Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Гимн Мастеру

Дмитрий Быков - о Сергее Юрском

Опубликовано 1 Марта 2019 в 08:06 EST

…когда я спросил его однажды на нашем вечере в "Прямой речи", понимает ли он, почему первая красавица БДТ выбрала именно его, он ответил с глубокой серьезностью: "Думаю над этим последние сорок лет". А вот потому и выбрала: потому что он был мужчиной, воплощением лучших мужских качеств, был одинаково свободен от конформизма и дуболомной, плоской простоты…
Гостевой доступ access Подписаться

Каких-то 15 месяцев тому назад легенда советского-российского театра и кино - великий актёр и режиссёр Народный артист РСФСР Сергей Юрьевич Юрский - был Гостем номера "Кругозора". Театральный критик и наш многолетний автор Алла Цыбульская, которая была знакома с Сергеем Юрьевичем , предоставила тогда журналу интересный очерк. Недавняя трагическая весть об утрате Мастера вновь привела к Алле: кому как не вам написать прощальное эссе. Наутро - телефонный звонок от неё: "Читали Быкова о Сергее Юрском? Истинный гимн Мастеру ! Лучше не напишешь, не зря этот текст вмиг заполнил русский сегмент интернета. Очень советую: переопубликуйте и вы, хоть знаю, что это противоречит устоям "Кругозора"…

"Ничего они с нами не сделают!"
(Текст - "Собеседник" №05-2019)

Сергей Юрьевич Юрский умер в очень плохое время, когда сбываются худшие предположения о человеческой природе, когда падение стало, кажется, всеобщим, когда настоящее неприглядно, а будущее непроглядно.

Так вообще бывает в феврале, на исходе долгой русской зимы, когда весна уже вот-вот, но в нее уже никто не верит, да и притерпелись. Плохой месяц - февраль, плохое время - поздний Рим, о котором была его любимая пьеса Леонида Зорина "Римская комедия (Дион)". Там сыграл он лучшую свою роль - поэта, древнеримского диссидента, и спектакль этот прошел в 1969 году единственный раз.

ДАР АБСУРДИЗМА И ТРАГИЗМА

И стало понятно - хотя и так было понятно, - что ведь можно и не дожить. Можно всю жизнь, все силы и талант вложить в то, чтобы будущее наступило, милосердие восторжествовало и здравый смысл рассеял тьму, - и не дожить до этого. Последние годы Юрского были трагическими: все завоевания его театра и его поколения были сданы буквально на глазах. Мрачны были его последние роли, мрачна его поздняя абсурдистская драматургия под псевдонимом Вацетис, катастрофичны были его последние пьесы "Предбанник" и Reception, в которых прямо говорилось о разрушении нашего мира, о всеобщем погружении в ад. Он родился весной, 16 марта, и до весны не дожил.

Юрскому всего было мало, он был универсально одарен и пробовал себя в литературе, театре, режиссуре кинематографической и сценической: снял блестящий фильм "Чернов", написал и поставил десяток жестоких и острых трагифарсов, сыграл десятки великих киноролей, лучшие из которых - Бендер в швейцеровском "Золотом теленке",

 Сорока-Росинский в "Республике ШКИД" Полоки и дядя Митя в фильме "Любовь и голуби". Он был одним из лучших Чацких ХХ века - в жутковатом дуэте с комсомольским Молчалиным Кирилла Лаврова: нервный, дерганый, катастрофически беспомощный Чацкий - против уверенного, улыбчивого, лощеного аппаратчика, который даже не удостаивает его вражды, просто дает добрые советы и улыбается снисходительно. Он был первым постановщиком "Фантазий Фарятьева" и исполнителем главной роли - на сцене того самого БДТ, где он узнал славу и всеобщую зрительскую любовь, того БДТ, откуда ему пришлось уйти.

ДАР НЕСГИБАЕМОСТИ

Ленинградец, он был фактически изгнан из родного города, неусыпный контроль КГБ довел его до невроза, он написал обо всем этом страшный и сильный роман "Игра в жизнь" - и на долгое время фактически ушел из театра, сосредоточившись на сольных моноспектаклях; лучшего чтеца в семидесятых - восьмидесятых не было, он вернул на сцену Зощенко, читал Мандельштама и Бродского. Он перевел и поставил несколько пьес Ионеско - его перевод "Стульев" представляется мне идеальным. И все это время он неутомимо поддерживал всех гонимых - ходил на процесс Ходорковского и Лебедева, а потом на процесс Серебренникова. Подписывал протесты. Звонил всем, кого травили, - просто со словами поддержки. Все читал, отмечал все удачи, понимал, как важно вовремя сказанное ободряющее слово. Не был щедр на комплименты, никого не утешал, судил по строгому счету - тем весомее было сказанное и написанное им. В девяностые в горькой и точной статье признался, что утратил контакт со своим зрителем. В десятые этот контакт вернулся - но такой ценой, что радоваться было нечему.

ДАР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Красавец, атлет, артист в идеальной физической форме, знающий наизусть тысячи стихотворных и прозаических текстов, он вышел на сцену "Гоголь-центра" на фестивале актерского чтения в декабре прошлого года и без запинки, без пропусков, без текста в руках читал бабелевского "Фроима Грача" - последний и самый трагический из одесских рассказов; и Евгения Попова, и любимого Хармса. Юрский не любил реализма, давно перерос его. Любил он абсурд, острый гротеск, жестокую и язвительную насмешку, любил фантастические допущения и пародийные смещения. Его лучшая пьеса так и называлась - "Провокация" - о том, как досталось там пошлякам старого и нового образца! Этот спектакль они играли всей семьей - он, его жена Наталья Тенякова и дочь Дарья. Вот был ансамбль, чудо взаимопонимания! Счастьем было смотреть, как они репетировали. И все-таки Юрский в жизни и Юрский на сцене - это были две совершенно разные сущности: я, казалось, хорошо его знал, представлял его возможности - и все-таки когда он буквально, вплоть до изменения голоса и роста, превращался в Сталина в спектакле "Школы современной пьесы" "Вечерний звон", это пугало до дрожи. То есть это буквально был не он, и ничего смешного в нем не было, а был космический холод и подземный ужас.


Спектакль "Вечерний звон", в роли Сталина - Сергей Юрский

Я пошел его поблагодарить за сцену, когда он не был еще разгримирован, - и не смог рта раскрыть.

ДАР НЕ БЫТЬ СТАРЫМ

Он много болел, никогда не жаловался, выходил на сцену в любом состоянии - и немедленно приходил в идеальное рабочее состояние: Юрский всем своим обликом, всей своей шестидесятилетней театральной жизнью доказывал, что никакой старости нет. Эту возможность - сбросить годы, вернуться в себя - дал он Раневской, для которой поставил на сцене Моссовета последний ее спектакль "Правда - хорошо, а счастье лучше". Едва живую, ее привозили в театр; но она выходила на сцену в роли Фелицаты - и зал взрывался аплодисментами и хохотом, и это было последнее актерское счастье, дарованное ей. Юрский говорил: врачи запретили играть, этот концерт точно последний... А он опять был не последний. "Больше пьес писать не буду" - и писал. "Больше ставить не хочу" - и ставил. И доказывал любым своим появлением перед залом, что возраста нет и усталости нет, - пока человеку есть для чего жить, его не свалишь, не запугаешь, не растопчешь. 

Право, не знаю, кто еще так ясно свидетельствовал об этом.

ДАР НЕ ВПАСТЬ В ПРОСТОТУ

Я не знаю, был ли Юрский добр в общепринятом, обывательском смысле: он был необыкновенно умен, остр, быстр, точен, наделен безошибочным вкусом и дьявольской наблюдательностью, разбирался в людях лучше опытнейшего психолога, сейсмически чувствовал время. И пока он жил и работал, легче было переносить окружающее, вязкое, неуклонно нарастающее безумие, потому что нужен компас, указывающий точное направление, нужен ориентир, на который можно сослаться. Юрский был великим актером, его так называли при жизни, это был в общем штамп:  любой, кто видел его на сцене, кто помнил его Фому Опискина или его Шагала, не сомневался, что нам выпало счастье быть современником образцового артиста. Но помимо этого, Юрский был исключительно сильным, точным, нервным, храбрым человеком - интеллигентом той почти исчезнувшей породы, которые только и искупают собой всё. Ради таких, как он, терпят всех нас.

И когда я спросил его однажды на нашем вечере в "Прямой речи", понимает ли он, почему первая красавица БДТ выбрала именно его, он ответил с глубокой серьезностью: "Думаю над этим последние сорок лет". А вот потому и выбрала: потому что он был мужчиной, воплощением лучших мужских качеств, был одинаково свободен от конформизма и дуболомной, плоской простоты. Наталья Максимовна, Дарья Сергеевна, вам сейчас труднее всего. Никаких утешений быть не может, но знайте, что мы с вами, что вечных расставаний нет, а то, до чего он не дожил, все равно будет. Будет. Последняя его реплика в "Дионе" была именно такой: "Ничего они с нами не сделают".

Лучшей эпитафии, лучшего девиза, лучшей надписи на личном гербе не сочинить.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПРОЗА

МОЙ ДВОР. ИЛИ О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Шёл пятьдесят пятый. Прошло всего десять лет, как окончилась Великая Отечественная Война и не зажили ещё раны, нанесённые ею. Страх и горе ещё жили в глазах людей. Первым тостом во время любого застолья было «За Родину, за Сталина!», а последним – «За то, чтобы не было Войны!» — это было время, когда фронтовики не стеснялись пролитой слезы, вспоминая о падших и с гордостью носили свои награды. Мои сверстники и я росли рядом с этими людьми и чувствовали себя, как за каменной стеной.

Борис Пукин март 2024

ПРОЗА

Тетрадь, найденная в Холоне

Страницы были исписаны ровным, довольно убористым, но отчетливым почерком. Это, по  всей вероятности, был  чей–то дневник. Первым, почти инстинктивным, желанием было стремлением вернуть тетрадь на прежнее место, но вдруг внимание моё привлекли выделенные жирным курсивом слова «Если  дорог тебе твой дом…» И уже, ни о чем другом не думая, я углубился в чтение, да с таким интересом, что едва не проехал свою остановку.

Эдуард Малинский февраль 2024

ПРОЗА

Без Определённого Места Жительства

Он редко возвращался в мыслях к Афгану. Только когда не мог ответить на оскорбление, как сейчас. То время было самым ярким островком памяти, спасительным утешением, за которое он все яростнее цеплялся. Иногда, с испугом обнаруживая, что не может вспомнить деталей, сам дорисовывал и разукрашивал провалы в памяти.

Игорь Альмечитов февраль 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Сталинской эпохи (часть девятая - заключительная)

И.В. Сталин: «Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной армии».

Михаил Зощенко: «...я унижен, как последний сукин сын...»

Исторические курьёзы. Сталин: «А я-то думал, что он настоящий граф».

Исторические курьёзы. Режиссёр Александров: «Товарищ Сталин, я бы хотел получить вашу книгу с вашим автографом».

Исторические курьёзы. И.В. Сталин: «На вашем месте, господа, я бы радовался... а то от Берлина и до Парижа недалеко».

Игорь Альмечитов январь 2024

В ПРЕССЕ

Если каждый вороват – где на всех набрать гранат?

Я же от себя добавлю, что именно система минздрава стала в эти военные месяцы особо подвержена коррупционным схемам (вместе с военкоматами). От врача-специалиста зависит, пойдет ли молодой мужчина служить в армию и защищать Неньку-Украину или не пойдет… Тем более эффективно поучаствовать и «поиметь свое» в этих коррупционных лабиринтах могут мед-чиновники высших рангов. Кому война – а кому мать родна…

Виталий Цебрий январь 2024

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка