с подлинника», П. А. Ефремов опубликовать так и не решился…
- 0   - 0
фото

Андрей (Россия)   26.06.2012 14:29

Найдется же везде такая вот «НАДЕЖДА». Люди не читайте её мерзости. Это продажная тварь, провокатор, получающий за это свои 30 серебреников. 
  - 0   - 0
фото

Василий (Россия)   08.06.2012 06:37

Какой причудливый бред, хыхы.Прям хоть сейчас в учебник по психиатрии.

Вариантов два: а)«Сокуров» не читал Михал Юрича Лермонтова и б))«Сокуров» не читал Дмитрий Дмитрича Минаева.Возможен и вероятен и третий вариант — не читал ни того, ни другого, ггг.

  - 0   - 0
фото

Зинн (Россия)   10.04.2012 12:57

Замечательная статья, спасибо автору. «Прощай...» всегда используется русофобами для очернения России. Теперь ясно, в чем тут дело. 
  - 0   - 0
фото

Виталий (Россия)   03.04.2012 21:02

Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось мытьем и даже парением в бане. При этом приговаривалось: «Благослови, Господи, пар да веник». Вот свидетельство арабского путешественника и ученого Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании на Древней Руси бань: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева… В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв. Вот таким долгим был путь Европы к осознанию необходимости личной гигиены. Огромную роль в прививании европейцам любви к чистоте сыграли именно русские. А сегодня культивируется миф о немытой, нецивилизованной России, которая и научила европейцев личной гигиене.
  - 0   - 0
фото

Павел (Россия)   17.03.2014 10:03

небольшая ремарка. с банями и мылом (кстати) европейцы впервые познакомились в Палестине, от мусульман, во время крестовых походов. правда это не оказало существенного влияния на европейскую культуру и гигиену. но и позже, когда в Европе стало принято мыться, эта традиция пришла отнюдь не из России - это скорее всего возрождение античных традиций, отсюда - ванна, душ и прочие купальни, но не баня - они этого до сих пор не очень понимают. а вот наличие сауны у финнов, скорее результат долго сохраняющегося (относительно Европы) язычества. наличие бань в России - результат также относительно позднего принятия христианства + принятие его Византии, в которой античные традиции сохранялись до конца существования империи (и потом плавно и непротиворечиво перешли к туркам вместе со строениями).
- 0   - 0
фото

Виталий (Россия)   03.04.2012 20:57

Наиль, Россия   09.03.2012 19:41 Лермонтов попал прямо в точку — действительно немытая Русь. И сейчас через раз русские моют руки перед едой. Бани Русь переняла от своих мусульманских соседей — Хазар, Булгар. Как известно в исламе надо 5 раз мыться перед намазом.

Бани на Руси известны с глубокой древности, ничего мы ни у кого не перенимали.

  - 0   - 0
фото

Илья (Россия)   21.03.2012 23:27

Уважаемый Автор.

Спасибо за вашу статью.

Я всегда догадывался, что этот «грязный» стих не принадлежит М.Ю. Лермонтову еще и потому, что «голубые мундиры» носили в царской России жандармы — политическая полиция.  Во первых во времена Лермонтова жандармский корпус составлял всего то от силы человек 300 на  всю Россию. А во вторых — как это русский народ был «предан» жандармам — политической полиции. Да он жандармов и видом не видывал. Что не скажешь о свободолюбивой «грязной» русской интеллигенции.....

Спасибо Вам, теперь я полностью уверен, что этот «грязный» стих -фальшивка.

С уважением, Илья
  - 0   - 0
фото

Александр (Россия)   15.03.2012 09:05

Наше время прекрасно описывает подлинное стихотворение Лермонтова, «опять народные витии...»



...

Но честь России невредима.

И вам, смеясь, внимает свет...

Так в дни воинственные Рима,

Во дни торжественных побед,

Когда триумфом шел Фабриций

И раздавался по столице

Восторга благодарный клик,

Бежал за светлой колесницей

Один наемный клеветник.



  - 0   - 0
фото

Наиль (Россия)   09.03.2012 19:41

Лермонтов попал прямо в точку — действительно немытая Русь. И сейчас через раз русские моют руки перед едой. Бани Русь переняла от своих мусульманских соседей — Хазар, Булгар. Как известно в исламе надо 5 раз мыться перед намазом.
  - 0   - 0
фото

Александр (Россия)   03.01.2014 21:04

Наиля!Хоть и запозданием на год,отвечаю!Ваше частное умозаключение,парирую своим частным наблюдением:Ярославль,Заволжский р-он,подруга моей матери отличается тем,что по 30-40 раз в день,моет руки!Я мою руки,примерно,раз в час,ввиду наличия собаки!И Вы,с таким подходом ,рассуждаете о Лермонтове!
- 0   - 0
фото

Даша   28.06.2014 00:32

Александр, отвечаю без опоздания на год. Вы очень "чистейший" человек - мыть руки "примерно раз в час" - это сильно, не говоря уже "про 30-40 раз в день" подруги вашей мамы, а, учитывая, что в сутках 24 часа, она никогда не спит - ей некогда, она руки моет.
- 0   - 0
фото

Юрий (США)   31.12.2011 07:45

Знаете, дражайший, с большого бодуна восьсмистишья не рождаются! Разве что в воспаленном мозгу С-Суки-курова. Максимум-максиморум — четверостишья. Да и то не каждый день. А оно что, еще и поэт? Н-дас. Туиште свет.

  - 0   - 0
фото

Fred Peterson (USA)   11.09.2014 06:11

Здравствуйте,

Я г-н Фред Питерсон, я выдавать кредиты с процентной ставкой 3% и я даю все виды кредита, что вы хотели.

Если вам нужен кредит, все, что вам нужно сделать, это найти место были законные кредиты найдено.

Я могу произвести любой суммы кредита вы можете думать о, так что же вы ждете, применяются сейчас и давайте ваш кредитный ход и обработку сегодня.

Если вам нужен кредит сегодня, применять через следующие:

E-mail компании: fredpetersonworldloan@yahoo.com

Личная E-mail: fred112.peterson@gmail.com

Другие писем: peterson.54@mail.ru

Сайт: http://chukwuoge9.wix.com/fredpetersonworldloan

Контакты: +23472074457

Я буду рад, если вы подаете заявление сегодня и получите кредит для решения ваших различных проблем.

С уважением,

Г-н Фред.
- 0   - 0
фото

Психолог (Uzbekistan)   28.12.2011 20:38

Господа! Для проверки авторства есть современные методы, компьютерные, в том числе, анализирующие статистические особенности авторской речи и письма. Надо применять их, а не грубо-потолочное, типа: «мундиры голубые» нигде более не встречается".



Что касается изменения настроений? Лермонтов, судя по его стихам, был человеком весьма эмоциональным, экстремистом, можно сказать. И, неудивительно, что такое с ним случалось.



И вот, представьте себе. Едет сколько-то дней 26-летний поручик на войну. На каком-то постоялом дворе, на границе России, после утомительного дневного перехода офицерская пьянка. Шампанское в студию! Еще шампанское! После этого — бурная ночь с какой-то неизвестной (и, вполне возможно, не вполне подмытой от предыдущего клиента) гражданкой. Кустодиевские бани работали, отнюдь не круглосуточно, а раз в неделю, по субботам, как правило.



А наутро они проснулись. Голова трещит. Растрепанная баба, чуть помоложе офицеровой матушки покойной, храпит...



И родилось у него восьмистишье. А, если бы вел в тот вечер правильный образ жизни, то написал бы целую патриотическую поэму.

  - 0   - 0
фото

олег новиков   15.08.2014 17:12

по себе стопудов судишь
- 0   - 0
фото

Юрий (США)   27.12.2011 07:02

Статья голубого воришки Сокурова столь же грязна, как и его гэбэшный мундир. Хуже того, она бесталанна. Стареет боец? Сдает, как и его карликовый гуру? Сдает. Да они и в молодости не блистали. Просто подросло поколение, которому это очевидно. Жаль? Нет. Ничуть не жаль старых дураков. Что посеяли… Раньше в таких случаях выбивали на могильном камне RIP. Сейчас понятнее будет: ПНХ.
  - 0   - 0
фото

Александр_Конёв (RUSSIA)   09.12.2011 17:08

Разделяя, в целом и общем, пафос — и позицию! — Автора, не могу не вступиться и за Минаева. В отличии от тёзки-современника (нашего) он, не будучи допущен к рычагам АГИТПРОПА, сумел-таки оставить след в российской словесности — и сознании.



Чего стоит одна только песня — «Окрасился месяц багрянцем...»! Чего достичь нашему современнику (и не только тёзке) достаточно проблематично! Ну, талант и есть талант — что тут говорить!



И его ли вина, что конечный выход определялся «общественными» запросами — как и теперь, кстати!?



Но подлог остаётся подлогом — увы, вряд ли прецедентным...



Полагает ли Автор, что ныне механизм предотвращения уступкам «общественной» целесообразности (со стороны небесталанных творцов) вполне отлажен...

Или, наоборот, такая практика поставлена на поток?!

 

  - 0   - 0
фото

Суравикин Владимир Иванович (США)   04.12.2011 04:41

Прочёл Сокурова и грустно стало. Потому что его «сверхзадача» — не установить авторство стиха, а ругнуть тех кто имеет на Россию правдивый взгляд. Я волею обстоятельств двадцать лет работаю по белу свету и вижу ситуацию со стороны: дела наши как правило заставляют испытывать стыд за матушку Россию. Нигде из стран, считающих себя развитыми, нет такого жуткого взяточничества, воровства, лени, злобности и пьянства. Взгляните на статистику, приведённую в комментариях к одной из статей в этом журнале — о многом говорит. Но попробуй громко сказать это нашим соотечественникам: сразу — «русофоб»! Я двадцать лет общаюсь с американцами, вижу как они относятся к критике Америки. Всегда к этой критике присоединяются! (Может и из вежливости, но присоединяются). В Америке выходит масса книг критикующих Америку (а в ней  реальных поводов для критики —  намного меньше), и никто не осуждает авторов — «америкофоб!». Мы в школе учили целое американское литературное течение — «разгребатели грязи» — Драйзер, Синклер, Льюис и др. — все американские пороки описывали, и никто их не оплёвывал. Потому здесь и жизнь такая, что со всего мира люди стремятся приехать, а из России разбегаются. В России правду о себе не любят, живут с дико нелепыми представлениями о том каков Запад и какова Америка. Глотают начальственную пропаганду. Если бы правду знали как живут западные страны в ставнении с Россией (не только в деньгах) — ещё быстрее бы из России разбегались.

Грустно, уважаемые соотечественники. Пока не научитесь правде в глаза смотреть — так и будете жить извините в дерьме во всех отношениях, даже не осознавая что в дерьме живёте. И только этим незнанием и будете счастливы.  

  - 0   - 0
фото

Надежда   04.12.2011 01:16

Да, что же Вы такой задиристый, Леонид? Считаете мои опечатки, приписываете мне абсолютно не свойственные качества? Я имею право на свое мнение, которое может не совпадать с Вашим. Ну и что? Я его высказываю, а Вы высказываете свое. Вы вообще используете комментарии, чтобы показать свою эрудицию. Судя по всему, страдаете комплексом неполноценности. Комментарии — чтобы комментировать, а не самоутверждаться.
  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   03.12.2011 20:50

 

Уважаемая Надежда, осмелюсь начать свое послание  Вашими словами:  «Вы очень хорошо начали свой комментарий, но закончили, по-моему, не совсем правильно». Это ж,  каким надо  обладать самомнением, что бы знать,   как надо было  поступать,  признанным миром политикам  без Вашего высокого  координирования.  «Начинать надо было…». Ну,   когда  настанет время и  «правители «начнутЬ» потихоньку сажать всех у кого есть «деньгиИ и присвИвать» их, а потом и говорунов», вот тогда пригодятся им  ваши консультации. Горбачев и Ельцин, при всем к ним неоднозначном отношении, вернули своим  гражданам свободу слова, совести,  частной собственности, что теперь с таким трудом приходится отбирать  Путину. А то,  что  Горбачев  попытался  социализму придать человеческое лицо,  не умаляет его самоотверженного поступка.  При желании, он мог до сих пор быть на месте Путина. Просто жили бы  как  граждане Кубы на  $10 в месяц, но учитывая нынешнюю цену на нефть, — и на все 100.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p></o:p>

  А что касается статьи Сокурова, у меня создалось мнение, что он пытается смотреть  на Россию  сквозь  розовые очки.  Мне  неважно, кто написал  строки про немытую Россию,  главное  написаны они  не со злорадством, а с болью, как и  стих Высоцкого про дом на ветрах.  Легче всего петь дифирамбы о любви к  своей стране, а заодно и к  действующей власти, если там не все благополучно. Березки, ручейки. Это уже было, когда даже  перелетных птиц рядили в наряды  патриотов. следовать этому  не только легче, но и выгодней. Вспомним, кто процветал в искусстве, литературе, кинематографе, —  и кто был гоним.  Что, тот же Солженицын, Войнович, Довлатов, Бродский  и т.д. при их  таланте не сумели  бы писать, «по способности и получать по потребности»? А может быть не все смогли.  Известно, как Булгаков попытался наступить на горло своему таланту, и написать хвалебную пьесу  Сталину в честь его юбилея,  —  не вышло.  Но многие приспособились: Алексей Толстой,  Михалковы, Марков  и целая армия талантливых холуев.   Сегодня та же картина.  Верноподданный и талантливый Андрей  Макаревич написал  песню про холуев: «Этой песне уже год – оправдывался он, - ровно год она звучит практически на каждом концерте, ее крутят в эфире некоторых радиостанций, и чего сейчас все вдруг сошли с ума по этому поводу, я не знаю».   Андрей откровенно  струхнул, ему показалось, что это протест против самого национального лидера.  Я написал по этому поводу стишок:



Как-то песню сочинил про холуев,  Андрюша,

Взял и сдуру запустил  её  в эфир, —  послушать:

«Я, такой же  либерал,  но  с  властью — дружен,

 Жополизом  называть меня   —  ненужно.



Мой  талант  вам не  отнять,   — но я увлекся:

Песню  сочинил  про  холуёв, — и спекся!

Популярность подвела на этот раз — нахалка:

Сам  нацлидер  рассерчал, — а жалко!



А теперь наш идеолог  В. Сурков, зануда,

Пригрозил  не  допускать  меня в эфир — иуда!

Я ж за Путина  готов порвать рубаху,

А  теперь  они кричат, — «Иди к Нах-Наху!».



У  Нах-Нахов, ни за что не приживусь, засохну,

Ещё  раз про холуев  там  пропою — и сдохну!

Тут  Валуев из  Едросов припугнул: « Андрюха!<o:p></o:p>

И   кулак  поднёс  под самый нос — понюхай!».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Лермонтов  и Пушкин (в моем понятии)  были настоящими патриотами,  не писали  в угоду царям и  власти.   <o:p></o:p>

«Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич».<o:p></o:p>

«Правитель слабый и лукавый,

Плешивый щёголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда...»

(А.Пушкин)<o:p></o:p>

 

  - 0   - 0
фото

Тим (Европа)   04.07.2013 13:06

в немецких фольварках(поселках) на юге россии, унитазы были в домах фермеров еще до революции.а в россии, и сегодня 30% ее населения ходит в туалеты во дворе.в Европе в туалетах гостиниц и ресторанов и сегодня висят таблички на русском-на унитазы ногами не влезать.
Русский поэт Максимилиан Волошин о том, кто загадил Крым, написал еще в 1926 году:

Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень —
Простор столетий был для жизни тесен,
Покамест мы — Россия — не пришли.
За полтораста лет — с Екатерины —
Мы вытоптали мусульманский рай,
Свели леса, размыкали руины,
Расхитили и разорили край.
Осиротелые зияют сакли,
По скатам выкорчеваны сады.
Народ ушел, источники иссякли.
Нет в море рыб, в фонтанах нет воды.
его рукопись есть в музее Волошина в Крыму.
- 0   - 0
фото

Надежда   03.12.2011 16:45

Когда возразить нечего, пишут то, что написали Вы, Ульяна. Спорить бесполезно.Вы — на одной волне, я — на другой. Всего Вам доброго. Отвечать я больше не буду.
  - 0   - 0
фото

Ульяна М. Борзова (Россия)   03.12.2011 15:10

ПО ПОВОДУ ПОСЛЕДНЕЙ РЕПЛИКИ НАДЕЖДЫ:

как много слов, и какое бессилие примеров и выводов по теме  статьи, даже с учётом полифонии комментариев. Ну, ничего, ничего, пишите.

  - 0   - 0
фото

Надежда   02.12.2011 09:40

Уважаемая Ульяна! Вы очень хорошо начали свой комментарий, но закончили, по-моему, не совсем правильно. Очень многим русским сейчас в России свойственно все беды своей страны сваливать на Запад. Это то агитка, которую проводит ваше правительство.А они большие мастера запудривать народу мозги.(Относительно экономического развития я написала в предыдущем комментарии).Посмотрите на Китай. Америка у него в долгу, как в шелку. Китайцам принадлежит половина Калифорнии и куча огромных индустрий в Америке. Например, все доходы компании «Costco» идут на содержание китайской армии. Я это к тому, что если бы народ не был так покорен (рабская психология!), он бы не допустил криминальной революции! Вот где нужен был бы настоящий русский патриотизм, а не споры о том, кто нас в этом духе воспитывал: Лермонтов или Высоцкий(Экивок в сторону Леонида).Горбачев начал перестройку не имея никакой экономической программы. Начинать надо было с мелкого крестьянского хозяйства, предоставления земли в частную собственность, развития малой техники и мелких частных предприятий, а он начал с того, что отдал на откуп огромные государственные предприятия, которые тут же обанкротились. А следующий, пьянь-Ельцын, был не лучше.Ну а кто, как не вечен в России, ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ. Они, конечно, тут же подсуетились и подставили вам своего, папаша которого служил у Сталина, и который подтягивает свою мерзкую рожу в перерывах между тем, как всех мочит! У него -то и речь уголовника. Так что, как говорится в старой русской пословице, — неча на зеркало пенять, коли рожа кривая. Я совсем не хотела грубостей, но «из песни слов не выкинешь», прошу прощения.А мой прогноз такой: подождите, он себя еще покажет, начнет сажать всех тех, кто сейчас вякает, думая, что настала свобода. История повторяется. После оттепели 60-х, после Хрущего, который быстренько заморозил процесс освобождения политзаключенных, сообразив, что у тогдашнего правительства руки по плечи в крови, пришел Брежнев, про которого народ говорил, что он сажает не только кукурузу. Если народ будет продолжать свою пассивную позицию, то правители начнуть потихоньку сажать всех у кого есть деньгии и присвивать их, а потом и говорунов.

  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   02.12.2011 07:19

 

<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p>«Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...». — пишет Сокуров. Смею возразить, это в угоду правящей партии можно только восхищаться и восхвалять страну, для которой она ничего не делает. Но был наш современный поэт, корорый черное называет черным, а белое — белым: </o:p>

<o:p> </o:p>

     Что за дом притих,<o:p></o:p>

     Погружен во мрак,<o:p></o:p>

     На семи лихих<o:p></o:p>

     Продувных ветрах,<o:p></o:p>

     Всеми окнами<o:p></o:p>

     Обратясь в овраг,<o:p></o:p>

     А воротами -<o:p></o:p>

     На проезжий тракт?<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Ох, устал я, устал,- а лошадок распряг.<o:p></o:p>

Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!<o:p></o:p>

Никого,- только тень промелькнула в сенях,<o:p></o:p>

Да стервятник спустился и сузил круги.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     В дом заходишь как<o:p></o:p>

     Все равно в кабак,<o:p></o:p>

     А народишко -<o:p></o:p>

     Каждый третий — враг.<o:p></o:p>

     Своротят скулу,<o:p></o:p>

     Гость непрошеный!<o:p></o:p>

     Образа в углу -<o:p></o:p>

     И те перекошены.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

И затеялся смутный, чудной разговор,<o:p></o:p>

Кто-то песню стонал и гитару терзал,<o:p></o:p>

И припадочный малый — придурок и вор -<o:p></o:p>

Мне тайком из-под скатерти нож показал.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     «Кто ответит мне -<o:p></o:p>

     Что за дом такой,<o:p></o:p>

     Почему во тьме,<o:p></o:p>

     Как барак чумной?<o:p></o:p>

     Свет лампад погас,<o:p></o:p>

     Воздух вылился...<o:p></o:p>

     Али жить у вас<o:p></o:p>

     Разучилися?<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Двери настежь у вас, а душа взаперти.<o:p></o:p>

Кто хозяином здесь?- напоил бы вином».<o:p></o:p>

А в ответ мне: «Видать, был ты долго в пути -<o:p></o:p>

И людей позабыл,- мы всегда так живем!<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     Траву кушаем,<o:p></o:p>

     Век — на щавеле,<o:p></o:p>

     Скисли душами,<o:p></o:p>

     Опрыщавели,<o:p></o:p>

     Да еще вином<o:p></o:p>

     Много тешились,-<o:p></o:p>

     Разоряли дом,<o:p></o:p>

     Дрались, вешались».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

«Я коней заморил,- от волков ускакал.<o:p></o:p>

Укажите мне край, где светло от лампад.<o:p></o:p>

Укажите мне место, какое искал,-<o:p></o:p>

Где поют, а не стонут, где пол не покат».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     «О таких домах<o:p></o:p>

     Не слыхали мы,<o:p></o:p>

     Долго жить впотьмах<o:p></o:p>

     Привыкали мы.<o:p></o:p>

     Испокону мы -<o:p></o:p>

     В зле да шепоте,<o:p></o:p>

     Под иконами<o:p></o:p>

     В черной копоти».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

И из смрада, где косо висят образа,<o:p></o:p>

Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,<o:p></o:p>

Куда кони несли да глядели глаза,<o:p></o:p>

И где люди живут, и — как люди живут.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     … Сколько кануло, сколько схлынуло!<o:p></o:p>

     Жизнь кидала меня — не докинула.<o:p></o:p>

     Может, спел про вас неумело я,<o:p></o:p>

     Очи черные, скатерть белая?!<o:p></o:p>

  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 23:14

Прошу прощения за то, что не все высказала сразу. Часть моего комментария почему-то не вошла в публикацию. В пункте 8-м я говорю о пьянстве не просто так, а в связи с «немытой Россией». Возможно автор стихотворения плюсовал ко всей прочей «немытости» еще и тот факт, что везде в канавах валялись грязные пьяные мужики, да и дворянство было не лучше!
  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 23:02

Почему-то окончание моего комментария не вошло в предыдущую публикацию, поэтому:Окончание 10. Дело еще в том, что все мы выросли на знаниях, которые нам внушали коммунисты в течение 70 с лишним лет. А они, как известно были большими мастерами переписывать историю, как,  впрочем, и все правители до них.Кроме того, Аксаков — не последняя инстанция. Всем известно, что он работал цензером, а последующие годы неоднократно ссорился с Гоголем, и в своем творчестве всегда опасался цензуры.

  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 20:52

Гораций Уолпол, видный английский ученый и политический деятель еще в 18 веке сказал: "Мир-трагедия для тех, кто чувствует, а комедия для тех, кто думает".

Я люблю ясность во всем, а тем болеев обмене мнениями.

Каждый человек имеет право на своесобственное мнение, будь то автор статьи или еёчитатели.Нельзя воспринимать комментарии враждебно, тем более, что в комментариях абсолютно нет никакой критики, наоборот: всем статья понравилась.

Нельзя отвлекаться от темы и вносить мотивы, которые совершенно не соответствуют предмету обсуждения. Никто не сравнивает разные страны и не воспевает Америку. Речь идет только о России.

1. О качестве стиха ничего не могу сказать — не специалист.

Уровень: нравится -не нравится, трогает душу или нет. Мне нравится.

2. Объективные причины:<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p></o:p>

Когда поэту безразлична судьба его Родины, он молчит или пишет о том, что лично волнует.<o:p></o:p>

3. По мнению многих философов, начиная с Рэрэ Декарта, который первый сказал: «Я мыслю, следовательно существую», психология народа определяется экономическим и государственным строем.<o:p></o:p>

4.Я сомнетваюсь, чтобы английские фермеры захотели приехать в Россию, ведь в России нет частной собственности на землю, Вл. Ил.Ленин нам это обещал!<o:p></o:p>

До сих пор  Дума думает, вместо того, чтобы пойти в Гос.библиотеку и взять реформу Столыпина.<o:p></o:p>

5. А раз нет частной собственности на землю, то и не может быть настоящей демократии.<o:p></o:p>

6. На западе это все есть уже пару веков плюс развитый капитализм. Поэтому и психология Запада отличается от психологии России.<o:p></o:p>

7. Можно спорить о том, насколько эта западная демократия отвечает нуждам народов, НО, пока, к сажалению, никто ничего лучше не придумал (по выражению У.Черчиля). Так что будем к этому относиться, как к естественному  экономическому процессу развития человечества.<o:p></o:p>

8.Кроме того. Российское пьянство – бич народа. По утверждению историка Соловьева российское пьянство уходит в глубь веков в татаро-монгольское иго.<o:p></o:p>

Соловьев объясняет пьянство тем, что во время татаро-монгольского ига, славяне мирились с ним, т.к. монголы защищали их от набегов малых племен с севера и запада. Но совесть их заедала, т.к. они мирились еще и с налогами и с тем, что монголы насиловали русских женщин. И чтобы заглушить угрызения совести, славяне стали пить. Постепенно с веками этот фенмен перешел в генотип. А далее все русские правители полдьзовались этим, заливая глаза своему народу. В последниее же столетие Сталин регулярно спаивал свою команду, т.к. то, что у трезвого на уме- у пьяного на языке. Посмотрите фильмы тех лет. Все постоянно пьют. Посмотрите на многосерийные программы Российского телевидения. Полия и следователи постоянно пьют<o:p></o:p>

9. Каждому народу свойственнен патриотизм. В случае большой беды, все встают на защиту своего отечества, независимо от государственного строя. И я не думаю, что спорить о том, кто больший патриот: русский, англичанин или поляк, имеет какой-то смысл.<o:p></o:p>

  - 0   - 0
фото

Санс (Россия)   01.12.2011 14:56

Надежда, о какой гениальности у Вас речь?  Если Лермонтов под эпитетом «немытая» имел ввиду то, о чём Вы рассуждаете, то необходимо признать бездарную находку классика. Как раз она выдаёт с ушами торопящегося, хоть и бойкого на рифму мистификатора. В русском языке можно было бы найти другой, точный и разящий эпитет, например, «Прощай, ПОКОРНАЯ Россия...» Тем более, что «немытая» вызывает другие ассоциации, уводящие в сторону от главной мысли.  Вообще,  расхожая «страна рабов» меньше всего подходит России. Ведь даже крепостной Николаевского времени меньше раб, чем его современник, английский рабочий, вспомните слова Пушкина на сей счёт.  С большей достоверностью Россию можно назвать СТРАНОЙ БУНТАРЕЙ. Притом, бунты наши не только бессмысленны и кровавы. Расширение пределов страны  в 7 раз, по сравнению с державой Ивана 3-го, происходило в основном крестьянами, уходящими на вольные земли от помещиков и администрации. Авангардом крестьянской колонизации было казачество — те же крестьяне, только вооружённые. Царской администрации всегда приходилось догонять своих беглых, вот и добежали до Тихого и Ледовитого океанов, до горных преград юга. Народ никогда не был «предан» «мундирам голубым» и землевладельцам, и Лермонтов это понимал, поэтому неспособен был на стихотворную чушь, о которой речь. Была преданность родной земле,  освящённой православием и батюшке-царю, как идее. Когда царь перестал отвечать идее, превратился в человека с именем, потерявшим уважение, от него легко и страшно отреклись.  Думаю, если бы вольным английским землепашцам предложили взамен огораживания ту крепостную неволю, что описал Аксаков в «Детстве Богрова внука» и «Семейной хронике», то анличанин выбрал бы русскую судьбу. А ведь те сытые и обогретые богровские крестьяне схватились за колья и топоры, когда позвал их Пугачёв. Так где страна рабов? И разве покорность и преданность власти характеризуют современную Россию? Полно врать!  Хотите картину рабства? — Посмотрите со стороны на распродажу в штатовском супермаркете. Надежде рекомендую воспитать в себе вкус к истинной поэзии. Она не в том, что автор косноязычно и тускло поддакивает Вашим взглядам на предмет обсуждения.

  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 08:15

Дполнение Прочтите еще раз Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.Не кажется ли вам, что это стихотворение прекрасно описыват наше время, в этом его гениальность. И нет здесь никакого намека на русофобство, наоборот тоска и страдание за свой народ. Так лично воспринимаю это стихотворение я.
  - 0   - 0
фото

Ульяна М. Борзова (Россия)   01.12.2011 06:40

Уважаемые Надежда и Мария. Наконец-то очередная статья Сергея Сокурова в «Кругозоре» встречается приличными комментаторами! Но позвольте и возразить вам.

Автор не «аргументирует свои выводы личными предположениями и рассуждениями». Он с присущей ему страстностью присоединяется к мнению тех исследователей творчества Лермонтова, которые изначально указывали на фальшивку и называли мистификатора, но не хотели быть услышанными ни массой определённо настроенных читателей, ни теми, кто контролировал учебники. Не преувеличивайте значения Ираклия Андронникова. Блестящий  литературный исследователь и говорун оставался ловким царедворцем советской эпохи. Он обдуманно не касался темы, в которой ему пришлось бы поставить под сомнение официальное мнение о «немытой России», которая, как царская, по определению не могла быть «мытой».  Сокуров достаточно умело обратил внимание читателей на невозможность использования  Лермонтовым «навыворот»  словосочетания из известного стихотворения Пушкина, которого Лермонтов боготворил; на отсутствие у Лермронтова «голубых мундиров» и «наоборот», пристрастия к  мундирам такого цвета Минаевым; на  не свойственный Лермонтову выверт во взглядах в короткий срок; на отсутствие не только рукописи-подлинника, но и на невнятные, путанные  объяснения Бартенёва.

Далее, Мария ссылается на вечных «патриотов», (потому стихотворение так живуче),  «призывающим всех других патриотов отмыть, очистить её (Россию. — У.М.Б), увести от мракобесия и привести к цивилизованной жизни». Уж простите, к какой «цивилизованной жизни»? К той, к которой после Французской революции вела мир европейские мысль и практика? К той помойке в тупике, которую мы сейчас имеем, благодаря силовым преимуществам Атлантического мира с его грабительской и кровавой историей?  В нынешней России горы грязи. Это факт. Но они были бы не так заоблачны, не столь  бросались бы в глаза, если бы мы, русские, как вечные, неразборчивые обезьяны, не бежали, «задрав штаны», за этими уродливыми признаками европейской «цивилизации», которые в американском варианте превратились в монстров. Посмотрите внизу на этой странице «сенсационные фото, опозорившие Британию»! Видел бы их Лермонтов! Верно, решил бы погодить с «мытьём» России (если бы так думал), не мешать «говору пьяных мужичков», безграмотных и лишённых благ цивилизации, которую мы подразумеваем, произнося это слово, от которого несёт, как от курящей дамы, которая при первом знакомстве делает комплимент кавалеру: вы так сексуальны.

  - 0   - 0
фото

Мария (Канада)   30.11.2011 23:11

Это небезынтересно как гипотеза. Автор аргументирует свои выводы личными предположениями и рассуждениями. Но мне не даёт покоя вопрос: неужели гуру в лермонтоведении и дотошный в исследованиях Ираклий Андроников упустил такую деталь, как отношение Лермонтова к его родной России? Не в том ли дело, что Сергей Сокуров посмотрел на эту проблему со своей колокольни?

В «немытой России» можно читать пренебрежение, а можно — боль. Можно называть того, кто видит Россию «немытой», клеветником, злопыхаелем, врагом, а можно — патриотом, переживающим от того, что она «немыта», и призывающим всех других патриотов отмыть, очистить её, увести от мракобесия и привести к цивилизованной жизни.

Но независимо от правоты или неправоты С.Сокурова, здорово, что имено сейчас он написал этот очерк, а уважаемое издание его так своевременно поместило. Я только вернулась из России, где хорошо прочувствовала раздор как раз из-за противоположного видения истинного положения. Одни стремятся к честности и справедливости, а с другой стороны их сравнивают с Иудой, который не является любимым в народе библейским героем. Честно скажу, что после всего этого очень невесёлые мысли, и как раз о том, что Россию нужно хорошо вымыть.     

  - 0   - 0
фото

Надежда   30.11.2011 20:35

Очень интересная статья. Только мне все равно, написал ли о «немытой России» Лермонтов или кто-нибудь другой. Суть этого стихотворения — чистейшая правда. Только под «немытой» можно подозревать совсем иной смысл, не прямой, связанный с баней, а иносказательный, собирательный образ России-отсталой страны, отсутствие нормальных дорог, и народа, не знающего грамоты. Я уверена, что поэт именно это и имел ввиду, т.к. врядли образованный человек не знал особенностей и гигиенических привычек Европы и России, если при европейских королях были служители, которые убивали вшей в их волосах и париках, а духи были изобретены во Франции, чтобы заглушить запах немытого человеческого тела. Но цивилизация доползала до России с большим опозданием и этто неоспоримый исторический факт.

  - 0   - 0
←Предыдущая Следующая→
1 2

 

реклама #1 реклама #2 реклама #3 реклама #4 реклама #5 реклама #6 реклама #7 реклама #8

Реклама в «Кругозоре»: +1 (617) 264-04-51

Опрос месяца РЕАЛЬНО ЛИ СОЗДАНИЕ В УКРАИНЕ СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СКРЫВАЮЩЕМУСЯ В РОССИИ БЕГЛОМУ БЫВШЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ ВЕРНУТЬСЯ "НА БЕЛОМ КОНЕ"?
Вполне возможно - российским спецслужбам это по силам
Исключено
Трудно сказать
 
События в мире
 
СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA