независимое международное интернет-издание

Кругозор

интернет-журнал

x
ноябрь 2020

"Блюз над Парижем"

..."Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на годик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку: "Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел", - так...

Заголовок данноё публикации - это название художественной выставки, с успехом экспонирующейся в России. Она представляет работы знаковых художников XIX-XX вв. Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Массона, выполненные в технике офорта, литографии и гелиогравюры, из частных коллекций Франции и США.

 

Эти мастера работали в разных направлениях, но их связывает Париж - город, где возмужал их дар, где они обрели славу.

"К исходу сентября Париж был так прекрасен
Ночь виноградною лозой простерлась. Ясен
Струился свет ее ветвей. Она слилась
В созвездья спелые поклеванные всласть
Моим хмельным стихом. Зрел урожай рассвета…"

Так, наперекор пунктуации, в 1912 году описывал Париж Гийом Аполлинер в стихотворении "Вандемьер", которым, по мнению литературоведов, открылась эпоха современной поэзии.

Роскошь архитектурного убранства столицы искусств и откровенная нищета  кварталов для неимущих, скандальный и богемный, рафинированный и вульгарный, незабываемо романтичный, воспетый самыми безрассудными из поэтов, запечатленный на полотнах лучших мастеров, вписанный золотом в мировую литературу - Париж столетиями сводил с ума своих очарованных конфидентов.

"Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на го-дик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку: "Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел", - так начинается рассказ Михаила Веллера "Хочу в Париж" о человеке из СССР, у которого, как у лермонтовского Мцыри, была "одна, но пламенная страсть": он всю жизнь хотел в Париж.

Его город грез - это французская столица времен Жака Бреля, самого искреннего из артистов, поющего про другой город свободы - Амстердам: "Старый порт Амстердам, где поют моряки о мечтах, что легки на пути в Амстердам…" Его Париж - это царица Олимпии - непревзойденная Далида, это дико талантливый, эпатажный и застенчивый Серж Генсбур, это Шарль Азнавур, шансонье от Бога с глазами раненого оленя и его знаменитый хит "Богема": "Богема - это значило: ты прекрасна. Богема - в каждом из нас жил гений…"

Однако всемирной столицей искусств Париж стал в начале ХХ века, когда силами Парижской школы здесь созидалось авангардное искусство.

Термин "Парижская школа" подразумевает интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж в 1900-20-е годы из разных стран Европы и Америки. Они жили и творили на Монпарнасе, подхватившем эстафету от легендарного Монмартра, где в последние десятилетия XIX и самом начале XX века сложилось братство французских художников и поэтов. Монпарнасское содружество придерживалось своей творческой стези вплоть до 1960-х годов.

У художников Парижской школы не было общих художественных программ: каждый придерживался собственного авторского стиля. Их связывало стремление к свободному эксперименту и профессиональному общению.

 Почему именно Париж? В Италии на тот момент существовала только классическая школа, а молодые новаторы жаждали научиться новому и создавать небывалое. В процессе становления неофиты Парижской школы, не утрачивая национальных особенностей, обретали "собственное лицо", следуя своей индивидуальности, оттачивали мастерство в кругу единомышленников, отстаивали новое видение искусства. Позднее их искания оформились в важнейшие художественные течения: фовизм, дадаизм, кубизм, орфизм, экспрессионизм и сюрреализм.

Героями их картин становились они сами - бедные художники, непризнанные гении, живущие смелой и прекрасной мечтой; те, кто был рядом: нервические молодые поэты, до глубокой ночи читающие стихи в холодных задымленных комнатах общежитий-сквотов, музы-модели с прозрачной кожей, взирающие с полотен и перелистывающие книги в тиши мастерских, азартные, как карточные шулеры, жаждущие совершенства художественные критики, маршаны-продавцы картин, настолько незаменимые, что история сохранила их имена, куртизанки в платьях с драматическим декольте, танцовщицы кабаре в кружащихся юбках и чулках цвета ночи, дамы в театральных ложах, усыпанные драгоценностями, сирены полусвета, транжиры и повесы за кулисами мюзик-холлов.

Некоторые из этих образов встречаются в искусстве Пикассо, самого известного представителя Парижской школы, на протяжении всего его творческого пути. Так на выставке представлены рисунки из серии "Пикассо и человеческая комедия" 1954 года, где художник с едкой самоиронией изображает себя то в виде глуповатого клоуна-гедониста, развлекающего статную красавицу-модель, то пишет себя нелепым гномом-слугой, пялящимся на всё ту же гордую и непреклонную музу.

 А вот ряд моментальных портретных зарисовок: несколько росчерков пера, и уже готов нелицеприятный приговор обывателю.

 Экспонируются литографии из серии "Калифорнийский альбом" 1959-1960 годов. Серия отличается частным, интимным характером изображаемого. Она носит название, отсылающее к наименованию виллы на Лазурном Берегу, расположенной на вершине холма "Калифорния" на востоке Канн, куда Пикассо переехал со второй женой Жаклин Рок. Дом окружал экзотический парк с пальмами, соснами, эвкалиптами и кипарисами, обнесенный высоким забором. Тут художник чувствовал себя защищенным от любопытных глаз и фотокамер.

  В одной из просторных комнат в стиле ар-нуво с лепным орнаментом на белых стенах, с картинами, скульптурами, керамикой - мастерская Пикассо. Многочисленные вариации этой мастерской яркими энергичными мазками по белому, залитому светом полю, линеарно и с растушевкой, подетально и обобщая, пишет мастер. Рядом - литографии с изображениями его музы - Жаклин в восточном костюме.

В соседнем зале можно познакомиться с литографиями с картин французского художника Ренуара - певца женской красоты, одного из родоначальников импрессионизма, солнечного художника, картины которого излучают радость и утверждают праздник жизни.

"В мире столько всего неприятного и докучного, - часто повторял Ренуар, что еще и писать это - лишняя трата времени. Моя задача - изобразить лучшие стороны мира". И вот перед нами: девушки у фортепьяно, усердно вглядывающиеся в ноты, крестьянские дети, играющие в мяч, задумчивая красавица в соломенной шляпе. Есть и обнаженная натура, также решенная в поэтичной манере, преисполненная объемностью, осязаемостью, чувственной теплотой, вдохновлявшими художника.

Изюминка выставки - впервые экспонируемые в России цветные офорты Андре Массона из серии "Эпизоды". Бельгиец Массон окунулся в парижскую жизнь в 1912 году, когда ему исполнилось 16 лет, и с тех пор был тесно связан с этим городом.

Обычно сложный, экспрессивный, символически блуждающий по сулящим опасность лабиринтам подсознания, художник здесь представлен изящной серией лирических абстракций, отчасти выполненных приемом автоматического письма. Куртуазные эротические мотивы метафорически переплавляются в образы природы. Теплая спокойная цветовая гамма, акценты золотом улучшают даже самое пасмурное настроение.

"Париж - это праздник, который всегда с тобой" - таким мог бы быть слоган выставки.

Не пропусти интересные статьи, подпишись на Кругозор в Facebook

 

Добавить комментарий:

 

Читайте также

Как стать миллионером или "охота за редкостями"
Как стать миллионером или "охота за редкостями"

...знакомая из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства сказала, что она только слышала о таких, но в коллекции музея самовара-керосинки нет...

На фото - Лазарь Фрейдгейм.

Лазарь Фрейдгейм декабрь 2020

Путешествие в Южное полушарие
Путешествие в Южное полушарие

...Маори построили свою деревню Вакареварева в самом сердце этой необычной местности, среди свистящих струй пара, бульканья горячих ключей, рёва гейзеров и клокотания грязевых котлов.

На фото — Павел Балибар.

Павел Балибар декабрь 2020

Стук сердец
Стук сердец

...Руки сплелись - узлом связались туго.
Забвенью преданы тела двоих.
Они до боли заждались друг друга,
И ночи заново венчают их...

На фото — Павел Балибар.

Павел Балибар декабрь 2020

Иосиф Бродский и украинский вопрос
Иосиф Бродский и украинский вопрос

...учитывая всё вышеизложенное, смею утверждать следующее: в 2014 году, если бы Бродский еще был жив, он встал бы на сторону атакованной кремлёвскими террористами Украины безоговорочно...

На фото — Марк Эпельзафт.

Марк Эпельзафт декабрь 2020

Марк Штейнберг это эпоха...
Марк Штейнберг это эпоха...

...дед участвовал в русско-японской войне, отец уже в Гражданскую командовал кавалерийским эскадроном и отдал жизнь в Великую Отечественную. Человек поколения "не успевших на фронт", Марк продолжил путь отца, еврейского воина и мстителя...

На фото — Марк Штейнберг.

Кругозор декабрь 2020

РАЗНОЕ

Одноклубниками Зайнутдинова могут стать хавбек «Ниццы» и звезда «Фенербахче» ®

Чтобы бороться за медали в чемпионате России армейцам необходимо усилить состав. Под новых футболистов армейцы уже освобождают место.

Кругозор январь 2021

ОБЩЕСТВО

«Мачо» - время кончается
«Мачо» - время кончается

...Приходит время Санду, Тихановской – Пашинян и Зеленский были первыми ласточками этого процесса...

Григорий Амнуэль январь 2021

Годы, годы... жизнь
Годы, годы... жизнь

...К автору многократно изданного учебника, одному из известнейших специалистов, доценту кафедры школьной гигиены претензии не предъявляются. Совсем нет! Комиссия приходит к мнению, что И.Л. Фрейдгейм слишком хороший специалист для занимаемой должности и в связи с этим должен быть уволен...


На фото - Лазарь Фрейдгейм.

Лазарь Фрейдгейм январь 2021

ПОЛИТИКА

О хомо советикус, капитализме и Дональде Трампе

...Поскольку Трамп не отказался от своего бизнеса, когда стал Президентом, он создал новую систему коррупции. Местные и зарубежные интересы поняли, что нужно останавливаться в трамповских отелях и искать другие возможности вливать деньги в его бизнес, чтобы заслужить благосколнность «царя»...

Михаил Кент январь 2021

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Михаил Ефремов, ДТП: итоги 2020 года 
Михаил Ефремов, ДТП: итоги 2020 года 

...в России уже наступил 1937 год. Подозреваемого и обвиняемого актёра Михаила Ефремова ломали и пытали у всех на глазах. Человека-гражданина превращали в стукача, терпилу, тряпку. Унижали его через СМИ ежедневно. Ломали его человеческое достоинство. Это не могло не отразиться на его семье и детях, которых просто затравили в школе и на улице...

На фото — Елена Васильева.

Елена Васильева январь 2021

Блоги

6 января 2021 года: почему и что дальше?
Григорий Амнуэль : 6 января 2021 года: почему и что дальше?

Дело не в том, симпатизирую я, не гражданин США, соответственно не имеющий права голоса, Республиканской партии и конкретно Трампу или нет. Разумеется, ни в коем случае не пытаюсь что-то предсказать или кого-то научить. Просто попробую подвести черту.

08 Января 2021

Смертельные игры с SARS-CoV-2 в неравном русском мире
Мустафа Эдильбиев : Смертельные игры с SARS-CoV-2 в неравном русском мире

Отмеченная экспертом "Ведомостей" избирательность обеспечения средствами борьбы с коронавирусом в России приводит к необратимой катастрофе. Так, рекордное за десять лет количество умерших зафиксировано за июнь 2020г.…

05 Января 2021

Враги виноваты
Леонид Анцелович : Враги виноваты

При Путине смертную казнь еще не ввели, но депутаты настоятельно требуют. Зато врагов – пруд пруди. Здесь Путин не стал изобретать велосипед, а использовал проверенный сталинский способ: ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ВРАГИ.

03 Января 2021

Еще в блогах

Новости партнеров

x