Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

УНИКУМ

Чем особенна избирательная система в США

Опубликовано 17 Октября 2012 в 06:19 EDT

Феликс ЛЕВИН
Предлагаю статью, которая, на мой взгляд, раскрывает глаза во-первых, на уникальность именно американской системы выборов, и,во-вторых, на уникальность выбора только Президента США. В моем сообщении в дискуссионном клубе в Сент-Луиса я опробовал материалы этой статьи - результат превзошел ожидания. Основная масса русскоязычных ошибочно понимала суть избирательной системы Президента, как и не понимала. что в США невозможно избрать экстремиста в Президенты...
Гостевой доступ access Подписаться

Из письма автора в "Кругозор": "Предлагаю статью, которая, на мой взгляд, раскрывает глаза во-первых, на уникальность именно американской системы выборов, и,во-вторых, на уникальность выбора только Президента США.

В моем сообщении в дискуссионном клубе в Сент-Луиса я опробовал материалы этой статьи - результат превзошел ожидания. Основная масса русскоязычных ошибочно понимала  суть избирательной системы Президента, как и не понимала. что в США невозможно избрать экстремиста в Президенты..."

     Варианты

     Принцип большинства, как известно, лежит в основе демократии. Позиция большинства людей демократической страны определяет  политику и, следовательно, жизненную практику. Казалось бы логичным придерживаться системы прямых всенародных выборов, когда избиратели простым большинством голосов могли бы избирать своего президента.

     Однако, не все так просто, ибо сама жизнь не проста. Это хорошо понимали "отцы нации", которые в 1787 году на Конституционном конвенте в  Филадельфии скурпулезно рассматривали различные варианты американской избирательной системы.

     Первый вариант - избрание Президента членами Конгресса - был отвергнут, в основном, из-за того, что такой метод вызовет серьезные разногласия между членами Конгресса, снизит эффективность Конгресса, породит коррупцию и  интриги в Конгрессе. Кроме того, предоставление таких полномочий Конгрессу приведет к опасному и нежелательному изменению баланса сил между законодательной и исполнительной ветвями власти.

     Второй вариант - избрание Президента законодательными собраниями штатов - также был отвегнут, в основном, по причине возможного ослабления центральных органов исполнительной власти страны. Президент, избрание которого в полной мере зависит от законодательных собраний штатов, будет содействовать усилению местной власти в ущерб центральной, в том числе, в благодарность за избрание и понимая, что  повторное избрание возможно лишь при "заигрывании" с законодательными собранями штатов. Президент станет в таком случае сильно зависимым от законодателей штатов, станет их заложником.

     Третий вариант - прямые выборы президента  гражданами США.

     В этом случае рядовые избиратели - простые граждане страны предпочтут отдать свои голоса выходцу из родного штата, тому, кого они лучше знают, эффективность работы которого они могут наблюдать в повседневной жизни. Кроме того, 12 крупных штатов с большим количеством населения и определят исход выборов. Роль же остальных 38 штатов будет сведена к минимому. Кандидаты на пост президента будут бороться за голоса избирателей в тех самых густонаселенных 12-ти штатах, а не в многочисленных  38-ми штатах с меньшим количеством населения, но согласно Конституции, обладающих равными правами с большими штатами.

     Прямые выборы также ущемят права темнокожего населения, составляющего всего 12% численности населения США. Национальные меньшинства не смогут избрать своего кандидата в президенты, пока составляют меньшую часть населения страны.

     Акцентирую внимание читателя на том, что, согласно системе американского федерализма, зафиксированного Конституцией, Федеральное правительство делит власть с 50 равноправными штатами вне зависимости от численности населения в этих штатах.

     Принципы          

     "Отцы нации" были людьми справедливыми, умными, искушенными и дальновидными. Сомнений в этом нет. История США подтверждает их высочайший авторитет и мудрость. Они не принимали скоропалительных решений. Все тщательно продумывалось Они резонно констатировали, что в случае прямых выборов "один человек-один голос" вполне вероятна такая ситуация, когда ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов во всех штатах по указанным выше причинам, вызовет недовольство национальных меншинств, создаст предпочтение густонаселенным штатам, ущемит равноправие штатов с небольшим количеством населения, но входящими в США на правах отдельных государств. При этом надо иметь ввиду, что штаты делегируют некоторые полномочия общефедеральному правительству при условии, что Президент является  гарантом  законности  в  стране.

     В результате была рождена совершенно уникальная избирательная система США, успешно функционирующая и по сей день. Со времен Гражданской войны уже 55 раз по этой системе проводились выборы Президента страны. Не надо думать, что действующие   выборы всем нравится. Нет. Многие считают, что выборная система устарела. За 200 лет существования страны в Конгресс поступило порядка 750 предложений по её изменению, но Конгресс  ни разу не смог собрать большинства в три четверти голосов для изменения избирательной системы страны. Значит, она устраивает большинство граждан. В чем же суть такой живучей системы выборов американского Президента, в чем она заключается?

     Для начала коснемся самого парадоксального феномена президентских выборов в США. Парадокс состоит в том, что Президентом страны может быть избран лидер не набравший большинства голосов избирателей  во всех штатах. За примером далеко ходить не надо. В 2000 году за Альберта Гора проголосовало на полмиллиона  избирателей больше, чем за Джорджа Буша. Никакой ошибки нет. Верховный Суд подтвердил это. Но Президентом стал Джордж Буш. В истории Соединенных штатов подобное случалась трижды. И такая возможность была заложена в избирательное право творцами нашей Конституции

     Нетерпеливый читатель может возмутиться - "А как же принцип большинства, где же демократия?". Не торопитесь. Разберемся по порядку. Но прежде, чем перейти к выборам, давайте констатировать, что демократия базируется не только на принципе большинства. Существуют и другие принципы демократии - религиозная свобода, отсутствие дискриминации по национальным, половым и другим признакам, уважение к частной собственности, свобода слова и многое другое. 

     Надо иметь ввиду, что и большинство не всегда бывает право. Гитлер пришел к власти в результате того, что большинство избирателей Германии проголосовали за него. Вы не хуже меня знаете, какие неисчислимые беды  породил приход фашизма к власти. В Газе всеобщие прямые выборы привели к власти террористов.

     Принцип большинства был и на вооружении большевистской партии, только демократии не было. Там, где "Я" - последняя буква в алфавите, ни о какой демократии, ни о какой свободе личности нельзя говорить. В Советском обществе нам долгие годы вбивали в сознание, что человек - это лишь "маленкий винтик" в системе ценностей.

     В США со школьной скамьи детей приучают к восприятию, что каждый ребенок, каждый человек это прежде всего Личность. Уважение к Личности - важнейший принцип настоящей демократии. Содружества или конгломераты Личностей, объединенные совместной территорией проживания и исторической общностью образуют штаты. Добровольно объединенные штаты и составляют Соединенные Штаты Америки  (США) с населением в 300 миллионов человек.

      Суверенитет штата

      Все 50 американских штатов имеют свои правительства. Штаты равноправны между собой и, как отдельные государства  участвуют в выборах Президента страны. Игнорирование штатов по причине малозаселенности недопустимо в демократической системе американского федерализма, в основе которого уважение к Личности. Авторы Конституции видели в разделении власти между правительством страны и правительствами штатов гарантию безопасности личных свобод. Занимающий 21 место по площади и 17 место по численности населения, штат Миссури, например, имеет  население в пять с половиной миллионов человек и не хочет быть ущемленным в правах выбора Президента страны по сравнению со штатом Калифорния с населением в 34 миллиона человек. Ведь оба штата равноправны. Но как же уравнять их права при выборе Президента США?  Сделать это невозможно, если исходить из принципа большинства "один человек - один голос", ибо численность население Калифорнии в 6 раз превышает численность населения Миссури. При прямых выборах, грубо говоря, Президентом был бы избран кандидат от Калифорнии (точнее - от густонаселенных штатов). Вот поэтому выборы Президента США непрямые.

     Конституционный Конвент 1787 года не мог знать сколько будет штатов и какая численность населения будет в разных штатах в 2008 году. Но мудрость предвидения участников Конвента заключалась в том, что они сочли оптимальной систему, при которой избрание Президента осуществляется "Коллегией выборщиков". Это система двухступенчатых выборов Президента и Вице-президента США без особых проблем просуществовала до сих пор и, вероятно, будет существовать и дальше.

     Выборщики

     Статья 2-я, раздела 1 Конституции Соединенных Штатов гласит: "Каждый штат назначает в порядке, установленном его легислатурой, выборщиков, число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей, которые штат имеет право направлять в Конгресс". Жители штата, отдавая свой голос за Президента, на самом деле голосуют за выборщиков Президента, которые в конце концов, согласно воле избирателей, и изберут Президента.

     Как правило выборщиков избирают на партийных конференциях штатов. В десяти штатах выборщиков избирают не  конференции, а комитеты партийных организаций. Но как бы их не избирали - они надежные выразители чаяний своих земляков. Об этом свидетельствует вся история президентских выборов в Америке. Конституция США предусматривает некоторые ограничения при избрании выборщиков. Выборщик не может состоять в органах исполнительной или законодательной власти, не может быть конгрессменом, не может занимать должность, связанную с распределением имущества. Выборщиком не может быть человек, принимавший участие в мятеже против США, или помогавший  врагам США, или поддерживавший их. Это должен быть известный, положительный, независимый и объективный человек, не чиновник. Этакий образец типичного американца. Как правило, это партиные активисты и, к тому же, достаточно состоятельные люди, ибо состоятельный человек - одновременно и независимый, а независимый человек в большей степени свободен, чем другие. Иными словами, Коллегия выборщиков состоит  из достойных жителей  штатов и они действительно выражают волю жителей своих штатов на президентских выборах. Это качественная характеристика выборщиков  выверена  годами.

     Количество же  выборщиков от каждого штата равно количеству его представителей в обеих палатах Конгресса.. В Сенате (верхняя палата) каждый штат представлен двумя сенаторами. В Палате представителей (нижняя палата) число представителей соответствует числу избирательных округов, то-есть пропорционально численности населения штата. 

     Ниже  показано количество выборщиков от каждого штата на предстоящих президентских выборах :.

     Алабама  9,     Аляска 3,     Аризона 10,      Арканзас 6,      Калифорния 55,     Коларадо 9, Коннектикут 7, Делавер 3, Округ Колумбия 3, Флорида 27, Джорджия 15, Гавайи 4, Айдахо 4, Иллинос 21, Индиана 11, Айова 7. Канзас 6, Кентуки 8, Луизиана 9, Майн 4, Мариленд 10, Массачусетс 12, Мичиган 17, Миннесота 10, Миссисипи 6, Миссури 11, Монтана 3, Небраска 5, Невада 5, Нью-Гемпшир 4, Нью Джерси 15, Нью-Мексико 5,  Нью-Йорк 31, Северная Каролина 15, Северная Дакота 3, Огайо 20, Оклахома 7, Орегон 7, Пенсильвания 21, Род-Айланд 4, Южная Каролина 8, Южная Дакота 3, Тенесси 11,    Техас 34, Юта 5, Вермонт 3, Вирджиния 13, Вашингтон 11, Западная Вирджиния 5, Висконсин 10, Вайоминг 3.

     Суммарное число выборщиков - 538 человек. Это и есть Коллегия выборщиков. Необходимое число голосов выборщиков  для избрания Президента - 270 человек. Бесспорно, существует корреляция между волей избирателей, выраженной поданными за Президента голосами, и результатами выборов. Однако, окончательные результаты голосования определяются все же Коллегией выборщиков.

     Как же с помощью Коллегии выборщиков уравниваются права густонаселенных и малонаселенных штатов? Используем точные цифры и обратимся опять же к сравнению Калифорнии с населением 33,871648 человек (примерно 34 миллиона) и Миссури с населением 5,595000 (округленно 6 миллионов человек). В Калифорнии 55 выборщиков, в Миссури 11. Простым математическим подсчетом, поделив численное количество населения в каждом штате на число выборщиков от штата, получим следующий результат. В Калифорнии приходится один выборщик на 615848 тысяч избирателей, а в Миссури один выборщик - на 508636 избирателей. Если же взять, например, большой, но пустынный Вайоминг с населением меньше полмиллиона - 493782 человек, на долю которого приходится всего 3 выборщика, то оказывается, что один выборщик представляет 164594 человека. Таким образом реализовано перераспределение количества выборщиков от штатов. Уменьшено количество выборщиков  от густонасееленных штатов и увеличено количество выборщиков от штатов с малым количеством населения. В таких условиях группа малых штатов может конкурировать с крупными штатами. Образно говоря, прибавка слабым за счет сильных - это тенденция к выравниванию их возможностей.

     Если 270 выбрщиков проголосуют за Президента - это и будет большинство голосов из общего числа 538 выборщиков. Это соотвентствует и балансу сил в Конгрессе, насчитывающему в обеих палатах также 538 конгрессменов от всех штатов. Весьма логичная избирательная система, отражающая полное соответствие численности населения  в штатах с представительством штатов в Конгрессе (Сенате и Палате представителей). Любые скоропалительные непродуманные изменения такой системы могут оказаться пагубными для всей уникальной демократической политической структуры США.

     Победителю - всё

     Ещё одна принципиальная особенность нашей избирательной системы,  использующую "Коллегию выборщиков". Принцип гласит : "Победитель получает все". Как понять? Оказывается, если некий кандидат в Президенты набрал большинство голосов избирателей в каком-то штате, то он получает все голоса выборщиков этого штата.

     Здесь я должен сделать пояснение. В каждом штате есть два списка выборщиков. Один список от демократической партии и другой список от республиканской. Кандидаты в Президенты от обеих партий идут на выборы каждый со своим  списком. Если большинство голосов избирателей получает демократ, то за него будут голосовать выборщики только от демократической партии, а выборщики республиканцы окажутся не у дел.  И наоборот - при большинстве избирателей, голосующих за республиканца, голосовать за него на следующем этапе выборов будут только выборщики республиканцы и не у дел окажутся выборщики от демократической партии этого штата.

     Поясню примером. На выборах Президента в 2000 году республиканец Джордж Буш в Миссури набрал большинство голосов избирателей. Это означало, что голоса всех одиннадцати выборщиков этого штата стали принадлежать Бушу. Выборщики же от демократической партии штата Миссури остались не задействованными. Другими словами, штат Миссури стал полностью "республиканским", несмотря на то, что многие жители штата голосовали за представителя демократической партии Альберта Гора. Всего такими же "республиканскими" оказались 30 штатов из 50-ти. В штате Флорида  перевес голосов избирателей от республиканской партии над голосами "демократов" составил всего 537 голосов. Это определило всех 27 выборщиков от Флориды, как выборщиков республиканской партии и решило исход голосования за Президента Буша. Штат Флорида стал "республиканским". Следует отметить, что в 1966 году была предпринята попытка через Верховный Суд изменить указанный принцип голосования, но ничего не вышло. Суд постановил, что любой штат может использовать свое право распределять голоса выборщиков так, как считает целесообразным. Два штата Мэйн и Небраска, имеющие мало выборщиков (соответственно 4 и 5), решили, что победитель, набравший большинство голосов избирателей безусловно получает только 2 голоса выборщиков, а остальные - отдаются кандидатам, победившим по округам. Но в реальной жизни  результаты глосования в округах этих штатов всегда совпадали общими результатами голосованиия по штату.

     Федеральный округ Колумбия имеет особый статус. На его территории находится столица США - Вашингтон. В Конгрессе этот округ не представлен, но в выборах Президента страны участвует наравне с другими штатами, поэтому округ Колумбия представлен  в  Коллегии  выборщиков тремя  голосами  выборщиков.

     В спорах с теми, кто полагает устаревшим  и недемократичным существующий порядок выборов и считают, что выборы должны быть прямыми "один человек - один голос", возникают примерно следующие вопросы.

     На первичных "праймериз" в феврале 2008 года в штате Миссури за Хилари Клинтон голосовали 395 тысяч избирателей, за Барака Обаму голосовали немного больше - 405 тысяч избирателей штата. Почему же голоса избирателей  Хилари Клинтон от нашего штата не засчитываются в общую копилку голосов Хилари Клинтон от всех штатов? Ведь таких голосов будут миллионы по стране. Это, на первый взгляд, кажется не справедливым.

     В связи с этим отмечу, что принцип "Победитель получает все" имеет еще одну интересную интерпретацию, хорошо обосновывающую этот принцип. Суть в том, что штат на выборах рассматривается как самостоятельное государство. Так исторически решили сами штаты. Но в отдельном государстве никогда не избирают двух президентов. Президент должен быть один. Вот поэтому от каждого штата и избирается большинством голосов один кандидат в президенты США. Такова воля большинства избирателей штата. Получается, что принцип демократии - подчинение меньшинства большинству совсем не ущемляется, а становится доминирующим и даже очень четко выражен.

      Парадокс 

     Однажды я спросил волонтёра-активиста на избирательном участке :

- "Может ли выборщик, например, от республиканской партии проголосовать в Коллегии выборщиков за представителя другой партии?".

-  "Это же будет предательством интересов партии и делегатов, которые его избрали" - ответил он. Я понимающе кивнул, но все же повторил свой вопрос, сказав, что людям свойственно делать ошибки и поступать иногда неправильно.

- "Все же может ли выборщик голосовать против воли своих избирателей?"- настаивал я.

- "Выборщик свободный человек и может поступать в соответствии со своей совестью" - был ответ.

     Случаи, когда тот или иной выборщик голосовал вопреки большинству избирателей штата, все же были, но ни разу не повлияли на исход выборов. Последний раз это произошло в 2000 году, когда Барбара Летт-Симонс - демократ-выбощик от Округа Колумбия воздержалась от голосования в поддержку лидера своей партии демократа Альберта Гора. Другой пример: доктор Ллойд Байли  республиканский выборщик от Северной Каролины отказался голосовать за кандидата своей партии Ричарда Никсона в 1968 году, а проголосовал за независимого кандидата Уоллеса.  Очень давно, на заре становления американской демократии в 1796 году выборщик от Пенсильвании Самуэль Майлес вместо того, чтобы поддержать "федералиста" Джона Адамса проголосовал за республиканца Томаса Джефферсона. За всю историю США подобное случалось 156 раз. В ряде случаев  это было обусловлено болезнью или смертью одного из кандидатов в президенты или вице-президенты от разных штатов, здоровье которых было подорвано стрессами во время избирательной компании. Законодательством 24-х штатов предусмотрена возможность наказания "непослушных" выборщиков штрафами или по решению Суда, но ни разу такая возможность не была использована в действительности.

     Первичность

     В истории США на выборах в 1876, 1888 и в 2000 годах  кандидат, набравший большинство голосов избирателей, не стал Президентом, ибо не набрал большинства голосов выборщиков. Так реально сработала избирательная система США

     Выборы Президента США строго регламентированы. Они проходят раз в 4 года Избирать имеют право только граждане США. Сначала они избирают одного кандидата от каждой партии и делегатов на национальный партийный съезд. Это происходит на, так называемых, праймериз и кокусах. Принципиальной разницы между ними нет.

     Корневой основой слова праймериз является "первичность". Главная цель этих первичных выборов избрать делегатов на национальный партийный съезд, на котором будет избан только один кандидат в Президенты от партии. Демократическая и Республиканская партии имеют равные права по выбору делегатов - участников общенационального съезда своей партии. Каждый штат представлен на съезде своей партии делегатами пропорционально численности своего населения. Единым кандидатом в Президенты США от партии становится человек, набравший две трети голосов делегатов съезда.

     Слово "кокус" происходит от языка аборигенов - индейцев и имет смысловое значение  "совет". По сути это  собрание партийной организации, дающей первичную оценку и рекомендацию своему кандидату на пост Президента. В штате, где проводится "кокус" уже не проводятся "праймериз". Другими словами, кокус имеет место там, где партия по каким-то причинам не участвует в "праймериз" штата. Некоторые штаты соперничают по части проведения ранних "праймериз", так как это оживляет торговый, ресторанный и гостиничный бизнес, отчисляющий налоги в бюджет штата. Большинство штатов традиционно проводят "праймериз" в один из вторников февраля (супервторник). Если "кокус" занимает всего несколько часов, то "праймериз" занимает целый день.

     Единый кандидат на пост Президента от каждой партии избирается на национальном партийном съезде. Победитель выбирает себе вице-президента. "В первый вторник после первого понедельника ноября"  проходят общенациональные выборы пары "Президент - Вице-президент". Голосуя за них, избиратели отдают свои голоса выборщикам этой пары. "В первый понедельник после второй среды декабря" проводятся выборы уже в Коллегии выборщиков, при этом только выборщики голосуют за пару "Президент - Вице-президент". Подсчету голосов выборщиков уделяется очень серьезное внимание.  Свидетельством тому тот факт, что голоса выборщиков обязательно подсчитываются на заседании Конгресса. Происходит это 6-го января, а 20 января - день инагурации нового Президента. 

     Может случиться, что ни один их  кандидатов в Президенты не получит нужных 270 голосов выборщиков. В этом случае Президента избирает Палата представителей. Так когда-то были избраны Томас Джефферсон в 1800 году и Джон Адамс в 1824 году.

     Нет экстремизму

     Не могу не отметить еще одну уникальную особенность американской избирательной системы. Эта система совершенно не допускает экстремизма. Ни фашизм, ни коммунизм, ни ку-клукс-кланизм, ни любые виды национализма,  ни прочие "измы", связанные с опасными крайностями, не могут просочится сквозь надежный фильтр американской системы выборов. Объем журнальной публикации не позволяет детально проанализировать все аспекты этого феномена. Но большинство читателей достаточно образованы и осведомлены в  том, что всеобщие прямые выборы приводили и могут привести к власти сталиных, гитлеров, пол-потов, мао-дзе-дунов, фиделей, хусейнов и прочих диктаторов и террористов, удобривших  земли своих стран кровью своих же народов. И все это под прикрытием свободых прямых демократичных выборов: "Один человек - один голос". Демократия, делающая себе "харакири", не есть демократия. Демократия, которая неуважительно относится к собственному народу и под видом выборов назначает  приемников-наследников, тоже не есть демократия.

     В США такая ситуация органически невозможна. Свидетельством тому - сама история, как самый надежный и объективный свидетель. В 1948 году экстремистская партия "Права штатов", отстаивавшая принципы сегрегации, пыталась пробиться к власти, выдвинув в Президенты Строма Термондема. Ничего не вышло. Компартия США пыталасть завоевать симатии американцев - дважды Анжела Девис пыталась пробиться в Вице-Президенты.Тоже ничего не вышло. Джесси Джексон также был отвергнут. Можно демонстрировать свою силу, выражать свои протесты, в том числе, в Коллегии выборщиков и в Конгрессе.  Но экстремизм не проходит. Пройдет все, что способствует экономическому благосостоянию граждан и их безопасности. Проходит все, что способствует стабильности и мощи США.

***

     Такова довольно сложная, но логичная и, на мой взгляд,  вполне демократичная, прекрасно зарекомендовавшая себя система выборов Президента США. "Отцы нации" создали такую Конституцию и Избирательное право, переделывать которые не понадобилось более 200 лет.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка