обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
  Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
апрель '12
ДВА ПИСЬМА НА ОДНУ ТЕМУ

РАЗБОЙ

как образ жизни

Противоречивую реакцию читателей вызвало интервью с Гостем этого номера - молодой писательницей из Чечни Полины Жеребцовой, пережившей в Грозном две войны, а ныне вынуженной из-за угроз просить политического убежища в Финляндии. Читательские отклики - и на само интервью, и на опубликованные под ним фрагменты "Дневника..." Полины, написанного нею ещё в детстве - появляются и в виде комментариев на сайте, и в электронной почте "Кругозора". Среди них выделяется письмо российского писателя Сергея Сокурова под заголовком "Разбой как образ жизни". Высказывая собственное видение событий в Чечне и на Северном Кавказе в целом, он усматривает намеренное перекручивание фактов и провокационную тенденциозность со стороны автора названного интервью Елены Маглеванной.

Для любого журналиста сомнения в его честности, в правдивости обнародованной им информации - непустяшное обвинение. Журналистка и правозащитница Елена Маглеванная в данном случае выступила как собственный корреспондент "Кругозора" в Финляндии. Поэтому, верный своей давней традиции - не быть улицей с односторонним движением - "Кругозор" предложил Елене прояснить свою позицю в ответе на упрёки российского писателя.

Публикуем оба эти письма: и от Сергея Сокурова из Подмосковья, и от Елены Маглеванной из Хельсинки. А вы уж, уважаемые читатели, будьте коллективным третейским судьёй: делайте выводы сами и не забудьте поделиться ими в комментариях на сайте под этой публикацией. 

Письмо редактору вместо предисловия

Господин редактор, похоже, Ваш журнал обладает свойством вдохновлять, когда тянется рука к перу, перо - к бумаге. Во всяком случае, такое его воздействие стал испытывать я с некоторых пор. Уже не впервые прочитанное на его страницах властно понуждает не только отозваться в комментариях, но настраивает на сочинение на тему только что высказанную иным автором. Притом, не на "зеркальную тему", не на "параллельную" (скажу так), а  лишь "производную" от чужой мысли.

На этот раз душа встрепенулась от размещённых в апрельском номере "Кругозора" не столько "Дневника" Полины Жеребцовой, сколько от представления его (и её) Еленой Меглеванной. Своё предпочтение объясняю тем, что дневник трудно подвергнуть критике, так как в нём ощущения страшных реалий войны ещё не девушки, но уже не девочки. Эти ощущения правдивы, ибо их нельзя выдумать - боевые действия происходят буквально в родном доме.

Война калечит многие души, к ней причастные (вспомните "психологические проблемы" американских участников вьетнамской, иракской, афганской войн). Поэтому кроме солдат, которые выводят мирных жителей Грозного из наиболее опасной зоны обстрела, делятся с ними тушёнкой, дарят детям игрушки, в дневнике описаны их антиподы ("шутки" с угрозой расстрела, безразличие к страдающим женщинам, старикам и детям, застреленная кошка…).  Поэтому, рядом с мамой Полины, старающейся сохранить человеческое достоинство и в смертельной опасности, со вкусом живёт и действует в тех же условиях мародёрка.

Читатели по-разному толкуют пафос той войны, ощущаемый через дневник Полины. Мне он открылся в одной авторской  фразе: "А, впрочем, наши соседи-воришки это заслужили".

Для Елены Маглеванной "Дневник" - безусловно, находка. Помню телепередачу об одном соотечественнике, который с детства ощущал себя ирландцем. Недавно им стал, поселился на Зелёном Острове, перешёл в католичество. Если бы русские затеяли завоевать обретённую им родину (не путать с местом рождения), стрелял бы в своих… простите, уже (а точнее всегда) ему чужих.  Так и Елена Маглеванная: родилась, по моему убеждению, "истовой чеченкой". Не норвежкой, например; иначе бы она избрала в герои своей души рыцаря  Свободного мира Андерса Брейвика.  И предалась бы лютеранству.  Чеченский выбор пылкой Елены был усилен принятием ислама. Якобы, чтобы за гробом встретиться с героем своих девичьих грёз, кажется, Салманом Радуевым.

Помните, тем самым животным, который, чтобы во мнении соплеменников обойти своих конкурентов-террористов, все теракты приписывал себе, снимаясь на мобильник на фоне восточного ковра (интересно, а тот еврейский мальчик, у которого боевик под объективом кинокамеры отстреливал пальцы, торопя выкуп, тоже его? А четыре отрезанные головы англичан?).  Правда,  я подозреваю в этом обыкновенный "загробный расчёт" правозащитницы: избежать таким образом встречи с теми жертвами взрывов в метро, жилых домах,  на прочих объектах террора, которые стараниями салманрадуевых раньше срока предстали перед Православным Богом. А вдруг они с пристрастием  потребуют объяснений в избирательной правозащите наших отечественных правозащитников.

Представляя "Дневник" и его хозяйку, ныне финно-русскую писательницу,  Маглеванная энергично расставляет смысловые ударения на ключевых понятиях. В числе их такие, как "оккупанты на чеченской земле" (догадайтесь, кто),  "военные преступления", за которые "нынешнее руководство России заслуживает такого же суда, как руководство фашистской Германии". Что до последнего, нынче мода (как всегда, пришедшая с Запада)  поминать воедино, как международных преступников вождей фашизма и коммунизма, также постперестроечного российского капитализма (ну, как оставить в стороне злодея Путина!). Под "Новый Нюрнберг" подводятся "русско-чеченские войны" (в США подобные действия политкорректно назвали бы принуждением к миру), защиту югоосетин от Саакашвили; сейчас вспомнили бомбёжку советской авиацией немецких транспортов в эстонских портах в 1944 г., предъявляют официальной России международные претензии за нос, разбитый в "битве при фонтане" одному, похожему на уголовника, оппозиционеру, которому  новоизбранный Президент РФ "просто надоел".  Подскажите, не могу вспомнить, разве уже состоялись трибуналы по Дрездену, Хиросиме и Нагасаки, Ханою, Белграду, Багдаду и пр., и пр., и пр?

Елена Маглеванная, конечно же, начитана. Ей известны причины Покорения Кавказа, которое касалось исключительно горских племён региона и были геополитически обоснованы. Этих обоснований неизмеримо больше, чем тех, по которым США отошёл Техас в числе мексиканских территорий, составивших 5 нынешних южных штатов.

Знает, почему после Гражданской войны в России горским народам щедро прирезали земли, населённые "расказаченными казаками", в том числе станицу Грозненскую. Знает и о причинах сталинских депортаций. И о личных мотивах любимого, почти античного героя Валерии Новодворской Джохара Дудаева, возглавившего сепаратистское движение в Ичкерии лишь после того, как недальновидный Кремль отверг его притязание на высокий министерский пост в Правительстве РФ.

На поверхности лежит факт, что к 1999 году Ичкерия фактически была независима от России, легко отбив её слабосильные попытки вернуть свой контроль. Оставалась известная тонкая пуповина, без которой "маленький, но гордый" народ мог бы самостоятельно выжить, лишь аннексировав другие "маленькие, но гордые" народцы Северного Кавказа. Вкупе образовалась бы Северо-Кавказская федерация во главе со вторым Усамой бен Ладеном нашего времени, Шамилем Басаевым. Образование хищническое, разбойное и неодолимое для России тем, что туда сразу бы нахлынули янки создавать "новую  молодую демократию",  примеривать к ней  щит НАТО, из-за которого можно безнаказанно совершать набеги на сопредельные  территории (Грузия - пример).  А это уже реальная угроза России на южных рубежах.  Но и тогда ввод федеральных войск в Чечню можно было бы избежать. Однако возомнившая о себе, Ичкерия в наркотическом опьянении великодержавности районного масштаба сама начала вторжение в государственные пределы России со стороны Дагестана. Вот тогда и началось то, что отражено в дневнике девочки из Грозного.  "Оккупанты" повились на его улицах, изгнав оккупантов из собственных пределов, на их плечах. А потом -  на войне как на войне: обычная картина…

Повторяю, обо всём, что я напомнил, любая дева джихада знает, да помалкивает. Как новообращённая Елена. Зачем просвещать других, которые должны быть "правильно" ориентированными в определённую сторону, определённым образом. Поэтому я взял на себя труд в объёме журнального сочинения рассказать читателям названного "Дневника" и предисловия к нему,  из чего вызрело то, что называется проблемой Северного Кавказа.

Об одном доходном производстве

Со школьных лет мы наслышаны о культурах земледельческих и скотоводческих. Некоторые помнят о существовании в прошлом культуры народов моря и больших рек,  когда для прибрежных жителей исторически длительное время основной хозяйственной деятельностью было рыболовство и всё, что связано с водным промыслом. Ещё, кажется, есть  локальные  культуры охотников и собирателей. В поисках других заглянул в интернет. Привлекла внимание информация о набегах, как о главном и постоянном доходном производстве в недавнем прошлом, в основном, жителей гор. И далеко за примерами не пришлось ходить. Вот они - в историческом "вчера" близкие соседи моих пращуров, сегодня -  мои сограждане.

Немногим более ста лет тому назад разбой горцев Большого Кавказа в отношении землепашцев низин  именовался "воровским" и "хищническим". Объяснялось такое поведение "свободолюбивых детей" заоблачных высот их врождёнными психическими особенностями. Ни понимания социальной почвы разбойника, никакой тебе политкорректности!  Понимание и сдержанность в оценках пришли в советское время, когда "вольные общества гор" сделали скачок из  предфеодализма сразу в высшую стадию развития человечества, то есть в социализм. Вспомнили, как искренне и честно объяснили горцы генералу Румянцеву особенности своего "отхожего промысла": "Набеги  и грабеж - наши занятия, как ваше хлебопашество и торговля". Генерал, предполагаю, прослезился, поняв, что его подопечных побуждает к грабежам необходимость пополнения скудного горского хозяйства. Кушать ведь хочется. Подтверждение тому -  случай с русскими поселенцами в 1804 г. Перед нападением чеченцев крестьяне бежали из деревни. Их не преследовали. "Хищники" первым делом принялись пожирать борщ, который нашли в  печах...

Те землепашцы, объеденные, затем разорённые гостями вчистую, не знали, что "этот "способ производства" ускорил  формирование раннефеодальных отношений, поскольку "военная удача, большое количество захваченного скота и рабов - создавали мощь отдельных родов и власть их над другими", как  откроет большевистский историк А. Скачко в 30-х гг ХХ в.

Обратите внимание в приведенной цитате на  "большое количество… рабов"! Ведь в их числе - наши предки, читатель (и не только предки, об этом впереди). Военные походы вооружённых горцев с XVIII в.  предпринимались в первую очередь ради захвата пленников для продажи их на рынках Востока или для получения выкупа. Имела место не прекращающаяся, организованная охота за людьми.  Есть мнение ("Хроники войн Джара в XVIII столетии", 1931, Баку), что ислам мобилизовал верующих в Аллаха на "насилие и грабежи". Но как же это мнение согласуется с набегами одних горских племён на другие, на единоверцев азербайджанских ханств?

Конечно, земледельцы-христиане страдали гораздо больше от такого "постоянного доходного производства". До массового заселения Предкавказья русскими, невыносимую тяжесть набегов испытывали христиане-аланы (осетины), христиане грузинских царств Картли и Кахетии. Царь последней с 1714 г.  начал откупаться от "воров" ежегодной данью. Тем не менее, шесть лет спустя заплатил в 600 раз большую "контрибуцию", когда "сборщики дани" взяли  приступом Тифлис. Прибавьте сюда сожжённые поселения, отъятое имущество, продовольствие, скот, уведённых людей. До вхождения Кавказа в состав империи "вольные общества" обзавелись сословием рабов; в горах их называли "хъазахъ". И рабство полностью здесь не исчезло с "замирением" горцев, лишь ушло в своеобразное подполье, надёжное порукой "кругового молчания". Существовало оно и в советское время (в 70-е гг. я был знаком с одним бежавшим невольником-украинцем); существует и в наши дни. Жители грузинских царств и княжеств были запуганы до того, что, обрекая себя на недоедание, не осмеливались обрабатывать землю вдали от селений. Политика Ирана и Турции в отношении христианских стран была провоцирующим фактором  набегов, хотя и Надир-шах и османы, бывало, пытались умерить пыл своих конкурентов. Но ни они, ни объединённые силы Картли-Кахетии успеха не добились. Организованные, крупномасштабные  набеги горцев продолжались до середины XIX в.   Потом, обходя запретительные барьеры имперской администрации, дробясь на "воровские" группы,  перешли в стадию  дерзкого "внутреннего разбоя". 

Новые времена - старые нравы

По свидетельству зарубежного ученого-этнопсихолога Э. Эриксона,  в начале ХХ века "Кавказ по распространенности убийств и разбоев занимает из всех стран, входящих в состав Российской Империи, первое и выдающееся место, несмотря на весьма энергичную борьбу с этими преступлениями административных и судебных властей и немалым материальным средствам, издерживаемым на просвещение местного населения (выделено мной. - С.С.)…Ингуши, являясь самым разбойничьим племенем на Северном Кавказе, наводят страх на всю Терскую область (под этим именем Э.Э. объединяет ингушей и чеченцев. - С.С.)… они делают нападения среди белого дня не только на проезжих в поле, но даже на магазины в центральной части г. Владикавказа организованными бандами… В ночную пору в городе, не говоря уже об окрестностях, опасно даже ходить; уже в 8 часов вечера закрываются все лавки… Какая бы раса ни явилась господствующей над населением Кавказа через 300 лет - славянская ли, тевтонская ли или монгольская - всё равно: многие черты характера, свойственные испокон веков аборигенам страны, считаются неизменившимися, хотя, конечно, всеобщее просвещение не может не смягчить к тому времени, ныне не в меру жестокие, нравы людей".
 
Читатель, лишь шапочно знакомый с музой истории Клио, непременно спросит: "А на кой эти ингуши и чечены и прочие нищие и голодные горцы понадобились  нашим царям?   Если те не сразу рассмотрели, кого себе посадили на шею, то не пора ли нам  избавиться от них?".  Отвечаю:  загодя рассмотрели и выводы сделали.  Горские территории, населённые "вольными обществами",  Россию, уже в то время соизмеримую с Южной Америкой, практически не "округляли", богатства ей не прибавляли, зато проблем создали - непомерно. И крови русской пришлось пролить немало на бесплодных скалах, выкуривая из ущелий имама Шамиля с его мюридами.

Но обстановка на Кавказе в то время требовала надёжной связи с Закавказьем, уже ставшем частью империи. Христиане этих новых губерний, армяне и грузины, также  мусульмане нынешнего Азербайджана, добровольно, в основном, перешедшие под надёжную руку царя, оказались (по отношению к Петербургу) за высокой, труднопреодолимой стеной Кавказа. Вторжения армий не смирившейся с потерями Турции и непредсказуемой Персии  не исключались в любой  день.  А все тропы-дороги (и главная - Военногрузинская)  с равнинного предгорья  на юг проходили через территории, контролируемые "вольными обществами". Из литературы мы знаем, как ими пользовались:  составлялся караван из путников и грузов на повозках, его сопровождало охранение - штыки, взведенные курки, зажжённый фитиль при полевом орудии, заряженном картечью. Не все путники добирались до конечного пункта путешествий, не всё удавалось довозить. Переговоры с "дикими горцами" (по старой терминологии) положительных результатов не давали: в каждом ауле сидел свой независимый владетель.

Ни один собственник двух участков, разделённых ничейной полосой, не допустит, чтобы на этой меже буйствовала компания, не признающая ни законов, ни правил поведения. Сказанное можно отнести к правительству государства и его анклава.  Лучше, чем сказал И. Пыхалов в своей работе "За что Сталин выселял народы?", не скажешь, но уважаемый историк говорил о Чечне, я же переношу его мнение на все горские народы: "… ни одно дееспособное государство не потерпит существования у своих границ "маленького, но гордого народа", чьими основными промыслами являются разбой и работорговля. К чести царского правительства, у него и мысли не возникло последовать примеру "цивилизованных наций"  -  истребить чеченцев поголовно, как поступили в те же годы англичане с коренным населением Тасмании, или же загнать их  в резервации, как это сделали американцы с индейцами… Россию нельзя рассматривать как колониальную державу, притеснявшую нерусских подданных…  Вновь присоединённые народы нередко оказывались в преимущественном положении по сравнению с русскими. Николай I однажды заметил, что "все новые льготы дарованы  были моим младшим сыновьям в ущерб старших сыновей".  Между 1859 и 1864 гг., с падением последних оплотов имамата, длительное "замирение" горцев Северного Кавказа официально и согласно букве отечественной истории закончилось (любопытных отсылаю к определённым страницам "Истории России").  А практически?

Вернёмся к Э.Эриксону:  вплоть до Гражданской войны в России "первое и выдающееся место" "по распространенности убийств и разбоев" занимал Северный Кавказ.  И это, заметьте, при том, что центральная власть была сильна, а горцы уважают только реальную силу и в наибольшем приближении, насколько способны, подчиняются ей. Гарантом такого положения вещей было Терское казачье войско.  Периоды безвластия в российскую Смуту 1917-1921 гг. возвращали "вольные общества" к состоянию, предшествующему имамату.

"Жизнь русского населения всех станиц, кроме находящихся в Кабарде, стала невыносима и идёт к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики: Полное экономическое разорение края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русским населением со стороны чеченцев, ингушей и даже осетин. Выезд на полевые работы даже за 2 - 3 версты от станиц сопряжён с опасностью лишиться лошадей с упряжью, фургонами и хозяйственным инвентарем, быть раздетым донага и ограбленным, а зачастую и убитым или угнанным в плен и обращения в рабов. Выпас скота невозможен на предгорьях, где пустуют лучшие пастбища, и скот должен топтаться на выгоне близ станиц, отнимая от земледелия плодородную землю..." (А.Пыхалов).

Документы той поры, а пуще того - письма очевидцев событий свидетельствуют, что успехи "всеобщего просвещения" за более чем полвека после пленения имама Шамиля "не смягчили  не в меру жестокие нравы людей". Их "смягчила" нагрянувшая с севера новая уважаемая горцами сила - Красная Армия и режим двух кавказских горцев, обживших Кремль. Правда, большевики на первых порах не гнушались заигрыванием с националистами. Например, Орджоникидзе в обмен  на помощь в борьбе с белыми мятежниками передал ингушам земли четырёх казачьих станиц с общим населением 10 тыс. человек. "Выгода" сказалась скоро: овладев землей, новые хозяева, "склонные к бандитизму, ленивые", перестали их обрабатывать.

Когда же сталинско-бериевский режим, показалось на Кавказе, опасно для себя накренился, вместе с моментальным переносом уважения на Гитлера вышла из тайников наиболее стойких горских душ (не всех, подчёркиваю!) жажда набегов, усиленная чувством безнаказанности и "священной мести". Теперь она получила чёткий вектор - на Север. Чем это закончилось, известно.

Здесь не рассматривается законность переселения народов. У меня иная тема. Среди других переселенцев, северокавказцы бунтарством не выделялись. Властные лица на новых местах жительства изъяснялись по-русски. Этого было достаточно, чтобы копить и лелеять ненависть к русским. Но вели себя горцы как все, попавшие под репрессии, ибо власть вновь оказалась  в сильных руках.  Нет, всё-таки, заметил А.Солженицын, была у них отличительная черта: "Они принесли в мирный, честный, дремавший Казахстан понятие: "украли, обчистили ". Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою …". Несмотря на высокую смертность среди переселенцев, перепись 1959 года даёт большую цифру чеченцев и ингушей, чем было на момент выселения.

Когда же грянула перестройка и  репрессированные, их дети и внуки вернулись под родное небо, обстоятельства вновь способствовали и возвращению в себя, к своим извечным ценностям. Притом, в масштабах, какие не снились ни современникам революционной смуты, ни гитлеровского нашествия. Вот тут-то, при Дудаеве и Басаеве, появилась возможность отвести душу во все стороны, до пределов всё ещё огромной страны!  И опять здесь не место для воспоминаний о "чеченских войнах" новейшего времени. Это отдельная, большая тема. На этот раз набегам подверглась и Москва.  И до сих пор столица великой державы(!) не уверена, что прекратились вылазки на её улицы с Кавказских гор.  Бесследно исчезли то ли 200, то ли 300 тысяч русскоязычных граждан республик Северного Кавказа, большей частью в независимой (реально независимой) "Ичкерии". Сколько умерщвлено? Сколько разогнано бесследно? Сколько превратилось в подпольных рабов  глухих, как горные замки, хозяйств? Сколько девушек стали наложницами? 

Помнится недавно, среди голосов, ратующих за отделение автономий Северного Кавказа, был слышен авторитетный голос режиссёра и актёра Говорухина: пусть пашут, сеют, убирают хлеб на своих суверенных территориях, добывают нефть, если  смогут. Но за рядами пограничной колючки, за вспаханной полосой. Не смогут!  Нынешним кавказским сепаратистам для выживания  нужна Россия, как территория "экономических набегов", чем она и была, по сути, в период последних чеченских войн и кровавых же "перемирий".  Остаться теоретически в составе России, а практически - обрести  полную свободу - вот идеал  нынешних апологетов набегов в совремённом понимании.  Если же их лишить такой возможности силовым путём,  то профессиональные абреки с мюридским сознанием   обратятся за  помощью к атлантическому сообществу во главе с янки. И те живо набегут создавать очередную "молодую демократию". А это будет означать, что на Кавказе появится реальный (не в пример ничтожной Грузии) плацдарм  угрозы Государству Российскому. Причём, угрозы не "классической", что возможна со стороны сильного недружественного соседа, а угрозы постоянных вооружённых провокаций, которые зачастую изнуряют сильнее, чем обычная война).  Такая угроза вынудит  правительство России держать в Предкавказье, по меньшей мере, полумиллионную армию в состоянии перманентного военного положения.  Себе дороже.

Грустные мысли вместо послесловия

Задумался над последней фразой - и вспомнился откуп, что платил  кахетинский царь "вольным обществам" Дагестана,  ингушским и чеченским. Погодите, погодите! А разве  даже после удачной операции  Русской армии в 1999 году  мы не стали данниками "усмиренной Ичкерии"?  Разве ошеломляющий размер дотаций ради удовлетворения аппетитов "детей набегов" не есть непосильная дань, которая несоизмерима с теми щадящим "выходом", что отсылали русские князья в Орду? Разве бесплатно обходится русским налогоплательщикам бессмысленное по результатам "просвещение местного населения"  под "стеной Кавказа"? Вы скажете, в моих словах литературное преувеличение; мол, времена изменились, и какие могут быть набеги в ХХI веке. Да, времена изменились, но с ними приобрели новые формы, разнохарактерные и изощрённые, старые классические набеги соседей, для которых является традицией жизнь себе в удовольствие за чужой счёт.

Одна моя читательница написала: "Смотрела праздник в Грозном. Поражалась тому размаху и той роскоши, которая демонстрировалась всему миру. Эти небоскребы, иллюминация и прочее. И что ответил Кадыров,  Герой России, откуда столько денег на все это великолепие? Ответ простой:  дал Аллах…".

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
фото

Victoria Poupko (USA)   05.06.2012 20:16

Cпасибо,  Леонид, за то, что Вы приоткрыли немного то, что находится под «верхушкой айсберга». Понятны стали теперь ненависть Сокуровак чеченскому народу, а также к боснийцам и, как Вы обнаружили, к евреям.Конечно, антропологическая «разборка» очень напоминает зловещую фигуру серединыХХ века, которая, вместе с другим, Сталиным, явилась причиной гибели до 50 млн.человек. Правда, Сокуров забыл, что уже много веков русские, смешавшись статарами, уже не являются столь «чистой белой расой», о которой пишет г-нСокуров.

Спасибо Леониду, что он напомнил о трагической судьбе многих народов СССР во времена тирана, авот замечание Сокурова о том, что некоторые «присоединенные» народы (Сокуровскромно умалчивает, какие и как присоединенные) «оказывались в лучшемположении, чем русские», — это, простите меня, полная ложь. Я еще в советскиевремена много ездила по восточной Сибири и Уралу. И видела, как коренноенаселение, т.е. «присоединенное», беспощадно спаивают, забирая у них ценнуюпушнину за водку. Вот уже  около 40 летстоит передо мной отвратительное зрелище — как в уральское селение Ямгуртприбыл гидролет. Вся деревня вышла на берег (очевидно, небольшой залив или самарека Урал) встречать его, дети даже залезали в воду. Что же вы думаете, сталивыгружать из этого гидролета? Ящики с водкой, огромное количество. И большеничего. А ведь с продуктами питания там очень плохо. Наутро вся деревня былавдребезги пьяна. Люди лежали у входа в свои дома и лепетали: «на, возьми этушкуру или эту и дай еще бутылку».

Вот еще эпизод техвремен — в Туве. В пригороде Таштагола за нашей маленькой группой увязывались20 и 30 человек, они рассказывали о своих болезнях и просили медикаменты. А какживут чукчи? С 8 лет идут пасти оленей. Какая тут школа, ничего подобного. А вХанты-Мансийске? В маленьком городке Хайысардал в устье реки Яны половинанаселения больна туберкулезом. Я уже не говорю о северокавказских народах – до40% всего населения было уничтожено приказом Сталина и его клики. Точно такойже процент евреев был уничтожен гитлеровскими нацистами во время Холокоста. 

    Эта сокуровская ложь (или невежество?) НЕКОМПЕНСИРУЕТСЯ его «хорошими», как пишет г-жа Дрогайцева, произведениями, дажеесли бы их было в 100 раз больше. Ложь и ненависть остаются.

  - 0   - 0
фото

О.ДОГАЙЦЕВА   25.04.2012 10:26

На что Вы растрачиваете свою жизнь, ЛЕОНИД! (как видите, это не вопрос).

Писатель Сокуров критически относится к себе, как к беллетристу, сам называет свои способности «весьма невысокими» (из его интервью), средними, в чём можно убедиться, заглянув в книгу Н.Ярёменко о нём «Чёрный тополь на юру или беседы с Сергеем Сокуровым».  Но, как публицист, в Русском Мире, в мире  тех, кого называют соотечественниками, он не только известен и читаем, он частый автор-гость ряда сайтов для просвещённых (подчёркиваю) патриотов. Перепечатанных же его сочинений (так он называет) не счесть.  И главным делом своей жизни считает не литературный труд, а создание первой на постсоветском пространстве общественной организации русскокультурной направленности, с КЦ, которая действует и поныне. Возможно, я нарушаю некоторые нравственные правила, оберегая его (и не одна) от укусов сзади, но таковой уж, простите, стала под добрым влиянием близкого мне человека, который способен делать близкими и совершенно чужих людей. Если Вы врач по призванию, то меня поймёте. А за использование слов с корнем «ВРАТЬ» в Ваш адрес ПРОСТИТЕ. Вы хоть и недруг нам, но выдержкой и лексиконом располагаете к себе. На этом с Вами здесь прощаюсь. Успеха Вам в основной работе.
  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   24.04.2012 17:59

Уважаемая Ольга Сергеевна. У меня нет ни малейшего желания продолжать с Вами  бессмысленную дискуссию в манере — «сам дурак», хотя бы потому, что вы пишите: " В отличии от Вас ЛЕОНИД, «посмотревшего в интернете некоторые „труды“ господина Сокурова», я с интересом читаю произведения, под которыми его подпись".  Как говорил персонаж повести Войновича «Шапка» писатель Баранов, когда его коллега-графоман  задал вопрос: «Как ты можешь судить, не прочитав  мой роман?».  На что тот ответил: «Старик, если мне дают кусок тухлого мяса, мне достаточно его укусить, но не обязательно дожевывать его до конца». Ольга Сергеевна, я не считаю себя авторитетным литературным критиком, и не вправе  дать  оценку творчеству Сокурова. Как известно, у каждого свой вкус. Я высказал свою точку зрения,  которую сам автор статьи надеялся услышать от читателей, с  другой фамилией.  Но Ваша откровенно болезненная реакция на мое несогласие со статьей  Сокурова, вызвала у меня подозрение: вроде  бы автор  у широкой литературной общественности не на слуху, откуда у рядовой читательницы такое жгучее  пристрастие?  И это вынудило меня порыться в интернете.

ПЕРВОЕ. То, в чем Вы меня обвиняете, — под понятие ложь не попадает. Ложь, это намеренное  искажение истины  для извлечения пользы. Естественно, ни какой пользы из искажения Вашего отчества  я извлечь не мог. Вы и сами понимаете, что это была  безобидная ошибка, которая легко опровергается.

ВТОРОЕ. Ваши восторженные слова, о которых  я  писал, — действительно Вам не принадлежат, но цитировать в своих дифирамбах  о книге близкого Вам человека, выдавая себя за обычную  поклонницу, если не ложь, то по меньшей мере не этично. «В моей библиотке — папка с его избранными журналами и газетными публикациями, десяток его последних книг». Но особенно забавно звучит фраза: «Недавно приобрела четвертое издание романа в стихах, „Историаду“, положительно отмеченную „разночинными читателями“, вплоть до ученых-историков РАН». Ольга Сергеевна, автограф у автора хоть взяли?

  - 0   - 0
фото

О.ДОГАЙЦЕВА   24.04.2012 08:20

ЛЕОНИД,

Вы опять наврали, притом дважды.



ПЕРВОЕ, Вы  приписываете мне слова, которые принадлежат Генеральному директору  Центрального издательства «ВТ»  А.В. Люльке. Вот высказывание Александра Вячеславовича полностью (с обложки книги «Живая старина»): «С радостью представляю вниманию читателя книгу… человека удивительной судьбы, редкой одарённости и твёрдой жизненной позиции. Каждый текст несёт в себе отпечаток личности автора. Но эта книга, которую вы сейчас держите в руках, в такой мере исполнена живостью его духа, что чтение скоро превращается в своеобразный диалог, в оживлённый разговор с интереснейшим собеседником, не только зовущим вас слушать, но и вызывающим вас на спор… Вы – активный участник, потому что речь идёт не о «делах давно минувших дней», но о старине живой, действующей в настоящем, воздействующий на нас вне зависимости от того, хотим мы этого или нет». ПОВТОРЯЮ: ЭТО  НЕ МОИ СЛОВА.



ВТОРОЕ:  я не Викторовна, я — Ольга Сергеевна.  Умею читать, делать выводы из прочитанного, писать оригинальные тексты, оценивать произведения и их авторов. Являюсь, как и Ульяна Борзова, как Олег Лютиков, как Николай Ярёменко (биограф С.Сокурова), ветераном Русского движения Украины, один из основателей которого С.Сокуров.
  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   23.04.2012 22:14

 

Уважаемая  Ольга.  Я не претендую  на высокое  звание     «профессионального  комментатора»,   по профессии  я  врач,  и     мериться  масштабом  с   Сокуровым  не  собираюсь, тем  более,   когда поклонница   его  таланта  так  болезненно  воспринимает   критику  в   его   адрес.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p></o:p>

   Вы пишите: «В  отличие от  Вас,  ЛЕОНИД, «посмотревшего  в  интернете       некоторые  «труды» господина   Сокурова»,  я  с  интересом  читаю  произведения, под   которыми  его  подпись.  А  вмоей  личной  и блиотеке  –  папка с  его  избранными  журнальными  и  газетными публикациями,   десяток  его  последних  книг».

 И   еще  из  Вашего отзыва  об  авторе:   «Срадостью  представляю  вниманию   читателя  книгу…  человека  (Сокурова) удивительной судьбы,  редкой   одарённости  и  твёрдой жизненной   позиции.  Каждый  текст  несёт  в  себе отпечаток   личности автора». 

   И не  было   бы  ничего  удивительного   в  Вашем   трепетномотношении   к  Сокурову,  если  бы не  одна   мелкая  деталь,  где  Ольга   Викторовна  значится,  как   Дрогайцева  (Сокурова).   Бывают  же   совпадения.     <o:p></o:p>

  - 0   - 0
фото

О. ДРОГАЙЦЕВА   23.04.2012 10:43

В отличие от Вас, ЛЕОНИД, «посмотревшего в интернете некоторые «труды» господина Сокурова», я с интересом читаю  произведения, под которыми его подпись. А в моей личной библиотеке – папка с его избранными журнальными и газетными публикациями, десяток его последних книг. Недавно приобрела четвёртое издание романа в стихах, «Историаду»,  положительно отмеченную «разночинными читателями», вплоть до учёных-историков РАН. И предпоследняя книга Сокурова «Живая старина» не даёт усомниться в познаниях автора того, что касается прошлого нашей и других стран.  Не сомневаюсь, приступая к статье, на которую Вы ссылаетесь (кажется, «Антропология и гены»), Сокуров достаточно глубоко вник в материал, чтобы создать популярное по изложению эссе. Вас, Леонид, не воротит от мерзких по заданию и исполнению «пассажей» полонофила Духинского и его последователей, но как возмущены «характерным пассажем одного исследования» Сокурова.  Не по адресу. Сокуров в научной части эссе – популяризатор профессиональных мнений, выводов учёных России, Великобритании и Эстонии, подтвердивших совместным генным анализом результаты антропологических исследований экспедиций  АН СССР.  Не придуряйтесь (извините меня за точное выражение), что Вам не ведомо о принадлежности славян к языковой арийской (индоевропейской) общности. Вообще, Вы вольно обращаетесь с цитатами и вольно же комментируете их, не заботясь об истине. Например, черта оседлости была определена не для евреев, а для подданных иудейского вероисповедания. Притом, их не сгоняли  в её пределы, как в резервацию, их оставили жить там, где они жили до включения в состав империи, в пределах «малых родин». Выкресты же,  (преобладали среди них тайные иудаисты и атеисты) свободно жили, где хотели, и процветали, и решали судьбу страны. Примеров не счесть. Возьмите хотя бы верхушку РСДРП – этого расово отборного  филиала Бунда. Черта оседлости позволила правительству локализировать регион погромов, значит, более эффективно противостоять погромщикам, в которых Александр 3-й приказал стрелять, не допустить распространения этого явления на великоросские губернии из Литвы, Польши и Малороссии, где оно зародилось, откуда был привнесён в Великороссию антисемитизм, к слову, у нас не столь обострённый, как во Франции, например (прислушайтесь к Познеру).  Ваши легкомысленные, Леонид, выводы и «диагнозы» исходят из невежества. Прочтите большую статью Сокурова «Почём в России замятня» — в ней цифры и факты геноцида «кремлёвского интернационала» (по Сокурову) в отношении всех граждан СССР независимо от национальности.  Достаётся от него и  правительству (статья «Мидовские потехи»), и братьям единокровным («Гоните из себя кацапа»), и «профессиональным русским» (эпиграмма «Сказка о мёртвой затее и семи баблотырах»).  В любом случае,  Ваш, Леонид, масштаб, как профессионального комментатора, и масштаб Сокурова, оригинального литератора, несовместимы. И Вам, дабы не выглядеть жалко, лучше  ограничить свою деятельность ближе к «призаборной литературе».
  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   20.04.2012 13:31

 

 Обращение   Скуратова   к редактору  Кругозора  начинается с   подобострастного   признания: «Господин  редактор,  похоже,  Ваш  журнал обладает  свойством  вдохновлять,  когда  тянется  рука  к  перу,  перо   — к бумаге».  

     Поскромничал   автор,  рука  его тянется  не  столько к  перу,    сколько  к  топору.  Я  не  поленился   и   посмотрел   в  интернете  некоторые  «труды» господина   Сокурова,  диагноз  обнажается   без  особых усилий.    Вот    характерный   пассаж  одного из  его  исследований:

«Русские   являются не  просто   европеоидами,   а   эталонными   «белыми людьми»,  так  сформулировал   эту  истину   учёный   автор (?)   комментария  к печатному  выступлению  одного  из апологетов    Духинского  (польский националист). Истина   эта   исходит  из определений    формы   и  размера   черепа,   отдельно – лицевой   его   части,   длины  конечностей   и   прочего  фенотипа,   что  лежит   в  основе той  или  иной антропологической   особенности.   По   пигментации  русские  -  «самые белые» из   европейцев. «Белее»   даже   скандинавов   германского   племени.  Кстати,   некоторые   генетические   признаки  роднят   нас   больше  со   шведами,   например,  чем  с   балканскими  славянами».  

Вот   так, арийцы,  блин!  Правда, знакомая  песня?   Тем более,  накануне   19 апреля     Дня    памяти   жертв   Холокоста. <?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p></o:p>

   В  предыдущей   статье  Сокурова   речь   шла о  наказании  Всевышним   крымских татар  и  евреев,   за  их  сомнительные   дела    давно  минувших   дней,  точнее   десятков,  сотен  и  тысяч лет.   Теперь   очередь   докатилась  до горцев   Северного   Кавказа.   Как    образец   своего к  ним   отношения,  автор   цитирует  некого  зарубежного единомышленника   Э. Эриксона,  который  в  начале   ХХ   века   писал,   что  ингуши и  чеченцы   являются   самым   разбойничьим   племенем  на   Северном  Кавказе  и  наводят   страх  на  всю  Терскую   область.  «Они   нападают   среди   белого   дня  не   только   на  проезжих   в   поле,   но   даже  на магазины   в  центральной   части   г.Владикавказа   организованными   бандами.   В  ночную   пору  в  городе,  не  говоря  уже  об   окрестностях,   опасно   даже  ходить;  уже   в  8  часов  вечера    закрываются   все  лавки». <o:p></o:p>

       Картина  абсолютно узнаваема,   если  в  тексте    горцев  заменить  на ментов,   —  получится   типичный   образец    сосуществования    российских   мирных  граждан  с  правоохранительными   органами.   Причем,   в   полиции  служат  представители   самых   различных   национальностей.   Норвежец  Брейвик,   убивал своих  граждан  исключительно  из   идейных   побуждений,  кстати,  —  нацистских.    А  русский  мент   Евсюков   –  просто убивал,   безо   всяких   убеждений.  И   между   ними  лежит  непреодолимая   пропасть:    Брейвик,  скорее  всего,  шизофреник — маньяк, а   Евсюков   состоял   на  должности  (имел награды)   по  охране тех   самых   граждан,  которых   убил.   <o:p></o:p>

     Вскоре  после  того,  как  главный  полицейский   России   Нургалиев   «насмешил»  российскую общественность,    беззастенчиво    заявив,   что   «…вот  там,   где-то   в  дали,   за  моей  спиной,   в   прошлом,   остались  взяточничество,   злоупотребления    служебными   полномочиями, коррупция   и  весь   наш   негатив,  его  уже  нет   сегодня и  никогда  не  будет…»,  -   случилось   ЧП   с   татарскими   полицаями.   Чудовищные   зверства  в   Казани  стали  достоянием общественности.   Но, вскоре выяснилось,   что  пытки,   побои,  и   остальной    полицейский   беспредел    существует   уже    очень   давно и  не  только  в  Татарстане.    Просто  никто  не   обращал   внимания на  такие   мелочи.<o:p></o:p>

     Ведь  само  название  -  «Правоохранительная»  служба,  подразумевает   отстаивание  прав граждан,   а  если  ееслужители    поступают   иначе,   невольно  возникает  вопрос  –  какую   цель   онипреследуют?   Толи полицейские   лишены   такого  человеческого   качества,   как  сострадание,   толи   их   толкает   в   объятья   зверств   банальная  корысть.   Вспомним  статистику:   вцарской   России   выносилось  до   40%  оправдательных  приговоров,   а   в   нынешней  —  меньше   1%.   Должна  же   быть   причина несопоставимой    разницы?  Есть   два   великихстимула,   которые  побуждают   человека   совершать   подлость:  животный   страх   и   алчность.  Попробовали   бы   судьи  сталинской   тройки   ослушаться  вождя   и   вынести    законный   приговор!   Упоминаемый   Сокуровым    автор  киноленты  «Так  жить   нельзя»,  Говорухин,   став   главой  избирательного   штаба   кандидата  в  президенты Путина,   честно   признался,  что:   «При   Путине   в   России появилась   «нормальная,   цивилизованная   коррупция».   Нашим правоохранительным   органам  так  жить  можно.   Вот они   живут  и   работают  по  такому   цивилизованному   принципу.  Существует   анекдот,   когда   молодого  полицейского  спрашивают,  почему   он  неприходит  за   зарплатой.   Он удивился:   «Пистолет  выдали,    и   еще   зарплата  положена?».   Здесь   прослеживается   обычный   симбиоз,  когда  правоохранители  и власть   взаимно   заинтересованы:   первые  исполняют    преступные   заказа   вторых,   а   за  это   имеют,   как   говорил  профессор    Преображенский:   «…такую  бумажку,  при   наличии  которой  ни  Швондер,  ни   кто-нибудь   другой   не  мог  даже   подойти  к   двери   моей  квартиры.   Фактическая.   Настоящая!   Броня!».   Поэтому,   когда  жена   Нургалиева   на служебном   автомобиле  МВД   стала   участницей  ДТП  со   смертельным   исходом    двух  работяг,    дело   закрыли  безо   всякого   расследования.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Дальше   автор   утверждает:  «К   чести царского  правительства,   у него и  мысли  не возникло   последовать    примеру «цивилизованных наций»  -  истребить   чеченцев  поголовно, как  поступили  в  те  же годы  англичане  с коренным  населением  Тасмании, или же  загнать  их в  резервации  как это  сделали  американцы с  индейцами…   Россию нельзя   рассматривать   как колониальную  державу,   притеснявшую нерусских  подданных …    Вновь   присоединённые народы  нередко  оказывались в  преимущественном   положении по сравнению  с   русскими».<o:p></o:p>

    «К чести  царскогоправительства»  -  евреи   при царском правительстве   жили  в   резервациях, и  был  строго   очерчены  места  их   проживания.   А  истреблений   своих граждан  поголовно   Сокуров  в  упор вовсе   не  замечает.    В  годы  сталинских  репрессий   пострадали   практически   все  малые   народы  —  два  миллиона  человек  были   раскулачены,   шесть   миллионов   погибли  от   голода.  Два   миллиона  706  тысяч  950  человек  были спецпереселенцами,  а  2  миллиона  500 тысяч  человек  попали  в  лагеря. Такой  народ,   как  греки,  были  репрессированы трижды.  При  проведении операции   под   кодовым   названием «Чечевица»,    чеченцы  и  ингуши  были   массово  выселены   в  Казахстан  и  Среднюю  Азию  (не резервации?)   с  территории  Чечено-Ингушской   АССР.   По   данным  международного  общества  «Мемориал»,  в  1943-44   годах  из  Чечни и  Ингушетии  было   вывезено  485 000  человек,  из   Калмыкии   —  101000   человек,  из  Карачаево-Черкесии   в  1943 году   —  70000,  из  Кабардино-Балкарии   — 37 000  человек.  Число жертв   депортации среди  турок-месхетинцев   и  других   народностей   Закавказья составило   100000.  Сюда  можно добавить   немцев   Поволжья и,   в связи  со смертью Сталина,  не  состоявшуюся  депортацию   евреев  в заботливо   приготовленный   Биробиджан.<o:p></o:p>

    Некая  читательница   Сокурову  написала:  «Смотрела   праздник  в   Грозном.  Поражалась   тому   размаху  и  той   роскоши,  которая   демонстрировалась   всему   миру.  Эти небоскребы, иллюминация   и   прочее.  И  что  ответил  Кадыров,   Герой   России,  откуда   столько  денег   на   все   это   великолепие?   Ответ   простой:  дал   Аллах…»

       Не   знаю,   что   читательнице    ответил   автор,    но  подозреваю,   что  он   не  напомнил  ей,   кто   Кадырова   назначил   на   президентскую   должность   и   кто  наградил званием  Героя   человека,   который  с   оружием  в  руках   воевал   против   российских  бойцов.   И   еще   хотел   бы  спросить у  пророка,    обладающего   способностью    трактовать    божьи   помыслы:  - кого     Кадыров  подразумевает   под   Аллахом,   дающим   ему деньги?    В  журнале«Коммерсант Власть» глава  Чечни  разглядел у  Путина чеченские  корни и фактически  признал его  равным  Богу. „Мой  кумир — Путин.  Он  и  чеченец, он  и  русский.  И  он  дал  нам  все  на  этой  земле“.

    У   господина  Сокурова  нет  ни  желания,   ни потребности  замахиваться  на   беспредел творящейся   во  властных структурах.    Куда  безопаснее, если  не  сказать,  - выгодней,  топтать  беззащитные   малые  народы,  и  петь  дифирамбы  своему народу,  а  заодно себе  любимому.   Видимо,  его    в  детстве  не   учили,  что нет  плохих  народов,  а  есть плохие люди.      Активно  пишущему    человеку в  наше  неспокойное время  рука   должна   тянуться   к   перу,  что  бы  донести  до  читателя,  обматутого  зомбоящиком,  о  болезни  своей страны,  о  последних местах  в рейтингах  по  основным  показателям,  по  детской  смертности,  по  доживаемости взрослых,  по наркомании и  т.д.  И о  состояние   дел  в общественной жизни:   липовые   выборы,   смертельная голодовка  Шеина,   грозящая   расправа   над   молодыми дУрочками,  матерьми   малых   детей,  посмевших   замахнуться   на   легитимность  выборов  Путина,   на  безобразия  главного  попа  страны,   с   рекетом   его  «троюроднойсестры»  над смертельно   больным  соседом   Шевченко.  А  копаться в  превосходствах  своей  национальности,  чревато   печальными  последствиями   не   только для самого  нациста,  но  и  для   целой  нации. <o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

P.S.  Мой комментарий   написан не  лично   Сокурову. По  мнению   ученых, национализм,  гомосексуализм,  садизм, педофилия  -  душевные  качества   врожденные  и не подлежат   коррекции. Просто,  как   прилюбой патологии,  поведение   субъекта зависит   от  индивидуальной  вовлеченности в   зависимость.   В слабо  выраженных  случаях  ксенофоб   ограничивается   бытовой неприязнью,  надписями  на заборах, оскорблениях,  статьях   подобно  сокуровских,   а  в   крайне  злокачественных   случаях  –  идут  убивать. <o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

  - 0   - 0

 

реклама #1 реклама #2 реклама #3 реклама #4 реклама #5 реклама #6 реклама #7 реклама #8

Реклама в «Кругозоре»: +1 (617) 264-04-51

Опрос месяца РЕАЛЬНО ЛИ СОЗДАНИЕ В УКРАИНЕ СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СКРЫВАЮЩЕМУСЯ В РОССИИ БЕГЛОМУ БЫВШЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ ВЕРНУТЬСЯ "НА БЕЛОМ КОНЕ"?
Вполне возможно - российским спецслужбам это по силам
Исключено
Трудно сказать
 
События в мире
 
СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA