Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

НАПИШИ МНЕ ПИСЬМО

Новая книга

Опубликовано 16 Сентября 2011 в 04:40 EDT

Раиса ШТЕПА
В России, в Санкт-Петербурге, в издательстве "Алетейя" в популярной серии "Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы" только что вышла книга известного журналиста и писателя-сатирика Григория Крошина "С ба-а-альшим приветом!". ...Он не занял позицию стороннего наблюдателя, никогда не кичился прежними заслугами, а их немало. Достаточно сказать, что он - первый в новой России парламентский корреспондент от сатирического (!) журнала "Крокодил", лауреат литературных премий, член союзов журналистов и писателей России и Германии, Международного союза журналистов и Пен-клуба. Статья о нем есть в Российской Еврейской энциклопедии. В 2009 году он награжден Международной федерацией русскоязычных писателей медалью "Мастер словесности". Подпись Григория Крошина стоит под интервью с М. Горбачевым, Б. Ельциным, А. Собчаком, Г. Старовойтовой, многими выдающимися деятелями искусства, науки, культуры.
Гостевой доступ access Подписаться

В России, в Санкт-Петербурге, в издательстве "Алетейя" в популярной серии "Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы" только что вышла книга известного журналиста и писателя-сатирика Григория Крошина "С ба-а-альшим приветом!".

Подзаголовок книги "Письма со свободы" во многом определяет и жанр повествования - откровенные письма другу, и стиль изложения - легко, но не легковесно, умно, тонко, с иронией и самоиронией, присущей по-настоящему талантливым людям, написано о нас, живущих за рубежом России, в Германии. О сложных отношениях людей, волей судьбы прибитых друг к другу и пытающихся обрести душевное равновесие, новых знакомых, а если повезет, и друзей, что-то продолжить делать в старой профессии или решиться овладеть новой.

Григорий Крошин - журналист с огромным профессиональным опытом. Более пятидесяти лет посвятил он занимательному и кропотливому делу изучения проявлений человеческой психологии в непростых обстоятельствах. Поэтому переезд в Германию в 1996 году рассматривал как удачно расширенное поле журналистской и писательской деятельности.

Он не занял позицию стороннего наблюдателя, никогда не кичился прежними заслугами, а их немало. Достаточно сказать, что он - первый в новой России парламентский корреспондент от сатирического (!) журнала "Крокодил", лауреат литературных премий, член союзов журналистов и писателей России и Германии, Международного союза журналистов и Пен-клуба. Статья о нем есть в Российской Еврейской энциклопедии. В 2009 году он награжден Международной федерацией русскоязычных писателей медалью "Мастер словесности".

Подпись Григория Крошина стоит под интервью с М. Горбачевым, Б. Ельциным, А. Собчаком, Г. Старовойтовой, многими выдающимися деятелями искусства, науки, культуры.

О ком бы ни писал автор, он остается добрым, объективным, внимательным человеком. Нажитый опыт позволяет ему в малом увидеть проявление целого социального явления и дать ему оценку в сохранившихся "крокодильских" традициях: остро, порой едко, но всегда с симпатией, с уважением к герою повествования. И это особенно ценно в наше порой беспощадное время, когда журналист ради красного словца, как говорится, не пожалеет ни мать, ни отца. Рейтинг, сиюминутный успех становится важнее доброго имени, и журналист превращается в "журналюгу", которому наплевать на того, о ком он пишет, что с ним будет потом.

Григорий Крошин никогда не забывает, что перо - это обоюдоострое оружие, и в руках лжеца, сплетника, хамоватого ремесленника, оно легко превращается в бумеранг, который возвращается к тому, кто его столь бездумно выпустил.

Читатели журнала "Контакт-шанс" уже много лет с удовольствием читают очерки, эссе, интервью, репортажи с его подписью. Эта подпись гарантирует высокое литературное мастерство, актуальный выбор темы, всестороннее ее изучение, обобщение, оригинальный способ изложения плюс мастерски сделанные авторские фотографии или рисунки, шаржи, не менее острые, чем текст. Словом, Григорий Крошин - мастер современной журналистики, украшение русского литературного зарубежья.

Представляя в предисловии новую работу, известный писатель Владимир Войнович назвал автора "человеком многоликим", в двух-трех блестящих фразах создал портрет писателя, живущего далеко от родины: "Российских людей везде стало так много, что писатель с родиной практически не расстается. Она в лице знакомых ему героев повсюду ездит за ним. Есть о ком писать и для кого".

Вот это - правда. По счастью для журналиста, литератора, его герои живут рядом, и если ты заслужил доверие, тебя позовут в дом, расскажут о себе, расспросят о тебе, своем госте. Вы подружитесь, потом тебя, как эстафетную палочку, будут передавать своим знакомым и родственникам. Добрая цепочка человеческих контактов никогда не прервется, если журналист честен перед самим собой и теми, кто ему доверился. Григорий Крошин честен перед людьми, перед своей профессией, а это, согласитесь, трудно, оставаясь все время на виду.

Для первой части новой, десятой по счету книги "С ба-а-альшим приветом!", он избрал проверенный и несправедливо подзабытый жанр письма. "Письма со свободы" адресованы старому, испытанному в разных ситуациях другу, который фигурирует под именем Василий.

Жанр письма в мировой литературе любим и писателями, и читателями. Он подразумевает искренность, а в особо удачных случаях исповедальную манеру изложения. Письма подробны, неторопливы, автор охотно останавливается на мелочах, продумывает каждую фразу. Этим жанр письма приближается к дневниковым записям, что редко кто ведет в наше торопливое время. И все-таки письма пишут и дневники ведут. В них остается живой ритм родного языка, доверие к адресату. Жанр письма дает возможность подробно изложить свой взгляд на мир, такой маленький, большой, огромный.

Письма Григория Крошина - это будто расшифрованные дневниковые записи, что когда-то велись для себя. И вот настало время поделиться пережитым с другом, которому интересно все - и наш быт, наши достижения и потери, взаимоотношения друг с другом и людьми, живущими рядом. Ну, разве можно поведать об этом в телефонном разговоре, пусть и по льготному тарифу.

От того, что письма изложены в хронологическом порядке, легко проследить, как менялись впечатления автора, что за уроки преподносила ему жизнь "на свободе", кто на него влиял...

Читаю, и будто о себе. Знакомые все места, узнаваемые ситуации. Автор описывает первые дни пребывания в приемно-распределительном пункте Унна-Массен. И хотя моя семья начинала жизнь в Германии в другом месте, чувства мы испытывали на удивление одинаковые, и ситуацию спасали только юмор и умение ладить с окружающими.

В легких, воздушных строках живет редкое умение смотреть на все происходящее иронично, сквозь прищур, не углубляясь в психологические перипетии многообразных переселенческих треволнений. "Не надо так серьезно относиться к себе, иначе с ума сойти недолго. Полегче, полегче", - подбадривает писатель сам себя, и вслед за ним понемногу успокаиваемся и мы, его читатели, и начинаем внимательно рассматривать все вокруг. Взрослые, умные, битые-перебитые жизнью, мы вдруг становимся любопытными, как дети. Нам все интересно, ново, необычно.

Вот автор описывает пустяшные, на первый взгляд, события, как в письме-рассказе "Беженцы от ливня". Ну подумаешь, застал героев рассказа на улице сильный дождь. Добегут до дома, не размокнут, не сахарные, привыкли. Но тут их буквально спас человек в форме охранника. Он их, совершенно незнакомых, и даже без просьбы, пропустил внутрь фешенебельного здания и посоветовал переждать непогоду здесь, в тепле. Потом еще несколько раз выходил из своего сухого и теплого рая под дождь и приводил с улицы других. Собрав всех, он еще кофе предложил. Это уж слишком. Теперь, прожив годы в Германии, мы привыкли к замечательному дружелюбию и добросердечности местных жителей. А тогда, в первые дни, нас это умиляло до слез, а некоторых пугало - мол, что за этим кроется?

Каждый из нас за прошедшие годы попадал под свой "дождь", и всем есть, что рассказать. Григорий Крошин вспоминает за нас, отвечает на общий сакраментальный вопрос, как вы там?

Рассказ "Халява с большой буквы "X"" написан, будто подсмотрен в нашем общежитии. И нас, новичков, те, кто приехал раньше, учили самым популярным немецким словам: "бесплатно", "подарок". И мы надеялись обмануть телефон-автомат в холле. И мы пытались задобрить хаусмайстера бутылкой шнапса, чтобы он не выгонял нашего старого кота в страшный немецкий лес. А как не вспомнить "счастливчиков", переехавших в квартиру и приезжавших из другого города в общежитие, чтобы попользоваться "на халяву" общественной плитой и стиральной машиной. Стремление к "халяве" было столь велико, что забывались даже расходы на бензин.

Читаю рассказы и вспоминаю, вспоминаю... И смех, и грех. Что было, то было.
Смех сквозь слезы - наверное, самое сильное и труднодостижимое состояние читателя и несомненная победа автора. Значит, написано на пределе искренности, затронуты самые светлые и чувствительные струны души.

В то же время не идеализируется тот мир, в котором мы волею обстоятельств оказались. Мы - живые люди и вовсе не ангелы. Письма-рассказы "Все - к замочной скважине", "Закон не писан", "Меня схватили за руку" Крошин посвятил прозе жизни, столкновению мечты с реальностью, процессу набивания шишек, который у некоторых из нас до сих пор продолжается. Тогда полезно прочитать рассказ "Праздник каптруда". Это репортаж с немецкого "субботника", смешной и познавательный. Вот такие картинки с натуры, на мой взгляд, особенно удачны. Что стоят очерки нравов "Папа с работы принес", "Радость общения", "Второй дом", "Даешь писателей", "Как земляк земляка", "Розыгрыш". Прочитаешь, и многое станет понятным в наших характерах, и в том, что с нами порой происходит.

У рассказов во второй части книги несколько иная интонация, чем у прочтенных ранее. Несомненный плюс писателя в умении подмечать яркие, красноречивые черточки человеческих характеров. Он умеет повернуть простенькую, на первый взгляд, ситуацию, чтобы, как в калейдоскопе, сложилась яркая и четкая картина.

Запомнилась милая, теплая новелла о мальчике и девочке, о первом чувстве - "Игра". Узнаваемы черты героев из зарисовок "Мнение родного коллектива", "О пользе общения", пародии "Пейте из любимого источника".

Писатель смело раздвигает привычные рамки рассказа, применяя близкую ему форму письма, использует популярную в советские годы переписку с начальством в виде докладной и удачно вводит их в ироничные тексты "Прошу зайти", "Шире взгляд". Прошлая "та еще жизнь" подсказала темы веселых, готовых для чтения с эстрады рассказов "Мы - от Ларисы", "Лишний билет", "Конец года".

Такое не придумаешь, среди описанных ситуаций нужно жить, понимать, с кем имеешь дело, смириться или бороться.

Григорий Крошин сражается всеми возможными способами с косностью, тупостью, ленью, чванством, неистребимым стремлением к халяве... Он создает сатирические книги, собственноручно оформляет их остроумными шаржами. Его публицистические статьи, интервью, сценарии, эстрадные пьесы давно нашли своих почитателей. У него добрый и принципиальный взгляд, его голос узнаваем, его мнение ценят. Писатель много и разнообразно работает на русском радио в Берлине, в московских газетах "Культура" и в "Московской немецкой газете".

Давая интервью в дни своего недавнего семидесятилетия, Григорий Крошин сказал, что семьдесят - это всего лишь цифра. За этими словами - юмор, оптимизм, вера в то, что лучшее по-прежнему впереди.


/Рисунки Г. Крошина из книги/

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Что не так с «абрамсами»?

Американской и европейской бронетехнике отводили решающую роль в украино-российской войне. Но всё пошло не по плану…

Сергей Дяченко апрель 2024

ИСТОРИЯ

Невероятно, но факт: Сталину дали по башке прямо на трибуне Мавзолея

Кто осмелился поднять руку на "пролетарского вождя" и что с ним случилось потом?

Аким Знаткин апрель 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть вторая

Светлейший князь Потёмкин «На месте ли монумент императору Петру Великому?»

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»

Игорь Альмечитов апрель 2024

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Мастер-палач

Высокопрофессиональные палачи встречались сравнительно редко и ценились буквально на вес золота. Хотя они быстро становились очень богатыми людьми (плата за эту «работу плюс чаевые, ничего незаконного), но освоение такого высокого «искусства пытки и умерщвления» оказалось очень трудным делом. В этом «искусстве» настоящих высот достигали немногие. Отдельные квалифицированные палачи получали и международную известность.

Виталий Цебрий апрель 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка