независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
13 Июня 2020

Он же памятник!

«Кто ж его посадит? Он же памятник!» – некогда изумленно вопрошал герой популярного советского фильма. Но «пришли иные времена, взошли другие имена», «сажать» и свергать памятники оказалось очень даже реальным.  

 Обвиняются Колумб с Черчиллем

Нынешние массовые антирасистские протесты, захлестнувшие многие страны, в очередной раз подняли на-гора тему памятников. В США их жертвой стал Колумб. В Бостоне Христофору отломали голову, снесли статуи открывателю Америки в Ричмонде и Сент-Поле. Свой вандализм «протестанты» аргументировали тем, что мореплаватель жестоко относился к индейцам, а открытие американских земель послужило спусковым крючком для торговли рабами.

В Великобритании за работорговлю досталось в Бристоле Эдварду Колстону – политику, купцу, филантропу XVII-XVIII вв. Памятник демонтировали и сбросили в гавань. В Лондоне за расизм изуродовали краской и граффити памятник Уистону Черчиллю. А лондонского владельца «заводов, газет, пароходов» и рабовладельца XVIII века Роберта Миллигана предупредительно сняли уже сами власти. 

В бельгийском Антверпене краска не обошла стороной статую короля Леопольда II из XIX столетия, известного жестокой колонизаторской политикой в Конго. Городским властям пришлось ее демонтировать и отправить на реставрацию. А конную скульптуру короля в Брюсселе манифестанты разрисовали антирасистскими лозунгами.

Досталось и ряду других памятников в «городах и весях» разных стран. Рассматриваются вопросы о демонтаже.

Политика подменяет историю

Поднятая антипамятниковая волна – повод лишний раз задуматься о судьбе памятников на постсоветском пространстве. Хорошо известно, что по всему СССР возвышались памятники революционным деятелям и прежде всего Ленину, рукой указывающему путь. Ныне в одних бывших советских республиках «войны с памятниками» уже прошли, а другим они еще только предстоят в недалеком будущем.

Конечно, Ленин – большое зло. Сказано было уже об этом очень много. Кто захотел и смог услышать – тот услышал. Но каким бы ни был большевистский вождь – это наша история. Нравится это кому-то или нет – это одна из крупнейших исторических фигур XX столетия, заметно повлиявшая своим негативным примером на его развитие.

В последние годы лидером среди ниспровергателей монументов выступает Украина. Еще недавно памятники Ленину присутствовали в большинстве регионов страны. Однако в рамках декоммунизации, Ленинопада Украину уже почти полностью от них зачистили. И представляется это неразумной крайностью, перенесением политики на историю. Каким бы ни было отношение к деятелям прошлого – не нужно бежать свергать им памятники. Переписать можно учебники истории – трактовки событий, но никто не властен изменить сами события, изменить прошлое.

У нас – бывших советских – привычка относиться к памятникам лишь как к выразительным средствам возвеличивания. Но памятники, если посмотреть на них под другим углом зрения – это элементарные исторические экспонаты. Никому же не приходит в голову уничтожать исторические экспонаты в музеях. Или завалить дома, построенные в советский период, ликвидировать парки, стадионы и т.д. При большом желании их ведь тоже можно записать в тоталитарные.

Война с памятниками лишь разъединяет Украину, пребывающую в состоянии перманентной войны с хищным путинизмом. К тому же она часто выполняет и низкую утилитарную функцию – прикрывает фиговым листком грабеж народа, коррупцию. Самое простое прикрытие – срубать памятники и менять названия улиц. Древнее знакомое «хлеба и зрелищ». Когда не хватает хлеба – дадим зрелищ. Стали ли люди от этого жить лучше? Стали ли более цивилизованными? 

Да и стало ли благодаря этому меньше поклонников Ленина, коммунизма-большевизма?! Привело ли выкорчевывание памятников к уменьшению влияния коммунистической идеологии?! Не привело и привести не может. Скорее, наоборот. Те, для кого Ленин – добро – с таким убеждением и остались. Не встречал еще никого, кто бы после сноса памятников стал антикоммунистом. Запретный плод ведь сладок.

Да и для туризма такие советские памятники – несомненная польза. Для дальнезарубежных путешественников это экзотика, дополнительная мотивация приехать и посмотреть.

Полагаю, что в современной Украине следовало оставить хотя бы часть памятников Ленину – наиболее художественно и исторически ценных. Возможно, убрать их с центральных площадей, но поставить в менее приметных местах. Или хотя бы создать «парки тоталитарного периода», как это сделано в Венгрии, Литве, Болгарии.

Еще в середине 1990-х памятники «пролетарским вождям» разместили в одном из парков Одессы. Но продержался музей под открытым небом не слишком долго. Скульптуры разрисовывали, заливали краской, отрывали им руки и ноги. Постепенно памятники из парка убрали. Преимущественно на свалку.

Институт национальной памяти заявлял, что к ноябрю 2017 года, «к столетию октябрьского переворота», откроют в Киеве, на ВДНХ, Музей монументальной пропаганды СССР. Но воз и ныне там. Позднее оказалось, что «средства не выделены».  Не появились аналогичные музеи и в других регионах страны. Исключением стал «Парк советского периода» на Сумщине, в Спадщанском лесу. Еще ранее Парк-музей соцреализма создан в Центре этнографического и зеленого туризма «Фрумушика-Нова» в Одесской области. Мини-музей есть в Тернополе. 

«Торчу здесь пугалом чугунным для страны»

Хорошо известно, что свержением памятников активно занимались большевики. Но даже они не все памятники деятелям «старого режима» срубали. В Киеве, например, уцелел памятник Владимиру Великому. В Петербурге – Петру I. Устоял сначала и Александр III там же. Здесь любопытная история получилась. Памятник не снесли, но на постаменте появилось стихотворение «Пугало» Демьяна Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья».

А в 1927 году, к 10-летию Октября, Александра III «заключили» в металлическую клетку. Лишь в 1937-м монумент демонтировали и перенесли во двор Русского музея. А во время Второй мировой его даже закрыли мешками с песком от нацистских бомбардировок. В 1990-х конную статую установили у входа в Мраморный дворец. 

В Одессе, по решению агитпропа, в середине 1930-х хотели снести памятник генерал-губернатору XIX века Михаилу Воронцову, очень много сделавшему для развития города. Приехал трактор, натянули железную цепь… но она порвалась. Тогда удовлетворились сбитыми словами на памятнике. Вместо «Светлейшему князю… благодарные соотечественники» красовалась эпиграмма Пушкина:

«Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда
Что будет полным наконец».

Исчезла она во время оккупации, а после войны была лаконичная надпись «Воронцов». Восстановили изначальные слова только в начале XXI века. 

Тело вождя

Какая ситуация с Лениным в других странах?

В России и Беларуси большинство памятников Ленину и другим революционным начальникам пребывают на своих местах. В России главный из них – это, конечно, Мавзолей. Вот уже почти сто лет (сначала деревянный) он возвышается на Красной площади. Благополучно доехал до XXI века. С 1989 года (т.е. уже больше 30 лет) спорят о перезахоронении Ленина. Хватит спорить – давно пора выносить (но не трогать  мавзолейное здание – памятник истории).

Нельзя сказать, что саркофаг – это только советское изобретение. В парижском Дворце инвалидов хранятся останки Наполеона, в Нью-Йорке есть Национальный мемориал президента США Гранта, в Кракове, в замке Вавель – усыпальница польских королей и более поздних известных политических деятелей. Известны усыпальницы северокорейцев Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, китайцев Мао Цзэдуна и Сунь Ятсена, вьетнамца Хо Ши Мина… 

Однако, учитывая сегодняшние знания о «вожде пролетариата» и расположение тела в центре Москвы, понятно, что раньше или позже, но в нынешнем столетии его вынесут.    Как вынесли в свое время Сталина. Как вынесли в прошлом году в Испании из мавзолея в Долине Павших останки каудильо Франсиско Франко. Тоже после десятилетий споров.

Думаю, и сам Владимир Ильич, если судить по многим его действиям и многочисленным воспоминаниям о нем, отнесся бы к такому мавзолейно-елейному увековечиванию крайне отрицательно.

Кстати, против идеи Мавзолея выступали родственники Ленина и часть видных большевиков. Надежда Крупская просила партию не устраивать ему «внешнее почитание»: не ставить памятники и не называть его именем дворцы. А сэкономленные средства потратить на борьбу с нищетой. Но большинство партийной верхушки посчитало, что нужно сохранить ленинское тело «для пролетариата».

Ленин без головы

Частично остались памятники Ленину и в некоторых других бывших союзных республиках. В Молдове, например, часть монументов, разрушенных после распада СССР, была восстановлена в начале 2000-х, в период президентства коммуниста Владимира Воронина.     

Прогнозирую, что Россия со временем скорее всего пойдет по украинскому пути и начнет сбрасывать своих Лениных. Особенно на «национальных окраинах». Может, только в меньших масштабах, чем сегодня в Украине. А вслед за Россией начнут сбрасывать и другие «эсэсэрные» республики, кто еще это не сделал. 

Большинство дальнезарубежных памятников Ленину уже демонтировано, но более 25 из них сохранились: в Болгарии, Германии, Финляндии, Венгрии, Италии, Польше, Чехии, Франции, Норвегии, Албании, Индии, Китае, Монголии, Австралии, на Кубе и в ряде других стран. В 2017 г. памятник установлен в Венесуэле. Карантин помешал установить в нынешнем апреле памятник в немецком Гельзенкирхене. Разрешение на установку дал суд. С инициативой выступила Марксистско-ленинская партия Германии. Городская власть не согласна, хочет обжаловать судебное решение.

Расположены эти памятники в разных местах – на улицах, площадях, в деревнях, в музеях, на крышах, в частных владениях, на территориях, принадлежащих местным компартиям и т.д. В Великобритании Ленин стоит на здании гей-клуба, в США – без головы – в казино Лас-Вегаса. В США, кстати, еще сравнительно недавно Ленин был представлен в нескольких вариантах, но затем его убрали. Осталась только скульптура на крыше в Нью-Йорке и две декоративных обезглавленных статуи.

Цивилизованные британцы 

Во многих странах, как известно, стоят памятники царям, императорам, известным политикам прошлого. Им давным-давно не поклоняются. Но это историческая преемственность.

Толерантному отношению к истории нужно учиться, например, у британцев. Для Туманного Альбиона сохранение памятников прошлого – признак цивилизованности. Например, возле Вестминстерского дворца стоит памятник Оливеру Кромвелю, которого ирландцы до сих пор ненавидят за сотни тысяч убитых при завоевании Ирландии в XVII в. И примеров чествования подобных исторических персонажей в стране предостаточно. 

Интересную идею выдвинул Оксфордский университет, когда несколько лет назад там прошли студенческие протесты против фасадной статуи британского «архитектора апартеида» Сесила Родса в Ориэле (одном из университетских колледжей), где он учился.  Среди других вариантов разрешения возникшей проблемы предлагалась статуя Родса… поврежденная граффити. Но в итоге памятник просто оставили без изменений на месте. Канцлер Оксфордского университета отметил, что история – не пустая страница, где можно писать собственные версии того, «как должно быть» с учетом современных воззрений.

Кстати, полагал, что нужно сохранять памятники, и борец против апартеида Нельсон Мандела. Потому, что «на историю следует смотреть во всей ее полноте», знать, что раньше считалось правильным, даже если оценки изменились, нести с собой знание о прошлых ошибках.

Однако нынешние антирасистские акции крайне обострили исторические проблемы давно минувших дней. И вот уже мэр Лондона Садик Хан объявил о создании комиссии, дабы разобраться с историческим наследием, определить памятники рабовладельцам и убрать их с улиц. В то же время он полагает, что на своем месте должна остаться статуя Черчилля.

Также комиссия оценит, насколько лондонские достопримечательности отображают историю многонационального города. В частности, Хан предлагает создать новые иные памятники – мемориал мигрантам, восстанавливавшим послевоенный Лондон, памятник англо-сикхским войнам, а также национальный музей рабства.

Будет интересно посмотреть, сможет ли Британия удержаться в своем традиционном отношении к истории. Достаточным ли окажется лишь модернизировать его привлечением альтернативных мемориалов.

Памятники – поэтам!

Можно сбросить памятники, но никто при всем желании не сможет вычеркнуть Ленина, Черчилля или Колумба из истории. Свергать им памятники не на много менее нелепо, чем ставить сейчас им новые памятники (в России в последние годы родилось несколько новых Ильичей). И рассматриваться такие вопросы должны на референдумах.

Важно поменять отношение к памятникам. Так сказать, перепрофилировать их. Рассматривать их не как обязательное тождество прославлению, а в качестве исторических артефактов. Размещать на «сомнительных» памятниках или рядом на табличках взвешенные критические пояснения о «героях», одобренные авторитетными историками или большинством общественности. В противовес им можно устанавливать  памятники, отражающие новые подходы, веяния, мировоззрения.  

Но не сторонник ставить памятники политикам, государственным деятелям. Любым. Называть в их честь улицы. Политика – она и в Африке политика. Со всеми причитающимися атрибутами и прибамбасами. Политик (может, за очень редкими исключениями) – это в лучшем случае «неоднозначно», когда «плюсы» и «минусы» сопровождают друг друга. В худшем – «плохо и очень плохо».

Памятники же можно (и нужно!) ставить поэтам, композиторам и ученым. Врачам и учителям.

 

 

 

 

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
Политика конфиденциальности
фото

Дмитрий Воробьевский (Россия)   30.06.2020 16:17

Здравствуйте! Разумеется, можно по-разному относиться к стихийному сносу в США памятников известным рабовладельцам, однако всё-таки совершенно бесспорным остаётся тот факт, что практиковавшееся когда-то в южных штатах США рабство -- и, тем более, порабощение ни в чём невиновных людей -- это, мягко говоря, зло, достойное всяческого осуждения. Однако, есть такая разновидность рабства, -- на мой взгляд, самая худшая, самая позорная из его разновидностей, -- которая, к сожалению, и сегодня практикуется в очень многих странах (правда, не в США), включая не только явно диктаторские, вроде России, но даже и как бы вполне демократические, увы. И почему-то вроде бы никто и нигде даже не пытается сносить бесчисленные памятники всяческим организаторам этой разновидности рабства...

Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, можно представить себе, что американские плантаторы-рабовладельцы периодически и весьма регулярно воевали бы друг с другом (например, в целях передела плантаций), а чтобы обезопасить себя любимых и своих приближённых от всяческих травм, страданий или даже гибели, гнали бы на эти войны, главным образом, своих чернокожих рабов... Да ещё и заставляли бы их -- под угрозой, как минимум, водворения в тюрьму на долгие годы -- произносить некую публичную клятву верности своему рабовладельцу и назначенным им "командирам и начальникам", беспрекословное подчинение которым объявлялось бы "священным долгом" или "почётной обязанностью"...

Думаю, читатели уже догадались, что под вышеупомянутой самой худшей и самой позорной разновидностью рабства я имею в виду так называемую воинскую повинность, до сих пор практикуемую, увы, даже в некоторых из вроде бы демократических стран, не говоря уж о практически всех диктаторских государствах. Поскольку данная тема когда-то коснулась и меня лично, то на правах, так сказать, "жертвы" этой разновидности рабства (служить я категорически отказался и был за это признан сумасшедшим, со всеми последствиями, вплоть до, например, даже запрета ездить на мопеде по нынешнему российскому "законодательству") могу сказать, что если бы где-то, сносили памятники любым её организаторам и устроителям, то я, естественно, едва ли стал бы возражать против их сноса. Так что, в общем, я более-менее понимаю тех, кто сносит памятники рабовладельцам в США (хотя, конечно, я против погромщиков магазинов, поджигателей машин и т.п.)...

В завершение прилагаю одну из своих, написанных и кое-где обнародованных ещё несколько лет назад, небольших публикаций по данной теме.
Всем читателям -- всего самого хорошего!
Дм.Воробьевский, редактор самиздатской газеты "Крамола" (её блог: http://krrramola.livejournal.com/ ), г.Воронеж.
___________________________________




https://abvgdoprst.livejournal.com/43205.html (апрель 2015 г.):


ПОЗОРИЩЕ XXI ВЕКА

Здравствуйте!
Русский язык, как известно, очень богат. Однако, увы, бывают такие явления, для адекватного описания которых очень трудно (или вообще невозможно) найти подходящие слова даже в этом весьма и весьма богатом языке. Мой данный текст -- об одном из этих, так сказать, явлений. Кстати, довольно вероятно, что он не понравится ни в России, ни в других странах практически никому -- во всяком случае, из тех, кого затронутая здесь проблема не касается лично...

Для наглядности представьте себе, уважаемый читатель, кровавую "разборку" двух рэкетирских шаек, делящих между собой "сферы влияния", -- с поножовщиной и стрельбой, с дикими воплями и стонами, с искалеченными и убитыми, со случайными прохожими, попавшими под рэкетирские пули... А теперь попробуйте дополнить эту картину ещё одним обстоятельством -- в передних рядах каждой из этих, "мочащих" друг друга, рэкетирских "бригад" находятся согнанные туда силой -- или под угрозой бандитских ножей и пистолетов -- жители окрестных районов, лишь недавно вышедшие из школьного возраста...

Даже в среде самых "отмороженных" бандитов-рэкетиров такое чудовищное душегубство представить себе довольно трудно, т.к. в реальности оно практически никогда не встречается. То есть, обычные -- "негосударственные" -- уголовники-грабители, включая самых, так сказать, "отпетых" (кроме, разве что, редчайших выродков из числа захватывающих заложников "террористов-профессионалов"), при своей бандитской деятельности воздерживаются от того, чтобы с помощью угроз и террора выстраивать перед собой "живой щит" из согнанной на "поле боя" окрестной молодёжи -- даже в тех случаях, когда подвергаются явному нападению со стороны каких-то соседних рэкетирских банд. Однако, так называемые "государственные структуры" -- в том числе и те, что вроде бы считаются вполне, так сказать, цивилизованными, -- почему-то нередко руководствуются печально известной (и совершенно лживой) большевистско-макиавеллиевской формулой -- "цель оправдывает средства", -- и позволяют себе творить, по сути, абсолютно то же самое, что описано выше. Это у них называется "всеобщей воинской обязанностью" или даже каким-нибудь, прости Господи, "священным долгом"...

Сегодня (1 апреля) -- как известно, не только "День дурака", но ещё и день начала очередного принудительного призыва в российскую армию. Однако, увы, вовсе не только в сугубо диктаторских государствах существуют подобные пережитки рабства и фашизма. Например, на днях многие СМИ объявили, что принудительный армейский призыв восстановлен в Литве. То есть, на словах вроде бы выступая против путинщины, на деле литовские власти, увы, успешно продвигаются в сторону установления её в своей стране, -- давая тем самым весьма дурной пример и другим государствам Запада, не так давно отказавшимся от вышеназванного позорного рабовладельческого анахронизма.

На мой взгляд, принудительная армейская служба, т.е. воинская повинность, -- это такое, мягко говоря, дикое позорище, с которым вообще почти ничего в мире не может сравниться (кроме, разве что, людоедства, вроде бы сохранившегося в некоторых племенах Новой Гвинеи)...

Для особо интересующихся этой -- по-моему, самой отвратительной -- разновидностью рабства прилагаю пару не очень больших отрывков из своих старых статей насчёт неё, называющихся "Повестка на тот свет" и ""Священный долг"... фашизму", -- http://newsland.com/news/detail/id/514115/ (а второй отрывок отсюда: https://iberiana2.wordpress.com/russia/vorobiebsky/ ):

"...Если Вы, уважаемый читатель, далеки от этой темы, то, возможно, понять всю чудовищность воинской повинности Вам поможет такой пример. Представьте себе, что к Вам подходят на улице какие-то незнакомые люди и говорят следующее: они, мол, решили, что Вы в ближайший час должны беспрекословно выполнять любые их приказы, причём, возможно, Вам будет приказано и "замочить" кого-нибудь из их недругов -- разумеется, мол, во имя самых высоких целей. А если, мол, попытаетесь от этого "уклоняться" -- "хуже будет". Интересно, как бы Вы отнеслись к сделавшим такое предложение субъектам ? Думаю, что никакие Ваши эпитеты в их адрес -- например, "сволочи", "подонки", "шпана отмороженная" и т.п. -- не были бы в данной ситуации чрезмерными. Но каких же тогда эпитетов заслуживают государственные структуры, регулярно творящие над тысячами, а то и миллионами людей (тем более -- почти детей) то же самое, но с одной лишь существенной разницей: в рабство загоняют не на час, а на год ?...

Нередко приходится слышать и читать, что профессиональная армия, мол, гораздо больше, чем рекрутская, подходит всяким государственным "вождям" для подавления оппозиции и укрепления своих диктаторских режимов. Если бы это было так, то все диктатуры, включая путинский режим, давно отменили бы воинскую повинность. Однако, наблюдается противоположное явление: и Ленин, и Гитлер, и многие другие диктаторы, вводили (или усиливали) воинскую повинность всего через несколько месяцев после своего воцарения. Видимо, это объясняется не только их сугубо военными целями, не только желанием сэкономить деньги, понадобившиеся бы для добровольцев или, если угодно, "наёмников", но и тем, что воинская повинность формирует у огромного числа людей рабское самосознание и, к тому же, делает многих из них как бы помимо их воли соучастниками преступной власти.

На всякий случай -- чтобы не возникало вопросов насчёт того, служил ли в армии автор данной статьи или "откосил", -- могу пояснить (это, кстати, уже было обнародовано в октябре 2003 г. при чтении одного моего письма по радио "Свобода"), что ещё осенью 1982 года, когда меня пытались "призвать", все военкоматовские повестки я определял в самое подходящее место, накалывая их на гвоздик в туалете. Правда, затем их снимали оттуда и относили обратно в военкомат. Хорошо помню, что ещё в 15-летнем возрасте я не допускал для себя ни малейшей вероятности службы в армии -- точнее, в рабской, принудительно комплектуемой армии -- абсолютно ни при каких обстоятельствах, независимо от возможных последствий такого отказа (которые, разумеется, последовали, т.к. служить я, естественно, не пошёл). Я и сегодня не могу себе представить ничего более унизительного, чем "беспрекословное выполнение приказов" какой-то шпаны, которой вдруг померещилось, что она вправе что-то приказывать посторонним людям, знать её не желающим. Но, увы, "моральный облик" российских властей, по-моему, абсолютно не позволяет надеяться, что они когда-нибудь ликвидируют эту рекрутскую школу рабов, отменив воинскую повинность "сверху". Да и вообще в мировой истории рабство значительно чаще отменялось "снизу"..."
------------------------


https://iberiana2.wordpress.com/russia/vorobiebsky/ (из статьи ""Священный долг"... фашизму"):

"...И ещё приведу один очевиднейший факт. Как известно, практически все государства, ведущие войны, всегда и везде объявляют, что они, мол, являются обороняющейся стороной, т.е. вынуждены защищаться от некой агрессии. Однако, на практике таких обороняющихся сторон, естественно, никак не может быть больше половины от тех, что участвуют в войнах. По логике, другая половина участников любых войн является агрессорами (а нередко ими являются в разной степени и обе воюющие друг с другом стороны). Однако, почему-то чуть ли не все государственные режимы всего мира (и уж во всяком случае все диктаторские режимы, подобные нынешнему российскому) в так называемое “военное время” гонят своих подданных на войну, принципиально не спрашивая их согласия на это. То есть, этим подданным как бы говорят: идите, мол, и стреляйте в тех, на кого мы — чиновники и генералы — вам покажем; а то, что это, как минимум, в половине случаев непременно окажется не только убийством, но ещё и агрессией, — не вашего, мол, ума дело… У вас, мол, — “почётная обязанность” и “священный долг”… (В скобках можно заметить, что требование чиновниками этого, якобы задолженного, “священного долга”, по сути, абсолютно ничем не отличается в лучшую сторону от такой, например, “предъявы” какого-нибудь уголовника-рэкетира какому-нибудь предпринимателю: “Ты мне должен штуку баксов, бл…!” Разница — лишь в том, что рэкетиры обычно хотя бы не заставляют людей становиться убийцами и стрелять в мирных жителей…)

Кстати, за немедленную отмену воинской повинности — судя по множеству разнообразных опросов — выступает примерно от 70 до 90 процентов россиян. В этих цифрах я убедился лично, т.к. прошлой осенью на одном довольно популярном и даже вовсе не оппозиционном российском сайте (прилагаю соответствующую ссылку: http://otvet.mail.ru/question/64484696/) воспользовался существующей там возможностью организовывать опросы и задал публике в связи с началом очередного армейского призыва следующий вопрос: “Велика ли разница между захватом террористами заложников, работорговлей и принудительным призывом в армию?”. Наибольшее количество сторонников получил следующий вариант ответа: “Принудительная армейская служба хуже рабства (т.к. рабов заставляют лишь работать, а солдат — ещё и убивать кого-то)”…

В завершение прилагаю совсем короткий — всего в один абзац — “Манифест против воинской повинности“, написанный и обнародованный ещё в 1925 году (ссылка на одну из публикаций, где приведён этот текст, а также ряд других, близких к нему по смыслу: http://antimilitary.narod.ru/antology/manifest.htm).

“Мы считаем, что созданные на основе воинской повинности армии, располагающие массой кадровых офицеров, представляют серьёзную угрозу миру. Воинская повинность ведет к деградации человеческой личности, к ликвидации свободы. Жизнь в казармах, военная муштра, слепое подчинение несправедливым и необоснованным приказам, обучение людей убивать себе подобных подрывает уважение к личности, демократии и человеческой жизни. Заставлять людей против воли и их убеждений идти на смерть или убивать других — это унижение человеческого достоинства.
Государство, которое считает себя вправе заставлять своих граждан быть военнообязанными, даже в мирное время пренебрегает основными правами человека. Более того, обязательная воинская повинность прививает всей мужской части населения дух агрессивного милитаризма и как раз на том этапе жизни, когда человек более всего подвержен влиянию со стороны. В результате насаждения милитаризма война начинает восприниматься как неизбежное и даже желанное явление.”

На мой взгляд, очевидно, что если бы этот Манифест был бы должным образом воспринят человечеством в те далёкие двадцатые (или хотя бы в тридцатые) годы, то не было бы бесчисленных кровавейших трагедий, включая гибель многих десятков миллионов человек в ходе 2-ой мировой войны… Кстати, среди авторов, подписавших в 1925 году этот Манифест, — Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Герберт Уэллс, Бертран Рассел, Ромен Роллан..."
-------------------------------


И в качестве дополнения прилагаю полученное мной ещё летом письмо одного из весьма известных демократов и правозащитников города Калуги Константина Шейко (он нередко и раньше присылал мне письма для публикации в "Крамоле"):

"Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Воробьевский!
В основном поддерживая Вашу антимилитаристскую позицию, предлагаю обратить внимание на живучесть призывного рабства в некоторых европейских странах...
При всей одиозности ренегата Януковича следует отметить: именно свергнутые украинские правители первыми на постсоветском пространстве попытались отменить принудительный призыв в вооружённые силы. Опасаюсь, что теперь с созданием полностью профессиональной добровольческой армии новые украинские руководители надолго повременят, проигнорировав доводы Суворова о том, что воюют не числом, а умением. Подобно тому, как весьма разумные аргументы против всеобщей воинской повинности игнорируют власти Грузии, Литвы, Латвии, Молдовы, Эстонии, не говоря уж о диктаторских евразийских режимах. [Примечание редакции "Крамолы": на самом деле в Латвии и Литве воинская повинность в мирное время отменена ещё несколько лет назад.]
Просто шокирует позорный прецедент, созданный правителями Норвегии. Как бы стремясь к равноправию мужчин и женщин, при попустительстве партнёров по НАТО и Совету Европы, они додумались распространить "почётную обязанность" на молодых норвежек. С жиру что ли бесятся наши северо-западные соседи? Вместо того, чтобы уровнять мужчин и женщин в правах, их теперь уравнивают в казарменном бесправии.
Константин Шейко, Калуга, 18 июня 2014 г."
----------------------------


Всем читателям -- в том числе "уклонистам" и "дезертирам" --- всего самого хорошего!
Дмитрий Воробьевский, редактор самиздатской газеты "Крамола" (её блог: http://krrramola.livejournal.com/ ), г.Воронеж.

… показать больше
  0   0
фото

Александр Кумбарг (Украина)   06.07.2020 19:02

Спасибо, Дмитрий, за Ваш комментарий, за выраженную точку зрения.

1   0
фото

Андрей Тихомиров   14.07.2020 09:33

"По всем американским штатам пронеслась волна протестов движения Black Lives Matter (черные жизни имеют значение) после гибели афроамериканца Джорджа Флойда (преступника-рецидивиста) от рук полиции, место его гибели стало местом паломничества, он был похоронен в золотом гробу и стал "святым". Однако Флойда убила не полиция. Согласно токсикологическому отчету, Флойд умер от того, что у него в крови присутствовал фентанил в концентрации, в три раза превышающей смертельную. Фентанил — опасный опиоид, в 50 раз более сильный, чем героин, утверждает Пол Крэг Робертс, доктор экономических наук, заместитель министра финансов США по экономической политике в администрации Рональда Рейгана. Протестующих поддерживают, — и морально и финансово, — крупные корпорации и банки. Причина этого заключается в том, что это своего рода послание крупнейших мировых финансистов во главе с Ротшильдами-Рокфеллерами, смысл этого послания – все "ы, в том числе и в США, должны вести себя "правильно", иначе неизбежно возникнут "цветные революции". Все крупнейшие корпорации и банки уже давно срослись на Западе с олигархическим государством, и этот "монстр" хочет окончательно закрепить свой монопольный статус и освободить себя от всякой конкуренции со стороны частного бизнеса. Малый и средний бизнес, который является (с классической точки зрения) главной опорой капитализма, стремительно исчезает. После пандемии коронавируса более половины малого и среднего бизнеса уже вряд ли поднимется. Владельцы могут стать бедняками. В процессе своего развития капитализм приводит к возникновению крупных корпораций, которые угрожают существованию частной инициативы, которая является фундаментальной частью капиталистической системы – "невидимой рукой" рыночной системы по Адаму Смиту, известный экономист 18 века имел в виду действие закона конкуренции, который реализуется через спрос и предложение товаров на рынке. Сами крупные акционерные корпорации фактически уничтожают класс частных собственников, так как ни менеджеры, ни рядовые акционеры не являются настоящими хозяевами предприятий. Настоящими правителями мира становится узкая группа крупнейших олигархов – "мировое правительство", "назначающая" президентов, премьеров. Исчезновение среднего класса может привести к формированию атмосферы социальной напряженности, что в свою очередь закладывает основы для потенциальных конфликтов, которые могут быть разрешены либо путем революционных восстаний, либо постоянными уступками среднему классу со стороны олигархии. Ранее в США возникло движение MeToo, выступающее против сексуальных домогательств, которое также используется в своих целях "заинтересованными лицами" - мировой олигархией. Многие прославленные бренды заявили, что намерены удалить с упаковок своей продукции изображения, ассоциирующиеся с этническими стереотипами. Преимущественно это затронуло товары, на которых изображены темнокожие в качестве шеф-поваров или в образе других профессий в сфере услуг — чтобы исключить сопоставления со временами расовой сегрегации и рабства.": Книга заблокирована.
978-620-2-67697-7 - Коронавирусная инфекция: 2020 (1-е полугодие)
Deutsch 978-620-2-62130-4
Englisch 978-620-2-62140-3
Französisch 978-620-2-62148-9
Italienisch 978-620-2-62149-6
Niederländisch 978-620-2-62150-2
Polnisch 978-620-2-62151-9
Portugiesisch 978-620-2-62152-6
Spanisch 978-620-2-62145-8

… показать больше
  0   0

Колонка автора:

 

Опрос месяца

Как думаете, если на предстоящих в США президентских выборах победит Демократическая партия, то нынешние протесты в стране утихнут?

Стас ШпанинВалерия КореннаяЖурнал ГостинаяBiblio-Globus.USA