Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ПАТРИОТИЗМ

Как на самом деле

Опубликовано 7 Марта 2012 в 05:04 EST

Лояльность политическому режиму - едва ли не самый противоречивый компонент патриотизма. Действительно, должно ли население быть лояльно к тоталитарному, репрессивному режиму Сталина, запятнавшего себя массовым истреблением соотечественников? Но именно этот режим организовал оборону России в 1941-1945 гг, и под его руководством советский народ выиграл войну, защитив свою жизнь и самостоятельное, суверенное существование. В результате военной победы репрессивный режим окреп и значительная часть советских военнопленных из нацистских лагерей смерти была отправлена прямо в сталинские лагеря ГУЛАГА. Однако историческая память народа, храня события национальной истории, является одним из мощных мотивационных комплексов массового сознания. И, как известно, внуки солдат-победителей 1941-1945 гг. не встали на защиту советского строя и единого Советского Союза в 1991 - 1993 гг.
Гостевой доступ access Подписаться

СПЕКУЛЯЦИИ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ...

"Ни один враг не добыл у нас ни пядени земли, мы же еще взяли назад все области, какие отхватили у нас соседи. Все это сделали мы по доброй воле…, потому что знали - деремся за собственное благо и что как выдержим опасность, так пожнем в мире плоды наших усилий у себя, на родине". Таковы настроения русского провинциального дворянства
/Фоккеродт И.Г., Плейер О./      
                                        
Выдающийся русский философ В.Соловьев указал на глубокие различия "между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше".         
/Соловьев В.С./ 

Результаты социологического опроса. На вопрос: "Вы являетесь патриотом России?" 80 % россиян отвечают: "Да".

Вопрос: "Что такое патриотизм?". 70 % отвечают: это "Любовь к Родине". И лишь 20% - "Желание что-то сделать для своей Родины".

Патриотизм - одна из базовых конструкций национального сознания. И по этой причине нередко становится объектом либо откровенно недобросовестных спекуляций, либо поверхностно-идеологических интерпретаций. Один из типичных приемов идеологов консервативно-охранительного толка - призыв вернуться к традиционно-российским ценностям и, в частности,  к отечественному патриотизму. Как правило, такие упрощенные идеологемы не рассчитаны на серьезный социологический анализ и адресованы массовому профанному сознанию, тем самым 75 % россиян, которые являются, согласно исследованиям Института социологии РАН, либо носителями архаических ценностей и традиционализма,  либо примыкают к ним по основным ценностным установкам и коллективным представлениям. Именно массовые слои заявляют о своей неспособности влиять на власть - до 90% россиян; и потому снимают с себя ответственность за происходящее в России, на своей собственной родине - порядка 80% опрошенных.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно проследить трансформацию  понятия "патриотизм", выделить его элементы, нежизнеспособные в условиях современности, а также наполнить понятие патриотизма конкретным содержанием, адекватным реалиям XXI веке.


ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

В ходе исторического процесса содержание обсуждаемого понятия, как и других конструкций массового сознания, до определенной степени меняется, корректируется, наполняется новым смысловым содержанием. Можно выделить три основные российские версии патриотизма, которые в разных пропорциях реально присутствуют в сознании российского общества:
 
- Имперская, святоотеческая - доминировала в дореволюционный период; в качестве маргинальной присутствует и в сознании общества XXI в. Опорные смыслы: единая и неделимая, Святая Русь, хранительница подлинной православной веры.

- Советская военизированная - доминировала в советский период и является основным содержанием официального постсоветского патриотизма. Опорные смыслы: СССР/Россиия - наследники великих исторических побед; народ России - народ-победитель, внесший решающий вклад в победу во Второй мировой войне; необходимость поддержания высочайшей обороной готовности, в т.ч. гипертрофированного военно-промышленного комплекса и огромных людских резервов, прошедших военизированную подготовку.

- Постсоветская гражданская  - её носителем являются в начале XXI в. лишь относительно небольшие, локальные группы российского общества. Опорные смыслы - правовое государство; демократия; гражданские права и политические свободы; социальная экономика, ориентированная на интересы и нужды массовых слоев населения.


ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА

Анализ сложного и в немалой степени противоречивого понятия "патриотизм" целесообразно вести в разрезе его характерных, устойчивых идеологических компонентов, соотнося их с реалиями российской истории и современной жизни.
 
Русский философ В.Соловьев предостерегал от впадения в "зоологический патриотизм… делающий из нации предмет идолослужения". Любовь к Родине в патриотическом дискурсе в основном интерпретируется в двух вариантах: любовь к своей малой родине и любовь к России как самой большой стране (географическому пространству) на планете.

Что касается "малой Родины", то патриотическая любовь к ней плохо сочетается с социально-экономической, и экологической деградацией многих регионов российской провинции; их демографическим запустением и отсутствием социальных перспектив у их редеющего населения. Относительно любви к единому огромному географического пространству…

После распада СССР неизбежно возникает вопрос: как относиться к отделению бывших советских республик? И прежде всего - к суверенному существованию славянских государств: Украины и Белоруссии. Должна ли России их "отпустить" или необходимо стремиться вернуть? Однако возможно ли их вернуть вопреки воле народа или значительной его части? То, что элиты Украины и Белоруссии не испытывают желания возвращаться в состав единого российского государства на правах младшего брата, это очевидно. Сейчас они полноправные хозяева многообразных ресурсов своих республик и в вопросах самообогащания действуют абсолютно суверенно, не спрашивая разрешения Москвы.

Идеология коммунистического интернационализма (в послереволюционный период) и политика внешней экспансии советского режима (накануне и в ходе Второй мировой войны) позволила властям СССР собрать в единое государство распавшиеся фрагменты Российской империи за исключением Финляндии и Польши. Однако в конце ХХ - начале XXI вв. военная экспансия - крайне сомнительное средство восстановления утраченных и присоединения новых территорий.

В ходе первых многопартийных парламентских выборов в России, в 1993 г.победу одержал В.Жириновский, одним из лозунгов которого было очередное насильственное присоединение Польши к России. На это Польша ответила стремительным вступлением в НАТО с целью получения международных гарантий своей национальной безопасности и государственного суверенитета.

В известном "Манифесте просвещенного консерватизма" Н.Михалков настаивает: Россия вновь должна превратиться в "континентальную империю". Но, во-первых, есть ли у России ресурсы, для того, чтобы вновь создать такую империю? Во-вторых, маловероятно, чтобы даже центрально-азиатские государства захотели добровольно  вернуться в состав империи. В-третьих, опыт ХХ века свидетельствует: многонациональные империи неустойчивы и имеют тенденцию распадаться.


ПАТРИОТИЗМ КАК ЛОЯЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВУ, ВЛАСТИ, ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ

- Лояльность государству, как исторически-преходящей форме самоорганизации народа, по самой сути едва ли может быть долговечна. Так, в поисках оптимальной модели государственного устройства, способной обеспечить национальное развитие и желательный уровень жизни, в ХХ веке сам народ России дважды разрушил свое государство, его имперскую и советскую модели, отказав им в лояльности.

- Лояльность народа власть предержащим, на чем также настаивает г-н Михалков. Однако лояльность властям не отделима от того качества национально-государственного управления, которое эта власть обеспечивает, и нравственного авторитета самой власти в обществе. Однако о каком авторитете, а потому и лояльности существующим властям может идти речь, если коррумпированная государственная бюрократия, согласно оценкам Генеральной прокуратуры России, ежегодно расхищает порядка 240 млрд. долл. - сумму, соразмерную доходной части национального бюджета?

- Лояльность политическому режиму - едва ли не самый противоречивый компонент патриотизма. Действительно, должно ли население быть лояльно к тоталитарному, репрессивному режиму Сталина, запятнавшего себя массовым истреблением соотечественников? Но именно этот режим организовал оборону России в 1941-1945 гг, и под его руководством советский народ выиграл войну, защитив свою жизнь и самостоятельное, суверенное существование. В результате военной победы репрессивный режим окреп и значительная часть советских военнопленных из нацистских лагерей смерти была отправлена прямо в сталинские лагеря ГУЛАГА. 

Однако историческая память народа, храня события национальной истории, является одним из мощных мотивационных комплексов массового сознания. И, как известно, внуки солдат-победителей 1941-1945 гг. не встали на защиту советского строя и единого Советского Союза в 1991 - 1993 гг.

Нечто подобное произошло и в начале XIX века. Русские солдаты, взятые из крепостных крестьян, одержав победу в войне 1812-1814 гг., отстояли Россию. Отстояли ее государственный суверенитет, защитили народ, но защитили и самодержавный строй, укрепив его, а тем самым - и крепостное рабство, продлив его существование еще на полвека. И самодержавную, имперскую российскую государственность разрушили внуки и правнуки тех солдат, что веком раньше отстояли тот же политический строй в войне с Наполеоном. Причина очевидна: трансформация массового сознания опережала модернизацию общественного строя, опережала модернизацию социально-властных отношений.


ПАТРИОТИЗМ В СИТУАЦИИ ВНУРЕННЕГО КОНФЛИКТА
 
Рассмотренные выше формы патриотизма относятся к наиболее очевидному и потому более простому случаю проявления патриотизма - в ситуации внешней агрессии, когда народ защищает свою землю, свои семьи, свое право на существование от вражеского нашествия. Неизмеримо сложнее вопрос о том, что есть патриотизм, и кто - патриоты в ситуации внутреннего гражданского конфликта.

Характерный период российской истории - революция и Гражданская война начала ХХ в. Кто патриоты: "красные" или "белые"? Стремясь реализовать свои общественные идеалы, обе стороны масштабного социального конфликта жертвовали собственными жизнями и беспощадно уничтожали своих политических противников. "Красные" стремились установить "республику Советов", что в кратчайшие исторические сроки выродилось в диктатуру высшей партийной бюрократии, а затем и в диктатуру единодержавного диктатора Сталина.

К чему стремились "белые"? У них не было единого общественного идеала. Одни воевали за восстановление самодержавной монархии; другие - за монархический строй, ограниченный парламентом; третьи - за буржуазную республику.
Были еще "анархисты", крестьянская повстанческая армия под руководством Нестора Махно. Возглавляемое им движение (общая численность до 35 тыс. человек) выступало под лозунгами "безвластного государства", "вольных советов".

Кто из них большие патриоты - кто меньшие; какая версия общественного идеала более патриотична, а какая - менее? Какой общественный строй был способен обеспечить более эффективное развитие производительных сил общества, а потому и благополучие населения России? 

Учитывая сказанное, не следует ли подлинными патриотами России признать те политические группы и тех политиков, кто пытался предотвратить гражданский конфликт, не допустить разрушения экономики, а, главное, избежать человеческих жертв?  Для этого было необходимо либо удержать макросоциальный компромисс (баланс интересов больших социальных групп), либо достичь нового социального равновесия политическими средствами, не допустив вооруженного столкновения. 

Такими силами была партия "Конституционных демократов" и ее лидеры - члены ЦК, и среди них, такие выдающиеся интеллектуалы, как князь П.Долгоруков, В.Вернадский, М.Винавер, И.Гессен, А.Кизеветтер, Ф.Кокошкин, А.А.Корнилов, В.А.Маклаков, М.Л.Мандельштам, П.Н.Милюков, С.А.Муромцев, В.Д.Набоков, Л.И.Петражицкий, И.И.Петрункевич, Ф.И.Родичев, П.Б.Струве, Н.В.Тесленко, кн. Д.И.Шаховской, Г.Ф.Шершеневич. Однако этим людям не удалось удержать под контролем развитие событий. За мирной Февральской революцией 1917 года последовали Октябрьский переворот, кровопролитная Гражданская война и установление диктатуры коммунистической бюрократии.

74 года коммунистического режима наглядно продемонстрировали: советский социалистический строй оказался тупиковым общественно-историческим проектом и уже одним этим поставил под сомнение патриотизм тех, кто его устанавливал в начале ХХ века. Стоила ли диктатура коммунистической бюрократии тех миллионов жертв, которые были принесены на алтарь социалистической утопии?

Двукратный в течение ХХ века крах российской государственности в ее имперской и социалистической версиях, вызывает закономерный вопрос: какую историческую версию патриотизма предлагают консервировать (воспроизводить) российские консерваторы? Возможно ли воспитать конструктивный патриотизм, адекватный реалиям XXI в., обращаясь только к прошлому - имперскому и/или тоталитарному?


ПАТРИОТИЗМ ГРАЖДАНСКИЙ

Чудовищная обоюдная жестокость противников в гражданской войне, взаимный террор, раскулачивание, голодомор, масштабные государственные репрессии - все это неизбежно ставит вопрос об исторической исчерпанности как имперской святоотеческой, так и советской военизированной версий патриотизма.
Реалии современной России и, прежде всего, нарастающая имущественная поляризация, социальное расслоение, процессы отчуждения, - все это вызывает закономерные опасения. Отсюда актуален вопрос: есть ли в современной России эффективные механизмы, способные предотвратить массовые протестные выступления и, тем более, их перерастание в масштабный социальный конфликт?

Подобный конфликт, как свидетельствует отечественная история, неизбежно сопровождается огромными человеческими жертвами, разрушением экономического потенциала и неизбежной деградацией общества.

Из этого следует: предотвращение разрушительного социального конфликта, сохранение человеческого и экономической потенциала России, поддержание ее международной конкурентоспособности и должно стать смыслом формирования принципиально новой версии патриотизма - патриотизма гражданского, как важнейшей социо-культурной инновации, опирающейся на цивилизованный политико-правовой процесс. 

Одним из наиболее продуктивных подходов представляется идея "конституционного патриотизма". В послевоенной Германии, в ходе дискуссии о необходимости преодоления наследия нацизма, ее выдвинул выдающийся немецкий интеллектуал Юрген Хабермас, как национально-объединяющую версию патриотизма, опирающегося на гражданственность и право, и тем противостоящую этнической идентичности - "идентичности по крови". С тех пор "конституционный патриотизм" стал основным понятием системы политического просвещения, самосознания и осмысления прошлого Германии.

Именно исходя из этих позиций осуществлялся впоследствии анализ прошлого Восточной Германии как неправового государства в юридическом и уголовно правовом аспекте. В том числе: уголовно-правовое преследование преступников, их гражданская дисквалификация (устранение с руководящих постов),  возмещение ущерба жертвам социалистического режима, а также работа парламентской комиссии "Осмысление истории и последствий диктатуры СЕПГ в Германии".

Нечто подобное предстоит осуществить и нам, в условиях постсоветской России, развернув процесс массового освоения политико-правовой культуры демократии, позволяющей учесть и реализовать наиболее значимые интересы основных социальных слоев и групп современного, сложно структурированного российского общества.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка