Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

КТО МЫ?

Мысли о главном

Опубликовано 3 Октября 2012 в 05:41 EDT

...В иммиграции и даже в Государстве Израиль нас называют русскими. А как может быть иначе, если в моём американском паспорте так и записано, что я "из России". Наш родной язык русский, культурная база заложена русским языком в России, мировоззренческая матрица отштампована в России. Она передана детям и даже внукам. Она может выработаться только через два-три поколения.
Да, мы совершили исход из Советского союза, из постсоветской России, но не свершилось исхода Советской России из наших мозгов, душ, сердец. Полного очищения, освобождения от семидесяти лет советского рабства не произошло.
Это - факт, который отрицать бессмысленно. Мы остаёмся не только русскими, ещё и "совками", такими уйдём...
Гостевой доступ access Подписаться

Он сидел на скамейке, задумчиво вертя золотистый лист клёна и аппетитно хрустя чипсами.  Принял было за бездомного, но при ближайшем рассмотрении - ошибся. И хрустел не чипсами, а мацой. Ухоженная седая борода выдавала солидный возраст.  Одет даже молодцевато. Голубые джинсы, яркая  кофта с  теннисной ракеткой, бейсболка на голове. Подсел к нему.

 - Ты еврей? - кивнул я на мацу.

- Не уверен, - лукаво покосился он на меня. - А мацу ем не только в песах. Моя прабабка  - вечная память о ней, сожгли в минском  гетто -  пекла такую кода-то. Теперь вот покупаю в супермаркете.

 - Значит, всё-таки - еврей?

 - Сказал же - не уверен.

 - В ком? В маме или в прабабках?

 - В себе...   
 
- Какой же ты национальности?

 - Я?  - Американец. Вот уже пятьдесят пять лет.

 - Но из какого народа, откуда?

 - Из России.
     - Значит, русский?
   
 - Не уверен.

 - А какому Богу молишься?

 - Бог един для всех. - Бог Авраама, Исаака, Израиля. Церкви придумали разные, молятся по-разному. Одни, воздев к небу глаза, другие - воздев задницы. Но все молятся одному Богу.

 - Значит,  в этого Бога и  ты веришь?

 - Я верю в себя и себе.  

 - А молишься кому? 

 - Вот уже шестьдесят два года жене, а она - мне...

 - Но сам себя как определяешь? Кто ты?

- А это очень важно в двадцать первом веке?
- Думаю, важно представлять за что, за кого и против кого идти в последний бой. А он, похоже, грядёт.

 - В моём возрасте сидят в бомбоубежище в обнимку с правнуками, а не в окопе с медсестричкой и автоматом. Насиделся. Но ты прав, очень важно. Нельзя допустить разрушения и Третьего Храма.  Сегодня само Государство Израиля для всех евреев - и есть Третий Храм. Гарант, что мои потомки не сгинут в огне нового холокоста. Я - еврей. По самоопределению.

/Из диалога в Центральном парке Нью-Йорка прошлой осенью/.
                                           


Поводом поразмышлять над вынесенным в заголовок вопросом - "КТО МЫ?" - стал случайный просмотр на You Tube двух фильмов - "В поисках идиша" и "Еврейское местечко Евгении Розенцвит". Автор первого фильма - известный учёный-геофизик, путешественник и не менее известный  бард,  песни которого стали народными - Александр Городницкий.  Автор второго фильма  режиссёр кинодокументалист  Лев Лейбо. Всю жизнь делал документальные и научно-популярные фильмы, много лет ежегодно ставил на Патриарших прудах в Москве "Булгакиаду". Оба родились при советской власти, родной язык - русский, воспитаны русской культурой, да ещё взросли на дрожжах фальшивой коммунистической идеологии. У обоих в пятом пункте краснокожей паспортины - "Национальность" - было вписано: "Еврей".    
И оба - а вместе с ними и автор этой статьи -  уже в  преклонных годах задумались:

 - А КТО Я НА САМОМ ДЕЛЕ СЕГОДНЯ, В XXI ВЕКЕ?

 - Да, я - еврей. И вовсе не по советскому паспорту, по самоопределению. Однако!! Сохранившегося языка предков, на котором около трёх с половиной тысяч лет назад они получили от Всевышнего скрижали Завета. Да, Тору читал, читаю, но не уверен, что знаю.  Об  истории народа что-то слышал, как и о традициях, об образе жизни. О философии и  этике иудаизма, изложенных в Танахе,  представление тоже в тумане, как и о самом Танахе.

А ведь именно Тора и есть переведённая еврейскими мудрецами на греческий Септуагинта. Вместе с книгой Пророков и Писаниями она вошла в переведённую на все языки мира христианскую  Книгу Книг - БИБЛИЮ как Ветхий Завет.
Тора - предназначение,  содержание, смысл, сверхзадачи, философия, стилистика - это настолько, выражаясь языком математиков,  полипараметрическая книга, что невольно задумываешься: вряд ли такое мог создать человек, без вмешательства свыше не обошлось.

Это был первый учебник жизни. Да, да - именно учебник. В Торе -  история народа, его духовно-нравственного становления. В Торе сформулированы законы  и правила жизни человека в разных её сферах: социальная  этика,  право,   государственность,   внешняя политики,  формирование армии, оборона,  семейная жизнь,  агрокультура, диетология, строительство, санитария и гигиена, даже литература. Начиная с Ренессанса, писатели, художники, композиторы, разобрали на сюжеты весь Танах. Там и проза: история Иосифа и его братьев, Магила Эстер, например; там и эпос - Исход евреев из Египта, битва Давида с Голиафом, Самсон и Делила; там и высокая поэзия - "Песня песней", Псалмы. А всю книгу Пророков расхватали на цитаты богословы и философы всех времён и народов. По сей день цитируют.

Предложенные Библией человечеству каноны существования людского сообщества - та внутренняя духовно-этическая, да и правовая  основы,  на которых  покоится современная цивилизация, та духовно-нравственная сила, которая цементирует её,  удерживает от развала.

Правда, через две тысячи лет после дарования Превечным Торы евреям и через шестьсот лет после Нагорной проповеди Иисуса  Христа и возникновения Христианства, в VII веке уже нашей эры, возникла военно-политическая идеология Ислам. Провозглашённая её адептами новой, единственно истинной  религией. Она призывала и призывает сегодня верующих в неё  не к духовному оснащению, не к  нравственному совершенству, а к  торжеству джихада - борьбе любыми средствами за политический передел мира, за его глобальную  исламизацию и создание всемирного халифата. Все исповедующие другие религии объявлены  "неверными", подлежат переселению в "Дар аль-Харб"  - страну войны. Мол, там они не будут находиться под благословлением и защитой Аллаха, а потому их можно безнаказанно уничтожать.

Но это - тема совсем другого разговора и к данной статье отношение имеет весьма отдалённое...

О трагедии европейских евреев общеизвестно. В результате молчаливого сговора равнодушных политиков во французском городке Эвиане летом 1938, с их молчаливого одобрения, говоря же юридическим языком, при их косвенном участии - гитлеровские нацисты во Второй Мировой войне уничтожили в Европе - народ ашкеназим.
 
Нет теперь еврейских местечек в Украине, Белоруссии, Балтии, Польше, Румынии, нет еврейских кварталов в европейских городах. Некому теперь говорить в Европе на языке идиш, который ищет  Александр Городницкий. Нет больше этого народа - АШКЕНАЗИМ. Российские евреи были его частью. В мировой истории эта трагедия названа - ХОЛОКОСТ.

Однако находятся зловеры и среди политических деятелей, которые отрицают холокост, даже диссертации защищают на эту тему. Но факт - есть факт, тем более, исторический. Он не перестанет быть фактом только потому, что его отрицают какие-то с комплексом неполноценности, озлобленные, завистливые и психически не адекватные люди, страдающие определённой фобией.

Недавно учёные психиатры из Бостона установили, что любая фобия - немотивированная, лишённая логики боязнь и ненависть - резко сокращает продолжительность жизни человека, поражённого этим недугом. К такому недугу относится и юдофобия, замешанная ещё и на зависти.
Бог им судья. Он дал им свободу выбора, и они выбрали зависть, злобу, ненависть, безосновательную трусость.

Проблема юдофобии (не антисемитизма) - как всякой фобии - психопатологическая и, следовательно,   психиатрическая. Решать её должны сами люди, страдающие таким недугом при непременной законодательной поддержке государств. Но для этого, прежде всего, лидерам государств необходимо вдумчиво учить и запоминать уроки истории, а не переводить проблему духовного и нравственного  оснащения и очищения нации в проблему политическую - в антисемитизм.

Укоренившееся понятие - "антисемитизм" - глубоко ошибочное и с исторической точки зрения, и с лингвистической, и с антропологической, и с логическое - да с любой. Почему-то семитами считают только евреев. Но к семитической группе относятся многие  народности и племена Ближнего Востока, Северной Африки. Арабы, народы Эфиопии, Сирии, Магриба. За тысячелетия рассеяния, ассимиляции, клеветнических наветов, погромов, гетто, костров инквизиции и газовых камер - как раз среди евреев-то этнических семитов почти не осталось. Разве что язык сохранился семитический. Ну, какие семиты, например, японские евреи, китайские, индийские и даже русские?

Но политическим, да и духовным деятелям Европы стыдно признаться, что ещё со времён средневековой инквизиции их народ, да и они сами страдают психопатологическим расстройством зловеров - юдофобией.
Когда-то в Советском Союзе ходил анекдот:

Главного идеолога КПСС, мракобеса Суслова обвинили в антисемитизме.

- Это ложь и клевета! - возмутился он. - Мы не антисемиты. Мы очень любим арабов.

А ведь для здоровья  общества борьба с юдофобией  не менее важна, чем борьба со СПИДом. Ну, да Бог им судья.

Высказываний на эту тему мудрых представителей человечества предостаточно. Напомню лишь несколько. 

Вот что сказал знаменитый французский философ ХХ века, писатель, публицист Жан-Поль Сартр в работе "Размышления о еврейском вопросе":

"Антисемит ("юдофоб" МР) - это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, - боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответствен- ности, боится  одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, - он боится всего, и не боится только евреев".
А почему не боится? Да потому что знает: им заповедано Торой - "не делай другому того, чего не желаешь себе".

Крупнейший философ ХХ века, русский интеллигент Николай Александрович Бердяев, высланный из советской России за свои убеждения, в работе - "Христианство и антисемитизм" впервые поднял вопрос о духовном врачевании нации:    

"Печальнее всего, что реальности и факты не существуют для тех, мышление которых определяется  негодованием, недоброжелательством, завистью - аффектами и маниакальными идеями. Более всего тут нужно духовное излечение".

Великий еврейский философ и поэт Иегуда Галеви, живший в Испании на рубеже XI-XII веков в своей книге "Кузари" - "Книге доводов и доказательств в защиту гонимой веры" писал:

"По отношению к другим народам народ Израиля как сердце по отношению к остальным частям тела. Он более всех раним и более всех жизнеспособен".
 
Так вот юдофобы себя же бьют по сердцу, сами себя же доводят до инфаркта. Так было в Риме, в Испании, в Польше, в Германии, в России...

В 1891 году великий русский человек Лев Николаевич Толстой, протестуя против еврейских погромов в России, развил мысль Иегуды Галеви: "Еврей - символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить, ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли; он, который так долго хранил пророчества и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен. Он - олицетворение вечности". Льва Толстого за его мысли предали анафеме и отлучили от православной церкви.

Известный американский философ-обществовед, наш современник  Эрик Хоффер назвал  евреев и их государство осью истории.

Но вот мы, бывшие в России по "национальности" евреи - какое отношение мы имеем к тем евреям, которых имели в виду Лев Толстой, Иегуда Галеви, Николай Бердяев, Жан-Поль Сартр, Эрик Хоффер?

Какое отношение мы имеем к тем евреям, которые веру свою не предавали, еврейству не изменяли, от иудейской философии не отрекались. К тем евреям, которые  до последнего защищали от римлян Гамлу и Маккаби, клали головы на плахи, шли на виселицы, сгорали на кострах инквизиции, погибали в гитлеровских и сталинских лагерях уничтожения или в гетто?
 КАКОЕ?..
     
После Второй Мировой войны возникшее на рубеже 19 и 20 веков национально-освободительное движение евреев - сионизм - привело к  возрождению на исконно еврейской территории Эрэц Исраэль еврейского национального Государства Израиля - единственного демократического государства на Ближнем Востоке.

Со всех сторон окружённое заклятым врагом, цель которого - сбросить евреев в Средиземное море, в нескольких оборонительных войнах победив численно превосходящего врага,  это государство существует и развивается вот уже почти 65 лет. Продолжая жить в перманентном состоянии  войны с терроризмом, стало форпостом на пути джихадистов в Европу.

Но с какого боку мы принадлежим к тем евреям, которые сберегли Эрэц Исраэль, возродили Государство Израиля, отстояли его в жестоких боях и сегодня учат европейцев, как бороться с исламским терроризмом?

Это они возродили древний язык, который теперь даже в России не называют  мёртвым. Это их трудом, их мозгами создано современное вполне самодостаточное и самообеспечиваемое, высокоразвитое, экономически устойчивое государство, способное не колыхнуться даже под напором мирового экономического кризиса.

Это они создали передовую науку, достижениями которой пользуются ныне все передовые государства. Это их медицина славится на весь мир. Это к их врачам едут с последней надеждой. Это они на безземелье выращивают такие урожаи овощей и фруктов, что могут поделиться с европейцами и даже с россиянами.
А какие города! Построенные из белого камня, при восходе и на закате они золотые.

В первом ополчении Моисея, созданном по плану Всевышнего для покорения дарованной евреям Эрэц Исраэль, было 603550 человек. По тем временам - лучшая армия, непобедимая. Не знаю, сколько сегодня солдат и офицеров в армии Израиля, это, конечно, военная тайна, но общеизвестно, что сегодня ЦАХАЛ - едва ли не лучшая армия в мире, и тоже непобедимая.
Когда год назад русского националиста  Алексея Широпаева, посетившего Израиль, спросили о впечатлении от ЦАХАЛ, он сказал:

- Это не армия, это песня, мечта. 

В Государстве Израиль живут люди, не мыслящие себя вне Эрэц Исраэль, они считают себя не просто евреями - детьми Израиля, израильтянами, гордятся, что граждане этого государства.

Однако какое отношение  к этим евреям и к этому государству имеем мы, самоназванные евреи? Мы - не вернулись на родину предков и по-прежнему остаёмся в галуте, многие из нас никогда не были на Священной Земле и даже не стремятся побывать в Эрэц Исраэль, хотя бы раз в жизни совершить паломничество на святую землю, взойти на Храмовую гору, коснуться лбом святыни - Котеля - Стены Плача.

Этот вопрос, в основном, обращен к тем, уже не молодым людям, которые всего лет двадцать назад входили в состав, как выговаривал Леонид Брежнев, "новой формации - советский народ", и которым в  паспорт вписывали: "Национальность - "еврей",  имея в виду этническую принадлежность.

 Но еврей - это не этнос, и тем более - не национальность. Читавшие Тору, знают, что из Египта вышли с Моисеем не только дети Израиля, но и рабы, говорившие на других языках. И только приняв единый закон - Тору, которая их всех объединила, да ещё побродив сорок лет по пустыне, бывшие рабы стали единым народом. Свободным. Единым стал и язык общения - иврит. Они стали "иврим" - народом, говорящим на иврите, евреями.

В национальных паспортах цивилизованных стран не было, и нет графы "национальность". Не было такой графы и в национальном паспорте России до 1918. Она была единой империей,  не состояла из "национальных республик". Были губернии, иные с компактным проживанием той или иной народности. В документах  писали вероисповедание: "православный", "католик", "иудей", "магометанин". Ленинско-сталинское толкование слов "национальность" и "нация" ввели в государственную политику  большевики, чтобы удобнее было властвовать над расслоённым и разделённым народом.

Кто же теперь мы, бывшие советские евреи, оказавшиеся в иммиграции? Какой мы "национальности"? К какой этнической группе принадлежат теперь  и наши дети, внуки, особенно родившиеся в ассимилированных семьях да ещё не в родной для их родителей стране? Родной язык для них - язык страны, ставшей им  родиной, а для их родителей новой страной обитания, местом жительства - ПМЖ.
Да и правомерно ли рассуждать об этнической чистоте любой нации в XXI веке? Не расизм ли это? К какому этносу относятся, например, представители американской нации? Австралийской? Канадской?

Несколько лет назад в автобусе, по дороге из Иерусалима в Тель-Авив мы с женой разговорились с девушкой солдаткой. Она сидела впереди и обернулась на русскую речь. Оказалось, русская, Оля, москвичка, в России оставила родителей и брата с сестрой. За несколько лет до этого была в Израиле в гостях. Влюбились в Эрэц Исраэль, а может быть, и в мальчика. Захотелось вернуться. И вот, выучив иврит, приехала, поступила в армию. Готовится пройти гиюр. И эта девочка станет еврейкой, оставаясь по этническому происхождению русской. Так кто она - русская  или еврейка?

Ещё в 19 веке в тогдашнюю Палестину приехала из России семья русского крестьянина Агафона Куракина. После принятия иудаизма он стал Авраам Куракин. Сегодня в Государстве Израиля свыше тысячи его потомков, по этническому происхождению все они русские. Один из них, подполковник - Йоси Куракин - Национальный герой Израиля, погиб, командуя подразделением разведки. Другой потомок, морской офицер, тоже погиб, защищая Государство Израиля.

Начальник Генерального штаба ЦАХАЛ семидесятых годов генерал Рафаэль Эйтан - потомок русских крестьян Орловых.

Так какой же  они "национальности"? Несомненно, одно - они израильтяне. После Первой мировой войны много русских солдат и офицеров, не имея возможности вернуться в Россию, оказались в Палестине.  Оказались в Палестине и многие офицеры Белой армии после  Гражданской войны в России. Среди них были и русские дворяне. Не желая сгинуть в сталинских лагерях, пробирались  в Палестину и участники  Отечественной войны, бежавшие из немецкого плена, воевавшие в европейских отрядах сопротивления. Почти все эти кадровые военные с оружием в руках боролись за свободу и независимость Государства Израиля с первых же часов его образования.

В середине шестидесятых годов  журналистская дорога привела меня в воронежскую деревню Ильинка, в колхоз "Родина". Внешне обычный колхоз тех времён, только богаче всех в области. Да и колхозники, в сапогах и ватниках, тоже ничем не отличались от соседей, так же разговаривали с "акающим" и "якающим" южнорусским говорком.  А вот деревня отличалась чистотой и ухоженностью. Обратил внимание, что в такой деревне нет церкви. Поинтересовался, почему:
 
- Так мы же "явреи", - ответила дородная кустодиевская красавица.

Ныне все ильинцы переселились в Государство Израиля, живут в Бэйт Шемеше и около. Молодёжь говорит на чистейшем иврите безо всякого акцента, а вот старики ещё "акают" и "якают".

Так к какой этнической группе относятся эти "явреи"? Какой национальности?

В иммиграции и даже в Государстве Израиль  нас называют русскими. А как может быть иначе, если в моём американском паспорте так и записано, что я "из России". Наш родной язык русский, культурная база заложена русским языком в России, мировоззренческая матрица отштампована в России. Она передана детям и даже внукам. Она может выработаться только через два-три поколения.
  Да, мы совершили исход из Советского союза, из постсоветской России, но не свершилось  исхода Советской России из наших мозгов, душ, сердец. Полного очищения, освобождения от  семидесяти лет советского рабства не произошло.
Это - факт, который отрицать бессмысленно. Мы остаёмся не только русскими, ещё и "совками", такими уйдём.

 ТАК КТО МЫ?..

Не бывает бывшей Родины, прошлой Родины - как и не может быть новой Родины. Утверждать обратное - глупо, а потому смешно. Всё равно, что сказать - бывшая мать, прошлая мать, новая мать.

Да, мачеха может оказаться добрее, нежнее, ласковее родной матери, и Родина может переродиться в такую уродину, что останется для тебя исторической, ностальгическим воспоминанием, но всё-таки, родиной. Родину, как и Мать - не выбирают. Её боль - и твоя боль. Её беда - и твоя беда. Её радость - и твоя радость. Это факт, и - признавай его, не признавай - от него не избавиться, так и останется фактом твоей биографии.

А страна, принявшая тебя, - всего лишь место обитания, ПМЖ. И только. Да, она удобная, комфортная, ласковая, добрая и красивая, глубоко уважаемая и даже полюбившаяся. Но   она - увы! - никогда не станет родным домом. Ни-ког-да!  Да, досадно, но факт. И от него никуда не деться.

Но, по-моему, для еврея Эрэц Исраэль - исключение. Сужу по себе, по своим ощущениям. Едва сходишь с трапа самолёта и ступаешь обеими ногами на Священную Землю, чувствуешь себя дома. Под крышей дома. Окружённым стенами дома. Вдыхаешь воздух дома.

Когда-то родители, чтобы мы не поняли, о чём они говорят, переходили на идиш, ныне же всё наоборот, внуки переходят на свой родной язык, на котором мы, в лучшем случае, косноязычно бормочем. 

Власть, правящая Родиной, может быть презираемой, режим, ею установленный - ненавистным, само государство может оказаться неприемлемым для жизни, но страна…

Годы детства и юности, прожитые в ней, особенно, годы Отечественной войны - этого с собой в иммиграцию не взять, из памяти не вычеркнуть, из сердца не выкинуть.  Не получится. От себя не убежишь. И ностальгия, особенно по юности, с годами не исчезает, не слабнет, а совсем наоборот.

И в таком состоянии амбивалентности, сложной гамме противоречивых чувств, сплетении любви и  ненависти живут русские евреи. Умышленно не пишу "бывшие". Мы особый народ - российские евреи. Наш родной язык русский, воспитаны русской культурой, русским народом.
Талантливый остроумец Игорь Губерман тонко подметил это амбивалентное состояние русских евреев:

Я снял с себя российские вериги,
В еврейской я теперь сижу парилке,
Но, даже возвратясь к народу Книги,
По-прежнему люблю народ бутылки.

Перед вами не наукообразная статья с попытками  многоходового историко-политического анализа, религиозных, атеистических  и философских изысков. Это - размышления вслух уже далеко не молодого еврея, бывшего россиянина, русского писателя, который говорит на родном ему русском языке, воспитан русской культурой, не знает ни иврита, ни идиша, однако всю сознательную жизнь почему-то  считает себя евреем.

Почему?

Вот уже почти двадцать лет жизни в иммиграции никто ему в паспорте этого не пишет, никакие "спецотделы", отделы кадров, наградные отделы, квалификационные или приёмные комиссии  ему об этом не напоминают.   
Предлагаю евреям моего поколения, моим сверстникам  поразмышлять вместе и, при желании, высказаться.

Именно на нас лежит ответственность за сохранение и продолжение традиций, заповеданных Торой. И кто же, как не мы, обязаны в разумных пределах, с учётом современности передать их детям вместе с возрождённым языком иврит. Но мы же не  готовы к этому. Каждому из нас следует освежить в памяти соответствующие знания, а то и приобрести их заново. А надо - всего-то - хотя бы перед сном не сидеть перед телевизором, а читать недельную главу Торы и поразмышлять над прочитанным. Вспомните Александра Сергеевича Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
 Но для такой деятельности - прежде всего - следует самому определиться: 

 - КТО Я?
 
Русский? Еврей? Космополит? - Человек мира - как все евреи, рассеявшиеся в галуте тысячелетия назад? Агасфер? - Вечный жид, Богом обречённый на вечное скитание?

И кто же теперь Мы,  потомки советских евреев по паспорту? 
Почему и в иммиграции продолжаем считать себя евреями? Какие для этого основания?

На историческую родину не вернулись и не убедили вернуться детей. Родным языком остался русский язык, а для детей и внуков - стал язык страны обитания родителей. Прессу читаем только на русском языке, Телевидение смотрим только русское, радио слушаем русское.

К иудаизму и вообще к еврейству не приобщились. В синагогу если и ходим, лишь по большим праздникам, и то при сём только  присутствуем, хлопая глазами. Языка молитв не понимаем, законов праздника не знаем. Но продолжаем утверждать - мы евреи.

Почему?

Недавно в еврейской "столице" Нью-Йорка - на Брайтоне - разговорился с молодым евреем лет тридцати. Он даже бравировал, что никогда не читал Тору, не интересовался ей.  Понятия не имеет о традициях, об истории народа. Мол, в двадцать первом веке это архаизм, и он даже сыну не советует забивать голову этой ерундой.

- Почему же ты считаешь себя евреем? - невольно удивился я.     

- Евреями были все мои предки? - кичливо ответил он.

Так это же его предки были евреями. Они знали иврит, на этом языке молились, читали Тору. Чтили и соблюдали её заповеди, жили по  её законам, блюли и хранили традиции, языком их общения был  идиш - мамэ лошен.
Основной определитель принадлежности к той или иной народности всегда был и остаётся - прежде всего(!) - язык, на котором представители этой народности общаются между собой.

В древнем Египте нашего предка называли "иврит", потому что он говорил на иврите. Людей же, вышедших из страны рабства на свободу - "иврим" (множественное число от "иврит"),   потому что все они между собой общались на иврите. И они же, получив Тору на этом языке, стали единым народом - евреями.
Владеем ли мы языком этого народа?

Знаем ли мы историю народа, к которому себя причисляем - его победы и поражения, ошибки и достижения, взлёты и падения, его славу и позор? Воспитываем ли в детях хотя бы интерес к изучению языка, истории и традиций своего народа, его этики? Да и нужно ли это?

Какой народ представляем реально, а не по документу о гражданстве? Что нас, евреев России  объединяет с евреями Израиля, Эфиопии и Марокко, Японии и Китая, Индии и  Франции, Скандинавии и Австралии? Что вообще, объединяет евреев?

Почему считаем тоже евреями - а значит, себе равными - ультра ортодоксов, "натурэй карт" и прочих израильских отщепенцев, предателей еврейского народа?

Они откровенно помогают врагам Израиля, активно участвуют в антиизраильской пропаганде, вместе с европейскими юдофобами защищают террористов, которые по уши в еврейской крови. Утверждая, что бывшая Палестина - исконно арабская территория, они отрицают легитимность Государства Израиля, не признают созданный царём Давидом древний еврейский город  Иерусалим его столицей. Прилюдно сжигают  флаг Государства Израиля на улицах Иерусалима.
Почему ни израильтяне, ни мы не требуем объявить их "дин радуф" - вне закона, как в подобных случаях поступали наши предки? Конечно, не забивать камнями, как того требует Тора, но предать анафеме, проклятию, отлучить от иудаизма, закрыть перед ними двери синагог?
 
Во, сколько вопросов! При аналитическом подходе к проблеме  "Кто мы?" - их возникнет ещё десятки, если не сотни. К сожалению, в подавляющем большинстве - безответных, либо с весьма расплывчатым и сомнительным ответом.

Но всё-таки... 

КТО ЖЕ Я?

Русский?

Еврей?

Или симбиоз - Русский еврей?

Или Космополит? - Человек мира - как все евреи, рассеяв-шиеся в галуте тысячелетия назад?

А может быть - Агасфер? - Вечный жид, Богом обречённый на вечное скитание?
И КТО  ЖЕ МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ?

Ми анахну?

Вэр ист вир?

Ху ис ви? - Who is we?

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка