обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
май '18
ПОЗИЦИЯ

Видеть, слышать, осознавать, думать

"Ahoj, Sbohem, Maestro Miloš!"

13 апреля 2018 года в лучший из миров ушёл Милош Форман.  В цивилизованном мире это страшное известие затмило даже горячие политические новости. В мире культуры, кино наступила тишина, пустота…

 Маэстро Милош ушёл, совсем чуть-чуть не дожив до августа, когда его Чехия отметит с печалью и гордостью 50-летие Пражской весны и её жестокого подавления советской системой. Той весны, певцом, предвестником которой он был, разумеется, не один, рядом был и воспитанник одной с ним студенческой Альма-матер - Вацлав Гавел, многие другие.

Однако значимость кино, новой чешской волны и в Чехословакии, и во всём мире, в том числе и в странах советского лагеря, было трудно переоценить. Кино смотрели где легально, где почти подпольно, и лучше многих других источников фильмы доносили до зрителей дуновение воздуха Свободы. До эпохи интернета было ещё очень далеко. "Черный Пётр" ("Cerny Petr"), 1964; "Любовь с блондинкой" ("Lasky jedne plavovlasky"), 1965; "Бал пожарных" ("Hori, ma panenko"), 1967; "Взлёт"(Отрыв) ("Taking off") 1971; "Пролетая над гнездом кукушки" ("One Flew Over the Cuckoo's Nest"), 1975; "Волосы" ("Hair"), 1979; "Регтайм" ("Ragtime"), 1981; "Амадей" ("Amadeus"), 1984  - это избранная, наиболее известная фильмография Милоша Формана. 

Дело не в призах, хотя и они говорят об очень многом - как минимум, о заслуженном признании как в среде коллег кинематографистов, так и в среде зрителей. Дело в том, что для нескольких поколений, и прежде всего для тех, в чьей жизни были надежда весны и  горечь осени 1968 года, они стали неотменными вехами жизни, сознания, истории.

 Сложно, очень сложно вынужденно покидать родину, комфортную, привычную среду обитания, но бывают ситуации, когда выбор человека, Художника должен быть однозначен.

Для россиян таким моментом явился 1917-й с последовавшими за ним кровавыми годами; для чехословаков - 1968-й. Те, кто оставались, вынуждены были пойти как минимум на компромисс со своей совестью, как максимум подстраиваться, выгодно продавать свой талант. Другие, несломленные, должны были стать понимаемыми, принимаемые в иной среде. Одним это удавалось лучше, другим вынужденная потеря Родины так и оставалась непреодолимой болью и проблемой.

Милош Форман смог взлететь! Именно так произошло с фильмом "Taking off", ну, а взлетев, он не мог не продолжить свой триумфальный, Свободный полёт в "One Flew Over the Cuckoo's Nest"! 

Для тех, кто прошёл страшными коридорами и палатами советской системы карательной психиатрии,  для тех, кто просто жил в "безвоздушном" пространстве "советского счастья" - этот фильм стал гимном! Взрывом осознания, открытием понимания абсолютной важности ценности человеческой личности рождённой свободной!

 Культовые для разных групп населения "Hair" и "Ragtaim" продолжили разработку этой темы. Ну, а потом последовал "Amadeus"!!!

 Гений Моцарта слился с гением Формана. Язык музыки слился с языком кино. Трагедия творческой личности, творчества, сталкивающегося с обществом, вынужденного жить, существовать в тех или иных рамках выплеснулась обжигающей силой творчества на мир людей.  Маэстро Милош разбудил многих, заставил видеть, слышать, осознавать, думать. Он ушёл, но его фильмы остались с нами,  они будут продолжать жить, учить пониманию жизни.

Спасибо Вам, Маэстро Милош Форман; спасибо Вам, Учитель!  Diky!

 P.S.  28 апреля в историческом здании Кафедрального Евангелическо-Лютеранского Собора Святых Петра и Павла в Москве  был исполнен Реквием Вольфганга Амадея Моцарта - концерт  запланировали задолго до ухода Милоша Формана, но его исполнение Реквиема в Москве именно в этом Соборе самой распространённой в Чехии конфессии в конце апреля, в дни памяти о Великом Человеке и Художнике  становится символическим…

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook

 

Опрос месяца

ЗА ЧТО ИЗРАИЛЬ НЕ ЛЮБЯТ?

СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA

БЛОГИ

24 Мая 2018

Виталий Цебрий Виталий Цебрий:

Рутина. Рутина. Кругом одна рутина

23 Мая 2018

Леонид АНЦЕЛОВИЧ Леонид АНЦЕЛОВИЧ:

Каждый может говорить все, что взбредет в голову, СЛОВНО В ПАРЛАМЕНТЕ.

Депутат Госдумы Илья Костунов, рассуждая на тему умственных способностей своих коллег, заявил, что «самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина» России.

22 Мая 2018

Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ Мустафа ЭДИЛЬБИЕВ:

Мустафа Эдильбиев, «Кавказский Feedback» в ответ на неадекватную жестокость русских оккупантов»

Аксиомой для планеты всей уже является тот факт, что Россия изначально – это планетарная зона религиозного и этнического Холокоста, особенно кавказского. Россия - это единственная в мире страна, где национальными героями являются насильники, некрофилы, серийные убийцы, совершившие военные преступления и преступления против человечности. Страна, где убийство по этническому и религиозному признаку на государственном и бытовом уровне расценивается как гражданский подвиг.…

Больше мнений