обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
октябрь '16
ЭВРИКА

Открытие Америки и музейный каталог

Записки коллекционера

НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ?..

Вас когда-нибудь ошеломляла ситуация , которой соответствовало предупреждение классиков: "Не верь глазам своим". Да-да, когда на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол". Я испытал подобное в самой неожиданной ситуации.

Впрочем, для коллекционера, привыкшего вгрызаться вглубь любого предмета, попавшего в поле зрения, это, вероятно, и не очень неожиданная ситуация. Каждый в меру своего жизненного опыта может прийти к своей оценке... Что-то вызвало сомнения, поразило или удивило - ищи подтверждение или опровержение. Поиск всегда интересен. Никогда нельзя предугадать, что он может дать. Достижение хоть маленьких целей привлекает и вовлекает, дорисовывает что-то красивое к нашей жизни…

Исходным моментом моей головной боли, которой я хочу сейчас наградить и вас на недолгое время прочтения этой истории, был каталог Музея изящных искусств в Бостоне (Museum of Fine Arts, Boston). Музей изящных искусств в Бостоне - один из крупнейших художественных музеев США. Учреждён в 1870 году на базе Бостонского атенеума.

В каталоге я увидел фотографию тканой картины "Колумб открывает Америку", изготовленной на Арлингтонской мануфактуре в 1892 г.

 

Фиг. 1

В нижней части этой картины (Фиг. 1) указано место изготовления, но не указаны авторы. Из этой подписи следует, что картина под названием "Колумб видит Америку"  ("Columbus Sighting America") выполнена на фабрике Arlington Mills в Лоуренсе, штат Массачусетс, США. 

В музейном каталоге короткая информация об этом экспонате:

Picture, "Columbus Sighting America"
Copy of an engraving after painting by H. F. Pluddeman.
Black and white silk. Woven on a Jacquard power loom.
Inscription in bottom border:

"COLUMBUS SIGHTING AMERICA / DESIGNED AND WOVEN AT THE / ARLINGTON MILLS / LAWRENCE MASSACHUSETTS U.S.A".

Могу не сомневаться, что даже въедливый читатель прошел бы мимо этой справки в потоке информации о богатейшей коллекции музея. Но... Это изображение оказалось до боли мне знакомым. "С картинки в твоём букваре"... Ассоциации и воспоминания заставили потянуть за ниточку (не опасайтесь: эта ниточка виртуальная, и мои усилия не опасны для полотна в коллекции музея).

ЗАГАДКА С ДЕТСТВА

Мое знакомство с Америкой и Колумбом началось давно. С самого детства при пробуждении меня сопровождала загадочность висевшей в нашей комнате картины. Мы жили вшестером в одной комнате. Я спал на маленьком диванчике, принадлежавшем еще моей бабушке и перекочевавшем неведомыми путями через все пертурбации первой половины ХХ века в московскую коммунальную квартиру.  Диванчик с трудом позволял вытянуть ноги и был шириной с неглубокое кресло. Прямо надо мной висела картина в большой черной раме. Картина как картина…

Группа моряков парусного корабля, пав на колени, молит о прощении богато одетого человека, устремившего взгляд вдаль. Рядом, стыдливо отвернувшись, стоит женщина, по-видимому, жена богатого господина. (Мне так казалось с детства и не возникало сомнения. Контрастность позы, одежда, фигура... Недавно моя невестка спросила, почему я считаю, что это жена Колумба. Она упомянула о поверье, что женщины на корабле это плохое предзнаменование. Я возразил, что это не мешало капитанам путешествовать с семьями...

Но короткий поиск показал, что в первых двух экспедициях Колумба не было ни одной женщины. В последующих путешествиях женщины были, но, как видно, с очень специфическим назначением (по скромности привожу ссылку без перевода): "Columbus did not have any women on his first two voyages. In 1498, Columbus recruited one woman for every ten men on his third voyage").

Днем я смотрел на эту картину в черно-белых тонах, как  на красивую иллюстрацию какого-то романа о странствиях. Но ночью или в предрассветной мгле при взгляде снизу мне виделись какие-то ужасные фигуры, свитые в нижней части в змеевидный клубок и обмотанные тросами вокруг корабельной мачты, а сверху приобретавшие человеческие контуры. Эти фигуры мне представлялись бандитами, вырвавшимися из заточения и готовыми на ужасные зверства. Я был беззащитен перед ними. Для своего спасения я пытался шумно повернуться, издать какой-нибудь "сонный" возглас, чтобы услышать успокаивающий отклик родителей или моих теток, спавших в той же комнате. Это грозное видение появлялось периодически в течение нескольких лет. Достигнув уже пионерского возраста, я начинал про себя напевать какую-нибудь бодрую песню:

Эх, хорошо в стране Советской жить,
Эх, хорошо страной любимым быть…

Иллюзия защищенности прогоняла видение, и я спокойно продолжал спать.

Но и в дневное время картина не оставляла меня равнодушным. Какая-то загадка, неизвестность сопутствовала этому не похожему на современную жизнь изображению. Четкие контуры черно-белого изображения воспринимались как гравюра на большом листе бумаги. Картина была защищена стеклом, и это не позволяло прикоснуться к ней. Отец рассказал мне о предполагаемом содержании картины. Это открытие Америки Колумбом, момент, когда команда увидела: "Земля!" Члены команды, ранее взбунтовавшиеся против капитана, бросились молить о прощении (Фиг. 2). 

 

Фиг. 2

Комната была небольшая, а мы с братом частенько затевали какую-нибудь возню. Однажды, перекидываясь теннисным мячом, мы угодили им в картину. Тонкое старое стекло разлетелось на кусочки. Нам ничего не оставалось делать, как убрать осколки. Пылесосы еще не использовались в быту, и я старательно стал влажной тряпкой смахивать с картины пыль и мелкие осколки. К моему большому удивлению изображение оказалось не на бумаге. Оно было вышито или выткано на тончайшем шелке. По самой кромке изображения я увидел надпись на нечитаемом тогда языке:

Julius List Crefeld tex.
Christian Ruben pink.
Ewald Feldmann Crefeld delin.

Родители, как могли, объяснили смысл надписи: художник Христиан Рубен нарисовал, а Джулиус Лист и Эвальд Фельдман Крефельды скопировали и вышили полотно.

К картине мы с братом приладили новое стекло, а я тщательно залатал пострадавший при переделке старый картон с обратной стороны картины. В те первые послевоенные годы каждый из этих шагов был непрост: не было стекол, не было в продаже картона. Так и существует эта картина сегодня с тем же оконным стеклом ныне уже на открытом Колумбом материке.

С этих пор мое уважение к картине резко пошло вверх. Каждому приходящему к нам в гости я объяснял, что это не рисунок, а вышивка по шелку. Тонкость работы такова, что почти никто не мог поверить, что это полотно.

Интерес к истории картины то появлялся, то почти угасал, подавляемый другими жизненными проблемами. Уже став взрослым, я написал письмо в московский Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Письмо не затерялось, но лаконичный ответ говорил только о том, что это проблема не этого музея. Загадки сюжета и авторов оставались. Эпизодическими наскоками их прояснить не удавалось.

СПУСТЯ ГОДЫ

Прошло много-много лет… К моим маркам, посвященным Колумбу, добавились серии блоков, выпущенных к 500-летию открытия Америки одновременно в Соединенных Штатах, Италии, Испании и Португалии -  четырех странах, наиболее тесно связанных с Колумбом. Каково же было мое удивление, когда я увидел на одном из блоков с детства знакомое изображение - точь-в-точь, как на домашней картине (Фиг. 3).

 

 Фиг. 3

Тут уже я не мог оставаться равнодушным. Мной овладел азарт искателя. Я обязан был выяснить связь с детства родной картины и первоисточника изображения на блоке, которые, несомненно, были связаны между собой.

Казалось бы, что может быть проще: надо запросить почтовое ведомство Соединенных Штатов, выпустившее марки. В традициях всех американских учреждений не забывать отвечать на вопросы заинтересованных клиентов. Наличие электронной почты делает эти контакты до удивления оперативными. Запрос послан - через пару дней получен ответ:

Дизайнер: Ричард Шифф (Richard Sheaff) из Needham Heights, Массачусетс.

Менеджер проекта и художественный руководитель: Джо Брокерт (Joe Brockert) из Почтового ведомства США.

Тираж 2.000.000, дата выпуска 22 мая 1992 г., первый день гашения в Чикаго, Иллинойс.

Каталог Скотт - блок № 2624 (марки на блоке № 2624a-c).

Для более подробных сведений рекомендовано обратиться к ежегоднику почтовых марок "Linn's U.S. Stamp Yearbook" (1992).

Не очень много, но сдвиг налицо. На первую наживку что-то клюнуло. Листаю ежегодник марок США за 1992 год. Нахожу следующие данные:

Изображение на блоке "First Sighting of Land", так называется этот сюжет, основано на старой гравюре "Колумб открывает землю" приписываемой "Ch. Rubens" и хранящейся в библиотеке Грейнджер коллекция (The Granger Collection).

Браво! Главный шаг сделан, след взят. Имя автора "Ch. Rubens" практически точно соответствует вытканному на картине Christian Ruben, и также стало известно местонахождения старой гравюры.

Срочно пишу в Грейнджер коллекцию подробное письмо с вопросами о гравюре и ее авторе. Томительное время ожидания: ответят - не ответят… А если ответят, то появится ли новая информация? Ответ приходит.

Я получаю подробный и четкий ответ на целый ряд вопросов за подписью основателя и многолетнего директора коллекции Вильяма Гловера (William Glover):

"Христофор Колумб, открывающий Америку"  ("Christopher Columbus Discovering America" or "The First Sight of America")  был создан первоначально как живописное полотно примерно в 1845 г. немецким художником-жанристом Христианом Рубеном (1805-1875). Местонахождение картины, если она все еще существует, мне не известно. Очень много гравюр на эту тему было сделано в конце XIX столетия, и они часто издавались в книгах по истории того времени. В коллекции есть один такой образец.

Я прежде никогда не видел версию гобелена живописи Рубена, а другие имена на ней неизвестны мне.  К сожалению, я могу добавить только немногое. Очень вероятно, Ваш гобелен соткали приблизительно в 1892 в ознаменование 400-ой годовщины открытия Колумбом Нового света".

Двоякое восприятие порождает полученное письмо: с одной стороны пессимистическое сомнение в сохранности картины-прототипа - "если она все еще существует", с другой - ответ подтверждает ранее полученную информацию об авторе.

Обнаруженная гравюра, почтовый блок и картина композиционно едины. Но сравнение свидетельствует, что последние две идентичные по изображению сцены, выполненные с интервалом в столетие, имеют какой-то иной прототип, а не приведенную выше гравюру. Гравюра зримо отличается в деталях от картины и почтового блока, фотографически точно совпадающих между собой.

При многих остающихся вопросах можно отметить, что все ставшие известными источники считают автором сюжета Христиана Рубена. Приходит время собрать известные сведения об этом художнике.

ДОСЬЕ РУБЕНА

Христоф Христиан Рубен (Christoph Christian Ruben) родился в Германии 20 ноября 1805 года в Трире (Trier) и умер 8 июля 1875 г. в пригороде Вены Инцерсдорф (Inzersdorf).  Его отец, Карл Рубен, живописец, стал для Христиана первым учителем живописи. Затем он учился в академиях живописи Дюссельдорфа и Мюнхена у Петера Корнелиуса (Peter von Cornelius), который был известен как жанровый художник. По окончании обучения Х. Рубен работал в Германии, Италии, Чехии и Австрии.

С 1826 по 1840 гг. он работал в Мюнхене, в 1840-41 гг. - в Риме. С 1841 по 1851 гг. он преподавал в Пражской академии искусств и был ее директором, а с 1852 по 1872 гг. возглавлял академию в Вене. В 1872 г. художника постигла тяжелая судьба многих выдающихся людей: он сошел с ума. Х. Рубен был уволен со службы, и его последние три года жизни были безрадостными.

Работы Х. Рубена входят в коллекции больших музеев, таких как Пинакотека в Мюнхене ("Vachere"),  Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в Вене ("Сражение у Липан, 1434"),  Пражская национальная галерея. В галерее Бельведер (Osterreichische Galerie Belvedere), входящей в комплекс известнейшего художественного музея в венском дворце Бельведер, экспонируются панно, которые художник сделал для витражей кафедрального собора в Регенсбурге (Германия).

В универсальном старом и доныне ценимом Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, выходившем в 1890-1907 гг.,  в статье о художнике можно найти особо высокую оценку картины о Колумбе: "Колумб открывает Америку" - лучшее из его произведений, сделавшееся популярным, благодаря изданным литографическим и политипажным копиям с него".

 Я столь подробно пишу о Х. Рубене, потому что в известных каталогах художников на русском языке почти никаких сведений о нем нет. Наиболее полные сведения о художнике можно найти в английском словаре М. Брайена (Michael Bryan, Bryan's dictionary of painters and engravers, 1886 (Vol. 4, p. 291). Другим источником информации о художнике служит немецкое издание словаря Thomas & Betts (T&B, XXIX, 1935, p. 136).

Но где же та мифическая гравюра, которая подсказала контуры моей картины и сюжета почтового блока? Почти очевидно, что это должна быть гравюра, а не живописная картина. Но как параллельный путь пытаюсь найти и живописного Колумба - в качестве возможного предтечи.

Направление поиска подсказывает совпадение адресов двух событий. По данным интернетовской Колумбианы работа Христиана Рубена, посвященная открытию Америки, издавна находится в фондах Пражской национальной галереи.  При этом Х. Рубен в течение более 10 лет жил и работал в Праге.

Пишу электронное письмо в Национальную галерею в Праге. Офис Генерального директора галереи проф. Милана Книжака (prof. Milan Knizak) обнадеживает: "Наша коллекция гравюр и рисунков и коллекции искусства XIX столетия могут помочь Вам с вашим запросом". Я весь в радости: поймал черта за бороду. Но дальнейшей переписки не получается. Стучусь повторно - нет продолжения… Информации о полотне или гравюре в Праге найти не удается.

Но где искать подлинный источник сюжета открытия Америки -  гравюру середины или конца ХIХ века? Со временем приходит простая мысль: обратиться с этим вопросом к автору юбилейного блока, имя которого любезно было указано Американским почтовым ведомством. Адрес найти не удается, но его профессиональные данные находятся на сайте филателистической компании Knottywood Treasures. Пишу им-пересылают-получаю не формальный ответ от самого автора почтового блока - Ричарда Шиффа: "Ваш гобелен выглядит прекрасно, как настоящее произведение искусства! Я боюсь, что я не смогу предложить вам дополнительную информацию о нем. Изображение на сувенирном блоке было взято с гравюры на стали XIX века (Возможно, что ваш гобелен был основан на той же гравюре). За эти годы я видел несколько различных представлений той же самой сцены". .

Где можно найти использованную гравюру, какие аналогичные изображения встречались? - вопрошаю я. Ответ почти, как в фильме Гайдая: Было, было… Но … не помню.

Жалко. "Так что же? Прикажете плакать? Нет так нет!", - как писал замечательный поэт Иосиф Уткин в "Повести о рыжем Мотэле".

Почтовую марку создает не только дизайнер. Известно имя менеджера проекта и художественного руководителя Джо Брокерта из Почтового ведомства США. Адрес удается найти в интернете. Пишу… Ответ поступает мгновенно: полная готовность ответить на все вопросы. За мной не задержится… Обстоятельно и полно формулирую вопросы. Но, как и с Прагой, источник исчезает.

Да, Национальная галерея в Праге молчит… Но кропотливый поиск в бездонном интернете позволяет найти фотографию картины Христиана Рубена, хранящейся в Праге. Причём, это не "доисторическая" картинка, оставляющая сомнение в реальном существовании работы, а вполне приличная цветная фотография, сделанная в 2008 году (Фиг. 4).

 

 Фиг. 4

ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ НАХОДКА

Оригинал, указанный еще в старинном каталоге крупнейших произведений искусства, посвященных Колумбу, найден! Он сохранился и находится в музейной коллекции Ностица (Erwein Grafen von Nostitz), картинная галерея которого после 1945 г. вошла в состав Национальной галереи в Праге. На некоторых литографиях с этой картины, выполненных немецким художником и гравером Францем Ханфштенглем (Franz Hanfstaegl, 1804-1877) в 1850-х годах, эта принадлежность картины указана в тексте названия, размещенном под литографией.

Авторство картины теперь уже точно не вызывает сомнений. Полное совпадение рисунка картины, пославшей в поиск, и картины Пражского музея также не вызывает вопросов.

Мучительно пытаюсь найти дополнительные каналы, за что еще можно зацепиться в выяснении происхождения моей тканой картины - это же не живопись, это не гравюра... Прихожу к выводу, что за поиском  данных о Христиане Рубене я совершенно незаслуженно оставил в покое двух других соавторов, чьи имена вытканы на полотне. Это Джулиус Лист Крефельд и Эвальд Фельдман Крефельд, как мне представлялось, два брата, которые скопировали и вышили полотно.

Порой ошибочные посылы надолго задерживают нас в тупиках. Так в моем сознании в течение многих десятков лет и носили эти два исполнителя сложные тройные имена. Американский опыт не противоречил этому: наличие второго имени (middle name) совершенно обычное явление. Но совсем недавно мне пришло в голову, что совпадающая у двух авторов "фамилия"  Крефельд может быть названием, например, мануфактуры. Далее очень быстро удалось установить, что Crefeld это название старого немецкого города, с давних пор известного своими шелковыми мануфактурами. Исполнители обрели свои настоящие имена - Юлиус Лист и Эвальд Фельдман из Крефельда! А поиск информации - еще один адрес: Германия, Северный Рейн-Вестфалия, город Крефельд…

Крефельд (Krefeld, до 1929 г. -  Crefeld) был основан в 1105 под именем Кринвельд. Город был давно известен изготовлением шелков и бархата, Шелковая промышленность особенно быстро развивалась после предоставление городу монополии в 1760 г. королем Пруссии Фредериком II. В Крефельде работало около 30 шелковых мануфактур.

В характеристике города можно отметить музеи Крефельда: Немецкий музей текстиля (Deutsches Textilmuseum) и  Музей культуры шелка (Haus der Seidenkultur),  с которыми я тотчас попытался тоже установить контакты по интересующим меня вопросам.

Я получил удовольствие от содержательности их ответов. Однако и не без некоторого чувства стыда за свою необразованность. Вспомнилась не без юмора написанная давняя строчка С.Я. Маршака: "Ослик был сегодня зол. Он узнал, что он осёл". Во всей переписке и я, и мои корреспонденты и по-русски, и по-английски писали: то гобелен, то вышивка, то машинная вышивка, а оказалось, что это шелковое жаккардовое плетение.

Техника машинного жаккардового плетения изобретена французом Жозефом Марией Жаккардом (Joseph Marie Jacquard). Работа направляется автоматами с помощью перфокарт, а сейчас - компьютеров. В 1801 году он изобрел ткацкий станок сложного плетения, благодаря чему стало возможным изготавливать такие ткани сложного плетения в промышленных условиях. Контуры узора срисовываются ткацким рисовальщиком на канвовую бумагу с модели, выполненной художником, и заполняются графическими элементами различных переплетений (так называемое патронирование). Для художественной росписи наиболее подходят шелковые ткани. Занятие росписью по шелку является приятным и увлекательным. Но это исключительно трудоемкое дело. Каждое полотно приходится создавать по точкам, подобно развертке телевизионного изображения. Для картины необходимо несколько миллионов точек. На такую работу уходило примерно 1000 часов. Полностью процесс изготовления мог занять 2-2,5 года.

Жаккардовый станок часто называют одним из самых совершенных механизмов, которые удалось создать человеку. Основные принципы жаккардового станка остались практически неизменными, за исключением увеличения скорости работы. Одним из наиболее совершенных изменений является использование программного обеспечения при разработке новых образцов. Теперь с помощью сканера можно перенести рисунок в компьютер и затем на его основе составить программу операций плетения, исполняемого на ткацком станке.

Одно из искомых имен немецкие специалисты помогли мне найти в книге по ткачеству 1900 г. издания. В ней описаны технологии создания рисунков плетения для жаккардовых станков и приведен, в частности, тканый портрет Колумба работы Эвальда Фельдмана.

Музей ткачества сообщил некоторые подробности об авторах полотна. Эвальд Фельдман был тем, кто преобразовывал  сюжет живописи в образец для ткача (патронирование). Джулиус Лист обеспечивал жаккардовое шелковое ткачество на мануфактуре. Он приехал в Крефельд в 1884 из Бранденбурга. В 1908 он уехал в Америку. Таким образом, он работал в Крефельде в течение четверти века.

Но главное: вычисленное место изготовления картины на шелке оказалось верным! Работа выполнена в 1890-х годах на мануфактуре Джулиуса Листа в Крефельде. Полотно с изображением минуты триумфа путешественника является известной работой крефельдской шелковой промышленности. В конце XIX столетия мануфактуры Крефельда были известны изготовлением многофигурных полотен по сюжетам картин и гравюр. Такие работы были очень популярны и высоко ценились уже  в то время.

КТО ЕСТЬ КТО

В музее экспонируется такая картина с именами тех же авторов. Заглянем и на обратную сторону музейной картины: здесь указаны инвентарный номер музея № 16533 и имя владельца картины с датой - Энгер (Enger), 1895. Известно несколько других экземпляров. Одна из картин по оригиналу Х. Рубена находится в американском Национальном художественном музее шелка в городе Вестон (Миссури) (National Silk Art Museum). Сколько всего существовало таких картин неизвестно.

Она была скопирована бесчисленное множество раз. Особую известность приобрела гравюра, хранящаяся в Грейнджер библиотеке, многократно воспроизводилась гравюра немецкого художника Франца Ханфштенгля. Литографии с картины постоянно появлялись в книгах о жизни и путешествиях Христофора Колумба. В музее Колумба (Knights of Columbus Museum), основанном в 1882 г. в Нью-Хевене (штат Коннектикут), выставлена копия картины Рубена, выполненная в 1850-х годах другим немецким живописцем Питером Колбеком (Peter Kohlbeck). А почтовый блок США с этим сюжетом был продан тиражом в 2 миллиона экземпляров.

Состоялось мое открытие Америки, буквально и виртуально. Американская земля оказалась под моими ногами. Радуя глаз, висит на стене панно, увековечившее счастливое мгновение "Земля! Земля!". В кляссере памятный блок, посвященный 500-летию открытия Америки, с фотографической точностью повторяющий изображение на моей картине… После ста лет молчания картина как бы включилась в диалог, заговорила о своей истории и истории создавших ее людей. Вот так понемногу, вытягивая за тонкие ниточки, вершок за вершком, удалось многое узнать о молчаливо висевшей на стене много лет картине. Хитросплетения полувекового поиска по следам старого полотна позволили проникнуть в историю мест и людей, создавших полотно. Авторы полотна стали почти нашими знакомыми.

Именно эта история "домашней" картины приблизила к сердцу и уму данные об очень похожей картине, сделанной в Америке.

В 1898 г. была издана великолепная по оформлению и полноте книга об Арлингтонской мануфактуре. В нее включено приложение, посвященное картине "Колумб открывает Америку", показанной на Фиг. 1, (приложение B, стр. 121-127) [1] как одной из самых выдающихся работ фабрики. О художественной первооснове жаккардового полотна с Колумбом, открывающем Америку, в книге написано следующее: это копия с оригинального живописного полотна, которое находится в Национальной галерее в Берлине, Германия. Художник Герман Фрейхольд Плюддеман, немецкий живописец, автор исторических сюжетов. Картина имеет международную известность.

В 2004 г. в Германии была издана монография профессора Эккерхарда Мэя (Ekkehard Mai), посвященная творчеству художника Г. Плюддемана [2]. В ней значительное внимание уделено картине художника с интересующим нас сюжетом. Она считается одним из лучших произведений живописца.

Картина многие годы находилась в коллекции Национальной галереи в Берлине. Перед самым началом II Мировой войны в 1939 г. она была предоставлена для выставки в Колберг (ныне Польша), родной город художника Г. Плюддемана. Видимо, во время войны картина погибла. В настоящее время неизвестны и ее копии. Однако эта картина многократно публиковалась в виде иллюстраций в книгах и журналах. В монографии Э. Мэя приведен обширный список таких публикаций.

В упомянутой выше энциклопедии Брокгауза и Ефрона [3], в которой в статье о художнике Христиане Рубене написано, что "Колумб открывает Америку" лучшее из его произведений, статьи о Г. Плюддемане не было.

Таким образом, можем констатировать: в 1892 г. к 400-й годовщине открытия Америки две шелковые мануфактуры, расположенные в Старом и Новом свете, выпустили на шелке жаккардовые многофигурные картины. Изображение на обеих картинах в большей части очень схожи. Автором картины, сделанной в Германии, указан Христиан Рубен. Автором картины, сделанной в Америке, указан Герман Плюддеман.

Налицо не согласующаяся между собой информация. Авторами источника двух очень схожих жаккардовых изображений указаны два разных художника! Где истина? Предмет для небольшого детективного, почти криминального расследования...

"КАРТИННЫЙ" ДЕТЕКТИВ

Попытаюсь кратко сформулировать цель такого расследования:

Полотно американской мануфактуры выполнено по картине (гравюре) Рубена, а не Плюддемана, как это указано в источниках конца XIX века и повторено многократно позднее.

Для начала отметим, что технология получения патрона для воспроизведения оригинала жаккардовыми машинами не оставляет возможности искажения или неточного переноса прототипа на полотно. Таким образом, сравнение изображений тканых повторений эквивалентно сравнению оригиналов.

Есть много различных работ, посвященных открытию Америки и построенных на легенде появления земли в момент назревшего бунта команды против Колумба. В том числе работы Рубена и Плюддемана.

В конце XIX века вышла монография (Nestor Ponce de Leon, The Columbus Gallery (1893)) о живописи и исторических материалах, посвященных Колумбу [4]. Эта работа является одним из самых полных источников информации по иконографии Колумба. Книга содержит сжатый перечень работ (иногда с краткими пояснениями) объемом более 200 страниц. Раздел Х книги целиком посвящен картинам, имеющим почти тождественные названия: открытие Америки или первый взгляд на Новую землю. Обе анализируемые картины входят в этот перечень и следуют подряд под номерами 51 и 52 (стр. 153).

51. RUBEN, (CHRISTIAN.) COLUMBUS DISCOVERING LAND, (1843.) Prague Gallery.

52. PL?DDEMANN, (HERMANN.) COLUMBUS DISCOVERING LAND, (1836.) National Gallery, Berlin.

51. Христиан Рубен, Колумб обнаруживает землю, 1843, Пражская галерея.

52. Герман Плюддеман, Колумб обнаруживает землю, 1836, Национальная галерея, Берлин.

Большинство картин этого раздела монографии показывают гордо стоящего человека с устремленным в даль взглядом на фоне мачт парусного корабля. Все они различны в деталях, но почти тождественны в передаче сюжета победы воли Колумба над обстоятельствами. Работы Рубена и Плюддемана наиболее выразительны в воплощении этой устремленности к вновь обретенной земле (и это притом что Колумб считал, что достиг давно известную Индию!). Картина Рубена отличается предельной динамичностью композиционного решения.

Отметим еще раз, что при сходстве сюжета воплощение его в картинах Плюддемана и Рубена явно различно. Даже облик Колумба значительно отличается один от другого. В частности, на картине Рубена он показан с бородой, а на второй - с гладко выбритым лицом. При отсутствии достоверных прижизненных портретов Колумба эта деталь облика постоянно является предметом споров, например, при обсуждении сюжетов юбилейных марок 1893 г.

При сравнении полотен мануфактур Крефельда и Лоуренса кажется, что американская картина является фрагментом немецкой.

Ставим небольшой эксперимент (а вам, читатели, придется призвать некоторое воображение).

1. На более полном варианте из Крефельда выделим совпадающую часть изображения;

2. Отрежем исключенную часть;

3. Распечатаем в одинаковом масштабе оба фрагмента картин;

4. Наложим один вариант на другой и сравним. Придирчиво, внимательно...

 


Эксперимент показывает:

1. Весь рисунок на американской картине совмещается с рисунком из Крефельда;

2. На сравниваемом фрагменте картины из Крефельда остаются частично отсеченные фигуры;

3. На месте этих фрагментов на американской картине пустота.

Можно представить, как с традиционными инструментами - ножницами и резинкой - получить из более полного изображения фрагментарное. При этом, конечно, на зачищенной части оказывается композиционная пустота. Да и частично отрезанные фигуры заставляют усомниться в целесообразности их присутствия в такой композиции.

Весьма проблематичным является предположение о вторичности работы автора более полного изображения. При этом пришлось бы предположить, что Рубен абсолютно точно перенес основную часть (1:1 - до штрихов одежды), но дополнил улучшающими композицию полотна фигурами, а также деталями, выявляющими смысл некоторых слегка бытовавших фигур в меньшем варианте.

Приходим к выводу: жаккардовые картины сделаны по одному и тому же оригиналу. Художники - авторы оригинала - не могут быть разными.

Имя Христиана Рубена указано на более полном варианте изображения (Фиг. 2). Авторство этого художника подтверждает Сабина Хассель (Sabine Hassel) из Немецкого музея текстиля (Крефельд), в экспозиции которого имеется такая картина.

Остается еще один гипотетический вариант: каждый из названных художников имеет картину с почти неразличимыми отличиями. (Определяя чуть более смело, случай плагиата).

Наличие такого сюжета открытия Америки у Христиана Рубена не вызывает сомнений. Наличие точно такой же картины у Германа Плюддемана остается попытаться проверить. Современных американских источников по этой теме найти не удалось. Выяснять вопросы с авторами публикаций конца XIX века затруднительно. Лучше перспективы выяснить точность информации об авторе в Национальной галерее в Берлине. Музейная информация мало подвержена временному влиянию.

АВТОРСТВО ПОД ВОПРОСОМ

Современная обильная информация этого музея о работе Плюддемана "Колумб открывает Америку" постоянно соровождается надписью:  теперь картина отсутствует. Сам же музей долго молчит… Но в итоге любезно присылает репродукцию исчезнувшей картины Г. Плюддемана и высказывает мнение, что жаккардовые картины выполнены на основе свободно трактуемой картины Г. Плюддемана.

Поиск позволяет найти современные публикации о художнике Плюддемане. Главные из них это работы немецких специалистов: уже цитированная монография [2] и развернутый биографический очерк Идис Хартман. Пытаюсь установить контакты с авторами. Пишу автору монографии Эккехарду Мею, профессору факультета философии Кельнского университета, и Идис Хартман, специалисту-исследователю, в Музей современного искусства в Карлсруэ (MuseumfuerNeueKunst).

В разделе биографического очерка, написанного Идис Хартман, посвященного теме Колумба в творчестве Г. Плюддемана, картины с таким содержанием нет. В подробном перечне работ художника в монографии Эккехарда Мэя указаны три работы Г. Плюддемана, изображающие момент обнаружения земли Колумбом.

Обратим дополнительно внимание, что Плюддеман неоднократно обращался к этому сюжету на протяжении многих лет. Первая из них, написанная 1835 г., предшествует основной работе. Вторая работа выполнена через много лет - в 1852 г. В каждой из приведенных картин художник сохраняет неизменной композицию произведения. Ни в одной из работ нет композиционных решений, приближающихся к картине Христиана Рубена, которая, кстати, датируется 1843 г. - внутри временного диапазона вышеназванных работ Германа Плюддемана. У каждого из них сохраняется свой "канонический" подход в рамках легенды об открытии Америки.

По поводу авторства жаккардового полотна американской мануфактуры, показанного на Фиг. 1, Эккерхард Мэй безапелляционно констатирует: "Действительно, живопись и шелковое переплетение отличаются только в деталях и людях, но никакого сомнения, что живописная работа Плюддемана (и, возможно, его гравюра на дереве для "Deutsches Balladenbuch", 1852, которая повторяет его известную композицию 1836 г.), находящаяся в the Consul Wagener Collection, источник сюжета для Вашей картины. Христиан Рубен (1805-1875) был живописцем, который учился в Дюссельдорфской академии. Он, должно быть, знал работы Плюддемана". (Здесь для подлинности я пытаюсь сохранить непростой строй текста немецкого автора).

Национальная галерея в Берлине также полагает возможным авторство Плюддемана.

"Источник сюжета" - с таким утверждением трудно спорить, тем более что источником в обоих случаях является старая легенда о бунте на корабле и молении о прощении бунтовщиков в момент счастливого обнаружения земли. На полотне есть Колумб, есть мачта и паруса, есть коленопреклоненные матросы… Но авторство картины - это совсем другое. Было бы странно обнаружить приписывание авторства картины "Даная" Рембрандта кисти Рубенса из-за сходства библейского сюжета и даже поз натурщицы на одноименных картинах двух художников. При этом напомним: в монографии [1] было написано, что американское полотно - это копия оригинального живописного полотна Германа Плюддемана, которое находится в Национальной галерее в Берлине. Понятию "копия" столь различные варианты изображения точно не соответствуют.

Любой незашоренный взгляд засвидетельствует, что изображение на американском полотне - это не копия картины Плюддемана из музея в Берлине. Но с той же очевидностью приходится констатировать - это копия центральной части картины Рубена из музея в Праге. Специалисты из музея ткачества в Крефельде называют имя именно этого автора.

Каждая группа специалистов считает за истину авторство художника, картины которого ей ближе, предполагая, что есть одна оригинальная работа, послужившая основой жаккардовых полотен. Но разные эксперты указывают работы разных художников! Характеры оппонентов определяют степень безаппеляционности высказываемых мнений. К консенсусу среди экспертов прийти не удалось.

С другой стороны, обращает на себя внимание, что оба художника (Рубен (1805-1875), Плюддеман (1809-1868) жили практически в одно и то же время, учились в одной и той же академии в Дюссельдорфе, общались, как можно предположить, с одними и теми же людьми своего круга. Работы каждого из них уже в то время были в экспозиции известных музеев.

ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

Наличие очень близкого заимствования не могло бы пройти мимо внимания специалистов, художников, друзей. Оно не могло бы не найти отражения в литературе или в воспоминаниях. В то же время наличие сходных сюжетов картин у двух современников, специализирующихся на изображении исторических событий, никакого внимания привлечь не могло.

Х. Рубен и Г. Плюддеман имели работы с похожими названиями, но не идентичные, естественно, по изображению, технике и т.д. Впоследствии близость названий сыграла провоцирующую роль, и работа одного из художников была отождествлена с другой работой второго художника. Последующие авторы и комментаторы по ошибке назвали это второе имя через много лет, когда художники уже покинули этот свет. Герман Плюддеман был известным художником, специализировавшимся на исторических сюжетах, и поэтому могло показаться естественным его авторство изображения, выполненного американской мануфактурой. Тем более что непосредственно на тканой работе не было указано имя художника.

Возможно, что непосредственным образцом для обеих жаккардовых картин явилась не живописная работа Х. Рубена из пражской галереи, а гравюра, выполненная немецким художником Францем Ханфштенглем. Отпечатки с гравюры Ф. Ханфштангеля по картине Х. Рубена были сделаны в 1850 г. в качестве новогоднего подарка всем членам ассоциации художников Мюнхена. Также известна раскрашенная вручную литография, выпущенная примерно в 1850 г. Херлин & Хенсел (Herline & Hensel) (Филадельфия).

Мы убедились в близости изображений на картинах обеих мануфактур, при этом в экспозиции Пражского музея имеется картина Х. Рубена с тождественным изображением. В то же время у Г. Плюддемана во множестве известных публикаций такого изображения нет. Все это заставляет предположить, что прототип сюжета открытия Америки Колумбом для жаккардовых полотен принадлежал Христиану Рубену, а не Генриху Плюддеману. Анализ изображений и всех источников убедительно подтверждает это.

Детальный поиск не дал ни одного объективного факта, противоречащего такому выводу. Себя автор этой статьи убедил безапелляционно. А что сажут профессионалы?..

С результатами этой работы я познакомил сотрудников Музея изящных искусств в Бостоне (Museum of Fine Arts, Boston MFA). Они признали правильными высказанные выше доводы. Почувствовали необходимость внесения изменений в каталоговую ошибку атрибуции, просуществовавшую больше века: нет, художник совсем не Плюддеман. Но путь к исправлению ошибки в атрибуции оказался многоступенчатым. После первого этапа изучения доводов в каталог были внесены коррективы: появилось имя художника Христиана Рубена с картиной из коллекции берлинского музея, но сохранилось ошибочное указание, что гравюра принадлежит Плюддеману. Затем появилась пражская галерея. И только на следующем этапе переписки появилась правильная атрибуция:

Picture, "Columbus Sighting America." Copy of an engraving after painting by Christian Ruben in the National Gallery in Prague.

Вызывает некоторое удивление, что проблема этого несоответствия, сомнительности атрибуции полотна американской мануфактуры возникла только через 120 лет после создания картины. Но, так или иначе, можно считать, что ошибка ныне устранена. Следуя старой мудрости: лучше поздно, чем никогда.

_________________________
На фото: Музей изящных искусств в Бостоне (Museum of Fine Arts, Boston).


Библиография

1. Tops, a new American industry a study in the development of the American worsted manufacture by Arlington Mills (Book), 1898, p. 121-127.

2. Ekkehard Mai: Hermann Freihold Pl?ddemann - Maler und Illustrator zwischen Sp?tromantik und Historismus (1809-1868). Ein Werkverzeichnis., Bohlau, Koln 2004, ISBN 3-412-06204-9, p. 8, 164-166.

3. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь, 1890-1907, Статья "Христиан Рубен".

4. N?stor Ponce de Le?n, The Columbus Gallery. The 'Discoverer of the New World' as represented in Portraits, Monuments, Statues, Medals and Paintings Historical Description, New York: N. Ponce de Leon, 1893, p. 153.

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
Политика конфиденциальности

ПЕРСОНА НОМЕРА

А Войнович и сегодня…

А Войнович и сегодня…

ЗАРУБКИ В ПАМЯТИ

Кровавые дни сентября

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Вызов Судьбы

Вызов Судьбы

 

Опрос месяца

Согласны ли вы с мнением, что при президенстве Зеленского нищета в Украине уйдёт в прошлое?

СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA

БЛОГИ

14 Сентября 2019

Виталий Цебрий Виталий Цебрий:

Свет в конце «ЗЕлёного коридора»

Начну с мыслей глобальных.
В веке ХХI, когда технологии уничтожения человеков человеками (да и всего живого на Земле) дошли до масштабов планетарных, когда лучшие умы цивилизации продолжают ломать головы над тем, чего б еще придумать изощренно-убийственного и термоядерного, когда один только сбой в компьютерах какой-либо из сверхдержав может привести к «концу света», – руководители многих стран всерьез заняты переделом уже давно переделенного мира.

12 Сентября 2019

Леонид АНЦЕЛОВИЧ Леонид АНЦЕЛОВИЧ:

ПРО ПОПУГАЯ

Один чиновник проворовался.

04 Сентября 2019

Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ:

Узун - хаджи против «белых» и «красных

Если события, связанные с еврейскими этническим и конфессиональным составляющим на Кавказе носили привычный для России характер регионального геноцида евреев с массовыми убийствами, грабежом и мародёрствами, то сам конфликт между кавказцами,в целом и русским народом в период, лукаво именуемый русскими историками «гражданской войной», можно однозначно назвать продолжением неоконченной и по сегодняшний день русско – кавказской войны. Так называемый. период гражданской войны 1918 - 1926г.…

Больше мнений