обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
14 Августа 2019

ОБЪЕДИНИВШИЙ КАВКАЗ СОЛТАН – МУТ

ОБЪЕДИНИВШИЙ КАВКАЗ СОЛТАН – МУТ

«Если хочешь прочитать будущее, изучай прошлое», Конфуций (ок. 551—479 до н.э.)

РЕТРОСПЕКТИВА

В 1222г. во время нашествия монголов на Кавказе, в Аланском государстве, царем был эла – Хаса. Сам эла – Хаса глава государства и  Нахи (чеченцы, ингуши, бацбийцы и т.л.) представляли из себя, как всегда, смесь язычества и христианства и только незначительная часть была сохранившей Ислам.

По архивным документам в Каирской библиотеке, на Кавказе  впервые Ислам приняли при праведных халифах (1С). В  одном из сохранившихся писем в Каирской библиотеке на имя халифа Усмана (1С), сообщается «Сегодня Шахаду произнесли жители города шишани Къумс…».

Принятие Ислама чеченцами от улема шейха Берса не было вовсе принятием Ислама чеченцами впервые. При этом в историческом процессе чеченцы деградировались до вероотступнических сект, начинали поклонятся жившим когда – то среди них праведным людям, их могилам и даже опускались до языческого идолопоклонства и огнепоклонства. Но каждый раз при этом, как сегодня, к власти на Кавказе приходили самые мерзкие люди из числа кавказцев и они подвергали население Кавказа тирании, как происходит сегодня. Погрязшие в сектантстве кавказцы подверглись Божественному наказанию оккупационной терроро и клептократией вертикали власти Москвы.

Порой происходило очищение кавказцев наказанием Всевышнего  катастрофами, кровавыми побоищами. Примером последнего является очищение от язычества чеченского общества имамом хромым Тимуром.

Кавказцы Алании и её правители – нахи из нахского тайпа саддой были православного вероисповедания и это сыграло важную роль в поражении Алании. Царь Алании Эла – Хаса после проигрыша им из двух одного генерального сражения монголам, следуя фарисейскому в христианстве принципу «непротивления злу насилием» сдался на милость язычников и признал их власть. Монголы подвергли беспощадному геноциду население Алании, но признали власть эла Хасы над аланским государством, утвердив ярлык на правление.

Однако против монголов восстал принявший Ислам старший сын Хасы, Ховр-эла,. (Гаюр – хан по тюркской транскрипции чеч. Ховра). Он не только не признал монгольскую языческую власть, но и воевал с монголами двенадцать лет, пока не был предательски убит.

В свою очередь монголы в отместку тому, что сын признанного ими, вопреки другим покорным им претендентам, аланского царя Хасы восстал против них с особой жестокостью казнили его отца. Хаса был ослеплен, четвертован и христианской церковью был канонизирован, В Алании Хоса считался святым мучеником и его иконе молились.

Правнук Хасы Ховр-эла-ΙΙ в 1383г. впервые на Кавказе объявил вместо Алании новое государство -  Имамат (Эмират) Кавказа Шема, которое монголы за его сравнительно маленькие размеры иронично называли Сим - Сим. Он в конце ХIVв. совершил нападение на главную монгольскую ставку город Сарай. После этого дерзкого вызова монголы предпочли союзничество с новым имамом. После признания золотоордынцами Ховр - элы-II в союзе с Тохта-Ханом совешшил поход а северную область Терру, подвластную Хромому Тимуру (см. в союзе с язычниками воюет против главы мусульман.).

На период жизни Ховр - элы-II и пришлось нашествие Тимура, спровоцированное им союзом с язычником Тахтамышем – ханом и деградацией некоторых нахов до мерзостей язычества- «магос цIера дин» - огнепоклонничество. Основной, если не единственной причиной похода Хромого Тимура на Нохчи – мохк заключалась в том, что Имам эмирата (Имарата) Кавказа «Шема» Ховр - эла-ΙΙ совершил смертельный грех, свидетельствующий о его вероотступничестве, заключив признающий языческую власть договор с главой язычников – монголов Тохтамышем. Более того, это было им сделано после заключения союзного договора с имамом мусульман хромым Тимуром.

Ховр - эла-ΙΙ стал союзником заклятого врага мусульман - язычника Тахтамыша, чтобы дать возможность нахам селиться на равнине.

Войско . Ховр - эла-ΙΙ было при первом же сражении разгромлено хромым Тимуром, но это не остановило его, он решил уничтожить за вероотступничество Ховр - эла-ΙΙ и уничтожить язычников – нахов из числа идоло и огнепоклонников.

Когда войска Тимура подошли к Имарату «Шема» (Сим- Сим), сын Ховра  -эла-II Али-Мухамед (известный как Мухаммед) двинулся им навстречу. Тимур предложил Али-Мухамеду, чтобы его отец Ховр-эла-II сдался на милость и покаялся в своём смертельном грехе. Ховр-эла-II отправился к Тимуру и тот казнил его, как вероотступника.

28 февраля 1395 году Тимур начал наступление по всей равнине и горным ущельям, где проживали в основном нахи – язычники – последователи «магос цIера дин». Впоследствии летописец Тамерлана напишет от его имени: «..и я в глубине ущелий разрушал их капища». Название «капища» означает языческий огонь для поклонения, сохраняемый огнепоклонниками, как некое Божество.

При жизни отца Ховра-II его сын Али- Мухамед, являлся правителем восточной области страны, лежащей по правому берегу Аргуна. Это территория междуречий: Аксай, Бас, Гумс, Джалка и Хул-хул. После гибели отца Али-Мухаамед, посчитав казнь своего отца за вероотступничество после его покояния в совершённом грехе слишком жестокой мерой, продолжил борьбу против Тимура. Но война продолжалась недолго. Кроме верховий реки Аргун, вся территория была занята войсками Тамерлана. Али-Мухамед погиб, не дожив до конца войны. Правление страной перешло к Мехкан Кхеташо (нахский парламент.), который был в эти времена перенесен в Малхисту (Бамут). Тимур, уничтожив «языческие капища» нахов, отступил назад. Ставка его переместилась на север – на территорию современной Осетии. Нахоязычное население этой области и предки из числа кавказской ветви (20%) современных осетин были частично изгнаны и ассимилированы этническими тюрко и ираноязычными группами, осевшими в степях Кавказа.

Так плачевно закончил своё правление первый имамат Кавказа во главе с имамом Ховра  -эла-II и сыном его Али-Мухамедом. Истина Творца всего сущего не может быть половинчатой и этого не поняли Ховра  -эла-II и сын Али-Мухамед, за что и поплатились такой высокой ценой они сами и нахи и в этой жизни и, наверное, в жизни будущей.

СОЛТАН – МУТ, ЗАЖЁГШИЙ ПЛАМЕНЕМ ИСТИНЫ СЕРДЦА КАВКАЗЦЕВ

Через 200лет после первого имама Кавказа Хаси Ховр-эла и неудачного первого Имамата (Эмирата) Кавказа в семье шамхала Тарковского Чопана родился сын Солтан-Мут, будущий имам и гроза московии.

По сведению немецкого путешественника Адама Олеария, побывавшего в 1636 г. в Эндирее и указавшего, что Солтан-Махмуту (он так называет Солтан-Мута его полным арабским именем) исполнилось 76 лет, то есть он родился в 1560 г. При рождении он получил имя Солтан-Махмут в честь популярного в мусульманском мире хана Солтан-Махмута Джанибека.

Ребёнок с рождения был не по годам кротким, Богобоязненным и пытливого ума. Однажды, когда аварский хан находился в гостях у шамхала, в гостевую комнату вошёл пятилетний мальчик.

- «Ассалама Алайкум, высокий гость», - поздоровался он и голос его для хана прозвучал по взрослому серьёзным

– «Ваалайкум Салам!– хан со смешанными чувствами удивления и любопытства смотрел на мальчика. – «Как тебя зовут?»

- «Солтан-Мут я, сын шамхала Тарковского Чопана».

- «Откуда ты, сынок?!», - продолжал хан всё больше удивляться. 

– «От Всевышнего, Творца всего сущего». Услышав такие слова, хан от удивления привстал.

 – «И куда ты держишь путь?» –спросил он, когда ребёнок пожал ему руку и направился к двери.

 – «К Всевышнему, Творцу всего сущего», - мальчик смотрел на хана не по – детски сосредоточенным задумчивым взглядом.

На глаза хана навернулись слёзы. Он поднялся, взял ребёнка на руки, крепко обнял и поцеловал. Затем, сняв с пояса кинжал, вручил Солтан-Муту…, - «Пусть в твоей долгой дороге к Всевышнему будет с тобой этот верный товарищ и пусть этот путь твой к Творцу всего сущего будет угодным Ему и дорогой в Рай! Да полюбит тебя Аллах!»

 - "Выдающийся правитель и военачальник, основатель Засулакского Эндиреевского владения, родоначальник княжеских фамилий Засулакской Кумыкии..." - такую характеристику Солтан - Муту дают кумыкские источники советского и постсоветского периодов, ограничивая масштабы его деятельности  "Засулакским Эндиреевским владением". Далее эти же источники рисуют образ Солтан - Махмута и вовсе в нелицеприятном виде, пытаясь обвинить его в интригантстве и разрушении кумыкской государственности ради того, чтобы завладеть "Засулакским Эндеереевским владением". Но всё это полное искажение исторической роли одного из первых великих имамов Кавказа и великого проповедника шейха Солтан – Махмута. Он не был локальным, масштаба одной Кумыкии политическим и военным деятелем. Даже из российских источников видно, что Солтан – Мута был одним из первых имамов Кавказа, объединивший в единое государство Восточный и Западный Кавказ, что позволило ему разгромить оккупационную московскую армию в период кровавого (а других в Московии и не было) царя Ивана Грозного. Но об этом более подробно чуть ниже.

Другие источники ставят в вину Солтан – Муту разрушение им «уникальной кумыцкой государственности», имея ввиду раннефеодальние образования в Тарском шамхальстве. При этом умалчивается тот факт, что именно Солтан – Мут был единственным имамом Кавказа из числа бывших и будущих, сумевшим победить внешних и внутренних врагов Кавказа. Даже потомки Солтан-Мута, перечисляя его заслуги в истории Кавказа трусливо умалчивают факт формирования Солтан-Мутом первого общекавказского государства, разгромившего московскую орду, обеспечив безопасность Кавказ от планетарного зла - русского мира на 118лет.

Солтан – Мута ещё подростком начал призыв.

 - «Посвяти каждое своё слово, каждое действие, каждый вдох и выдох, каждую мысль служению Творцу всего сущего. Ибо существует лишь одна реальность, одна Истина. Всё остальное – иллюзия и ненужная суета. Помни это всегда. Помни, ты гость на этой земле. Помни и не забывай. Когда ты забываешь об этом, ты забываешь самого себя», - начал он, зажигая зачерствевшие жизненной суетой сердца кавказцев пламенем Истины, сплачивать племена и народы Кавказа в единую нацию.

В тот период чеченцы, ранее загнанные хромым Тимуром со своих равнинных земель в предгорье и горы, как сейчас русскими оккупантами, только начинали переселятся в плоскостные земли. И в Чечне Солтан - Мут впервые стал известен, а как шейх – праповедник Мута: "Так, в 10-20-х гг. XVII в. в Ичкерии поселился шайх Мут (конец XVI-40-е гг. XVII в.) - внебрачный сын Тарковского шамхала Солтан-Мут. Пещера, в которой он уединялся, стала "святым" местом - Ших-Мут Хьех. Сохранились предания о таких наставниках, как шайх Мурат, Бата, Термаол, Берсан-шайх." [Месхидзе 1998:107].

Кавказ в тот период был расколот на религиозные секты, мелкие феодальные государства и молодой харизматичный проповедник Солтан – Мут стал объединяя их в единую нацию.

Младший сын шамхала Тарковского Чопана - Солтан-Мут (Султан-Махмуд или Султан-Мут). У него было три имени. Рождённый от дочери кабардинского узденя из именитого рода кабардинских князей Анзоровых, он считался у старших братьев чанкой и был ими обделён, не получив никакого удела. Согласно кумыцким преданиям старшие братья даже пытались убить его, но ему удалось спастись и он со своими последователями и единомышленниками ушёл подальше от братоубийственного раздора за Сулак. Здесь впоследствии им была образована мусульманская община - Эндиреевский джамаат (общиша).

Благодаря высокообразованному и высокодуховному проповеднику шейху Султан - Муту малоизвестное до сих пор кумыкское поселение Эндирей становится духовным, образовательным и политическим центром Кавказа и приобретает известность далеко за пределами Кавказа. Весть о проповеднике разносится по всему Кавказу. Эндирей становится местом паломничества представителей всех народов Кавказа. Сюда идут постигать Истину мутаалимы не только из Дагестана, но и из Нохчи-мохк (Чечня), Карачая, Адыгеи, а также Поволжья (Татарстан) и других регионов. Солтан - Мут и сам разъезжает по Кавказу с проповедями. Он принимает активное участие в жизни мусульман  Дагестана, Нохчи-мохк, Адыгеи, Кабарды. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, описывая одну из крепостей Большой Кабарды, отмечает: - «Комендант этой крепости – Мажар Мухаммед-ага… Кадием же назначен Тухтар Хаджи-Али из кумыков (последователь Солтан-Мута. Курс.авт.). Вместе с ним (кадием) в этой крепости прочно обосновалось 100 кумыкских молодцов-воинов. Все они мусульмане -единобожцы толка Шафии. Кадий Тухтар у них определяет посты во все времена года… И вот вследствие того, что эти люди являются мусульманами, правоверными единобожцами, они стали истреблять всех своих свиней… Здесь были устроены: баня, соборная мечеть, квартальная мечеть и постоялый двор. Они стали читать книгу с азбукой «Элиф, бэ…». Таким образом, сей край сделался землёй, достойной похвалы, присоединился к странам Ислама». Чеченцы называли великого Солтан-Мута именем Шейх-Мута, отмечая тем самым его высокий духовный уровень.

О том, какие разительные перемены произошли в Эндирее после прибытия сюда Султан - Мута, свидетельствуют слова Эвлия Челеби, который гостил у Султан - Мута: «Это город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых … его учёные обладают мудростью арабов и великими знаниями, искусные врачи здесь несравненны».

Об усилении роли Эндирея в политической жизни Кавказа свидетельствуют и ряд западных источников. Так, например, Якоб Рейнегс пишет: «Из всех Кавказских народов Андрие (Эндирей) за первейшее почитается, где каждый чужестранец и беглец находит себе защиту и прибежище, и для того стекается сюда великое множество людей из разных народов».

Согласно мнению известного дагестанского историка профессора М.-С. К. Умаханова: «Эндирейское владение в политической жизни Дагестана и Северного Кавказа в XVII веке играло всё возрастающую роль… Эндиреевцы в первой половине XVII века оказывали упорное сопротивление войскам иранских шахов, пытавшихся установить своё господство над Дагестаном».

Во второй половине XVI-начале XVII веков ни одно крупное событие того времени в Дагестане не обходилось без участия Солтан - Мута. Он всегда оказывался символом сопротивления кавказцев внешнему диктату. В войсках Солтан - Мута были представители почти всех народов Северного Кавказа. Это была единая кавказская нация, какой не могли создать в оборимом прошлом и в будещнм ни одни предводители.

В одном из преданий говорится о том, как жестоко наказывал Солтан-Мут тех, кто пытался разделить людей по этническим и расовым признакам.

«Ни у кого из нас нет преимущества над другими», – говорил Солтан-Мут. – «Вы можете быть лучше или хуже другого лишь по одному признаку –по тому, насколько лучше служите Всевышнему, а всё остальное не ваша заслуга, а милость Творца всего сущего».

В целях укрепления дружественных отношений между народами Солтан-Мутом были заключены интернациональные браки. Он был женат на представительницах разных народов Кавказа – дочерях самых влиятельных на Северном Кавказе в то время феодалов: кабардинского князя Мудара Алхасова, аварского хана, кайтагского уцмия и на племяннице Алибека Кази-Кумухского. Политическая деятельность Сотан-Мута, направленная на усиление общекавказского единства, несмотря на сильное противодействие не заинтересованных в этом великих соседних держав – Московии и Ирана, была успешной. Фактически на огромной территории Северно-Восточного Кавказа Солтан-Мут сформировал кавказское государство, связав между собой договорными обязательствами все народы Кавказа. Это государство имело огромное прогрессивное значение не только для народов Кавказа, но и соседних с ним государств и стран. Он способствовал укреплению братских отношений между народами Кавказа, усилению содружества в военном отношении, торгово-экономическому сотрудничеству, взаимопроникновению и обогащению культур. С общекавказским государством Солта – Мута считались все государства. Так после первого Имамата Кавказа Хаси Ховр-эла «Шема», состоявшегося в осном из одних нахов впервые на Кавказе сформировалось общекавказское государство во главе с шейхом Солтан – Мутом в составе всех народов Кавказа.

Солтан-Мутом был организован «Маджлисул-улама» (парламент), на котором коллегиально решались все государственно важные вопросы внешней и внутренней политики, экономики кавказского государства.

НАШЕСТВИЕ МОСКОВСКОЙ ОРДЫ

С зарождения планетарного зла - России за период с 1560 по 1605 годы русский мир совершил около 10 нашествий на Кавказ с целью её оккупации и уничтожения кавказских народов. В 1591 году на Кавказ совершили нашествие московские войска под командованием  воеводы городов-крепостей на Волге — Самары (1586) князя Засекина, закончившаяся сожжением Эндирея. .  В 1594 году в Кумыкию вторглось  пятитысячное войско под командованием воеводы Хворостинина, к которому присоединились некоторые кабардинские и предатели из Чечни.Хворостин захватил  Тарки. Но кавказцев сумел объединить Солтан - Мут и его отряд заблокировал крепость и русские вынуждены были бежать, потеряв 3000 убитыми[. Но экспансионный потенциал московских агрессоров в регионе не был исчерпан. Оставались сильными предатели из числа кавказцев, являвшихся вассалами московских агрессорове - пророссийские кабардинские феодалы и чеченские окоцкие мурзы.  Московский Царь - баскак Борис Годунов направил на оккупацию Кумыкии 12 тысячную московскую армию]. Шамхал Сурхай II отверг московский ультиматум и в 1604 году московская армия Годунова разбила армию шамхала и заняла Тарки. Русские войска начали бесчинствовать на завоеванной территории, убивая и грабя кавказцев. В критический для Кавказа момент Солтан-Мут вновь объединил кавказцев и начал войну против московских оккупантов. Он объединенными силами осадил Койсинский остроги разгромил отряд Долгорукого. Основной удар оккупационных русских войск вторгшихся войск с 1560 по 1605 годы принимали на себя жители равнинной и предгорной части Северного Дагестана и Чечни. Как отмечал при всей своей тенденциозности русский историк  Н. Карамзин и отражено в архивных документах, московские войска «пленили людей в селениях, брали хлеб, отгоняли табуны и стада», т. е. грабили и мородёрствовали и это продолжалось до тех пор, пока Солтан - Мут не объединил всех кавказцев в единый Имарат (Эмират) Кавказа. талантливейший полководец и государственный деятель,

Тогда для московских язычников – мокш важный интерес стала представлять Кумыкская плоскость. Значимость этой плоскости была ещё и следствием ее уникального географического и стратегического расположения. Через неё проходили важнейшие пути в Азию из стран Европы. С Имаматом считались в Стамбуле, Тегеране и Золотой Орде. В это время в 1548-1555 гг. началась ожесточенная война между Турцией и шиитским Ираном. Воспользовавшись этим московские мокши во главе царя Ивана Грозного, вторглись в Кумыкию. Используя для прикрытия своих истинных целей некоторых продажных вероотступников из числа знати и духовенства кавказских народов, москвитяне  возвели в Терки (кумыкское шамхальство) крепость, в качестве плацдарма для оккупации всего Кавказа. Из Крыма и Турции  потребовали снести оккупационную крепость в Терки и «отперети дорогу» в Закавказье и Среднюю Азию. Требования крымского хана были отклонены Москвой. Тогда Султан Селим - II в декабре 1570 г. прислал в Москву ультимативную грамоту с требованием очистить дорогу на Астрахань, срыть город-крепость Терки и возвратить Казань и Астрахань ее прежним владетелям. Но Иван Грозный продолжал игнорировать требования Крыма. Тогда в 1571 г. по приказу султана Селима был организован поход Крымского хана Девлет-Гирея на Москву и её сожгли дотла. Иван Грозный сразу осознал серьёзность намерений Крыма и безоговорочно согласилась на его условия. Тут же город – крепость «Терки» был снесён, оккупационные войска выведены за территорию Кумыкии. Но Астрахань и Казань продолжали оставаться под оккупацией москвитян.

В 1603г. московские войска во главе с именитым полководцем Бутурлиным напали на Дагестан. В эти оккупационные войска московских мокшей входили Казанские и Астраханские дружины, к которым присоединились казаки Гребенского и Терского поселений. Войско Бутурлина без особых сопротивлений дошли до бывшей столицы Тарковского шамхалства - Тарки и оккупировали её. Но дальше Батурлин со своей многочисленной армией не смог продвинуться – его армия была разгромлена  и уничтожена вместе с ним объединёнными силами кавказской армии во главе с Солтан - Мутом. Как потом «русский» историк и публицист Потто будет слёзно причитать в по поводу позорного поражения многочисленных войск Ивана Грозного от незначительного отряда Имамата (Эмирата) Кавказа имама шейха Солтан – Мута: «Душой борьбы с нами, борьбы не на жизнь, а на смерть, со своей фанатической ненависти мусульманина к неверным… стал Солтан-мут который по примеру Шамхала (Сурхай -Шамхал) окружил с суши наше расположение в Тарки…». Если не знать предмет «исследования» Потто, можно подумать, что Солтан-мут вероломно напал на Рязань московских мокшей, а не наоборот. Потто причитает слёзно и далее: «Дружины Солтан-мута дрались в рукопашную, началась страшная резня. На глазах у отца пал сын Бутурлина, а затем убиты два сына Плешеева, а после пали и оба старых воевода… погибло 7 тысяча русских». Потто не пишет, как знаменитый московский полководец Батурлин со свитой трусливо бежал с поля боя и его догнали конники Солтан-Мута и зарубили.

О судьбоносном значении для Кавказа этого разгрома войск московских мокшей при Бавтугае великим имамом кавказского Имамата (Эмирата) Солтан-Мутом можно  прочитать и у другого московского историка Карамзина. Вот что он с пристрастием пишет: «Сия битва несчастная, хотя и славная для побеждённых стоила нам от 6 до 7 тысячи воинов», - причитает он тоже, по традиции мокшей бесстыдно называя «славным» трусость и агрессию московских мокшей. И добавляет в конце: «и на 118 лет изгладила следы российского владения в Дагестане». Здесь Карамзин прав – это был урок на сто лет для московских садистов и имя Солтан-Мута наводило на них леденящий души страх, потому они более 100лет боялись всунуть своё кровавое рыло на Кавказ.

Ни при шейхе Мансуре (Ушурма), ни при имамах Шамиле, Докке Умарове народы Кавказа не смогли перешагнуть через центробежные, местнические, национальные и сектантские интересы и устремления. Даже во время Имарата шейха Мансура за ним последовали в основном адыги и кабардинцы и только незначительная часть дагестанцев и нахов. При Имамате Шамиля кавказские народы тоже были разделены на противников и сторонников Имамата, по тому на стороне царских войск воевали против имама Шамиля выдающиеся люди из самых разных народов Чечни и Дагестана, многие представители дагестанской элиты: генерал Максуд Алиханов, поручик Магомед Дударов, штаб-ромистр Хасай Уцмиев, аксаевский крупный ученый-арабист кадий Юсуп Клычев, Девлет-Мурза Шихалиев и многие известные люди люди Чечни. Сумей тогда кавказские народы объединиться вокруг Имама, как это произошло ранее при Солтан - Муте и кавказцы с такой же лёгкостью одержали победу над оккупационной армией русских. Тоже самое можно сказать и об современном Имамате во главе с Докку Умаровым. Вся сектантская Чечня и Дагестан стали воевать против Имамата, что и стало причиной их наказания Всевышним, поставив над ним вертикаль русской власти из числа худших представителей людей на земле.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
Политика конфиденциальности

 

Опрос месяца

Согласны ли вы с мнением, что при президенстве Зеленского нищета в Украине уйдёт в прошлое?

СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA