Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ТЕ, КТО СОЗДАЁТ

Блеск и нищета креативного класса

Опубликовано 6 Апреля 2012 в 07:39 EDT

Какие же новые идеи с изобретениями заложены в ларьке, где грязными руками неизвестно из чего делают шаурму?.. "Правозащитник" Лев Пономарев так сформулировал суть своего занятия
"Я разжигаю социальную ненависть к власти". Неужто больше приложить себя некуда, кроме разжигания? Да в том-то и дело, что некуда. Многие задаются вопросом
на что живут завсегдатаи улиц? Скажем, когда и чем зарабатывает левацкий предводитель Удальцов (а если не работает, значит, и не созидает)? Отважный мажор - сынок, племянник и правнук уважаемых людей - все-то норовит угодить в полицию, чтобы звонить из "воронка" на радио "Свобода" и рассказывать, как его притесняют. Ну и "созидание"
созрел "красный принц" - пустышка, изображающая страдание за народ... Вывод
ненависть к власти рождается из бесталанности, тщеславия, безделья, лени и скуки, но креативом тут не пахнет. Ну, а на подготовленные удальцовами и пономаревами зрелища подтягиваются сытые инфантилы (пошалить, порезвиться) да изнывающий персонал из бессчетных контор. Тот факт, что народ сей почти сплошь с высшим образованием, не гарантирует ни креативности, ни взрослости.
Гостевой доступ access Подписаться

Об авторах

Виктор Степанович БИРЮКОВ - экономист, предприниматель, политик руководит основанной им группой компаний "Талина". Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), член Центрального совета Российского аграрного движения (РАД). Начиная с 2009 года, В.С. Бирюков проводит в Москве серию круглых столов о модернизации России, на которых выступают ведущие ученые. Автор многочисленных публикаций в периодике. Основные сочинения по социальной философии, в частности, по преодолению пороков общества потребления.

Александр Михайлович Черницкий - писатель, политолог, публицист возглавляет Институт психологического здоровья (Москва). В 1996-2011 годах издательствами России, Белоруссии, Германии выпущены более 30 художественных, научно-популярных, документальных, учебных книг А.М. Черницкого для детей и взрослых. Автор многочисленных публикаций в периодике. В 2007 году основал в Москве Институт психологического здоровья. Основные труды по истории и психологии.

Читателям "Кругозора" эти авторы уже знакомы по обзору  "Как Белковский и Кончаловский бьются за модерн", опубликованной в июльском номере 2011 года.


КТО ЖЕ "МОТОР" РАЗВИТИЯ СТРАНЫ?

"Креативный класс". Звучит красиво, загадочно, не по-нашему: маняще. Креативный - это творческий и созидательный, а рядышком в английском лексиконе и вовсе Creator, Господь. Многим хочется подобраться к Нему поближе, и ширятся ряды тех, кто причисляет себя к креативному классу. Что ж за зверь такой - может, средний класс?

Нет: у нас под средним классом понимают среднедоходное население, не более 5% россиян ассоциируют средний класс с высокой образованностью и профессионализмом, хотя эти качества характеризуют средний класс на "вожделенном" Западе. А среднедоходное население - лишь "протоплазма" среднего класса, сырье для него. Платите магазинному охраннику $2000 ежемесячно, но он не пополнит среднего класса и не начнет "креативить" [1]. Увы, даже в Концепции развития страны до 2020 года (детище Минэкономразвития) креативность не упоминается, а к среднему классу отнесены граждане строго по материальному цензу: "со среднедушевым доходом свыше шести прожиточных минимумов, а также имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей" [2].

Мысль чиновников поясняет политолог Андрей Окара, участник одного из наших круглых столов: "Средний класс определяется и вычленяется в социуме прежде всего по признаку потребительских способностей его представителей. Можно быть "маленьким человеком" - клерком средней руки, столоначальником, Акакием Акакиевичем, - но с хорошей зарплатой, и считаться средним классом. Но является ли герой гоголевской "Шинели" мотором развития страны? Даже если у него не простая суконная шинель, а дорогая дубленка и еще более дорогая иномарка?" [3].

СИЛА КРЕАТИВНОГО РАЗРУШЕНИЯ

Копнем-ка глубже - ab ovo, как говаривали римляне. Ровно десять лет назад понятие creative class "запустил" американец Ричард Флорида. "Ядро креативного класса составляют люди, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового творческого содержания, - отмечает этот философ. - Подобно тому, как феодальная аристократия идентифицировала себя и свои ценности благодаря наследственному контролю над землей и ее населением, а буржуазия - благодаря роли торговцев и товаропроизводителей, креативный класс идентифицирует себя и свои ценности благодаря роли поставщиков креативности" (перевод наш. - В.Б., А.Ч.) [4].

Итак, Флорида отводит креативному классу четкую социально-экономическую нишу - как и положено всякому классу (хоть по Марксу, хоть по Веберу). Но почему же сочетание "креативный класс" вошло в России в моду лишь в последние месяцы и ассоциируется с протестами на московских улицах? Социально-экономический смысл понятия полностью искажен смыслом политическим, и такая подмена немало повеселила Флориду в далеком университете Торонто. Ну, а авторов этого текста позабавил преподаватель одного из университетов Москвы, который еще в 2010 году "сочинил несколько "общественных проектов"" и трижды (!) обращался к одному из нас с просьбой помочь их "вбросить в публичное пространство".

Вот первый "общественный проект": "Число сторонников статьи 31 можно умножить, если бы бизнес наладил производство дешевых футболок, теннисок, бейсболок, курток и т.п. с символикой "31" (как бы артикул). Вероятно, многие, хотя бы в пику властям, купили и носили бы эти вещи".

Второй перл: "Аналогично можно наладить производство панам без полей синего цвета, напоминающих ведерко. Это только вообразить себе: поток людей - не автомобилистов - в синих панамках... А если украсить панамку вензелем "31", то она будет работать еще и как символ солидарности с защитниками Конституции".

Наконец, третий "проект": "объявить народный сбор средств на памятник жертвам политических репрессий на Лубянской площади - на месте "железного Феликса". Противодействовать сбору средств и изготовлению памятника власти едва ли осмелятся. Много сложнее будет с установкой, однако борьба вокруг установки будет эффективным информационным поводом для либерально-демократических сил".

Ну и "креатив" - что там борьба с экономическим кризисом или модернизация всея Руси. Более всего в этих "проектах", помимо интеллектуального убожества, обращает на себя внимание их полная самодостаточность. Помнится, Шумпетер определял бизнесмена как человека, который пытается преобразовать новую идею или изобретение в успешную инновацию: "Предпринимательство - сила креативного разрушения, действующая на рынках и в производстве, одновременно создавая новые продукты и модели бизнеса. Креативное разрушение обеспечивает динамичный и долгосрочный экономический рост".

КТО РАЗЖИГАЕТ НЕНАВИСТЬ

Какие же новые идеи с изобретениями заложены в ларьке, где грязными руками неизвестно из чего делают шаурму [5]? Вот и "уличная" оппозиция, не умея выдать реального креатива, зациклена на проведении максимально шумных и броских игрищ: протест ради протеста. В разряд инфоповодов попали уже заседания очередного оргкомитета по проведению очередной клоунады. "Правозащитник" Лев Пономарев так сформулировал суть своего занятия: "Я разжигаю социальную ненависть к власти" [6]. Неужто больше приложить себя некуда, кроме разжигания? Да в том-то и дело, что некуда. Многие задаются вопросом: на что живут завсегдатаи улиц? Скажем, когда и чем зарабатывает левацкий предводитель Удальцов (а если не работает, значит, и не созидает)?

Отважный мажор - сынок, племянник и правнук уважаемых людей - все-то норовит угодить в полицию, чтобы звонить из "воронка" на радио "Свобода" и рассказывать, как его притесняют. Ну и "созидание": созрел "красный принц" - пустышка, изображающая страдание за народ. Однако мало кто подозревает, что зачастую коренным москвичам хватает дохода от сданных внаем квартир: скромная "однушка" приносит 30 тыс. руб. арендной платы в месяц (при этом учтите, иногородний читатель, что цены на ширпотреб в столице ниже, чем в регионах, - если отовариваться не в центре, а в спальных районах). Вывод: ненависть к власти рождается из бесталанности, тщеславия, безделья, лени и скуки, но креативом тут не пахнет. Ну, а на подготовленные удальцовами и пономаревами зрелища подтягиваются сытые инфантилы (пошалить, порезвиться) да изнывающий персонал из бессчетных контор. Тот факт, что народ сей почти сплошь с высшим образованием, не гарантирует ни креативности, ни взрослости.

"А кто креативный класс? Весь офисный планктон? - удивляется режиссер Станислав Говорухин. - А те, кто создает, строит подводные крейсера, прокладывает трубы по дну Балтийского моря, - это не креативный класс? По-французски cr?er - это создавать. Те, кто создает, - это креативный класс. А создает, к сожалению, не эта публика с Болотной. Это как раз не креативный класс" [7].

Ярко описав целый арсенал массовых дурачеств, публицист Юрий Сапрыкин иронизирует: "Предвыборные уличные акции настолько увлекательны сами по себе, что непонятно, должна ли у них быть какая-то цель" [8]. Невольно приходят на ум "Коллективные действия" - группа прозвавших себя "концептуалистами" представителей столичной богемы, которые в середине 1970-х додумались отыскивать эстетическую ценность в "акциях" - собственных попойках на лоне подмосковной природы [9]. Впрочем, отдадим должное безобидности "концептуалистов": они не кощунствовали в церквях, подобно Pussy Riot (из-за крайнего неприличия название не переводим). Ради скандала существа в женском обличье оскорбили не только православных: христиане иных конфессий, мусульмане, буддисты, иудеи живо вообразили подобное вторжение в костел, кирху, мечеть, ступу, синагогу. Возмутились и атеисты - из тех, у кого есть индивидуальный "Бог в душе", именуемый совестью. Зато реакция площадных скоморохов оказалась "креативной" в особо крупных размерах: существ надобно освободить от наказания в силу религиозной гуманности, а также поелику у них малые дети (отправляясь на богохульство, существа цинично рассчитывали на отходчивые русские сердца).

КАК СДЕЛАТЬ РЕВОЛЮЦИЮ

Бузить погромче на свежем воздухе, изобретая "эффективные инфоповоды": такой смысл жизни обрели сотни москвичей. Произошло это несколько лет назад - после побед оппозиционеров в Грузии, на Украине, в Киргизии (в 2011 году наших горлопанов подхлестнула "арабская весна", принесшая колоссальные жертвы Ближнему Востоку). Так и снятся кое-кому лавры "ранних" Саакашвили, Ющенко-Тимошенко, Бакиева. Недаром дорогу Pussy Riot в храм Христа Спасителя проложили киевские ведьмы Femen [10]. Всевозможные "несогласные" полагают, будто богатый опыт крикливых манифестаций окажется бесценной ложкой к обеду "цветной" революции.

Недавно мы изложили ее классический сценарий, разработанный тремя известными заокеанскими институтами и испытанный в разных уголках планеты: если деньги - в отличие от голосов в бюллетенях - у вас имеются, то информацию о "нечестных выборах" задолго до дня голосования распространят СМИ, а уж сразу после выборов (не имеет значения, были ли нарушения) за дело возьмутся спецы по организации "гуляний". К счастью, безоглядная вера Западу покинула российские пределы. Перестройка была вестернизацией, переделкой отечественного солидарного общества в западное общество гражданское, превращением славянского народоправства в демократию англосаксов, но "перекомпоновать" развалины СССР (или Китай, Иран, арабский мир и т.д.) в подобие США невозможно в принципе [11].

С самого начала "честновыборных" манифестаций здравомыслящим людям было ясно, что "креативный класс" скоро выдохнется и перессорится. Любопытно, что размывают его по-настоящему талантливые Каспаров с Лимоновым, выдающийся шахматист и сильный писатель. Обоих нестерпимо раздражает мелкотравчатость коллег, лишенных творческого начала: ни у кого нет подлинного Проекта, ни за кем не пойдет народ. Это не креативный класс, а бездарный и разномастный сброд, вольно или невольно выступающий пятой колонной госдепа. Нам представляется, что стареющие плейбои (Немцов, Милов, Касьянов) в глубине души осознают себя политическими банкротами: так всякий подлец тайно "в курсе", что он подл. Игриво-стихоплетная аббревиатура ПАРНАС да зазубренные речевки демагога Рыжкова об избирательных нарушениях - это не созидание (вспоминается "Щит и меч": "Один из этих людей беспрестанно, как заведенный, тщательно ругался матом" [12]).

И уж в любом случае негоже шельмовать быдлом всех, кто не разделяет ваших взглядов. Дошло ведь до того, что оппозиционная тусовка предлагает обусловить право на пенсию лишением пенсионеров избирательного права: дескать, пенсионеры глупы и склонны голосовать за действующую власть, которая к выборам повышает пенсии. Правда, подобный "креатив" наука называет социал-дарвинизмом. Удивительное дело: земля русская носит недоумков, которым кажется, будто после 50-60 лет и жить-то незачем.

БЕЗ ШАНСОВ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Нужен креативный класс, а не его имитация. Экономист-практик Андрей Шаронов, знающий о положении дел отнюдь не гипотетически, констатирует: "В российской экономике сложилась ситуация, когда можно безбедно жить, оставаясь неконкурентоспособным. Именно для высокой конкурентоспособности и необходимы креативные люди. Ситуацию надо менять" [13].

На днях авторы статьи побывали на форуме "Институты модернизации", где директор по инновационному развитию РОСНАНО Юрий Удальцов признал: без массовизации креативного класса невозможна модернизация. Данный факт очевиден и для высшего руководства: "России необходимо продолжать снижать зависимость от нефтегазовых доходов, перейти на инновационный путь развития экономики", а государственная политика должна строиться вокруг общенациональной задачи "создания 25 млн новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест" [14], [15]. Цифра ярко коррелирует с 40 млн креативного класса США - с учетом временного лага в предстоящие 10-15 лет и нынешним численным превосходством американцев (их в 2,2 раза больше россиян).

Человек русской культуры - независимо от национальности - носитель высокой креативности, иначе не покорить было далей от Балтики до Берингова пролива, т.е. в стране имеется мощная ментальная база для Creative Class. Достаточно и креативных людей, которые выступят в роли каркаса, на котором этот класс сформируется. Некоторые из них участвовали в наших круглых столах в Доме экономиста и в РСПП: режиссеры Николай Досталь, Павел Лунгин, Андрон Михалков-Кончаловский, академики РАН Виктор Ивантер, Роберт Нигматулин, Николай Петраков, член Российской академии художеств Владимир Мочалов, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг, доктора наук Александр Аузан, Сергей Артоболевский, Евгений Гонтмахер, Лев Гудков, Сергей Гуриев, Михаил Делягин, Георгий Дерлугьян, Валерий Зубов, Сергей Кара-Мурза, Никита Кричевский, Алексей Малашенко, Булат Нигматулин, Юлий Нисневич, Сергей Обухов, Игорь Острецов, Эмиль Паин, Алексей Подберезкин, Леонид Поляков, Андрей Савельев, Василий Симчера, Сергей Черняховский, Игорь Чубайс, Игорь Яковенко, многие другие. Добавим кандидатов наук и вовсе "неостепененных" публицистов, экономистов, писателей, политологов, социологов, членов Федсобрания, представителей министерств и вузов, бизнесменов [16].

Как видит читатель, наши спикеры нередко принадлежат противоположным лагерям, прожженные либералы соседствуют с махровыми консерваторами. Но создавая экспертный пул, мы игнорируем идеологические предпочтения; наши критерии - острый ум (креативность), профессионализм и небезразличие к родной стране. А левый, центрист или правый; входящий во власть, приближенный к ней или от нее удаленный, - дело десятое [17]. У нас нерукопожатна лишь политическая гопота. Кстати, открывая упомянутый форум "Институты модернизации", А.А. Аузан выразился в том смысле, что выборные страсти позади, политическая конфигурация понятна, пора наконец вернуться к теме модернизации, которую эти самые страсти заслоняли, начиная с осени 2011 года и скрывая коллективные комплексы неполноценности [18].

Вот только вряд ли призыв к модернизации найдет отклик у псевдокреативных фигляров с площадей. Поэтому в заключение назовем несколько истинных креаторов из наиболее модернизированной (и знакомой нам не понаслышке) отрасли - агропромышленного комплекса. Это Игорь Бабаев, Вадим Ванеев, Владимир Зотов, Виктор Линник, Сергей Попов, Айрат Хайруллин...

Право же, в России есть на кого равняться, дамы и господа.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]. Александр Черницкий. Нескромное обаяние среднего // Наша власть: дела и лица. - 2008. - №5.

[2]. Мария Трифонова. В средний класс принимают с ускорением // Сайт ВЦИОМ. - 5 февраля 2008.

[3]. Андрей Окара. Креативный класс как партнер государства. Локомотивом инновационной модернизации станут свободные творческие люди // Независимая газета. - 22 декабря 2009.

[4]. Richard Florida. The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. NY: Basic Books, 2002. - 416 p.

[5]. Виктор Бирюков. Священная корова малого бизнеса // Война и мир. - 24 сентября 2011.

[6]. Андрей Козенко. Митинг сообразили на пятерых. Оппозиционный комитет пяти требований провел первую акцию // Коммерсантъ. - 25 октября 2010.

[7]. Все решится в первом туре. Станислав Говорухин объяснил, зачем возвращается Владимир Путин // Lenta.ru. - 13 февраля 2012.

[8]. Юрий Сапрыкин. Что на самом деле изобрел креативный класс. Могут ли авторы эффектных плакатов на митингах сочинить будущее всей страны // Афиша. - 27 февраля 2012.

[9]. Коллективные действия. Описательные тексты, фото, видео и фонограммы акций // Сайт "Московский концептуализм".

[10]. Ольга Лентова. Пошли "грудью" на церковь: эпатаж, протест или невежество? // Город Киров. - 6 марта 2012.

[11]. Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Ещё один парадокс человечества. Об ответственности власти в гражданском и солидарном обществах // Война и мир. - 6 февраля 2012.

[12]. Вадим Кожевников. Щит и меч. Книга первая. Глава 37: М. - Советский писатель, 1968.

[13]. Российской экономике нужны креативные люди // Сайт Минэкономики и регионального развития Красноярского края. - 19 февраля 2011.

[14]. Путин подвел экономические итоги-2011 и призвал не расслабляться // РИА "Новости" - 12 января 2012.

[15]. Владимир Путин. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. - 16 января 2012.

[16]. Стратегия. Российской экономике посвящается // Сайт Виктора Бирюкова.

[17]. Наталья Крыленко. Русская душа как ключ к модернизации // Полярная звезда. - 2 июня 2011.

[18]. Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Как избавить россиян от ментальных проблем // Портал Medlinks.ru. - 29 февраля 2012.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка