обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
  Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
март '12
ЗАМЕТКИ СОЦИЛОГА

ПАТРИОТИЗМ

Как на самом деле

СПЕКУЛЯЦИИ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ...

"Ни один враг не добыл у нас ни пядени земли, мы же еще взяли назад все области, какие отхватили у нас соседи. Все это сделали мы по доброй воле…, потому что знали - деремся за собственное благо и что как выдержим опасность, так пожнем в мире плоды наших усилий у себя, на родине". Таковы настроения русского провинциального дворянства
/Фоккеродт И.Г., Плейер О./      
                                        
Выдающийся русский философ В.Соловьев указал на глубокие различия "между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше".         
/Соловьев В.С./ 

Результаты социологического опроса. На вопрос: "Вы являетесь патриотом России?" 80 % россиян отвечают: "Да".

Вопрос: "Что такое патриотизм?". 70 % отвечают: это "Любовь к Родине". И лишь 20% - "Желание что-то сделать для своей Родины".

Патриотизм - одна из базовых конструкций национального сознания. И по этой причине нередко становится объектом либо откровенно недобросовестных спекуляций, либо поверхностно-идеологических интерпретаций. Один из типичных приемов идеологов консервативно-охранительного толка - призыв вернуться к традиционно-российским ценностям и, в частности,  к отечественному патриотизму. Как правило, такие упрощенные идеологемы не рассчитаны на серьезный социологический анализ и адресованы массовому профанному сознанию, тем самым 75 % россиян, которые являются, согласно исследованиям Института социологии РАН, либо носителями архаических ценностей и традиционализма,  либо примыкают к ним по основным ценностным установкам и коллективным представлениям. Именно массовые слои заявляют о своей неспособности влиять на власть - до 90% россиян; и потому снимают с себя ответственность за происходящее в России, на своей собственной родине - порядка 80% опрошенных.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно проследить трансформацию  понятия "патриотизм", выделить его элементы, нежизнеспособные в условиях современности, а также наполнить понятие патриотизма конкретным содержанием, адекватным реалиям XXI веке.


ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

В ходе исторического процесса содержание обсуждаемого понятия, как и других конструкций массового сознания, до определенной степени меняется, корректируется, наполняется новым смысловым содержанием. Можно выделить три основные российские версии патриотизма, которые в разных пропорциях реально присутствуют в сознании российского общества:
 
- Имперская, святоотеческая - доминировала в дореволюционный период; в качестве маргинальной присутствует и в сознании общества XXI в. Опорные смыслы: единая и неделимая, Святая Русь, хранительница подлинной православной веры.

- Советская военизированная - доминировала в советский период и является основным содержанием официального постсоветского патриотизма. Опорные смыслы: СССР/Россиия - наследники великих исторических побед; народ России - народ-победитель, внесший решающий вклад в победу во Второй мировой войне; необходимость поддержания высочайшей обороной готовности, в т.ч. гипертрофированного военно-промышленного комплекса и огромных людских резервов, прошедших военизированную подготовку.

- Постсоветская гражданская  - её носителем являются в начале XXI в. лишь относительно небольшие, локальные группы российского общества. Опорные смыслы - правовое государство; демократия; гражданские права и политические свободы; социальная экономика, ориентированная на интересы и нужды массовых слоев населения.


ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА

Анализ сложного и в немалой степени противоречивого понятия "патриотизм" целесообразно вести в разрезе его характерных, устойчивых идеологических компонентов, соотнося их с реалиями российской истории и современной жизни.
 
Русский философ В.Соловьев предостерегал от впадения в "зоологический патриотизм… делающий из нации предмет идолослужения". Любовь к Родине в патриотическом дискурсе в основном интерпретируется в двух вариантах: любовь к своей малой родине и любовь к России как самой большой стране (географическому пространству) на планете.

Что касается "малой Родины", то патриотическая любовь к ней плохо сочетается с социально-экономической, и экологической деградацией многих регионов российской провинции; их демографическим запустением и отсутствием социальных перспектив у их редеющего населения. Относительно любви к единому огромному географического пространству…

После распада СССР неизбежно возникает вопрос: как относиться к отделению бывших советских республик? И прежде всего - к суверенному существованию славянских государств: Украины и Белоруссии. Должна ли России их "отпустить" или необходимо стремиться вернуть? Однако возможно ли их вернуть вопреки воле народа или значительной его части? То, что элиты Украины и Белоруссии не испытывают желания возвращаться в состав единого российского государства на правах младшего брата, это очевидно. Сейчас они полноправные хозяева многообразных ресурсов своих республик и в вопросах самообогащания действуют абсолютно суверенно, не спрашивая разрешения Москвы.

Идеология коммунистического интернационализма (в послереволюционный период) и политика внешней экспансии советского режима (накануне и в ходе Второй мировой войны) позволила властям СССР собрать в единое государство распавшиеся фрагменты Российской империи за исключением Финляндии и Польши. Однако в конце ХХ - начале XXI вв. военная экспансия - крайне сомнительное средство восстановления утраченных и присоединения новых территорий.

В ходе первых многопартийных парламентских выборов в России, в 1993 г.победу одержал В.Жириновский, одним из лозунгов которого было очередное насильственное присоединение Польши к России. На это Польша ответила стремительным вступлением в НАТО с целью получения международных гарантий своей национальной безопасности и государственного суверенитета.

В известном "Манифесте просвещенного консерватизма" Н.Михалков настаивает: Россия вновь должна превратиться в "континентальную империю". Но, во-первых, есть ли у России ресурсы, для того, чтобы вновь создать такую империю? Во-вторых, маловероятно, чтобы даже центрально-азиатские государства захотели добровольно  вернуться в состав империи. В-третьих, опыт ХХ века свидетельствует: многонациональные империи неустойчивы и имеют тенденцию распадаться.


ПАТРИОТИЗМ КАК ЛОЯЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВУ, ВЛАСТИ, ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ

- Лояльность государству, как исторически-преходящей форме самоорганизации народа, по самой сути едва ли может быть долговечна. Так, в поисках оптимальной модели государственного устройства, способной обеспечить национальное развитие и желательный уровень жизни, в ХХ веке сам народ России дважды разрушил свое государство, его имперскую и советскую модели, отказав им в лояльности.

- Лояльность народа власть предержащим, на чем также настаивает г-н Михалков. Однако лояльность властям не отделима от того качества национально-государственного управления, которое эта власть обеспечивает, и нравственного авторитета самой власти в обществе. Однако о каком авторитете, а потому и лояльности существующим властям может идти речь, если коррумпированная государственная бюрократия, согласно оценкам Генеральной прокуратуры России, ежегодно расхищает порядка 240 млрд. долл. - сумму, соразмерную доходной части национального бюджета?

- Лояльность политическому режиму - едва ли не самый противоречивый компонент патриотизма. Действительно, должно ли население быть лояльно к тоталитарному, репрессивному режиму Сталина, запятнавшего себя массовым истреблением соотечественников? Но именно этот режим организовал оборону России в 1941-1945 гг, и под его руководством советский народ выиграл войну, защитив свою жизнь и самостоятельное, суверенное существование. В результате военной победы репрессивный режим окреп и значительная часть советских военнопленных из нацистских лагерей смерти была отправлена прямо в сталинские лагеря ГУЛАГА. 

Однако историческая память народа, храня события национальной истории, является одним из мощных мотивационных комплексов массового сознания. И, как известно, внуки солдат-победителей 1941-1945 гг. не встали на защиту советского строя и единого Советского Союза в 1991 - 1993 гг.

Нечто подобное произошло и в начале XIX века. Русские солдаты, взятые из крепостных крестьян, одержав победу в войне 1812-1814 гг., отстояли Россию. Отстояли ее государственный суверенитет, защитили народ, но защитили и самодержавный строй, укрепив его, а тем самым - и крепостное рабство, продлив его существование еще на полвека. И самодержавную, имперскую российскую государственность разрушили внуки и правнуки тех солдат, что веком раньше отстояли тот же политический строй в войне с Наполеоном. Причина очевидна: трансформация массового сознания опережала модернизацию общественного строя, опережала модернизацию социально-властных отношений.


ПАТРИОТИЗМ В СИТУАЦИИ ВНУРЕННЕГО КОНФЛИКТА
 
Рассмотренные выше формы патриотизма относятся к наиболее очевидному и потому более простому случаю проявления патриотизма - в ситуации внешней агрессии, когда народ защищает свою землю, свои семьи, свое право на существование от вражеского нашествия. Неизмеримо сложнее вопрос о том, что есть патриотизм, и кто - патриоты в ситуации внутреннего гражданского конфликта.

Характерный период российской истории - революция и Гражданская война начала ХХ в. Кто патриоты: "красные" или "белые"? Стремясь реализовать свои общественные идеалы, обе стороны масштабного социального конфликта жертвовали собственными жизнями и беспощадно уничтожали своих политических противников. "Красные" стремились установить "республику Советов", что в кратчайшие исторические сроки выродилось в диктатуру высшей партийной бюрократии, а затем и в диктатуру единодержавного диктатора Сталина.

К чему стремились "белые"? У них не было единого общественного идеала. Одни воевали за восстановление самодержавной монархии; другие - за монархический строй, ограниченный парламентом; третьи - за буржуазную республику.
Были еще "анархисты", крестьянская повстанческая армия под руководством Нестора Махно. Возглавляемое им движение (общая численность до 35 тыс. человек) выступало под лозунгами "безвластного государства", "вольных советов".

Кто из них большие патриоты - кто меньшие; какая версия общественного идеала более патриотична, а какая - менее? Какой общественный строй был способен обеспечить более эффективное развитие производительных сил общества, а потому и благополучие населения России? 

Учитывая сказанное, не следует ли подлинными патриотами России признать те политические группы и тех политиков, кто пытался предотвратить гражданский конфликт, не допустить разрушения экономики, а, главное, избежать человеческих жертв?  Для этого было необходимо либо удержать макросоциальный компромисс (баланс интересов больших социальных групп), либо достичь нового социального равновесия политическими средствами, не допустив вооруженного столкновения. 

Такими силами была партия "Конституционных демократов" и ее лидеры - члены ЦК, и среди них, такие выдающиеся интеллектуалы, как князь П.Долгоруков, В.Вернадский, М.Винавер, И.Гессен, А.Кизеветтер, Ф.Кокошкин, А.А.Корнилов, В.А.Маклаков, М.Л.Мандельштам, П.Н.Милюков, С.А.Муромцев, В.Д.Набоков, Л.И.Петражицкий, И.И.Петрункевич, Ф.И.Родичев, П.Б.Струве, Н.В.Тесленко, кн. Д.И.Шаховской, Г.Ф.Шершеневич. Однако этим людям не удалось удержать под контролем развитие событий. За мирной Февральской революцией 1917 года последовали Октябрьский переворот, кровопролитная Гражданская война и установление диктатуры коммунистической бюрократии.

74 года коммунистического режима наглядно продемонстрировали: советский социалистический строй оказался тупиковым общественно-историческим проектом и уже одним этим поставил под сомнение патриотизм тех, кто его устанавливал в начале ХХ века. Стоила ли диктатура коммунистической бюрократии тех миллионов жертв, которые были принесены на алтарь социалистической утопии?

Двукратный в течение ХХ века крах российской государственности в ее имперской и социалистической версиях, вызывает закономерный вопрос: какую историческую версию патриотизма предлагают консервировать (воспроизводить) российские консерваторы? Возможно ли воспитать конструктивный патриотизм, адекватный реалиям XXI в., обращаясь только к прошлому - имперскому и/или тоталитарному?


ПАТРИОТИЗМ ГРАЖДАНСКИЙ

Чудовищная обоюдная жестокость противников в гражданской войне, взаимный террор, раскулачивание, голодомор, масштабные государственные репрессии - все это неизбежно ставит вопрос об исторической исчерпанности как имперской святоотеческой, так и советской военизированной версий патриотизма.
Реалии современной России и, прежде всего, нарастающая имущественная поляризация, социальное расслоение, процессы отчуждения, - все это вызывает закономерные опасения. Отсюда актуален вопрос: есть ли в современной России эффективные механизмы, способные предотвратить массовые протестные выступления и, тем более, их перерастание в масштабный социальный конфликт?

Подобный конфликт, как свидетельствует отечественная история, неизбежно сопровождается огромными человеческими жертвами, разрушением экономического потенциала и неизбежной деградацией общества.

Из этого следует: предотвращение разрушительного социального конфликта, сохранение человеческого и экономической потенциала России, поддержание ее международной конкурентоспособности и должно стать смыслом формирования принципиально новой версии патриотизма - патриотизма гражданского, как важнейшей социо-культурной инновации, опирающейся на цивилизованный политико-правовой процесс. 

Одним из наиболее продуктивных подходов представляется идея "конституционного патриотизма". В послевоенной Германии, в ходе дискуссии о необходимости преодоления наследия нацизма, ее выдвинул выдающийся немецкий интеллектуал Юрген Хабермас, как национально-объединяющую версию патриотизма, опирающегося на гражданственность и право, и тем противостоящую этнической идентичности - "идентичности по крови". С тех пор "конституционный патриотизм" стал основным понятием системы политического просвещения, самосознания и осмысления прошлого Германии.

Именно исходя из этих позиций осуществлялся впоследствии анализ прошлого Восточной Германии как неправового государства в юридическом и уголовно правовом аспекте. В том числе: уголовно-правовое преследование преступников, их гражданская дисквалификация (устранение с руководящих постов),  возмещение ущерба жертвам социалистического режима, а также работа парламентской комиссии "Осмысление истории и последствий диктатуры СЕПГ в Германии".

Нечто подобное предстоит осуществить и нам, в условиях постсоветской России, развернув процесс массового освоения политико-правовой культуры демократии, позволяющей учесть и реализовать наиболее значимые интересы основных социальных слоев и групп современного, сложно структурированного российского общества.

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
фото

Mensch   08.02.2014 01:34

Статья С. Маркелова важна для осмысления не т-ко росс. реалий, но и морального состояния Запада, празднующего олимпийский Triumph des Willens росс. тирании. В этом смысле статья применима и для оценки увлечения западной демократии национализмом, отвлекающим от печальной картины её упадка. Выделил бы такие слова из статьи: "Бороться с олигархами, нуворишами и мафией, разбежавшись по национальным квартирам, невозможно. Те кто получает с нас прибыль, объединены, а нас заставляют разобщаться и драться друг с другом". И напомнил бы о её преемственности ст. Л. Толстого "Патриотизм и правительство", 1900.
  - 0   - 0
фото

Serg77   07.02.2014 21:38

Станислав Маркелов - Патриотизм как диагноз (Последняя статья Станислава Маркелова)



Патриотизм как диагноз.


Страна подсела на патриотизм, как на наркотическую иглу. Любой политик перед тем, как соврать клянётся в своём патриотизме. Любой лизоблюд, перед тем как выбить деньги у власти, рассказывает о своей любви к державе. Любой вор, облизываясь от краденого, объясняет, как он любит Родину и сколько готов ещё украсть ради этой любви.

Сегодня в России невозможно занимать начальствующую должность, если ты, расшаркиваясь, не объяснился в своём патриотизме. Невозможно становится политиком, не важно провластным или оппозиционным, пока не вылизал зад двуглавому орлу и не поклялся в любви к прочим имперским символам.

Патриотизм стал критерием приемлемости граждан для государства. Если ты не патриот, то ты пария и карательный аппарат власти тебя скоро задушит. Уже никто не задумывается, что выставлять свои собственные чувства напоказ – это некрасиво, как и объясняться во всенародной любви, чуть ли не тряся на людях своим нижним бельём со следами экстаза. Никто не задумывается, что, на самом деле,

Патриотизм – это глупость!

Личные чувства хороши, когда они остаются личными чувствами. Если мы любим родную землю, наших предков, наши традиции, то это замечательно, но какой же дурак будет выставлять личные чувства напоказ? На самом деле, эта любовь может быть истинной именно когда она остаётся личной и не переходит в разряд общественно-патриотического онанизма.

Представьте себе, что любовь к своим родителям вы вдруг объявите общенациональной идеей. Вас воспримут за полного идиота. Почему мы иначе должны воспринимать навязываемый нам патриотизм? Не надо лезть к нам в мозги, проверять насколько мы любим свою Родину. Люди сами разберутся, кого и как им любить.

Наоборот, общественное поклонение не бывает искренним. Елейная любовь к матрёшечным пенатам скоро вызовет обратное рвотное чувство, и мы породим поколение, ненавидящее насильственно запихиваемую в нас любовь к отечеству. Точно так же, как советская власть порождала ненависть ко всему советскому, каждый час пичкая нас дебильными лозунгами. Только теперь нам даже не обещают коммунизм, нам просто говорят, что надо слепо любить Родину, не обращая больше ни на что внимания; и властям, олигархам и мафии будет от этого очень хорошо. Потому что

Патриотизм – это трусость!

Вместо того, чтобы выяснять, кто нажился на общей нищете и бесправии, кто захапал всю собственность во время бандитских 90-х, кто должен отвечать за приватизированное у нас будущее, за разворованное в одночасье добро, которое накапливалось адским трудом многих поколений, нам предлагают беззаветно любить власть. Общественный патриотизм – это не любовь к Родине, это именно любовь к власти. Правящим кругам выгодно, чтобы, открыв рот и выпучив от радости безумные глаза, мы смотрели на очередную государственную тряпку, пусть даже под ней воевали власовские предатели против своего народа или черносотенцы устраивали погромы.

По мнению патриотов, мы должны радоваться успехам власти, а своё будущее класть на заклание олигархам и прочим сытым котам, жирующим на отнятом у нас и наших родителей.

И это вы называете любовью к Родине? Любая Родина скоро сдохнет от такой любви, и чем больше мы погружаемся в пучину патриотизма, тем больше растёт неравенство внутри общества, тем более наглой выглядит власть богатых.

Кто этого не видит, тот сознательно стал слеп. Кто видит, но продолжает кричать о своём патриотизме,— тот трус, прикрывшийся навязанным государством клише.

Нам каждый день вбивают через все СМИ, что мы должны быть патриотами. Правильно, государству больше ничего не остаётся, как требовать от нас патриотизма, иначе мы спросим с власти за все её деяния.

Потому что народ и власть никогда не были вместе, вторые всегда жировали за счёт бесправия и нищеты первых. Так и сегодня

Патриотизм – это предательство!

Чем больше мы кричим о патриотизме и великой империи, тем меньше друзей остаётся у нашей страны. С последней республикой, которая к нам хорошо относилась, Беларусью, мы поссорились из-за газовой войны. Потому что олигархам наплевать на любые идеи, они имеют прибыль и смеются над тем, как им удалось одурачить общество, впаяв ему патриотическую пилюлю.

Как конченные дураки мы наступаем на те же грабли, что уже испробовали на себе другие страны. Как только сербы перестали говорить о Югославии и подняли лозунг Великой Сербии, от них отвернулись все. Даже всегда дружественная Черногория поспешила убежать от сербских националистов. Как только в России возник патриотизм, мы стали распадаться на кучу национальных анклавов и глупо удивляться, почему другие национальности отвечают нам тем же и выгоняют русских с мест своего проживания.

Патриотизм выпустил демона национализма из заточения и провоцирует всё новые и новые национальные конфликты. Россия от этого становится всё слабее, зато как радуются буржуи, наживающиеся на войнах и межнациональных конфликтах.

Наша страна всегда была многонациональной, а сейчас нас вынуждают разбегаться по национальным углам и ненавидеть соседей.

Чем больше патриотизма, тем слабее народ.

Не надо делать разницу между патриотизмом и национализмом. Великодержавные призывы с высоких трибун оборачиваются национальными погромами на улицах, а стояние со свечками на паперти вчерашних коммунистических атеистов провоцирует мракобесие и средневековье.

Не надо думать, что это глупость власти. Люди, у которых отняли будущее, озлоблены на всех и готовы немедленно выплеснуть свою злость. Властям выгодно, чтобы ненависть вылилась на нищих гастарбайтеров, а не на воровские Мерседесы с мясной начинкой из новых русских.

Наша власть боится горящих Мерседесов, потому что сама на них ездит, ей намного проще сокрушаться по поводу очередных национальных погромов, одновременно пинками подталкивая недовольных к ним.

Они временщики, их задача нажиться и не упустить власть. А народом они жертвуют, как разменной монетой, кидая в обмен на собственное благополучие и безопасность наркотик патриотизма. Сейчас для нас

Патриотизм – это смерть!

Это не преувеличение. Вместо достижений нашего народа, самых лучших традиций и нашей реальной истории, нас заставляют любить власть.

Даже исторических кумиров власть выбирает таких, чтобы они оправдывали её безответственность и жестокость.

Александр Невский, лично подавлявший в крови антитатарские восстания, многократно ездивший на поклон в Орду, сжигавший русские города Переславль-Залесский и свой родной Владимир и даже похороненный из-за своих преступлений вне Владимирского Собора, вдруг оказался самым почитаемым святым. Это только из-за того, что он отбил одно разбойное нападение на Неве, которое происходило чуть ли не каждый год, и выиграл всего лишь одну битву на Ладожском озере, в остальное время в полной дружбе с крестоносцами подавлял восстания местных народов?

Хорошими же героями нас потчуют, как будто в русской истории не было действительных борцов за правду и свободу.

Патриотизм – это легенда, сладкая конфетка, даваемая народу в утешение. Ради патриотического бреда можно изменить всё, поменять историю, приукрасить реальность, назвать белое чёрным, а чёрное белым.

Только наркоманы не живут долго, и общество, заражённое патриотической болезнью, обречено на страшные ломки и вымирание из-за патриотического угара.

У новых русских есть только один предмет национальной гордости – сверхприбыли от сырья, оставшегося в наших недрах, и рабского труда рабочих на предприятиях. Это единственная национальная ценность, которая имеет значение.

Всё остальное подсовывается народу в качестве красивого фантика.

Почему мы должны глотать патриотические пустышки, когда одновременно из страны выкачивается всё её добро и на этом наживается кучка нуворишей?

За красивой патриотической плёнкой просто скрывается наша боязнь посмотреть правде в глаза и потребовать к ответу тех, кто со времён либерального экономического ужаса 90-х кинул свой народ в бесправие и нищету. Потому что

Патриотизм – это страх!

Намного легче скрывать своё бессилие за громкой трескотнёй о любви к Родине, чем попытаться отвоевать свои права. Признаться, хотя бы самому себе, что в 90-е годы вместо демократии нас унизили и ограбили и сейчас продолжают делать то же самое, не собираясь делиться даже крошками со своего стола.

Патриотизм – это личина нашего бесправия. Это маска, под которой мы скрываем свою трусость.

Патриотизм выгоден властьимущим, он разделяет народы, т. к. каждому народу подсовывают свой патриотизм в виде почитания своих воров и правителей.

Патриотизм заставляет людей думать, что они лучше всех, и не замечать даже своих оборванных задниц и дыр обворованных бюджетов. По мнению патриотов, мы обязаны гордиться страной, которая довела до нищеты своих стариков, вытерла ноги о тех, кто жил собственным трудом, оставила без будущего молодёжь. Мы должны гордиться обществом, жёстко разделённым на золотую элиту и всех остальных, которые как рабы должны обеспечивать процветание этой элиты.

Новые русские будут проедать национальное богатство в Куршавелях, а нам предлагают с патриотическими радостными воплями приветствовать их власть.

В России власть и общество всегда были двумя разными и несовместимыми понятиями. Власть никогда не была за народ, она оказывалась либо совсем неприемлемой, либо ещё терпимой. С помощью патриотизма нас заставляют любить не Родину, а власть. А Родину в этот момент проедают на роскошных курортах и пропивают в фешенебельных ресторанах.

Многие спросят, почему тогда сейчас власть стала преследовать националистов? Всё очень просто

Патриотизм – это болезнь!

Те кто вздумал заболеть ею серьёзно, превращаются в махровых нацистов и погромщиков. Между патриотом и нацистом фактически нет разницы. Первый только обманывает себя и других, а второй пытается безумные идеи привести в жизнь.

Власти не нужны добровольные помощники, которые пытаются реализовать на самом деле всю ту пропагандистскую муть, которую она льёт нам на головы с высоких трибун и из сливного бачка СМИ.

Кто бежит впереди властного паровоза, тот под него и попадает.

Власть сама породила нацистов, пытаясь направить социальный протест в нужное ей русло национальной розни, а более верно – национальной резни. Когда националистические молодчики отбились от рук, они оказались не нужны, а то и просто опасны. Вдруг, ещё расскажут, как им реально помогали, провоцировали на прямые действия и держали как борзых щенков у своих ног. Оставшись не у дел, нацисты взбесились, и властям ничего не оставалось, как начать на них охоту.

Бешеных собак хозяин отстреливает.

Националисты орут абсолютно те же самые лозунги, что и власть, только по своей природной тупости они в них реально поверили и пытаются привести в жизнь.

Кто-то делает вид, что болен патриотизмом ради выгоды, корысти и карьеры. Кто-то заболевает им всерьёз. Эта болезнь смертельна, если националисты не лишаются окончательно мозга сами, то им в тюрьмах помогают это делать власти.

Можно представить, как на своих попойках олигархи смеются над ущербными националистами, которых они же вызвали к жизни. Ведь

Патриотизм не может быть серьёзным!

Патриотические настроения становятся реальными, когда страна подвержена внешней оккупации, а сейчас мы празднуем день независимости от самих себя, как официальный праздник.

Нас никто не оккупировал, в 90-е годы власть захватила наша мафия и наши олигархи. Бандитам абсолютно всё равно, какой они национальности, для них главное преступный бизнес. Они спокойно между собой делят страну, оставляя нам патриотизм в виде утешения.

Транснациональным корпорациям абсолютно всё равно, кто какой национальности, они делят нашу страну, опять-таки кидая патриотизм в качестве утешительной кости.

А мы почему-то должны этим гордиться и радоваться, что мы полные патриоты и обожаем страну, где нас сделали бесправными и нищими.

Бороться с олигархами, нуворишами и мафией, разбежавшись по национальным квартирам, невозможно. Те кто получает с нас прибыль, объединены, а нас заставляют разобщаться и драться друг с другом.

Патриотизм оборачивается горячими точками, межнациональными столкновениями и взаимной ненавистью. Как будто нам хорошо жить в обществе беженцев, пострадавших от национальной розни и унижений. Если из-за такого полного фантома, как патриотизм, должно страдать столько людей, то зачем он нужен вообще?

Почему страны, которые имеют наибольшее уважение в мире, как те же государства Западной Европы, не провоцируют среди своих граждан чувство национальной исключительности и насильственного патриотизма?

Патриотизм не имеет смысла!

Если, кто очень хочет показать свою безумную любовь к чему-нибудь, пусть запирается в ванной и демонстрирует. Заниматься любовью на виду – это эксгибиционизм, это безнравственно и аморально. Публичная любовь к вождям, к власти в стране – не менее аморальна.

Понятие Родины не определяется государственными границами, территориями или даже расселением кровных родственников. Это личное понятие, и его невозможно навязать другим. Личные вещи не делаются предметом парадов и пламенных выступлений. Это как вывесить в качестве знамени своё нижнее бельё.

Кто действительно любит Родину, не будет орать об том на каждом углу и клясться в своём патриотизме. Тем более он не будет принуждать к этому других или делать патриотизм государственной доктриной.

Если нам в качестве национальной идеи подсовывают патриотическую фальшивку, значит, это кому-нибудь очень нужно, значит, кто-то пытается скрыть свою выгоду и выгоду, мягко говоря, не совсем честную и законную.

Вопрос только в том, согласны ли мы проглотить эту наживку, не совсем ли у нас размякли мозги от патриотической трескотни, хотим ли мы сами наесться национальной ложью и быть готовыми поедать любое дерьмо, лишь бы только оно подавалось под патриотическим соусом?

Осталось только выбрать: здоровы ли Вы или эпидемия патриотического безумия успела въесться в Ваши мозги, и они не воспринимают ничего, кроме сладостного елея, льющегося из телеящика, и криков воров о том, как они любят свою Родину?

Честный человек не может быть патриотом, потому что честь не совместима с патриотической показухой.

Умный человек никогда не станет патриотом, т. к. реально воспринимать патриотические лозунги – это удел глупцов, готовых обманывать самих себя.

Уважающие себя люди не купятся на патриотический обман, у них есть своё мнение, и им не нужно подменять его официозной пропагандой.

Выбор за вами!
  - 0   - 0
фото

Влад (Россия)   19.08.2012 16:03

eRebublik — глобальная онлайн стратегия с развитой социальной составляющей.

Начав свой путь с новорожденного гражданина, ты можешь стать государственным служащим или акулой бизнеса, возглавить партию или страну, пройти путь от рядового до командора целой армии или найти себя в журналистском деле, а также голосовать, воевать, путешествовать, общаться с иностранцами и многое другое!www.erepublik.com/en/referrer/GeratWarrior
  - 0   - 0
фото

Железный Феля (Россия)   26.03.2012 13:51

Провокация 
  - 0   - 0
фото

Сергей (Россия)   23.03.2012 17:44

Преступность — интернациональна. Все айзеры, таджики или армяне преступники, что ли? Да нет, конечно. Национализм страшен своими уродливыми обобщениями. Тебе какой-то преступник разбил нос, а ты уже Аербайджан под пулеметы пустить готов. Национализмом Россия должна переболеть, как коклюшем, как свинкой, что больше уже к этому не возвращаться. 
  - 0   - 0
фото

Артур Савин (Россия)   12.03.2012 10:34

Уважаемые сограждане, а точнее русский народ! Вчера я поймал такси, чтобы поехать в гости, за рулём был таксист кавказской национальности (азербайджанец), проехав некоторое время, он остановился и также рядом остановилась ещё одна машина, где сидели два азербайджанца, они стали мне приказывать выйти из машины.Я понял, что, что-то не то и стал вызывать полицию.В ответ они вытащили меня из машины, избили и обокрали! Но самое ужасное, они себя вели так, как-будто я коренной москвич, нахожусь не у себя на родине, а где-то в Баку! Кто-то скажет-^Сам виноват, не надо было с азером в такси садиться^, и будет прав! Но Я очень торопился.Подобные истории я много слышал, но как-то не придавал этому значения, и вот также случилось со мной! Я никогда не был до вчерашнего националистом, но после такого думаешь-сколько же уже может терпеть русский народ?!!! Когда же эти черномазые твари прекратят топтать нашу великую русскую землю?!!! Разве ради этого отстаивал нашу страну Александр Невский, Суворов, Кутузов и т.д. и т.п.Русские ОПОМНИТЕСЬ!!!!
  - 0   - 0
фото

Юрий (США)   07.03.2012 18:04

При взгляде на нынешних российских «патриотов» напрашивается несколько иная формулировка русского патриотизма: патриотизм как сублимация и высшее воплощение генетического холуйства.
  - 0   - 0

 

реклама #1 реклама #2 реклама #3 реклама #4 реклама #5 реклама #6 реклама #7 реклама #8

Реклама в «Кругозоре»: +1 (617) 264-04-51

Опрос месяца РЕАЛЬНО ЛИ СОЗДАНИЕ В УКРАИНЕ СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СКРЫВАЮЩЕМУСЯ В РОССИИ БЕГЛОМУ БЫВШЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ ВЕРНУТЬСЯ "НА БЕЛОМ КОНЕ"?
Вполне возможно - российским спецслужбам это по силам
Исключено
Трудно сказать
 
События в мире
 
СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA