обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
сентябрь '12
ГОСТЬ НОМЕРА

ОБНОВЛЕНИЕ

В нём видит будущее мира писатель и религиозный мыслитель Николай Боков

- Николай, вы очень необычный человек и писатель. С одной стороны, диссидент, борец с советским режимом и автор произведений с уклоном в политическую сатиру, с другой - религиозный философ, искатель духовного опыта, создатель мистерий. Как вы сами смотрите не себя и свое творчество? Есть ли объединяющее начало в той и другой вашей ипостаси?

- Ваш вопрос заставил поежиться - ипостась, как вы знаете, слово непростое, так торжественно я никогда не думал о своей персоне… Наверное, я просто "дитя времени": после серости - несмотря на все буйства - советской власти настало время доступности и всеядности… впрочем, доступности относительной.

Разнообразие публикаций конца 50-х - начала 60-х вызвало страсть к энциклопедичности, сопровождавшейся настоящим культом университета, - у меня он возник за чтением Герцена (полного собрания сочинений, конечно, ибо доверия к издателям и редакторам не было после дикостей советской цензуры). А там звал к себе философский факультет, где, думал я, ищут истину, - какое захватывающее занятие! В юности свеж этот порыв к абсолютному и окончательному, прекрасный и полный энергии! Так вот, найти истину - и облагородить ею действительность, которая удручала со всех сторон: пьянство родственников, злые соседи в коммуналке, хулиганство на улицах… 

- Вот Вам два персонажа - Белинский и Гоголь. Первый в своем знаменитом Письме ко второму отстаивал социальные ценности - отмену крепостного права, политические свободы, честный суд, борьбу с коррупцией, второй же ничего этого не требовал, выступая с духовной проповедью, призывая правящие классы к моральному очищению.Чья позиция вам ближе? Или вы на какой-то третьей стороне?

- Гоголь коснулся моей тайной, так сказать, струны, еще мне не очевидной, - своим искусством слова. В чем секрет его фразы? Если он так умеет, то можно ли этому научиться? Другие писатели тоже мастера: Чехов… позднее Достоевский…Кстати, и Белинского я читал в полном виде, - толстые тома у дедушки в подмосковной деревне, где я нашел замечательную первую, разгромную статью Виссариона о "Горе от ума", показавшуюся мне верхом остроумия! Ею я бравировал потом в школе, сталкивая со второй, классической статьей того же Белинского, вызывая замешательство учительницы… а сам удивляясь, что при одних и тех же исходных данных можно прийти к противоположным выводам! Так что знаменитое "закрытое письмо Белинского Гоголю" мне казалось не окончательным… своеобразным спором знакомых. Гоголь в "Избранных местах", конечно, глубже… особенно своими суждениями об исторической науке, - тем более, что школа и начальство были на стороне Белинского в этом вопросе, а начальство казалось туповатым.

- В поисках Бога вы жили на Афоне, прошли через уникальный для нашего времени опыт: шесть лет провели в пещере. Мне кажется, современному человеку гораздо тяжелее отказаться от мира, от общения, от благ цивилизации, чем, скажем, средневековому. Чего вам больше всего не хватало во время "пощения"?

- Мои 13 лет жизни вне общества с 1 декабря 1985 по 8 декабря 1998 включают год ограничений - я спал еще в своем автомобиле, затем три года путешествий по Франции и Европе пешком и автостопом, и таким же способом в Израиль, в Святую землю. 1988-92 - улица и отшельничество в Бургундии, а потом шесть лет в пещере под Парижем, в заброшенных и заросших лесом карьерах, где еще до Второй мировой добывали известь и гипс.

"Отказаться от мира" не составило трудности, наоборот, отпали препятствия ко всякого рода упражнениям, иногда жестоким, рекомендованным такими авторитетами, как сама Библия и своды монашеских писаний, прежде всего "Лествица" синайского монаха 6 века Иоанна… В моей книге "Обращение", которую Вадим Крейд опубликовал почти полностью в "Новом Журнале" (№№ 227, 228), описывается главное событие моей жизни - переживание существования Бога не как культурно-исторического или церковного феномена, а его живого присутствия (и тут у меня многие великие предшественники и современники, достаточно вспомнить ночь Блеза Паскаля). Так вот, после этого великого открытия я вообразил, что, если оно мне было просто подарено, то есть ведь обычный путь к нему же, через аскезу и богословие? Ими я и был счастлив заняться… Это была необходимость, а не утрата. Необходимость настолько прекрасная и великая! Все блага мира были ничто по сравнению с ней…

- Ваше отношение к церкви как институту и к разным ее конфессиям. В вашем "Фрагментарии" встретила добрые слова об отце Александре Мене. Его проповедь близка к экуменизму. Вы не думаете, что будущее церкви в слиянии всех ее "составляющих"?

- Мое обращение было самым "общим" - я, маленький человек - и Бог. Мои знания о церковной жизни и истории церкви, очень поверхностные, к счастью, мне не могли помешать… я был полностью открыт неожиданностям… Потом, под влиянием встреч с католиками и православными, возникла мысль о необходимости крещения… о том, что нужно найти свое "место" в Церкви…

Поскольку первыми меня приняли бенедиктинцы, я думал, что мне подходит католицизм… Но их, возможно, смутила необыкновенность происшедшего со мной, и они подталкивали в сторону "этнически близкого" мне варианта, православия. Мне подходило и оно… Уже после крещения меня стали просвещать насчет правильной и неправильной веры, и сам я стал читать уже не только Библию, а разные истории разных церквей… Меня, впрочем, и самого интересовала практика трех главных ветвей христианства. В мистическом плане, в предстоянии перед Богом человека - а всем нам предстоит умереть и оказаться в полном одиночестве перед Ним - христианство едино…

В социальном же плане церкви различаются и даже враждуют, - поскольку они суть и социальные тела, группы, партии, борющиеся за место… Но их можно воспринимать и как отсеки одного корабля, благодарю которым он непотопляем... Отец Александр Мень носил в себе это всемирное, полное переживание присутствия христианства на земле, и в условиях нечеловеческого государства… Экуменизм был для него естественен…

- Сейчас все чаще говорят о том, что Западная цивилизация переживает кризис, что она не может отстоять свои ценности перед натиском ислама. Не связано ли это с утратой христианством (и христианской церковью) своих позиций в европейском обществе?

Н.Б. Человек нуждается в общем взгляде на мир, в цельном, в синтетическом… Его может дать только религия, которая все объясняет, в том числе и связь этого мира с миром потусторонним. Но этот взгляд иногда лишен подробностей, нужных уму и душе. Если христианство как бы отодвинуто, то взыскание цельности не исчезает, и оно удовлетворяется другой религией, исламом в вашем примере, или учением секты… Социологически это очевидно и теперь усвоено. Когда я приехал во Францию в 75-м, еще лет десять слышались на радио Франс-Кюльтюр прокуренные голоса тех еще профессоров: "Бог умер, религия - преодоление невроза…". А теперь то же радио транслирует по воскресеньям католическую мессу…

С исламом, быть может, не так все просто. Он моложе "ствола" - иудаизма - и двух больших побегов на нем, католицизма и православия… Библейски он восходит к сыну Агари Измаилу, рожденному от Авраама и изгнанному Саррой. Вы помните, Бог спасает Агарь и младенца от смерти в пустыне, однако произносит определение: младший, Измаил, всегда будет в подчинении у старшего, Исаака, ибо он рожден от рабыни… Это есть мистическая "парадигма", которую изменить невозможно… Ислам может разбухать и распространяться, как это уже бывало в истории, - магометане владели Испанией, подходили к Вене, прошлись по России, но затем вернулись в свои пределы и даже попали под господство других стран. Вероятно, и ныне ислам еще должен расти и захватывать, но до какого-то предела...  Сложность Библии - это сложность нашей современной жизни, с которой Корану не справиться…

И еще: в мусульманской среде происходят обращения в христианство… Точно так же, как в свое время иудаизм дал почву и соки для христианства, ныне ислам - этот меньший и скромный брат иудаизма - возможно, созревает и приходит в то состояние, когда он окажется почвой для условно мною называемого Христианства II. И это будет порясающее обновление мира, через борьбу и непризнание друг друга, в динамизме рождения…

- С середины 70-х вы живете во Франции. Стала ли эта страна родной для вас? В каких отношениях вы с французским языком? Кто ваш читатель? Ну и спрошу еще вот о чем: есть ли у вас ощущение, что русская эмигрантская культура во Франции жива и здорова?

- Из Святой Земли я возвращался в 1987-88 годах через Родос и Турцию, желая посетить "семь городов апокалипсиса" (и они мне приготовили события из ряда вон выходящие!) И вот я увидел Европу с азиатского берега, в Дарданеллах. И как рванулось к ней сердце! В необъяснимых слезах я смотрел на нее, и чувствовал, что там моя Родина… Впрочем, я продолжил путешествие, пожил в Константинополе-Стамбуле, и затем перешел в Грецию. И здесь почувствовал себя дома… Уже можно было и прирастать, я начал на Афоне говорить по-гречески, потом в Италии по-итальянски… Однако, конечно, французскому языку было удобнее в моем горле…Читая богословскую литературу, кстати, я заметил, что она лучше звучит по-французски, а по-русски - выигрывают аскетические тексты…

Мой читатель - такой же протеиформный, как и я сам… Мой первый краткий период славы - это "Похождения Вани Чмотанова" в 1982 году, имевший по-французски заголовок "Голова Ленина" (фарс о жулике, укравшем голову из мавзолея и после смешных перипетий водворенном на место вождя…) Вторая известность длилась с 1998 по 2002 год, и была связана с публикацией книги "На улице Парижа" и других о времени "отсутствия в обществе". Они заинтересовали верующих и неверующих, но не политиков…

В прошлом году произошла попытка осознания эмиграции и связи с метрополией, - "Франтирер" выпустил альманах Пари, Paris!, в котором объединились 10 авторов, и лишь один из них живет в России. Вообще был заметен отток внимания в сторону России после падения советчины и всплеска связанных с этим надежд на очеловечивание режима. Однако теперь эти надежды меркнут, люди уезжают оттуда все целенаправленнее, и эмигрантская жизнь получает новые соки. А с ней и писательство.

- Живя в Европе, что вы думаете об Америке? Очень ее ругаете?

- В 1981 году я поехал в Америку впервые, кстати, и для проверки своих ощущений: Европа и, в частности, Франция была загипнотизирована советской угрозой. Французы попросту трусили, - до того, например, что книга Алена Прешака "Советская литература", в которой я принимал участие, была уничтожена в результате интриги КГБ. Критика коммунизма велась голосами диссидентов и эмигрантов: "это они, они сами говорят, что там Гулаг и ужасы, а мы, французы, просто обеспечиваем им свободу слова".

Я проехал Америку от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса на "грей-хаунде", останавливаясь у друзей и знакомых, - и успокоился. Я теперь знал, что есть гигант демократии, который сильнее кремлевских тиранов. Так что Америку я не ругаю, хотя государство есть государство, и иногда Левиафан показывает свой чешуйчатый хвост… Кроме того, у меня нет французского комплекса: они нас, великую нацию, освободили, как же так…

- Как вы смотрите на настоящее России и какой у вас прогноз на ее близкое и дальнее будущее?

- Настоящее России… О нем у меня представление из свидетельств, из публикаций на интернете… но не только. Я присутствовал во Французской Академии, когда та принимала Путина в 2003, если не ошибаюсь, году. Импонировала простота обстановки, всего два-три человека в штатском, севших по углам зала. Путин провел легкую параллель между собой и… Петром Первым, посетившим Францию в 1717 году, ее подчеркнули и выступившие французы… Это, конечно, поразило, настолько величины различны…

Потом Россия возобновила колониальную войну на Кавказе, предваренную подготовкой взрыва в Рязани, где оказалось замешанным ФСБ… Очень показательно, что в России не была проведена люстрация и что были задействованы ее противники в странах Европы, например, Герек в Польше… Возможно, самое удручающее то, что ни разу не встал вопрос о пересмотре коллективизации и ее последствий, о возвращении земли крестьянам и о воссоздании этого фундамента свобод всякого рода - множества малых и средних собственников на землю и на плоды своего труда… А без них "частная собственность" - в лице олигархов - проблематична, как "силовые структуры" и показали на деле Ходорковского.

- Что - с высоты вашего духовного опыта - вы хотели бы сказать сегодняшним молодым?

- Ирина, мне опять не по себе: "с высоты…", говорите вы… Попробую что-нибудь сказать, оглядываясь на зализанные раны (а одна - инвалидность дочери - так и осталась слезиться): о юные, если почувствуете отчаяние, старайтесь спасти надежду… дайте пройти времени… не спешите убить отчаяние искусственно, алкоголем или наркотиком, позвольте ему совершить работу в вашей душе, работу углубления, утончения, очищения… И тогда надежда позовет свою сестру - любовь… и третью - веру… Веру как минимум в то, что мы не одиноки в мире… И вдруг с вами заговорит София, божественная Премудрость… И скажет вам всё.

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
фото

Мичуринец   02.09.2012 04:04

Воля  ваша, господа, но набор слов русский-религиозный-мыслитель несочетаем. Что-то одно, но чаще сразу два компонента их этого винегрета сразу выпадает в осадок. И остается православие в «чистом» его неприглядном виде: Гундяев, путин.    
  - 0   - 0
фото

Irina (edvzdCVoEjvsVfLy)   19.02.2013 21:27

Too many compliments too little space, tahkns!
  - 0   - 0

КОММЕНТАРИЙ ЧИТАТЕЛЯ

В Украине хватит убивать!

В Украине хватит убивать!

 

Опрос месяца

Как вы относитесь к личности нового - шестого - президента Украины Владимира Зеленского?

СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA

БЛОГИ

20 Мая 2019

Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ:

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ

Хвалённый всеми «поборниками» демократии, прав и свобод пресловутые Ельцин и ельцинский период можно смело сравнить с постверсальским периодом Адольфа Гитлера, который ознаменовался укреплением фашистского режима в Германии и подготовкой ко второй мировой войне Именно при Ельцине всё ещё находившиеся в полулегальном положении чекисты начали подготовку к своей сегодняшней легализации. Русский неофашизм бросил свой первый вызов цивилизованному мировому сообществу после крушения сталинской империи зла при Ельцине. Забегая вперёд, можно уверенно сказать, что коммендация власти Ельциным именно подполковнику КГБ Путину, а никому другому, тоже было не спонтанным или случайным явлением, а закономерным процессом укрепления ФСБ-фашизма в России.…

19 Мая 2019

Яков ФРЕЙДИН Яков ФРЕЙДИН:

Степени Отдаления

Занимательные заметки о встречах, которых не было, со знаменитыми людьми, которые были.

16 Мая 2019

Виталий Цебрий Виталий Цебрий:

Украина затаила дыхание. Час "Х"! Доживем до понедельника?

Украинцы дыхание уже "затаивали" за последние недели многократно. То выборы, то дебаты... Наконец вот с инаугурацией определилось: понедельник 20 мая...

Больше мнений