Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимое международное интернет-издание

Кругозор

интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x
август 2015

Владимир Высоцкий сегодня не выдержал бы страданий от сознания того, что творят преступники от имени ЕГО народа

Дмитрий Бродский
...Владимир Высоцкий ментально был с теми, кто стремился освободить Россию от пут национал - коммунистического гнёта, то есть хотел быть свободным гражданином и певцом своей цивилизованной Родины - России. Он "сгорел", пытаясь совместить удовлетворение несовместимых, в условиях деспотического (хрущёвско-брежневского) тоталитаризма, потребностей. Ведь он рискнул быть одновремен но любимым (значимым) в глазах всего "советского" народа и самим собой, - то есть, независимым от гнёта хозяев и легкомысленного мнения той же самой рабской советской толпы. ОН хотел быть свободным творцом!..
______________________

Пять лет назад я написал статью "С кем Высоцкий? Любовь и психология в защиту имени поэта. (К 30-ой годовщине смерти Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980). В настоящее время, внеся незначительные изменения, я вновь представляю её на суд читателей, поминая Поэта и Гражданина.

В последние (с начала либерализации СССР) годы мне часто в тех или иных формах приходилось слышать вопрос: "С кем был бы Владимир Высоцкий, случись ему дожить до "перестро йки?" или уже сразу ответ на него.

Но ностальгировал бы он по коммунистическому или национал-имперскому прошлому России?

А ведь Владимир Высоцкий сам довольно ясно дал понять, - с кем он.

Вот свидетельство этому, почерпнутое из книги близкого его друга - жены Марины Влади.

"- Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я артист.

Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс "Шестьдесят минут". У тебя покраснело лицо, и побелели глаза - видно, как ты раздражён.

- Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт.

Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю.

Естественно, этого ты не говоришь, эти фразы, связывающиеся друг с другом в течение времени, я собираю из наших разговоров. В них заключены двенадцать лет доверительных бесед, криков, признаний, разрывов. Эти мысли есть почти во всех твоих песнях.

Когда важный чиновник американского телевидения спрашивает тебя, почему ты не остаёшься, и главное как ты попал сюда, тебе также трудно ответить ему, как и важному чиновнику из ОВИРа, который спрашивает: "Зачем вы всё время ездите туда? Вам что, здесь места не хватает?" Это двойное противоречие безвыходно…" (1)

Итак, судя по тексту отрывка, в судьбе поэта обнаруживается несовместимое с жизнью противоречие.

С одной стороны, идентификация себя Владимиром Высоцким как сугубо российского любимого артиста и поэта (базовые социальные потребности совместного и значимого существования в градиенте всей шкалы базовых потребностей человека - Схема 1) (2, 3).

Схема 1. Шкала усложнения сферы базовых потребностей человека

ПОТРЕБНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
v 
ПОТРЕБНОСТЬ УВЕРЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАЧИМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ РЕАЛИЗОВАННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ ЦЕЛОСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

С другой стороны, объективно неудовлетворённые, постоянно мучащие его и осознаваемые им как художником, высшие базовые потребности:

1. высшая социальная потребность - свободного экономического и политического существования, и

2. первая из личностных потребностей - потребность реализованного (творческого) существования.

 Одно только состояние фрустрации*, формирующейся как результат невозможности удовлетворения потребности свободного существования без ущемления личного достоинства, по причине соответствующей фатальной политической депривации **, уже практически депрессировало Владимира Семеновича Высоцкого.

Уже эта фрустрация толкала артиста в бездну отчаяния, со всеми вытекающими последствиями.

 Что уж говорить о его неуёмной жажде творческой реализации (потребность реализованного существования), которая также трагически не могла быть удовлетворена в условиях тоталитарного режима.

Исходя из всего сказанного, я делаю заключение, что Владимир Высоцкий ментально был с теми, кто стремился освободить Россию от пут национал - коммунистического гнёта, то есть хотел быть свободным гражданином и певцом своей цивилизованной Родины - России.

Он "сгорел", пытаясь совместить удовлетворение несовместимых, в условиях деспотического (хрущёвско-брежневского) тоталитаризма, потребностей.

Ведь он рискнул быть одновременно любимым (значимым) в глазах всего "советского" народа и самим собой, - то есть, независимым от гнёта хозяев и легкомысленного мнения той же самой рабской советской толпы. ОН хотел быть свободным творцом!

Эта непреодолимая амбивалентность и стала фатальной для него. Спецслужбы СССР немало "поспособствовали" его кончине, по моему мнению, "посадив его на иглу".

Это было нужно чекистам для того, чтобы Владимир Семенович был более управляемым, хоть и "выездным". Вообще, в последние годы его жизни вокруг него "крутилось" очень много сомнительных субъектов.

В заключение, для тех, кого по тем или иным причинам не удовлетворяют результаты моего исследования, приведу поэтический диагноз, который Владимир Семёнович Высоцкий дал себе и своему времени сам. Времени, в котором жил и погиб от губительных антидепрессантов.

Я никогда не верил в миражи, в грядущий рай не ладил чемоданы. "Учителей" сожрало море лжи и выбросило возле Магадана. Но свысока взирая на невежд, от них я отличался очень мало: занозы не оставил Будапешт и Прага сердце мне не разорвала. А мы шумели в жизни и на сцене: - мы путаники, мальчики пока!

Но скоро нас заметят и оценят: 

 Эй! Против кого? Намнём ему бока! 

 Но мы умели чувствовать опасность задолго до начала холодов, с бесстыдством шлюхи приходила ясность и души запирала на засов. И нас хотя расстрелы не косили,
но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России - безвременье вливало водку в нас. В. Высоцкий (4)

Надеюсь, наблюдательный читатель обратил внимание на красноречивую первую строфу приведенной выше исповеди. Так что, как говорят в Одессе: "Не надо "ля-ля!"

Владимир Семенович Высоцкий, став зрелым человеком, не был очарован ни коммунистическим, ни какими-либо религиозными мифами.
 Бродский Дмитрий. Москва. 9 октября 2003 - 17 июля 2010 гг.

* Фрустрация - "состояние дезинтеграции сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий или противодействий мотив остаётся неудовлетворённым или его удовлетворение тормозится".(5).

** Депривация (потеря, лишение) - сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное или социальное (для человека) обеднение внешней среды.

P.S. Высоцкий узнал о войне в Афганистане в январе 1980 г., находясь в США. По свидетельству его друга художника Михаила Шемякина, когда поэт увидел по телевизору последствия обработки советскими солдатами НАПАЛМОМ афганской деревни, он закрыл лицо руками и закричал: "Я не могу после этого жить там! Не могу больше!" .(6)

Кабул "разорвал сердце" поэта. Вот строчки его майского (одного из последних) стихотворения:

 Смелее! В облака!
Брат мой, ведь я - в сутане,
А смерть - она пока
ещё в Афганистане.(6)

Его страна вероломно напала на другое государство…

Но в СССР за "железным", в том числе и информационным, "занавесом" не произошло никаких демонстраций протеста послушного ("самого свободного") советского народа против очередной имперской бойни.

И мало кому было даже просто жалко жителей Афганистана - "духов", как их глумливо прозвали убийцы в камуфляже.

Войны затеваются и ведутся Россией и по сей день. А серьезного протестного движения народа против этих немотивированных агрессий, развязанных спецслужбами и военщиной России, так и не возникло. Теперь вот "под раздачу" попала родная сестра - Украина…

Если бы Владимиру Высоцкому было суждено дожить до наших дней, то его сердце, ещё несколько раз не смогло бы выдержать страданий от сознания того, что творят преступники от имени ЕГО народа.
 
Бродский Дмитрий. 18 июля 2010г.

_______________________
На фото ( http://piter.tv/event/Serial_Visockij_na_TV ): Владимир Высоцкий.

Не пропусти интересные статьи, подпишись на Кругозор в Facebook

 

Добавить комментарий:

КУЛЬТУРА

Русская культура - это хорошо или это плохо?
Русская культура - это хорошо или это плохо?

"Плохо!" - говорят голоса в западной прессе. Они продолжают "Русская культура - это империализм, варварство, подлость".

Лев Правдивый июнь 2022

ПРОСТОРЫ

Загадочное слово степь
Загадочное слово степь

…это не просто травянистая равнина, это родина, которая всегда с тобой, как бы далеко ты ни уехал. Но почему и как этот ландшафтный термин стал общим для большинства европейских языков?

Юрий Кирпичев июнь 2022

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Украине нужен Майкл Коллинз!
Украине нужен Майкл Коллинз!

В 1921 году перед Ирландией стоял вопрос в корне не отличающейся, от Украинской дилеммы в 2022 году. Пойти на территориальные и политические уступки могучему соседу или вести кровавую войну с ним?

Гур Озорев июнь 2022

МНЕНИЕ

Яков Ратманский: "Вы сошли с ума?"... Размышления о просьбах к Израилю о военной помощи Украине

Втянуть Израиль в эту войну всё равно, что Украине сейчас начать воевать ещё с кем-то. А с какого бодуна, простите, Израиль побежит воевать?..

Кругозор май 2022

ПОЛИТИКА

Почему Джон Миршаймер обвиняет США в украинском кризисе
Почему Джон Миршаймер обвиняет США в украинском кризисе

В течение многих лет политолог утверждал, что агрессия Путина по отношению к Украине вызвана западной интервенцией. Изменили ли недавние события его мнение?

Исаак Чотинер май 2022

Авторский раздел

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Леонид Анцелович : БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Политипические обозреватели обратили внимание, что в последнее время заместитель секретаря Совбеза, бывший президент России Дмитрий Медведев, стал жестко высказывается по самым острым вопросам взаимоотношений России с западными странами.

23 Июня 2022

Три истории о войне, требующие осмысления. И комментария
Виталий Цебрий : Три истории о войне, требующие осмысления. И комментария

«Послушайте! Если школьники танцуют последний вальс на руинах своей школы – значит это кому-нибудь нужно! Значит, это необходимо…» (Реминисценция из классики)

21 Июня 2022

Музыкант
Яков Ратманский : Музыкант

Музыкант» сноска « Из му­зыкаль­ных инс­тру­мен­тов бы­ли об­на­руже­ны: пи­ани­но – од­на шту­ка, и ма­лый ба­рабан – од­на шту­ка. Му­зыкан­тов – ни од­но­го. Прав­да, один из но­воб­ранцев на доп­ро­се приз­нался, что в детс­тве под­вергал­ся на­силь­но­му обу­чению иг­ре на фор­тепь­яно.

17 Июня 2022

Еще в авторском разделе

Новости партнеров

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x