Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Американская нация, нация Брошюры

Сила и особенность

Опубликовано 2 Декабря 2015 в 07:16 EST

…Если представить себе, сколь различна демография американского общества, как много здесь существует культур и сколь они разнятся, какое великое множество языков и наречий слышны на улицах больших городов, то зачастую очень сложно понять, как Америка вообще остается единым целым. Все земные расы представлены здесь, только в одном районе Нью-Йорка, Квинсе, живут бок о бок выходцы из 132 стран... Но в новый Вавилон государство не превратилось, хотя, казалось бы, к этом у были все предпосылки...
__________________
В фотоокне
Алексей Наксен.
Гостевой доступ access Подписаться

После серии последних терактов многие мировых СМИ, цитируя папу Римского, писали, что "Третья мировая война уже частично началась". Понтифик заявил это еще год назад, во время торжественной мессы в память о погибших во время Первой мировой войны.  К началу 1917 года силы сторон оказались равными, война приняла позиционный характер, десятки тысяч молодых людей оставались навсегда на полях сражений, иссеченные пулеметным огнем, отравленные ипритом. Тогда только участие Соединенных Штатов смогло изменить ход войны, принести победу странам Антанты и с ней - долгожданный мир.

В ходе Второй мировой войны Соединенные Штаты сыграли еще большую роль, сделав победу стран антигитлеровской коалиции неминуемой. Конечно, к этому времени наша страна уже обладала огромным экомическим потенциалом, была заселена умными и деятельным людьми, во главе ее были прозорливые государственные мужи, но, все-таки, причина той огромной положительной роли которую играла Америка на мировой арене была в другом. В ее удивительном единстве перед лицом опасности. Например, командующий американским экспедиционным корпусом во время Первой мировой был генерал Джон Першинг, этнический немец по происхождению. Воевал умно и мужественно. Был единственным, кто при жизни получил высшее персональное воинское звание в армии США - Генерал армий Соединённых Штатов. Командующий союзными силами во время Второй мирой был Дуайт Эйзенхауэр, тоже этнический немец, до семи лет говоривший только по-немецки. Да и большая часть выходцев из Европы в наших старых, добрых США тоже немцы.

Почему же они так доблестно сражались против своей исторической родины, фатерланда? Почему же в Европе у Гитлера получилось с мобилизацией пятой колонны в виде движения фольксдойчей, а в Америке - нет? В чем отличие американской нации от других, в чем ее особенность и в чем ее сила? На мой взгляд, в том, что мы... нация Конституции.

НАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ

Еврейский народ издревле называют "народом Книги". Книги именно с большой буквы, Торы. Свода особой информации, правил и законов, дарованных Создателем. На протяжении всей истории еврейского народа, большей частью прошедшей в изгнании, вдали от родной земли, Книга была хранителем культуры, залогом жизни целого народа и сохранения его самосознания.

По аналогии, я бы назвал американскую нацию - "нацией Книги". Книги, ставшей залогом самосознания нации, содержащей формулу ее образованияи ставшей гарантом ее сущестовования. Хотя... это не совсем книга в привычном понимании, а, скорее, брошюра. Довольно скромная по размеру, c лаконичной надписью на обложке: Конституция Соединенных Штатов. С учетом названия, это определение может выглядеть примерно так: американская нация это нация брошюры, называемой Конституция... Длинновато... Попробую покороче - американская нация это нация Конституции. Так точнее. В этом особенность американской нации и, если хотите, ее исключительность. В этом ее основное отличие от другие наций, хороших и разных.

Существует много различных подходов  к пониманию нации и, соответственно,национальной принадлежности. Восхитительнабыла советская интерпретация, вооплощенная в пресловутой "5-й графе". На вопрос о национальности наш брат-иммигрант при приеме на работу в Америкеписал,  допустим, "еврей". Чем неизбежно вгонял в ступор работников отдела кадров. Они ожидали прочитатьпростойи внятный ответ, означавший: гражданин такой-то страны. Ведь на Западе "еврей" это принадлежность к религии как, например, "христианин". Если же кто-то писал "русский", то это - в американском понимании - уже принадлежность к этносу. Тоже мимо денег, этнос отнюдь не гражданство. Потом недоразумение разъяснялось, вежливые улыбки, похлопывания по плечу и так...до следующего раза. Трудно найти более наглядный пример того, как расходилось понимание национальной принадлежности на Запада и у выходцев из СССР.Отличие в трактовке простой строчки анкеты было вызвано принципиальноразличным осознанием такого фундаментального понятия как нация.

НАЦИЯ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

Принято считать, что современные европейские нации-государства (nation-state) начали формироваться в XVII-XVIII веках и окончательно оформились в XIX столетии.Такими понятиями, как "нация" и "гражданин", в их смысловой взаимосвязи мы обязаны великой Французской революции. До этого события французы были не "гражданами", а "подданными" Его Величества. Подданный, напомню, это "подчиняющийся власти господина". Монархия рассматривала всех жителей страныпросто как слуг- вне зависимости от того, шла ли речь о провансальцах, савоярах, гасконцах или бретонцах.То есть дефиниция "француз" возникалане внутри страны, а снаружи. Надо же было как-то в сознании иностранцев обозначить жителя Французского королевства. Такими же условными были определения "немец" или "итальянец".

С самых первых дней Французской революции ее вожди провозгласили верховным сюзереном не короля, а "нацию" (lanation), под которой подразумевалось тогда... податное третье сословие (etat - "сословие", оно же "государство"). Эта идея быстро завоевала самые широкие слои населения страны. Тут вполне уместно вспомнить, что с лозунгом "Да здравствует нация!" вошел в Париж тот самый легендарный марсельский батальон, с которым связывают представление "Марсельезы", позднее ставшей гимном революции и Франции.

Понятие "нация", под которым вначале подразумевалось третье сословие, очень быстро стало синонимом "отчизны" (patrie) и государства. Быть гражданином Франции стало означать принадлежность к единой нации независимо от прежнего происхождения. Вполне закономерно, что именно во Франции был создан термин "нация-государство". Его авторство принадлежит Эрнесту Ренану, одаренному писателю, историку и филологу. В такой трактовке нация это некая политическая общность жителей определенного государства. Возникновение такой нации прежде всего связано с победой буржуазно-демократических ценностей, развитием новых производственных отношений и образованием единой системы хозяйства. Создание и распространение общего литературного языка, единой культуры уже шло следом. Такая нация, как видим, возникла относительно недавно, с началом индустриальной эпохи.

Наряду с этим, - а может, вопреки - существует и совершенно иное понимание терминанация. Правильнее было бы его обозначить как "этнонация". Она возникает как переход этноса на особую - национальную ступень развития. Такое понимание нации было связано мистической концепцией "народного духа" (Volksgeist). Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий "народный дух" - иррациональное, сверхъестественное начало, определяющее своеобразие и отличие народов друг от друга. Это отличие находит свое выражение в "крови" и в расе. "Народный дух" передается с "кровью", то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами. Этнонация имела только два варианта возникновения - от племени, покорившего или иным образом присоединившего другие племена, или от объединения людей на базе борьбы за жизненное пространство.

В образной форме понятие этнонации нашло свое выражение в метафоре "кровь и почва". Возникшая в Германии - ну где же еще! - идеология крови и почвы (Blut-und-Boden)рассматривала взаимосвязь национального происхождения ("крови") и родной земли, дающей нации пропитание ("почвы"), как основополагающую константу формирования нации. Впервые понятие "крови и почвы" появилось в знаменитом философскомтруде Освальда Шпенглера "Закат Европы". Но понадобилось еще 12 лет, пока теория "крови и почвы" не переросла в жестокую национал-социалистскую доктрину - в трактате Рихарда Дарре "Новая аристократия из крови и почвы".

Совершенно отличным было советское понимание нации. СССР назывался многонациональным государством, то есть состоящим из многих наций. Житель советской страны определялся как гражданин СССР такой-то национальности.Гражданство означало принадлежность к государству, а национальность  устанавливалась по "крови и почве". Эта странная эклектика еще как-то подходила для определения русских, украинцев и т.п., но совсем не годилась  для  немцев, греков или евреев. Запись в советском паспорте "немец" автоматически связывала этого человека с немецкой землей. Кровь соединялась с почвой... В этой трактовке этносы без земли концептуально выбрасывались за пределы советского государства. Что со временем и произошло на самом деле - как только это государство ослабло. Понятие советский народ, состоящий из многих национальностей, оказалось антинаучным и, в результате, нежизнеспособным мифом. Вполне возможно, что свое время могла быпо явиться единая советская нация, состоявшая из многих народов (этносов). Не многонациальное государство, а полиэтничное. В этом был залог выживания новой страны, но советские вожди до этого не додумались. Не смогли, не захотели - сейчас не суть важно... Во Франции, кстати, этнический немец, проживающий в Эльзасе, определяется как француз, как неотъемлимая часть французской нации. "Без меня народ не полный" - справедливо утверждал русский писатель Платонов. Французская нация живет и будет жить, а СССР канул в лету. Неизбежно...

Как мы видим, подходы к понятию "нация" могут быть принципиально различны. Общее у этих концепций только одно - они возникли в Европе и тем или иным образом отразили европейские реалии. А можно ли их приложить к формированию американской нации? Ведь изначально американская нация создавалась выходцами именно из Европы. Кто ж оспорит родственные связи?

НАЦИЯ В НОВОМ СВЕТЕ

Тем не менее, вНовом свете все выглядело совершенно иначе. Американскую нацию изначально создавали три очень непохожих иммиграционных потока.Совместно, они задали тот первоначальный импульс, который определил будущее Нового света.

1. Поиск религиозной и политической свободы

21 ноября 1620 года небольшой парусник Mayflower обогнув мыс Код, встал на якорь у берегов Массачусетса. На борту было 102 пассажира. Это были английские протестанты-кальвинисты, бежавшие от религиозных преследований сначала в Голландию, а затем, после двенадцати лет пребывания в чужой стране, принявшие решение перебраться в Америку и основать там колонию. Сами себя они называли "пилигримами". В Голландии их дети стали постепенно ассимилироваться и чтобы сохранить свою культуру и язык, пилигримы стремились туда, где не было бы сильной местной культуры. А лучше - чтобы вообще никакой. В их представлении неосвоенные просторы Нового Света и были таким местом. Там можно было все начать с чистого листа... И начали, основав на Северо-Востоке континента первую колонию европейцев.

За пилигримами последовали пуритане, еще одна группа протестантов-нонконформистов. В Англии XVII века пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму, идеологическим знаменем. На пуритан обрушились неизбежные правительственные репрессии, последующее изгнание и выселение в Америку... Новый Свет их не испугал. Даже наоборот. Эти отважные и упорные люди ничуть не боялись испачкать руки - владели всеми ремеслами, хотели и могли возделывать землю. Но самое главное было в другом - они были протестанты-фундаменталисты, истовые в своей вере.

Они видели себя как последний этап истории человечества, начавшейся изгнанием из Эдема, продолжившейся исходом израэлитов из Египетского плена и завершающейся обретением, наконец, Земли Обетованной. Пуритане не колеблясь сравнивали в своих писаниях Джона Винтропа, лидера Массачусетской колонии, с библейским Моисеем. Они собирались создать в Америке то, что Винтроп в своей знаменитой проповеди на корабле Arbella провозгласил как "Град на Холме", где "Взоры всех народов устремлены на нас". Бесстрашные, трудолюбивые и упорные пуритане жили и работали в ожидании грандиозного нового события - второго прихода Иисуса и восстановления его Царства на Земле. Вот это восторженное отношение к будущему, наряду с моральной непримиримостью и трудовой этикой, стали вкладом пуритан в мироощущение будущей нации.

Вполне сравнимую с пуританами роль в формировании новой американской нации сыграла еще одна протестантская группа - квакеры. Отличительной чертой религиозной доктрины квакеров было убеждение, что Бог пребывает в сердце каждого человека, непосредственно призывая его встать на путь, ведущий к совершенной жизни. У себя дома в Англии квакеры отказывались посещать государственную англиканскую церковь и платить налоги на ее содержание. Кроме того, они требовали свободы слова и собраний, признавали равенство мужчин и женщин, отказывались давать присягу и воевать. Их за это избивали, сажали в тюрьмы и даже казнили, поэтому, начиная с 1656 года началась их эмиграция в Америку.

В 1681 году знаменитый квакер Вильям Пенн в основанной им колонии Пенсильвания положил начало "святому эксперименту" жизни на принципах квакерства. Эти принципы означали терпимость к любой форме инакомыслия, включая религиозное.

Движущей силой этих необычных людей было их стремление к свободе как религиозной, так и политической, желание навсегда уйти от любых форм тирании. Протестанты работали не покладая рук, распахивали землю, прокладывали дороги, строили города и создавали то, что можно назвать северной или промышленной моделью развития Соединенных Штатов.

2. Государственная экспансия

Помимо северной была еще и южная модель, созданная другими людьми, с иными целями и в принципиально различных  условиях.

На 13 лет раньше пилигримов - в 1607 году - американских берегов достигла экспедиция из трех небольших кораблей, cнаряженная Лондонской Вирджинской компанией. Это было сделано по поручению и с благославления короля Джеймса Первого - Объединенное Королевство прирастало заморскими владениями. Эта Первая английская колония в Америке была названа Вирджинией в честь королевы Елизаветы, которая афишировала свое целомудрие. По прибытии было основано поселение в честь короля названное Джеймстауном, а река, возле устья которой оно был расположено, получила имя Джеймс.

Три сотни англичан пересекли Атлантику, прибыв в Вирджинию между 1607 и 1609-ми  годами. Статистически, один из пяти прибывших был дэнди-аристократ, который отказывался работать в колонии: во-первых, из принципа, во-вторых, попросту ничего не умел. В своих расшитых золотом камзолах и шелковых чулках младшие сыновья английских помещиков производили просто замечательное впечатление среди соленых топей Чезапика. Конечно, они привезли с собой работников для колонии, но... часть из них была ничего не умевшими люмпенами, а другая обладала совершенно бесполезными навыками, как-то: часовых дел мастера, перфюмеры и даже ювелиры. Вот и получалось, что одни колонисты не хотели работать, а другие не знали, как обрабатывать землю, и чтобы выжить, крали все, что могли у соседей-индейцев. Сами понимаете, о мире в таких условиях думать не приходилось...

Колонию спасло прибытие в 1642 году нового губернатора, сэра Вильяма Бёркли. Он был проницательным, волевым и жестким человеком. Его конкретной целью стал перенос в Новый Свет системы социального порядка Старого. Когда верхушка социальной пирамиды мигрировала в Вирджинию, то не обнаружила основания, чтобы на нем воздвигнуться привычным образом. С индейцами там ничего не получилось. Ни силой, ни подкупом не удалось вольных людей преврать в подневольных работников. Вот тут и возникла необходимость в рабовладении: африканские рабы и стали основанием социальной пирамиды Вирджинии. Благодатный климат юга способствовал сначала разведению табака, а потом и хлопка, ставших основой его экономики. Труд чернокожих рабов обеспечил быстрое развитие сельского хозяйства и беспечную жизнь хозяев плантаций. Раб - как абсолютный слуга - хорошо вписывался в структуру жизненных понятий вирджинских колонистов, когда все кому-то служат или прислуживают.

Таким образом британское государство пришло на американский континент,

создавая южную, сельски-аристократическую модель развития будущих Соединенных Штатов.

3.Бизнес

Всентябре 1609 года корабль HalfMoonпод флагом голландской Ост-Индской компании, двигаясь вдоль североамериканского побережья, вошел в просторную бухту, позднее названную Нью-йоркской. Командовал парусником опытный английский мореплаватель и исследователь севера Генри Хадсон. Капитана Хадсона и команду приветствали местные жители, индейцы народности Ленапе. Они отнеслись к пришельцам дружелюбно, угостили табачком и кукурузой. Об этом, как и многом другом, Хадсон сообщил своим работодателям. А как в таких случаях думает настоящий голландский бизнесмен? Да очень просто: почему бы не заработать пару-тройку гульденов на торговле с туземцами? Сказано - сделано.

Для торговли с Америкой и западной Африкой в 1621 году была основана Вест-Индская компания, отпрыск и точная копия знаменитой и могущественной Ост-Индской. Первый торговый форпост в Нью-йоркской бухте был заложен молодой компанией в 1624 году на небольшом острове, впоследствии названном GovernorsIsland, то есть Губернаторским. Изначально там поселилось 30 семей выходцев из Фландрии. Их задачей была торговля с местными индейскими племенами. Годом позднее голландцы перекочевали на соседнюю, южную оконечность Манхэттена. Там они основали в 1665 году город Нью-Амстердам. Хорошо укрепленный город в устье реки был призван обеспечить безопасность судам Вест-Индской компании, торговавшей в верховьях Хадсон-ривер с местными индейцами.

В отличие от англичан, голландцы ни от кого и никуда не бежали. Никоим королям и прочим монархам не служили. Свободные люди, они пришли делать деньги. Гигантская торговая империя XVII-го века расширяла свой бизнес. И этот мощный начальный импульс сугубо делового подхода определил характер и состояние духа будущего великого города, Нью-Йорка. К середине 50-х годов XVII-го века колония cтала магнитом для множества европейцев. Своих голландцев для поселения в Новом Свете не хватало: зачем им было покидать цивилизованную жизнь на родине? Но не везде в Старом свете дела шли так хорошо, как в Нидерландах. Вот и объявила Вест-Индская компании, судя по всему, нечто вроде оргнабора по всей Европе. И уже в скором времени город населением в полторы тысячи человек разговаривал на восемнадцати языках: английском, французском, ирландско-гэльском, немецком, испанском, португальском, чешском, польском...Голландцы принимали людей любой веры, включая даже тех, кто вообще ни во что не верил... но хотел и умел работать... приносить пользу обществу. Чего во всем этом было больше: голландской толерантности, протестантского прагматизма или буржуазного либерализма - сказать не берусь, но именно эти факторы во многом определяли общественное сознание жителей Новых Нидерландов.Это был вклад голландцев в создание нации нового типа, американской нации.

ФАКТОР ПРАВА

Различия между этими тремя иммиграционными потоками , как мы видим, были совершенно очевидны и достаточно глубоки. Что же помогло им стать основой новой нации, что было между ними общего? Между убежденными противниками британской монархии и ее верными слугами? Между теми, кто бежал от государства и кто был его частью? Между мечтавшими создать "Град на Холме" и желавшими подзаработать на торговле бобровыми шкурками? Наконец, между англичанами и голландцами, в то время упорно враждовавшими этносами?

Признаюсь, совсем неожиданно для себя, я нашел ответ на эти вопросы в трудах известного  русского философаИ. А. Ильина. Казалось бы, какая связь между формированием американской нации и русским националистом? Но в том и сила истинного таланта, что в своем осмыслении жизни он зачастую выходит за некие заданные пределы... Исследуя категорию формы государства, Ильин пришел к выводу, что она определяется как взаимодействие двух основ: единой, объективной государственной цели и наличного в стране уровня правосознания. Если следовать Ильину, то при различии государственных целей североамериканских поселенцев (бегство от британской монархии, экспансия британскоймонархии и... просто бизнес), их объединял высокий уровень правосознания.Именно этот, необычно высокий для XVIIвека, уровень правосознания предопределил успех всего проекта. А впрочем, такой уровень правосознания необычен и по мерках многих современных стран и народов...

Итак, еще находясь в пути, на борту Mayflower, "отцы-пилигримы" подписали Ковенант (специальное соглашение), по условиям которого переселенцы планировали создание в Америке не просто нового поселения, но учреждение нового общества и нового политического уклада, основанного на справедливости и порядке. "Этим актом, - говорилось в Ковенанте, - мы соединяемся в единый политический и гражданский организм для поддержания порядка среди нас и достижения поставленной цели. В силу настоящего акта мы установим те справедливые и праведные законы, те порядки, правила и административные учреждения, назначим те власти, которые сочтем нужными и полезными для общего блага колоний". Было решено самим избирать губернатора, который обязан был действовать с опорой на Совет из пяти представителей. Предусматривалась и деятельность Общего собрания всех колонистов, достигших совершеннолетия.

В отличие от вирджинских колонистов поселенцы-протестанты стремились построить принципиально новое сообщество, состоящее из свободных и равных людей. Из граждан, а не господ и рабов. Это не означает, что у них получилось всекак задумывали. Это означает другое. Впервые в истории создавалось новое человеческое общество по некоему проекту, абстракции. Вместо, казалось бы, универсального закона формирования наций по принципу "крови и почвы", вступил в силу совершенно новый закон. Закон рожденный Правом.

 У концепции права, как единственного источникавласти, долгая история. Еще Аристотель настаивал, что "закон должен править". Плутарх и Цицерон размышляли о системах государственного правления, в которых главным становится закон, штука внеличностная... При раскопках на территории современного Ирака в 1877 году было обнаружено свидетельство о самом раннем юридическом кодексе, который был издан шумерским царем около  2300 года до нашей эры. Этот кодекс давал некоторый набор прав жителям города Лагаш. Например, вдовы и сироты освобождались от уплаты налогов, запрещалось одалживать деньги под грабительский процент и тому подобное. Что, в принципе, и сейчас было бы совсем не плохо...

И совсем не плохо бы повнимательнее всмотреться в цивилизационные достижения коренных жителей Северной Америки. По привычкепринято смотретьна них свысока, а зря. У индейцев было свое и довольно развитое правосознание. Например, у индейского племени ирокезов был Великий закон мира, предположительно созданный между 1090 и 1150 годами. Этот закондаровал им легендарный вождь Гайавата. Да, тот самый, герой поэмы Лонгфелло:

"Если спросите - откуда
Эти сказки и легенды
С их лесным благоуханьем,
Влажной свежестью долины,
Голубым дымком вигвамов,
Шумом рек и водопадов,
Шумом, диким и стозвучным,
Как в горах раскаты грома? -
Я скажу вам, я отвечу..."

А реально концепция верховенства права, пусть и в ограниченной форме, вооплотилась в жизнь на английской земле. В1215 году архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон, основываясь на проистекавшем из Библии древнем своде законов, создал Magna Carta Libertarium или Великую хартию вольностей. Затем он собрал английских баронов и принудил короля Джона, а в его лице и будущих правителей страны, признать верховенство права в обмен на возможность облагать налогами своих подданных. Сделка удовлетворила обе стороны и потому воспринималась справедливой. Большинство статей Великой хартии былипо священо установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав жителей в рамках так называемого "общего права". Наиболее важной была 39-я статья этого документа. Она называлась "Хабеас корпус акт" и гласила, что королю не позволено заключать под стражу, сажать в тюрьму, высылать или казнить по своей воле - все должно совершаться только по рассмотрению дела в суде присяжных. Великая хартия серьезно ограничила королевскую власть, она переставала быть абсолютной. Хотя бы в Англии. Но начиная с этого времени.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Следующим шагом было возникновение концепции общественного договора как особого социального контракта, соглашения между людьми и властью. Принцип контракта означал, прежде всего, равенство сторон, заключивших этот контракт. Причем не немногих баронов и короля, как в Хартии вольностей, а всего народа и власти.Для монархической Европы это было разрушением основ мироздания. Тем не менее, именно этот тезис утверждали в своих работах три выдающихся западных мыслителя:  вначале англичане Томас Гоббси Джон Локк, а затемшвейцарец Жан-Жак Руссо.

Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы "опасной, жестокой и короткой" без политической власти. Без неё мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая "право на все". В итоге была бы бесконечная "война всех против всех" (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть  гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти. Суммируя, общественный договор по Гоббсу заключается ради безопасности каждого жителя.

В свою очередь, Локк полагал, что частные лица согласились бы сформировать государство, обеспечивающее "нейтральное судейство", которое бы защищало права на жизнь, на свободу и на собственность тех, кто бы жил в пределах этого государства. Локк утверждал в своём Втором трактате о правлении, что законы могут быть законными, только если они направлены на достижение общего блага. То есть источником права должно быть "общее благо", а не власть кого-либо. Локк также полагал, что люди будут действовать справедливо только в группах, и что у всех людей есть естественные права. Это тоже очень важное положение по Локку. Естественные, то есть, неоспариваемые, неотъемлимые, неотчуждаемые права личности.

Своепонимание общественного договора Жан-Жак Руссо изложил в трактате "Об общественном договоре". Самым главным нововведением была его концепция "народного суверенитета". Хотя Руссо писал, что, возможно, в то время британцы были самые свободные люди на земле, однако он не одобрял их  представительного правительства. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа закреплено в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить. Такой была демократия в античных Афинах.Также граждане должны быть в состоянии пересмотреть эти нормы тогда, когда они захотят это сделать. Жан-Жак Руссо полагал, в конечном итоге, что общественный договор заключается ради безопасности и демократии.

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Но как бы вдохновляюще не выглядели эти социально-философские теории, они бы остались только на бумаге, если бы не нашлись мудрые и решительные люди, реально претворившие их в жизнь. Это произошлона американской земле в самом начале XVIIвека. Алексис де Токвиль приводит такой пример в своем знаменитом труде "Демократия в Америке": "Эмигранты, основавшие штат Род-Айленд в 1638 году, те, кто поселился в Ныю-Хейвене в 1637, первые жители Коннектикута, появившиеся там в 1639, и те, что основали Провиденс в 1640, начали с того, что составили общественный договор, который затем был передан на утверждение всем заинтересованным сторонам:

 "Мы, нижеподписавшиеся, предприняв во славу Божью, для распространения хри-стианской веры и славы нашего отечества путешествие с целью основать первую колонию на этих далеких берегах, настоящим торжественно и в полном согласии между собой и перед лицом Бога заявляем, что решили объединиться в гражданский политический организм для лучшего самоуправления, а также для достижения наших целей; в силу этого соглашения мы введем законы, ордонансы и акты, а также сообразно с необходимостью создадим административные учреждения, которым мы обещаем следовать и подчиняться".

Если теперь сравнить даты написания своих главных работ Гоббсом(1651)и Локком (1689)с тем, что реально происходило всевероамериканских колониях, то напрашивается несложный вывод: во многом теории великих англичан могли быть обобщением опыта первых поселенцев. Это еще более верно по отношению к идее "народного суверенитета" Руссо. Он завершил свой труд в 1762 году, практически накануне Американской революции, за 4 года до провозглашения Декларации независимости Соединенных Штатов. То, что звучало у Руссо ниспровержением основ тогдашнего миропорядка, уже давно было нормальной практикой в тринадцати заокеанских колониях.

Большинство положений Декларации независимости принадлежало своей эпохе, но вот второй абзац... он-то на все времена:

"Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье".

Вот так идея общественного договора получила свое лаконичное оформление в этих бессмертных строчках. Их естественным продолжением воспринимается преамбула к Конституции Соединенных Штатов:

"Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки".

Подчеркнем слова: "Мы, народ Соединенных Штатов". Это первое, прямое и самое непосредственное вооплощение идеи "народного суверенитета" еще одного великого философа, Жана-Жака Руссо. Источник власти - сам народ.

Система государственного правления в самой простой форме восходит к тому древнему времени, когда люди занимались охотой, сбором ягод и грибов, жили в пещерах. У племени был вождь и совет старейшин, и еще шаман, жрец... Со временем эта простейшая система превратилась в феодальные монархии, где глава страны имел либо "божественное" происхождение, либо власть, дарованную напрямую "Всевышним". Например, древние египтяне верили, что фараон - сын солнца. Неслабо? Или еще вариант. Помните выражение "Помазанник Божий"? Это уже о византийской традиции, к которой принадлежали русские цари. Очень удобный подход к делу, поскольку при "божественном" происхождении своей власти правитель не ответственнен ни перед кем из живущих на земле. И ни за что. Процветание или упадок государств, судьбы народов определяли качества всего однойперсоны.

А общественный договор полностью изменял всю траекторию движения человеческого обществав истории. Народ уже не плебс, не холопы, не смерды, не рабы презренные, а субъект власти. Революции начинаются в сознании людей, на улицах они только продолжаются...

Конституция Соединенных Штатов стала конкретным вооплощением идеи общественного договора. Если не по форме, то по существу иммигранты подписывали его в тот момент, когда поднимались на борт корабля, отправлявшегося в Новый свет. Конечно, в реальности никакой бумаги, озаглавленной "Общественный договор" не было. Было иное. Не столько формальный, как сущностный акт вхождения в новую нацию. Определение с этого момента себя как американца. Американца не по рождению, а по желанию, по своей доброй воле. Этот договор объединял всех его принявших в новое единое сообщество - американскую нацию.  А что же еще? Ведь для нации иммигрантов не существует уз по принципу "крови и почвы". Кровь у всех разная, а почва - новая.

Этот акт сознательного выбора и закрепляла Конституция Соединенных Штатов. Она не только определяла государственное устройство страны - это делают все конституции - она становилась цементом, соединяющим вместе здание американской нации. Не религия (их в Америке множество), не культура (Америка мультикультурная страна) и даже не английский язык (испанский уже практически второй), а только основной закон. Выбросьте конституцию - и все рассыпится.

Задумайтесь, почему американский президент при вступлении на свой пост, произносит: "Я торжественно клянусь, что буду честно исполнять обязанности президента Соединенных Штатов и по мере своих сил охранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов"?

Защищать не свой народ, не страну, не государство, а... правовой документ. Может потому, что конституция в нашей стране не только правовой документ? Даже не столько? Это и еще, например, продукт самосознания американской нации, содержащий формулу ее образованияи гарантирующий ее существовование. В какой необычной форме американцы еще раз доказали свой идеализм. Отнюдь не "пресловутый", а совершенно реальный. Конституция -идея - для американца первична. Народ, государство - материальны - потому, вторичны. Помните: "В начале было слово".... Для американцев в просто и понятно написанном тексте заключен особый сакральный смысл, воспринимаемый иммигрантами только по прошествии времени... до и то не всеми...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если представить себе, сколь различна демография американского общества, как много здесь существует культур и сколь они разнятся, какое великое множество языков и наречий слышны на улицах больших городов, то зачастую очень сложно понять, как Америка вообще остается единым целым. Все земные расы представлены здесь, только в одном районе Нью-Йорка, Квинсе, живут бок о бок выходцы из 132 стран... Но в новый Вавилон государство не превратилось, хотя, казалось бы, к этому были все предпосылки...Что же соединяет вместе американскую нацию? - на этот вопрос пытались и пытаются дать ответ бесчисленные философы, историки, социологи, политологи. Жившие как в Соединенных Штатах, так и вдали от американских берегов. Алексис де Токвиль, например, отвечал так: "Демократия". В то же время, демократия, как полагал французский мыслитель, не может существовать без опоры на религию и философию. В Америке они приняли формы - по мнению де Токвиля -религии свободы и философии равенства.

Почему бы и нет? Сформулировано изящно и умно, истинно по-французски.  И запоминается легко:религия свободы и философия равенства... Впрочем, у каждого может быть свой ответ, не менее персонально значимый, чем умозаключение де Токвиля. Главное, что наша противоречивая, разноликая, находящаяся в процессе непрерывного формирования цивилизация, создала свой необычный и, как подтвердила история, эффективный раствор, сумевший сцементировать нацию. В моем представлении, это особое отношение к Праву, нашедшее свое зримое вооплощение в Конституции Соединенных Штатов.

По размеру американская конституция небольшая брошюра, в моем карманном варианте - 42 страницы убористого текста. Ничего более. Даже как-то странно, сколь все обыденно: статьи, разделы, поправки... Суховатый язык закона. А ведь без этого текста не было бы американской нации. Великой нации великой Конституции. Покороче? Пожалуйста, нации Брошюры.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Что не так с «абрамсами»?

Американской и европейской бронетехнике отводили решающую роль в украино-российской войне. Но всё пошло не по плану…

Сергей Дяченко апрель 2024

ИСТОРИЯ

Невероятно, но факт: Сталину дали по башке прямо на трибуне Мавзолея

Кто осмелился поднять руку на "пролетарского вождя" и что с ним случилось потом?

Аким Знаткин апрель 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть вторая

Светлейший князь Потёмкин «На месте ли монумент императору Петру Великому?»

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»

Игорь Альмечитов апрель 2024

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Мастер-палач

Высокопрофессиональные палачи встречались сравнительно редко и ценились буквально на вес золота. Хотя они быстро становились очень богатыми людьми (плата за эту «работу плюс чаевые, ничего незаконного), но освоение такого высокого «искусства пытки и умерщвления» оказалось очень трудным делом. В этом «искусстве» настоящих высот достигали немногие. Отдельные квалифицированные палачи получали и международную известность.

Виталий Цебрий апрель 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка