Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Евреи в царской России: сыны или пасынки?" Лев Бердников, Санкт-Петербург, "Алетейя", 2016 г.

Иудейская мечта светлейшего князя

Опубликовано 15 Апреля 2016 в 05:10 EDT

...Книга Льва Бердникова "Евреи в царской России: сыны или пасынки?", в первую очередь, построена на твердой убежденности в исконном праве евреев на равное сосуществование и отношение к ним. Столетиями начетчики на еврейский народ придерживались правила: любая ложь хороша для обвинений без всяких доказательств, часто отказывая еврейскому народу на место проживания и свободу вероисповедания...
____________________________
Гостевой доступ access Подписаться

Само название этой большой - 432 страницы - книги Льва Бердникова: "Евреи в царской России уже звучит провокационно. Ибо, в моем представлении, они никогда не были сынами и быть не могли - они всегда были чужаками, которых то впускали в пределы царства с практической целью, то изгоняли по прихоти сюзерена на почве этнического или религиозного предубеждения к ним. Собственно, на этом материале и написана книга. Исследуется именно вопрос законности родства для евреев, ибо они всегда были незаконными детьми Российской империи, со всеми вытекающими из этого последствиями. В малой доле эти права им выдавали, а потом отбирали при первой же возможности.

СПРАВКА

Лев Бердников - эссеист, культуролог, литературовед, член Русского Пен-Центра, Союза писателей Москвы, Союза писателей XXI века и Союза русскоязычных писателей Израиля. После окончания факультета русского языка и литературы МОПИ и Высших библиотечных курсов работал в Музее книги Российской Государственной Библиотеки, где с 1987-1990 гг. возглавлял научно-исследовательскую группу русских старопечатных изданий. В 1985 г. защитил диссертацию "Становление сонета в русской поэзии XVIII века". С 1990 г. живет в Лос Анджелесе. Автор книг, изданных в разных странах, и нескольких сотен публикаций в России, США, Канаде, Англии, Израиле, Германии, Дании, Латвии, Украине, Беларуси, Молдове. Тексты Бердникова переведены на и врит, украинский, датский и английский языки.

Лев Бердников - лауреат Горьковской литературной премии 2010 года в номинации "По Руси. Историческая публицистика"; почетный дипломант Всеамериканского культурного фонда имени Булата Окуджавы.

По словам известного критика Льва Аннинского, тексты Бердникова "убедительны не только благодаря выверенной фактуре, но и благодаря неподдельно личной интонации автора". Другой критик, Максим Лаврентьев, отмечает: "В том-то и заключается "конёк" Бердникова, что этот писатель, используя свои энциклопедические познания, обращаясь за помощью к фундаментальным трудам по интересующей теме и опираясь в первую очередь на многочисленные первоисточники, решил придать глубокому исследованию наиболее увлекательную форму".

***

Книга Льва Бердникова "Евреи в царской России: сыны или пасынки?", в первую очередь, построена на твердой убежденности в исконном праве евреев на равное сосуществование и отношение к ним. Столетиями начетчики на еврейский народ придерживались правила: любая ложь хороша для обвинений без всяких доказательств, часто отказывая еврейскому народу на место проживания и свободу вероисповедания.

Лев Бердников поневоле вышел за рамки рассматриваемого вопроса. Благодаря своей эрудиции и глубоким знаниям истории, он сумел продемонстрировать, что отношение к евреям в России это только часть их беды. Ведь ситуация с правами евреев по сути было общеевропейской проблемой, и можно даже сказать,

всемирной. Россия - всего лишь пример этой ситуации с ее спецификой и историей предмета.

В книге Льва Бердникова затрагивается вопрос антисемитизма представителей эпохи Просвещения, в частности философов Вольтера и Дидро. Меня всегда интересовало, как это такие яркие просвещенные личности могли так нелицеприятно и злостно относиться к ущемленным в правах евреям. Что ж уже говорить о наших доморощенных образованных антисемитах, включая царствующих особ. За разъяснением я обратился к историку и философу, профессору Университета Искусств в Филадельфии Михаилу Сергееву, и получил вот такой ответ:

"Игорь, отвечаю на ваш вопрос о Вольтере и Дидро. Да, оба они высказывались нелицеприятно о евреях, но высказывания эти, как я понял, не шли дальше простых мнений. Дидро был атеистом, Вольтер - деистом. Ни того ни другого формально не затрагивала христианская традиция антисемитизма. Да, они могли разделять некоторые предрассудки своего времени, но не больше того. Ну высказались плохо, рассказали пару анекдотов (Дидро) - а закомплексованные евреи тут же зачислили их в антисемиты. По-моему, надо оставить Дидро и Вольтера тем, кто борется с атеизмом, и переключиться на настоящих антисемитов, каковых найдется немало".

Вот что пишет по этому поводу о Екатерине II, которая была воодушевлена идеями французских просветителей и была с ними в переписке, Лев Бердников: "Если говорить об отношении Семирамиды Севера к еврейскому племени, то явственно прослеживается ее неукротимое желание примирить, казалось бы, непримиримое: передовые идеи века Просвещения и вытекающие из них эмансипацию и интеграцию этого малого народа в составе многонациональной империи - и заскорузлую ненависть к нему большинства населения, приправленную вдобавок религиозным антисемитизмом и ксенофобией".

Ну что ж, в таком ответе есть конечно смысл. Но о чем в таком случае можно говорить "о народных массах" на эту тему или представителях темной русской провинциальной жизни, примеры из которой в избытке выписаны у Льва Бердникова.

В свою очередь, исходя из ментальности гетто, евреи каждый раз примерялись с теми жалкими подачками, которые им давали, шли на поводу ситуации, соглашались на все требования, которые к ним предъявлялись, извиняясь за каждый свой шаг. При этом они продолжали верить не только в своего Б-га и Тору, но и в свою правоту, когда под вопросом стояло само их физическое существование и выживание. Другого пути не было. Так называемые международные нормы всех стран и народов во все времена, на протяжении столетий, грубо нарушали религиозную справедливость и мораль, отказывали евреям в праве бороться за свое существования на равных. Ни французам, ни англичанам, ни немцам, ни итальянцам, ни испанцам, ни португальцам и т.д. до бесконечности, доказывать свою правоту было не нужно, только бесправным евреям…

И вот в этих диких условиях антисемитизма необходимо было отстоять справедливость, и сказать, что право на свободу и равноправие принадлежит Б-гу, а Он, и один только Он, дал это право евреям. Антисемиты не столько были озабочены жизнью в собственном государстве, сколько желанием выкинуть из него евреев, а за одно и всех других инородцев. Вот поэтому ненавистники евреев не были готовы ни к каким компромиссам, просто не представляли себе такой картины будущего, ради которой стоило бы пойти на них.

Отвлечемся немного и порассуждаем. Тора начинается с истории о сотворении Мира. И не случайно. Ибо евреи могут ответить, что ВСЯ Земля принадлежит Б-гу, и Он отдает ее тому, кому пожелает. На сегодняшний день, например, это не просто ближневосточный конфликт - миллионы беженцев, сотни тысяч убитых, наступление ислама по всем направлениям - все это отступает перед совершенно иррациональным стремлением уничтожить единственное в мире еврейское государство. Действительно, почему на вопрос о том, когда евреи уберутся, наконец, из Израиля или любой страны в Европе, они смогут ответить: "Никогда!" Точно так же, как поляки, венгры, турки, греки, албанцы, югославы, а теперь и сирийцы и т.д.

Надо отметить, что в этом особо преуспели даже современные русские писатели с неглубокими еврейскими корнями, заявляющие о конце Израиля и окончательном решении еврейского проекта, и другие их антисемитские высказывания. Это и Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Мария Арбатова и прочие, и прочие. Так, упомянутый Быков на встрече в Израиле утверждал, что "образование Израиля - историческая ошибка"! Надо сказать, что наша малообразованная и малознакомая со своей историей еврейская "интеллигенция" валом валит на их творческие вечера в странах диаспоры. Ей, как говорится, всё "по пояс". А доллары для залётных писателей не пахнут.

Но вернемся непосредственно к нашей теме. Первая часть книги очень профессионально описывает в последовательной цепочке правителей России начиная с XV века с точки зрения их отношения к еврейскому вопросу: политика, законы и постановления, интересы власть имущих - церкви, чиновничества, дворянства и т.д. Вырисовываются портреты царствующих особ: принятие решений у импульсивного по характеру Петра I, отношение которого к евреям толковалось неоднозначно и противоречиво; антисемитское законотворчество императрицы Екатерины I; спектр страстей от равноправия к черте оседлости у правительницы Екатерины Великой; чувство справедливости у благожелательного императора Павла I.

Вековые страсти и драмы разыгрываются на глазах у читателей: интриги Софьи Палеолог; процесс изгнания евреев при Елизавете Петровне; зарождение движения "жидовствующих" в Великом Новгороде, ставшим поводом к истокам воинствующего антисемитизма; ненавистный поклёп и старания великого русского поэта, сенатора Гаврилы Державина (1743-1816), обвинившего "всех евреев в злобном пролитии по талмудам христианской крови" и т.д и т.п. Особая печальная история с еврейскими детьми-рекрутами, которые были вынуждены служить в армии 25 лет.

Были ли какие-либо просветы в этой бесконечной череде издевательств? Да, были, - пишет Лев Бердников. Но в большинстве, это касалось отдельных личностей, людей незаурядных и огромного таланта. Можно назвать родоначальников славных российских дворянских фамилий. Например, Шафировых, Веселовских, Копиевых, Аршеневских, Вистицких и их потомков. Среди евреев, достигших высоких степеней выделяются: род Жидовиных, Юдиных, человека с парадоксальной фамилией Иванов, ставший в последствии главой всего дипломатического ведомства державы (первый случай) и т.д. И среди пастырей  Русской церкви того времени можно было заприметить этнических евреев, одним из которых был просветитель Арсений Грек (ок. 1610-1666).

По счастью, евреи обрели неожиданного и надежного защитника. Им оказался всесильный сподвижник и фаворит Екатерины II, фельдмаршал и светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739-1791), который без обиняков и лавирования заговорил о равных правах для евреев во весь голос. Князь Потемкин был исключением среди российских государственных деятелей, он был больше, чем просто толерантным к евреям: он изучал их культуру, наслаждался обществом раввинов, стал покровителем. В окружении Потемкина было немало выдающихся евреев: знаменитый бо-таник, почетный член Академии Наук Карл Иванович Габлиц, промышленник и меценат Яков Гирш, купец и надворный советник Нота Хаимович Ноткин, ученый-гебраист Иегошуа Цейтлин и многие другие.

Потемкин высказывал мысль, что когда империя Османов будет разрушена, Константинополь и проливы в русских руках, то и Иерусалим будет не во власти неверных. А тогда можно в Палестину выселить всех евреев... На родине своей они возродятся! Можно без преувеличения сказать, что наш светлейший юдофил стал первым (и единственным) в российской истории государственным мужем - ревностным сторонником сионистской идеи! И важно то, что князь не ограничился бесплодными разглагольствованиями. В 1786 году Потемкин создает, сформированный целиком из иудеев, так называемый "Израилевский" конный полк, который, по его мысли, и надлежало в дальнейшем переправить в освобожденную от турок Палестину!

Лев Бердников рассказывает историю жизни Иегошуа Цейтлина (1742-1821) и посвящает ему целую главу во второй части книги. Он говорит о нем, как о "мудреце из Шклова", еврейского деятеля, толкователя Талмуда. "Именно Цейтлин, - пишет автор, - подсказал Потемкину столь дерзновенную, столь и фантастическую по тем временам идею о размещении евреев в отвоеванном у турок Иерусалиме". ...И князь пытался претворить сию идею в жизнь. Ратуя за интеграцию иудеев в российское общество, Цейтлин защищал единоверцев от преследований и дискриминации.

"Чтобы понять, насколько прогрессивными и беспрецедентными в судьбе евреев стали узаконения вдохновленной Потемкиным Екатерины, достаточно бросить взор на "просвещенную" Европу того времени, - пишет Бердников. - Мы увидим и венценосного юдофоба, короля прусского Фридриха II, инициатора жестоких гонений на евреев; и императрицу Священной Римской империи Марию Терезию - зоологическую антисемитку, сравнившую иудеев с чумной заразой". В своей книге "Двести лет вместе" Александр Солженицын подчеркивает, что евреи находились в более привилегированном положении, чем абсолютное большинство русского народа: "Евреи в России от начала имели ту личную свободу, которой предстояло еще 80 лет не иметь российским крестьянам". Что ж, действительно, получается, что инородцы и в этом виноваты.

Вторая часть книги, кроме Иегошуа Цейтлина и Константина Шапиро, включает литературные портреты еще восьми личностей (Павел Шейн, Петр и Павел Вейнберги, Виктор Никитин, Моисей Маймон, Михаил Грулев, Владимир Бурцев). Каждая из этих биографий неповторима. Всё изложить в рецензии невозможно. Но хочется всё-таки привести ещё один пример. В главе "Два мира в одном Шапиро" Бердников приводит жизнеописание Константина Шапиро (1840-1900) - фотографа Академии Наук. Он снимает Ивана Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Якова Полонского, Федора Достоевского. Шапиро создал уникальную для русской культуры "Портретную галерею" выдающихся деятелей России: литераторов, ученых, артистов… Первый выпуск увидел свет в 1880 году. Затем он снимал Александра Писемского, Льва Толстого, Сергея Боткина, Николая Костомарова, Дмитрия Менделеева, Ивана Сеченова, Николая Пирогова… Однако погромы, ознаменовавшие правление Александра III, избавили Шапиро от ассимиляторских иллюзий. Он стал выступать за национальную и религиозную идентичность евреев.

Юрий Табак, журналист и исследователь религиозной мысли в начале предисловия к книге Льва Бердникова очень точно и правильно заметил: "На протяжении почти всей своей истории евреям доводилось есть горький хлеб изгнания и выживать на чужих землях".

Возвращаясь от прошлого к современности, надо справедливо заметить, что история пребывания евреев в России практически подошла к концу. Через пятьсот лет от XV до XX веков евреи ушли из очередного изгнания, ушли из России. Но на этот раз их исход особенный, не похож на все предыдущие, из Испании, Германии, Польши... Они вернулись из долгого и трагического путешествия на землю Израиля, где похоронены их праотцы, где расположен Святой город Иерусалим. Евреи выжили, и вернулись на свою землю. Странная по тем временам, мечта русского князя Потемкина-Таврического, сочувствующего и покровительствовавшего евреям в самые трудные моменты их истории - сбылась. У них есть документ, перед которым меркнут все резолюции антисемитов - Тора и Земля, предназначенная для них Богом!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка