независимое международное интернет-издание

Кругозор

интернет-журнал

x
декабрь 2018

Браво, Маэстро!

Выдающемуся польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому - 85

Сама по себе подобная дата, которую человек встречает в силе - творческой, профессиональной, заслуживает почтения, уважения и восхищения. Ещё больше эти чувства возрастают, когда вспоминаешь, что человеку пришлось пройти через лишения и тяготы Второй мировой войны, послевоенной разрухи и борьбы c установлением в любимой стране Польше навязанного, чужеродного ей режима…

Сама по себе подобная дата, которую человек встречает в силе - творческой, профессиональной, заслуживает почтения, уважения и восхищения. Ещё больше эти чувства возрастают, когда вспоминаешь, что человеку пришлось пройти через лишения и тяготы Второй мировой войны, послевоенной разрухи и борьбы c установлением в любимой стране Польше навязанного, чужеродного ей режима. В этот раз, слава Богу, без лишения независимости и разделения страны. Режима, в котором сохранить своё творческое лицо было совсем непросто.     

 

  Конечно, мир музыки, тем более классической,  не столь опасен, как мир литературы, кинематографии и даже театра. Достаточно вспомнить, что в отличие от писателей, артистов, режиссеров,  в мясорубке репрессий восточного соседа ни один композитор не пострадал физически. Да, произведения запрещались, не исполнялись, подвергались разнузданной критике послушных власти "искусствоведов в штатском",  но запретить человеку слышать музыку и записывать её азбукой бессмертных нот никому не удавалось.  Бог и Музыка хранили и Пана Кшиштофа.

 Пересказывать его творческий путь и достижения в мире музыке нет необходимости, кто любит и знает его творчество - в курсе. Непонимающие, и тем более неслышащие - есть всегда. Да, искусство и музыка во многом дело вкуса и воспитания. Неодинаковые чувства вызывает даже музыка признанных гениев - Вагнера, Шостаковича, Шнитке,  да и других. Однако их музыка, как и музыка Кшиштофа Пендерецкого, принадлежит Миру Музыки, а он вечен и возможно слышен, и существует даже за пределами нашего современного представления  о Вселенной. Место Маэстро Кшиштофа в этом Мире основательно и в доказательствах права называться Композитором, Маэстро с самых больших букв не требует.

 Конечно, можно вспомнить,  как он покорял филармонические и камерные залы родной Польши, других стран и конечно Советского Союза, в котором именно он -  заезжий гастролёр,  привозивший современную классическую музыку,  оказывался доступным и открывал двери в мир музыки не поощряемой властью на 1/6 части суши. Музыки Софьи Губайдулиной, Эдисона Денисова, , Арво Пярта, Петериса Васкса, Альфреда Шнитке, Гии Канчели - многих других, тех кто шёл и продолжает идти своей музыкальной дорогой, параллельной дороге Кшиштофа Пендерецкого. В те, советские времена  залы  консерваторий и филармоний, порой даже без афиш, а одним только слухом, что будет исполняться музыка Кшиштофа Пендерецкого, а уже, тем более, если он сам прилетает и  будет дирижировать, заполнялись полностью.  Т.е. не только все места были заняты, но и ниши, подоконники, а порой и люстры и ступени  были усеяны желающими - услышать  музыку. Для публики такие моменты тогда были как глоток чистого, свободного воздуха. Да, у Кшиштофа Пендерецкого было преимущество перед своими западными коллегами - он приезжал из социалистического лагеря, и преимущество перед своими советскими собратьями по перу - он был и остаётся гражданином Польши.     

 Только такой композитор как Кшиштоф Пендерецкий должен был написать  и написал музыку для так долго ждавшего своей реализации, а точнее права свободно рассказать о национальной трагедии -  фильма "Катынь",  снятого его другом,  бессмертным  Анджеем Вайдой.

Представить вторую половину ХХ века и наше время без Кшиштофа Пендерецкого сложно. Представить польскую культуру этого времени без него - невозможно.  Старший друг Кароль Войтыла, они оба уроженцы Малопольского Воеводства,  ставший 40 лет назад Папой Иоанном Павлом II,  пробуждал общество от литаргического сна советской оккупации словом, молитвой. Композитор Кшиштоф Пендерецкий своими многочисленными произведениями на религиозные сюжеты поддерживал и пробуждал интерес к религии и к Свободе. К свободе права на свободный выбор необходимый человеку, если он Человек Свободный, и только тогда становящийся разумным. Видимо на небесах было предопределено, что открытие первого в истории Российской государственности установленного памятника Св. Иоанну Павлу II в Москве, в атриуме Библиотеки иностранной литературы,  происходило волей небес под музыку Маэстро Кшиштофа Пендерецкого,  и именно он, а не кто иной  снял белое полотно,  перевязанное бело-красной лентой польского флага со скульптуры открыв её навсегда граду и миру.  

 Про Маэстро Кшиштофа Пендерецкого можно писать долго. Перечислять выдающихся музыкантов со всех континентов исполнявших его произведения.  Большинства стран мира, где он выступал, где звучала его музыка. Перечислять премии и ордена. Вспоминать всех друзей бывавших в его всегда открытом доме или в построенном в Малопольском Воеводстве по его задумке большом музыкальном центре, носящем естественно и заслуженно его имя.  Подсчитывать бесконечные букеты, оказавшиеся в его руках после концертов, легших к его ногам. Безусловно, ими можно было бы устелить всё пространство в огромном любовно и часто собственноручно возделанном саде парке, созданном Маэстро Кшиштофом. Да, в его жизни музыка Эвтерпы  и музыка Флоры соединились гармонично,  питая друг друга.  Они дарят Маэстро вдохновение, а нам зрителям и слушателям -  наслаждение.  

  И последнее, не по месту  и тем более не по значению - жизнь и творчество Маэстро Кшиштофа Пендерецкого неотделимы от его семьи.  От много десятилетий его царственной супруги и надежной опоры  Эльжбеты Пендерецкой. Только надежный, уютный дом создают творческую атмосферу, необходимую для реализации таланта дарованного Богом.

 Здоровья и творчества, реализации всех - самых дерзких и огромных, свойственных для Вас, Маэстро, планов - Музыки, Музыки, Музыки для Вас, и для нас, слушающих и любящих Вашу музыку. Браво!!!

Не пропусти интересные статьи, подпишись на Кругозор в Facebook

 

Добавить комментарий:

 

Читайте также

Арабо-израильская война: кто закрывает рот правде
Арабо-израильская война: кто закрывает рот правде

 ...Почему поведение террористов из сектора Газы похожи на поведение российских так называемых добровольцев, а на самом деле - международных террористов из России, воюющих на Донбассе?..

На фото — Елена Васильева.

Елена Васильева май 2021

Счастье внутренней свободы 
Счастье внутренней свободы 

«Актерская профессия, безусловно, зависимая, но какое невероятное чувство внутренней свободы она дает!" , - убеждена Елена Яралова - бывшая коллега по театру "Современник-2" и сокурсница Михаила Ефремова, ныне актриса израильского Камерного театра в Тель-Авиве Елена Яралова...

На фото — Елена Яралова.

Иван Дамари май 2021

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Арабо-израильская война: кто закрывает рот правде
Арабо-израильская война: кто закрывает рот правде

 ...Почему поведение террористов из сектора Газы похожи на поведение российских так называемых добровольцев, а на самом деле - международных террористов из России, воюющих на Донбассе?..

На фото — Елена Васильева.

Елена Васильева май 2021

Не всё Лукошке ХАМАСленица
Не всё Лукошке ХАМАСленица

...чтобы ХАМАС похищал летательные аппараты - здесь фантазия оказала бывшему председателю советского колхоза Александру Григорьевичу медвежью услугу...

На фото — Марк Эпельзафт.

Марк Эпельзафт май 2021

Голос Израиля, а рука – Москвы
Голос Израиля, а рука – Москвы

...10 мая из сектора Газа по столице еврейского государства было выпущено несколько дальнобойных ракет. В окрестностях Иерусалима прозвучали взрывы. Вышедшие, как обычно, в День Иерусалима на улицы города праздничные демонстранты разбежались по бомбоубежищам...

На фото — Марк Эпельзафт.

Марк Эпельзафт май 2021

Счастье внутренней свободы 
Счастье внутренней свободы 

«Актерская профессия, безусловно, зависимая, но какое невероятное чувство внутренней свободы она дает!" , - убеждена Елена Яралова - бывшая коллега по театру "Современник-2" и сокурсница Михаила Ефремова, ныне актриса израильского Камерного театра в Тель-Авиве Елена Яралова...

На фото — Елена Яралова.

Иван Дамари май 2021

ОБЩЕСТВО

Что происходит, господа?
Что происходит, господа?

...Неужели обеспеченная жизнь в Америке напрочь стёрла из памяти все страхи и трудности прошлой жизни? Разве не от безысходности мы бежали...

На фото — Павел Балибар.

Павел Балибар май 2021

Блоги

СИЛА В ПРАВДЕ!
Леонид Анцелович : СИЛА В ПРАВДЕ!

«Как только начнем править Конституцию – это уже путь к какой-то нестабильной ситуации. Вот стоит только начать – потом не остановиться будет. Поэтому лучше не трогать основной закон государства».

16 Февраля 2021

Эхо наших дней:  Гитлер – Сталин
Григорий Амнуэль : Эхо наших дней: Гитлер – Сталин

Поводом к этой статье послужили начавшиеся по отмашке с самого верха требования срочно принять закон, ещё более ужесточающий наказание, а главное – полностью запрещающий непредвзятое исследование событий истории периода 1939 – 1945 годов.

06 Февраля 2021

Смертельные игры с SARS-CoV-2 в неравном русском мире
Мустафа Эдильбиев : Смертельные игры с SARS-CoV-2 в неравном русском мире

Отмеченная экспертом "Ведомостей" избирательность обеспечения средствами борьбы с коронавирусом в России приводит к необратимой катастрофе. Так, рекордное за десять лет количество умерших зафиксировано за июнь 2020г.…

05 Января 2021

Еще в блогах

Новости партнеров

x