независимое международное интернет-издание

Кругозор

интернет-журнал

x
май 2013

НЕ ТОЛЬКО О ВАГНЕРЕ

Шок в "Немецкой опере на Рейне"

Рахель ГЕДРИЧ
...Уже после открытия занавеса зрителям предстала картина, символизирующая сожжение евреев в газовых камерах концлагерей. Голых актеров режиссер усадил под стеклянные колпаки, куда медленно, с явным намеком на известные исторические события, подавался густой белый пар. Полёт фантазии режиссера достиг своего апогея непосредственно после увертюры в недвусмысленной сцене истребления еврейской семьи с детьми, которую Тангейзер с гестаповской повязкой на рукаве собственноручно раздел догола, выбрил и расстрелял. Именно эти моменты потрясли зрителей сильнее всего. Многие покинули зал задолго до конца спектакля. Через полчаса после начала постановки наблюдать за ужасающим своим цинизмом развитием сюжета остались немногие из любителей оперы. Сцены насилия и сожжения Элизабет, последоваавшие за этим, проходили под возмущенные крики и топот немногочисленных зрителей, не успевших покинуть зал...
__________________

Утренний звонок подруги, живущей в Германии, потряс новостью. В "Немецкой опере на Рейне" разразился невероятный скандал. Моя подруга, профессиональный классический музыкант, не сдерживала волнения.

- Я могу понять необходимость, например, кадров исторической хроники в кино, режиссуру художественных фильмов на военную тему о реальных событиях. Но тут... Создавать т акую провокационную постановку, устраивать её премьеру в дни памяти в связи с очередной датой  окончания Второй мировой войны... И это при том, что общеизвестна роль философии Вагнера и его отношение к евреям на формирование идей Гитлера...  Это же просто безнравственно!..  В Мюнхене идёт процесс над неонацистами, а в Дюссельдорфе режиссер даже не задумывается (а вероятнее - имеет определённые убеждения) о человеческой морали! Неужели музыка Вагнера не в состоянии дать какой-то иной поворот в творческих изысканиях театральных  постановщиков?..

 

Такую эмоциональную реакцию понять не сложно. Новость о решении руководства оперного театра приостановить премьеру оперы  Рихарда Вагнера  "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" в новой обработке режиссера  Буркхарда немецкие  комментаторы приняли , мягко говоря, "в штыки". Модераторам новостных и культурный сайтов работы прибавилось - под новостями о музыкальном скандале в немецкой опере многие страницы заполнены сообщениями "комментарий удалён, просим соблюдать правила пользования сайтом" ...

Премьера обновлённой оперы Рихарда Вагнера  "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" состоялась  в субботу , 4 мая 2013 года . В тот вечер за медицинской помощью обратились 12 зрителей, испытавших тяжёлый шок от увиденного на сцене оперного театра в Дюссельдорфе. Режиссер спектакля Буркхард Космински кардинально модернизировал классическую постановку оперы, действие которой происходит в средние века. В новой версии, события происходят в нацистской Германии.  В романтической опере Вагнера о конфликте платонической и экспрессивной любви режиссер пытался увидеть мотив преступления и наказания, перенеся весь сюжет во времена гитлеровской диктатуры и первого послевоенного канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и превратив главного героя - поэта и певца Тангейзера, в жестокого охранника концентрационного лагеря.

Уже после открытия занавеса зрителям предстала картина, символизирующая сожжение евреев в газовых камерах концентрационных лагерей. Голых  актеров режиссер усадил под стеклянные колпаки, куда медленно, с явным намеком на известные исторические события, подавался  густой белый пар. Полёт фантазии режиссера достиг своего апогея непосредственно после увертюры в недвусмысленной сцене истребления еврейской семьи с детьми, которую Тангейзер с гестаповской повязкой на рукаве собственноручно раздел догола, выбрил и расстрелял.

Именно эти моменты потрясли зрителей сильнее всего. Многие покинули зал задолго до конца спектакля, 10 человек даже обратились за медицинской помощью. Через полчаса после начала постановки наблюдать  за ужасающим цинизмом  развитием сюжета остались немногие из любителей оперы. Сцены насилия и сожжения Элизабет, последоваавшие за этим,  проходили под возмущенные крики и топот  немногочисленных зрителей, не успевших покинуть зал...

Директор театра Кристоф Майер 10 мая 2013 года заявил, что театр не хотел задеть чьи-либо чувства. "Мы не высмеивали жертв, а оплакивали их", - отметил он. -  "Мы не могли закрывать глаза на то, что люди просто встают со своих мест и выбегают из зала, чтобы обратиться ко врачу, поскольку им стало плохо, - заявил руководитель театра. - Я не имею права ставить свободу искусства выше здоровья зрителей". Сегодня  он вновь выступил с заявлением:  - "Мы еще раз рассмотрели все аргументы за и против, и пришли к выводу, что не можем оправдать такое глубокое воздействие работы артистов . Мы с большим беспокойством отметили, что некоторые сцены (особенно сцены расстрела) были изображены столь реалистично, что оказали на зрителей слишком  сильное  психологическое давление".

Постановка в "Немецкой оперы на Рейне" не будет отменена, т.к. администрация театра нашла компромиссный вариант решения проблемы -  опера Вагнера будет выходить только в концертном исполнении. Однако режиссер Буркхард Косминиски , обновивший оперу Вагнера,  настоятельно требует  от руководства театра уважать его право на свободу творческого самовыражения.  Режиссер не преминул заявить, что был шокирован объяснением театра. По его словам, подобная цензура не должна иметь места в Германии.

Напомним забывчивому режиссеру, что  впервые опера "Тангейзер" была исполнена 19 октября 1845 г под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене. И уже тогда мнение публики по поводу новой оперы резко разделились. После восьмого спектакля оперу Вагнера сняли из репертуара  Королевского театра ...

Председатель союза еврейских  общин "Нордрайн"  Одед Горовитц  уже назвал  эту  постановку безвкусицей, заявив, что инфляционное употребление символики нацистского режима несет за собой опасность нивелирования страданий жертв Холокоста и преступлений фашистов.

Дорогой читатель! Ты имеешь полное право спросить меня : - "Это идея режиссера Буркхарда Косминиски . Причём здесь немецкий оперный театр и давно усопший композитор Рихард Вагнер?" Если тебя действительно интересует этот вопрос, обратись, пожалуйста, к моему материалу: "O высоком искусстве и нашей истoрической памяти, или несколько слов о Рихарде Вагнере" http://evreimir.com/63139/

A г-ну Космински и гoсподам, которые пытаются сейчас цинично свалить всю вину на режиссера- "новатора", стоит вспомнить о Терезинштадте - концентрационном лагере для талантливых узников, подчинявшемся министерству пропаганды Третьего Рейха. И о его узниках , композиторах-новаторах, отчаянно вписывавших в свои оперные партитуры дополнительные строчки к партиям детского хора. Тех, кто выдумывал для детей имена несуществующих в либретто персонажей, чтобы обмануть германское начальство и хоть на неделю, на день, на время спектакля отсрочить отправку маленьких хористов из Терезина в лагеря смерти…

_________________
На фото: Сцена из спектакля.

Не пропусти интересные статьи, подпишись на Кругозор в Facebook

 

Добавить комментарий:

фото

Рахель Гедрич (NYC)   15.05.2013 21:55

Ночь над Байрейтом

Слава Байрейта как колыбели «нордического духа» в его не лучших проявлениях берёт своё начало ещё в глубинах 19-ого столетия. Даже если оставить в стороне Вагнера с его «первородным антисемитизмом» и Козиму, считавшую своего Рихарда «могучим спасителем германского духа», Байрейт всё равно не может похвастаться «политкорректной» репутацией.

В большой мере «спасибо» за это следует сказать именно Винифред Вильямс. Её большой юношеской любовью — кроме оперного Лоэнгрина — был живой Адольф Гитлер, который, по некоторым свидетельствам, отвечал Винифред взаимностью. Во всяком случае, Винифред Вагнер и Адольфа Гитлера связывали тесные дружеские отношения, укрепившиеся на почве общего преклонения перед Вагнером. Ещё в 20-ые годы Винифред Вильямс стала членом НСДРП. В 1924-ом году, когда Гитлер сидел в австрийской тюрьме, Винифред организовала активный сбор средств в пользу заключённого. «Я спросила его, что ему больше всего нужно, — вспоминала она. — Он ответил: «Бумага!». И я стала присылать ему кипы бумаги». После войны Винифред будет удивляться упрёкам, что «на её бумаге была написана «Майн Кампф». (Комментарий Зигфрида Вагнера: «Моя жена борется за Гитлера как львица. По-моему, это просто великолепно!»)

Именно при Винифред Байрейтской фестиваль превращается в ассамблею партийной верхушки национал-социалистов, куда стремились попасть все, кто пытался сделать карьеру или укрепить своё общественное положение в условиях нацистского режима — промышленники, банкиры, директора театров, художники, писатели. Центр тяжести фестиваля перемещается со сцены в «кулуары» (где во многом пребывает и до сих пор. Высший свет Германии не мыслит себя без ежегодного паломничества в Байрейт). В вагнеровской усадьбе Ванфрид, куда Гитлер был вхож на правах члена семьи, за фюрером закрепилось прозвище «дядюшка Волк» — так его называли дети Винифред. Байрейт объявляется «памятником культуры национального значения» и заваливается субсидиями. Планируется даже строительство нового театра на Зелёном холме, рядом со старым Домом торжественный собраний, над которым собирались соорудить подобие саркофага. К счастью, столь же малоумный, сколь и помпезный проект — нагромождение античных колонии, египетских стелл и византийских куполов — не был реализован.

После крушения нацистской Германии Винифред Вагнер была признана судом «причастной к преступлениям нацизма», однако она сумела добиться смягчения приговора, доказав, что спасла от транспортировки в концлагерь нескольких неарийских сотрудников фестиваля. Тем не менее, вплоть до конца своей жизни Винифред Вильямс оставалась в тени. Она умерла в 1980-ом году.

… показать больше
  0   0

ОБЩЕСТВО

Факт: антисемитизм прививают... школьникам
Факт: антисемитизм прививают... школьникам

Методические рекомендации по проведению «Урока памяти жертв Холокоста»: 4. Обосновать техническую несостоятельность реализации Холокоста в годы II мировой войны...

Кругозор январь 2021

Годы, годы... жизнь
Годы, годы... жизнь

...К автору многократно изданного учебника, одному из известнейших специалистов, доценту кафедры школьной гигиены претензии не предъявляются. Совсем нет! Комиссия приходит к мнению, что И.Л. Фрейдгейм слишком хороший специалист для занимаемой должности и в связи с этим должен быть уволен...


На фото - Лазарь Фрейдгейм.

Лазарь Фрейдгейм январь 2021

О жизни карантинной
О жизни карантинной

...предупредила всех, что надо на месяц запастись необходимым. Мы с Зельдой купили красного вина, виски, рома, вермута, абсента, белого вина, хереса, джина...

На фото - Лазарь Фрейдгейм.

Лазарь Фрейдгейм январь 2021

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Михаил Ефремов, ДТП: итоги 2020 года 
Михаил Ефремов, ДТП: итоги 2020 года 

...в России уже наступил 1937 год. Подозреваемого и обвиняемого актёра Михаила Ефремова ломали и пытали у всех на глазах. Человека-гражданина превращали в стукача, терпилу, тряпку. Унижали его через СМИ ежедневно. Ломали его человеческое достоинство. Это не могло не отразиться на его семье и детях, которых просто затравили в школе и на улице...

На фото — Елена Васильева.

Елена Васильева январь 2021

КУЛЬТУРА

Крепостной музыкант
Крепостной музыкант

.«А пишете вы ведь правой рукой?» Нана кивнул. На что начальник опять улыбнулся, взял его за левое запястье и сказал: «Ну тогда мы правую руку пока побережём. Пойдёмте-ка со мной». Затем подвёл Нану ко входной двери, открыл, положил его левую ладонь в проём у дверных петель и со всей силы дверь захлопнул. Как лучины, хрустнули поломанные кости...

На фото — Яков Фрейдин.

Яков Фрейдин январь 2021

Блоги

6 января 2021 года: почему и что дальше?
Григорий Амнуэль : 6 января 2021 года: почему и что дальше?

Дело не в том, симпатизирую я, не гражданин США, соответственно не имеющий права голоса, Республиканской партии и конкретно Трампу или нет. Разумеется, ни в коем случае не пытаюсь что-то предсказать или кого-то научить. Просто попробую подвести черту.

08 Января 2021

Смертельные игры с SARS-CoV-2 в неравном русском мире
Мустафа Эдильбиев : Смертельные игры с SARS-CoV-2 в неравном русском мире

Отмеченная экспертом "Ведомостей" избирательность обеспечения средствами борьбы с коронавирусом в России приводит к необратимой катастрофе. Так, рекордное за десять лет количество умерших зафиксировано за июнь 2020г.…

05 Января 2021

Враги виноваты
Леонид Анцелович : Враги виноваты

При Путине смертную казнь еще не ввели, но депутаты настоятельно требуют. Зато врагов – пруд пруди. Здесь Путин не стал изобретать велосипед, а использовал проверенный сталинский способ: ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ВРАГИ.

03 Января 2021

Еще в блогах

Новости партнеров

x