обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
июль '08
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Лилия Мучник и друзья музыки

Лалла РУК

Лалла РУК

Так называлась программа концерта в Jordan Hall из серии бесплатных вечеров в New England conservatory, даваемых профессорами и педагогами. По инициативе солирующей скрипачки Лилии Мучник, получившей образование в московском институте имени Гнесиных, а ныне педагога и музыкального директора камерного музыкального общества Новой Англии, публике была предложена необычно яркая по составу произведений программа с большим количеством участников-инструменталистов. Выбор исполняемых произведений определил высокую и сосредоточенную атмосферу музицирования. А она сама предстала как строгий ансамблист.

Точкой отсчёта явилось само начало, когда прозвучал Фортепианный квинтет F-minor, op. 34 Иоганнеса Брамса (1833–1897). Объединяемые общим пониманием европейских симфонических традиций, которые развивал Брамс, и роли солирующих инструментов, проникнутые чувством стиля, музыканты выявили в этом четырёхчастном произведении певучий, столь присущий композитору песенный мелодизм, припрятанный под интеллектуальной формой произведения. Партию фортепиано с отточенным мастерством и чуткостью исполнил Виктор Розенбаум. Звуки поднимались выше и выше, пока не истаяли под сводами зала.

Строгому академизму первого отделения было противопоставлено второе, которое знакомило с творчеством композиторов ХХ века, в том числе наших современников. Заметим, исполняемые произведения отбирались по признакам преобладания в них фольклорных мотивов. Незнакомые сочинения ослепили необычными сочетаниями тембров, броской колоритностью, сменой ритмов. Так, начало невольному состязанию между ними положило исполнение Le Grand Tango, ныне обретшего чрезвычайную популярность Астора Пьяццолы (1921–1992). В исполнении Лилии Мучник и Элины Блайндер (фортепиано) тягучие пряные краски музыки искрились, обретали завораживающую власть танцевального ритма, покорившего мир в 20-е годы ХХ столетия, и с тех пор удержавшего свою позицию превосходства над всеми модами века.

Музыку Освалдо Голыхова (1960 г. рождения) – уроженца Аргентины, не так давно переехавшего в Бостон, – публика могла услышать минувшей осенью в Majestic Theater, где была представлена его опера «Айнадамар», посвящённая Ф. Г. Лорке, а также в концерте Symphony Hall, где исполнялся его камерный концерт, вызвавший шквал оваций. В рецензируемом концерте прозвучали два сочинения композитора: Lullaby and Doina и Last Round. Своеобразная по сочетаниям тембров, по аргентинским ритмам, а в данном случае – по ритмам Молдавии и Румынии, – эта музыка воздействует страстью, динамикой, ослепляющей красотой мелодий. Состав инструментов: флейта (Элжбета Брандис), кларнет (Мей Ми Лан), скрипка (Лилия Мучник), альт (Джоан Эллерсик), виолончель (Уинг Джун Вей), контрабас (Тайлер Шепперд)… В этой музыке нет следования канонам, но отчётливо присутствует преклонение перед стихией искусства ярко национального, природного, как, скажем, фламенко.

И, наконец, абсолютно неожиданным открытием стало исполнение произведения самого молодого композитора в этой программе – Тани Анисимовой (1966 г. рождения). Оно называется «Квинтет – concerto» и по внешним признакам выстроено в такой же четырёхчастной классической форме, как и Фортепианный квинтет Брамса. Но…

При всей серьёзности и глубине сочинения автор свободно располагает в его пространстве темы и мелодии, сопутствующие впечатлениям жизни. Прожив в детстве до пяти лет в Чечне, она, очевидно, унесла в дальние края память о песнях Кавказа, и чеченские мелодии внезапно тут вступают в диалог с русскими. Как музыкант, она является виолончелисткой. И для виолончели, на которой она играет в Квинтете, написана ею солирующая партия. В соотношениях инструментов музыка строго выверена, но возникает ощущение, что временами взвихренное диссонантное звучание рождается спонтанно. Таня Анисимова, в жилах которой течёт русская и кавказская кровь, ныне живущая в Вирджинии, говорит как представитель современного поколения в искусстве, для которого главным импульсом и источником творчества остаётся боль мира.

В концерте камерной музыки, подготовленном Лилией Мучник, слушателей провели словно через арку от эпохи к эпохе, от музыки возвышенного романтизма к музыке нашего времени, где соединились симфонизм и джаз, атональность и песенность, синкопирование и власть мелодий.

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
Политика конфиденциальности

ПЕРСОНА НОМЕРА

А Войнович и сегодня…

А Войнович и сегодня…

ЗАРУБКИ В ПАМЯТИ

Кровавые дни сентября

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Вызов Судьбы

Вызов Судьбы

 

Опрос месяца

Согласны ли вы с мнением, что при президенстве Зеленского нищета в Украине уйдёт в прошлое?

СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA

БЛОГИ

14 Сентября 2019

Виталий Цебрий Виталий Цебрий:

Свет в конце «ЗЕлёного коридора»

Начну с мыслей глобальных.
В веке ХХI, когда технологии уничтожения человеков человеками (да и всего живого на Земле) дошли до масштабов планетарных, когда лучшие умы цивилизации продолжают ломать головы над тем, чего б еще придумать изощренно-убийственного и термоядерного, когда один только сбой в компьютерах какой-либо из сверхдержав может привести к «концу света», – руководители многих стран всерьез заняты переделом уже давно переделенного мира.

12 Сентября 2019

Леонид АНЦЕЛОВИЧ Леонид АНЦЕЛОВИЧ:

ПРО ПОПУГАЯ

Один чиновник проворовался.

04 Сентября 2019

Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ:

Узун - хаджи против «белых» и «красных

Если события, связанные с еврейскими этническим и конфессиональным составляющим на Кавказе носили привычный для России характер регионального геноцида евреев с массовыми убийствами, грабежом и мародёрствами, то сам конфликт между кавказцами,в целом и русским народом в период, лукаво именуемый русскими историками «гражданской войной», можно однозначно назвать продолжением неоконченной и по сегодняшний день русско – кавказской войны. Так называемый. период гражданской войны 1918 - 1926г.…

Больше мнений