независимое международное интернет-издание

Кругозор

интернет-журнал

x
март 2018

Михаил Веллер. Охотник за истиной

Землекоп, перегонщик скота, известный писатель и публицист

…Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на годик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку
"Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел". Рассказ о человеке (тут необходима ремарка
о советском человеке), у которого, как у лермонтовского Мцыри, была "одна, но пламенная страсть"
он всю жизнь хотел в Париж. Очень. Этот человек, с виду простой советский обыватель, один из миллионов, а на самом деле - великий мечтатель, крепко, страстно, но безнадежно влюбленный в Париж, стал героем моноспектакля "Хочу в Париж!" Городского драматического театра из Нижневартовска…


Михаил Иосифович Веллер - писатель, философ, историк, публицист

СТРАНСТВУЯ ПО ЖИЗНИ

Член Российского ПЕН-Центра, International Big History Association, Российского философского общества. Петербуржец в седьмом поколении. Родители были врачами. Детские годы провел на Дальнем Востоке и в Сибири. Окончил филологический факультет Ленинградского университета.

Много путешествовал. Летом 1969 года на спор, без денег добрался за месяц из Ленинграда до Камчатки. В следующем году весной уехал в Среднюю Азию, где странствовал до осени.   

Сменил более тридцати профессий: вальщик леса, землекоп, перегонщик импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам, охотник-промысловик, учителбдь, журналист… 

 Осенью 1977 года вступил в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого.

В связи с невозможностью издать книгу в России, в 1979 году Михаил Веллер переехал в Таллин. В 1983 году выходит первый сборник его рассказов "Хочу быть дворником". В 1984 книга переводится на эстонский, армянский, бурятский языки, отдельные рассказы издаются во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше. В 1988 выходит вторая книга рассказов "Разбиватель сердец". Позднее опубликованы "Технология рассказа" и "Рандеву со знаменитостью". В 1991 году в Ленинграде выходит первое издание романа "Приключения майора Звягина", до сих пор являющегося одним из хитов отечественного книгоиздательства. В 1993 году в Таллине издана книга новелл "Легенды Невского проспекта". С момента выхода в свет и по сию пору этот новеллистический сборник пользуется колоссальным читательским интересом. В 1998 году выходит восьмисотстраничная философская "всеобщая теория всего" - "Всё о жизни". Публикуются романы "Самовар", "Гонец из Пизы", книга рассказов "Памятник Дантесу", а также "Кассандра", "Б.Вавилонская", "Легенды Арбата", "Мишахерезада", "Любовь и страсть". 

 В соавторстве с Андреем Буровским написал "Гражданскую историю безумной войны" - книгу, представляющую собой первую в отечественной историографии попытку создать внятный, объективный, обобщающий труд по истории Гражданской войны в России.

В разные годы Веллер читал лекции по русской литературе в университетах Милана, Турина, в датском Оденсе, в Иерусалиме. Выступал перед читателями в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Чикаго. 

"ЭНЕРГОЭВОЛЮЦИОНИЗМ"

Михаил Веллер не только успешный писатель, но и оригинальный мыслитель, разработавший собственную философскую систему, объясняющую основы жизнеустройства от начала начал до сегодняшнего момента и далее в бесконечность. Свои тезисы он излагает доходчиво, разговорным языком, чтобы человек любого уровня образования, смог её осмыслить и сделать инструментом познания себя и мира. Философские взгляды были им обобщены в единую теорию, названную энергоэволюционизмом.   

  В 2010 году на Международном философском форуме в Афинах Веллер выступил с докладом по своей теории, удостоенным медали форума. В 2011 году на Лондонской международной книжной ярмарке прошла презентация четырёхтомника Веллера, в котором он последовательно излагает теорию энергоэволюционизма.    

 Линия жизни писателя и философа Веллера такая же яркая, как и его литературная стезя, отмеченная жанровым, тематическим и стилистическим разнообразием. Лаконичность, отточенная ясность формулировок, стремление "дойти до самой сути", честность, витальность, неподражаемая ирония и энциклопедический диапазон - характерные черты стиля Веллера.  

 Герой его книг - как правило, человек, занятый делом. Несмотря на безалаберность, которая родилась раньше нас, и бездонный экзистенциализм российской действительности, он не погружается с головой в болото безбрежной рефлексии, и поток сознания не уносит его слишком далеко. Правда, временами он с головой погружается в другое болото - с огненной водой, но и оттуда в последний момент выдергивает себя, как, Мюнхгаузен за косицу. Симпатичная брутальность и харизматичность автора в некоторой степени передается и его персонажу. Этот удалец прошел тридевять земель, в огне не сгорел, в "одной воде студёной, а в другой воде варёной" не утонул, на медные трубы не соблазнился. Живет по принципу: "Делай как должно, и будь что будет". Ни от чего не зарекается, но и присутствия духа не теряет. А главное - не теряет чувство юмора.

ВИТАМИНЫ ДЛЯ ДУШИ И УМА

В литературе, как в любви, важно послевкусие: что обнаруживается на дне в сухом остатке в памяти, уме, сердце. Что касается прозы Веллера, скажу с уверенностью: сожалеть о времени, потраченном на чтение, не придется. Его книги - витамины для души и ума, инъекции любознательности и жизнелюбия, обогащенные мудростью понимания мира, почерпнутой из книг и проверенной жизненным опытом того, кто "из касты охотников за истиной".

В 1990 году  в журнале "Звезда" вышел рассказ Михаила Веллера "Хочу в Париж". По его мотивам на камерной сцене Городского драматического театра Нижневартовска был поставлен одноименный моноспектакль. Проект столь успешен, что уже успел покорить и зрителей, и заядлых театралов, и профессионалов, не только собирая полные залы, но и получая самые престижные награды российских и зарубежных международных фестивалей.

СОВЕТСКОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ

  "Если  тебе  повезло, и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж  - это

праздник, который всегда с тобой", - так начинается  книга воспоминаний американского писателя Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже.

   А вот как начинается рассказ "Хочу в Париж" русского писателя Михаила Веллера, родившегося в СССР, трудовая биография которого насчитывала множество самых неожиданных специальностей от охотника-промысловика в госпромхозе до должности младшего научного сотрудника  Государственного музея истории религии и атеизма (ныне Казанском соборе), и которому пришлось потратить годы и массу усилий на то, чтобы хоть какое-то из его произведений было пропущено советской цензурой: "Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на годик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку: "Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел".

   Рассказ о человеке (тут необходима ремарка: о советском человеке), у которого, как у лермонтовского Мцыри, была "одна, но пламенная страсть": он всю жизнь хотел в Париж. Очень. Этот человек, с виду простой советский обыватель, один из миллионов, а на самом деле - великий мечтатель, крепко, страстно, но безнадежно влюбленный в Париж, стал героем моноспектакля "Хочу в Париж!"  Городского драматического театра из Нижневартовска. Режиссер - Вячеслав Зайчиков.

История жизни Дмитрия Коренькова так туго переплетена с историей его любви к "Городу огней", что порой не ясно, какая из этих историй истинная линия судьбы героя: та, из его мечты, или другая, реальная, по советскому паспорту.

  Актер Евгений Наумов показывает героя в разные периоды его жизни. Сначала он  пятиклассник-шалопай, посмотревший в кинотеатре "Трех мушкетеров" и слету, с разбега покоренный и фильмом, и книгой, и упоительно прекрасной, так непохожей на окружающие реалии столицей Франции. Тогда и возникает его мечта, его путеводная звезда, освещавшая с тех пор ему жизненный путь, мечта - побывать в Париже.

  …Ах, эти "Три мушкетера"! Вечная книга, культовая, как сейчас говорят. Ею с одинаковым восторгом зачитывались в разных странах и стар и млад. В мире даже есть несколько памятников Д`Артаньяну - главному герою великого романа. Таков градус читательской любви.

  Обожали его и в СССР. А как иначе? "Три мушкетера" - книга о свободных людях, об аристократизме духа и отношений. "Один за всех и все за одного!" - что может быть благороднее, что способно мотивировать и вдохновлять сильнее! Тут войны происходят из-за прекрасной дамы. Тут честь женщины, честь мундира, честь шпаги превыше собственной жизни. Тут кодекс чести превыше указа короля. И никакого исторического материализма.

Мог ли устоять юный Дима Кореньков? Разумеется, нет. Он по уши влюбился и в роман, и в прекрасный, свободный Париж.     

   Однако молодой человек не сидит сложа руки, а прилагает все силы, чтобы ускорить осуществление заветной мечты. Он в совершенстве овладевает французским, с пристрастием изучает историю Франции, штудирует всю имеющуюся литературу о Париже. Он с закрытыми глазами может найти в Париже любую улочку. Теперь он знает, как вести себя в светском обществе, как одеться по европейской моде, разбирается во французской кухне и самых изысканных винах, но… не имеет возможности их пригубить, не может зайти в галерею Лафайет, пощелкать фотоаппаратом на Вандомской площади, у него нет никаких шансов полюбоваться готическими шпилями Нотр-Дам де Пари, и всё потому, что он живет в захолустном провинциальном городишке в ту историческую эпоху, когда простому смертному нечего думать даже о простом телефонном звонке заграницу, не говоря уже о поездке. Невинное слово "иностранец" становится ругательным.

  Мы сейчас не ощущаем отрицательных коннотаций за этим словом. Но в минувшую эпоху оно могло смутить человека, поразить. Когда Булгаков описывает, как "в час небывало жаркого заката" на Патриарших появляется "иностранец", это означает, что появляется не просто иностранец, а в воздухе возникает нечто удушливо тревожное, таинственное, пугающее. Иррациональный советский дзен  - один из предметов изображения и Пелевина. Эта странная советская мистика входит в жизнь Коренькова.

   И вновь актер преображается. Перед зрителями уже несколько постаревший, растерявший за годы работы на заводе изрядную долю оптимизма человек, обремененный семьей и детьми, так и не разделившими с ним его мечты. Тем не менее,  он не сдается. Герой продолжает стучаться в закрытые двери, используя малейшую возможность приблизиться к мечте, но везде получает отказ, отказ, снова отказ.

  С этого момента история мечты превращается в историю силы духа. Дмитрий растерял все иллюзии, но он чувствует, что в глубине души гонимая и затравленная его мечта всё же жива, как и вера в свою звезду. И как когда-то под влиянием мечты и веры сформировались его яркая индивидуальность, так сейчас они укрепляют его характер и решимость.

Наконец, на пороге шестидесятилетия судьба счастливо улыбается измученному герою. Правдами и неправдами ему удается-таки заполучить многострадальную туристическую путевку в Париж на (о, Боже!) 12 дней. Казалось бы, вот оно - Эльдорадо, город Солнца распахивает перед Дмитрием свои золоченые врата, Аркадия приемлет его в беззаботные, радостные объятия! И сентиментальный читатель, уставший от несправедливости и невзгод собственной жизни, который тоже, вслед за классиком, "обманываться рад", с удовольствием надевает розовые очки, умиленно улыбается, как бы убеждая самого себя: да, дескать, всё не так плохо. Глядишь, и на нашей улице будет праздник…

  Но писатель, а вслед за ним и создатели спектакля пресекают прекраснодушные ожидания неудобным вопросом: а возможен ли хэппи-энд в эпоху лжи и тотальной несвободы? Может ли человек с глубоко личной мечтой и субъективным представлением о счастье достичь его, находясь в рамках системы, созданной для контроля и подавления всего личностного, инакового, индивидуального? Почему Кореньков, словно Золушка после бала, очутившаяся, вместо кринолинов, в застиранном переднике и уродливых башмаках, оказался не в "замирающем Париже", где "плывет весна", а в фальшивом граде-маскараде, в муляже мечты?

 Над этим предстоит размышлять читателям Михаила Веллера и зрителям спектакля "Хочу в Париж!"

  Впрочем, другой литературный персонаж, мучающийся похожей дилеммой - Остап Бендер решает её так: "Все это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана…"

 В финале спектакля во весь рост встает булгаковская мистика. Она сквозит потусторонним холодом сквозь щели бэушного муляжа мечты. Образ Парижа зыблется, развеществляется, распадается на атомы и, как фальшивое зазеркалье, рассыпается острыми брызгами. "Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете"…

  Несмотря на серьёзность затронутых проблем, спектакль легок для восприятия, благодаря юмору и доброй иронии, которые являются характерными чертами авторского стиля Веллера и которые удалось передать актеру.

  Мечта Коренькова - "Город всех влюбленных", поэтому спектакль овеян той же аурой, что и греза главного героя: элегантным флером романтики - отголоском галантного века. На сцене музыка 60-80-х годов в исполнении Евгения Наумова, в записи звучат голоса Шарля Азнавура, Ива Монтана, Джо Дассена.

  В чем же главный урок удивительной истории, рассказанной в спектакле? Или, восклицая по-чеховски: был ли смысл в этих страданиях, в мечте, которой не суждено было сбыться?

  Видимо, смысл был. И был он, вероятно в том, что  Герой, если он Герой с большой буквы, должен слушать свой внутренний голос, следовать собственному призванию и не важно, куда заведет Мечта…

____________
На фото - сцены из спектакля.

Не пропусти интересные статьи, подпишись на Кругозор в Facebook

 

Добавить комментарий:

фото

Виктор Евграфов (Россия)   03.03.2018 09:28

Огромное спасибо Инге Радовой за прекрасный материал о Михаиле Веллере, живом классике российской литературы и философии. Статья от первого до последнего слова пронизана глубоким пониманием сути творчества Михаила Иосифовича, особым чувствованием всех аспектов его потрясающей своим многообразием Личности. Высокая культура языка и стиля изложения делает эту публикацию одной из самых приметных в кругу остальных интересных и содержательных материалов. "Кругозору"повезло с замечательным автором!

  1   0
фото

Inga Radova (Россия)   03.03.2018 09:44

Большое спасибо за теплый отзыв!!!

0   0
фото

Inga Radova (Россия)   03.03.2018 22:25

Благодарю Вас, Виктор!Достоинства этого эссе определяются прежде всего тем, что Михаил Веллер - мой любимый современный писатель и публицист.Еще мне импонирует в нем то,что по духу, энергетике, по свойствам характера он,поистине, человек-мотиватор)

1   0
фото   0   0
фото

Виктор Евграфов (Россия)   03.03.2018 09:56

Инга. тут косяк с авторизацией. Сейчас попробую ещё ещё раз под своей фамилией. Виктор Евграфов.

Огромное спасибо Инге Радовой за прекрасный материал о Михаиле Веллере, живом классике российской литературы и философии. Статья от первого до последнего слова пронизана глубоким пониманием сути творчества Михаила Иосифовича, особым чувствованием всех аспектов его потрясающей своим многообразием Личности. Высокая культура языка и стиля изложения делает эту публикацию одной из самых приметных в кругу остальных интересных и содержательных материалов. "Кругозору"повезло с замечательным автором!

… показать больше
1   0
фото   0   0
фото

Veniamin Novikov   28.02.2018 17:58

Воистину, жизнь подвижника. Спасибо, Инга

  1   0
фото

Inga Radova (Россия)   02.03.2018 04:20

Спасибо,Вениамин)Согласна с Вашими словами! ..К сожалению,забыла упомянуть в материале,что в 1992 году за рассказ "Хочу в Париж",о котором я пишу в этом эссе, Михаил Иосифович был награжден премией Б.Н.Стругацкого "Бронзовая улитка".

1   0
фото
0   0
 

Читайте также

Как судят Михаила Ефремова
Как судят Михаила Ефремова

...Ефремову в прединсультном состоянии отказывали в госпитализации так называемые судебные приставы. В этом процессе всё практически - так называемое. Суд с ангажированной судьей, расправляющейся с неугодными власти людьми. Адвокат обвиняющей стороны, который и не адвокат вовсе. Так называемое участие Ефремова в ДТП (этого просто не было).Так называемые свидетели обвинения. Доподлинное в деле Ефремова только одно - витающий над всем процессом нацистский душок...

На фото — Марк Эпельзафт.

Марк Эпельзафт август 2020

Путеводный Дали. Место силы гениев и бунтарей
Путеводный Дали. Место силы гениев и бунтарей

..когда густое летнее марево обращало бирюзу неба в перламутр, когда в садах обещали прохладу только персиково-розовые облака цветущего олеандра и гибискуса, а на сюрреалистических часах расплавились обе стрелки – тогда...

На фото — Инга Радова.

Инга Радова август 2020

Мужская твёрдость удивительной женщины
Мужская твёрдость удивительной женщины

«Алкоголичка, аферистка, торгует пленными и трупами, хоронит футбольные команды и студентов...», - истошно вопит о ней официальная российская пропаганда. «Вы — вторая Новодворская!»; «Вы — Мать мира!»; «Вы — Герой!», - в дисонанс говорят и пишут в соцсетях люди. А наибольшее впечатление об Елене Борисовне создаёт фильм, с которого «Кругозор» и начинает этот номер.

На фото — Елена Васильева.

Кругозор сентябрь 2020

Новое - вовсе не забытое старое
Новое - вовсе не забытое старое

...Считаю, что не имею права молчать. Нужно отвечать на каждое оскорбление нашего государства, отвечать на ложь. Я не любил советскую власть и большевистскую идеологию. Это было не потому, что подвергался каким-то особым гонениям в СССР. Я в России стал доктором наук и профессором. Однако...

На фото - Мирон Амусья.

Мирон Я. Амусья сентябрь 2020

Когда появится вакцина от коронавируса?
Когда появится вакцина от коронавируса?

...Еще одна новость. Китайская национальная биотехнологическая группа (CNBG) уже имеет две вакцины против COVID-19, испытанных на людях...

На фото - Фирюза Янчилина.

Фирюза Янчилина август 2020

О приговоре Михаилу Ефремову
О приговоре Михаилу Ефремову

Марк Эпельзафт сентябрь 2020

«Высоцкий. Рождение легенды»
«Высоцкий. Рождение легенды»

Марк Эпельзафт сентябрь 2020

Алик. Советская драма

Валерий Зелиговский сентябрь 2020

Разговоры с Вилли о Завтрашнем Дне
Разговоры с Вилли о Завтрашнем Дне

Яков Фрейдин сентябрь 2020

Блоги

Приблизительная вирусология
Виталий Цебрий : Приблизительная вирусология

Как известно, есть науки точные. А есть не очень. Медицина не относится к точным наукам. Ну, а уж говоря о вирусологии...

17 Сентября 2020

О гуманизме в современной России
Григорий Амнуэль : О гуманизме в современной России

Думаю, после всего того, что было показано в последнем фильме Навального, самолет, в котором летел Алексей, в былые времена просто бы взорвали со всеми остальными.

02 Сентября 2020

ПО СЛЕДАМ ГОРОДНИЧЕГО
Леонид Анцелович : ПО СЛЕДАМ ГОРОДНИЧЕГО

Еще в 1836 году Н.В.Гоголь написал комедию Ревизор, где один персонаж высказал фразу, по смыслу смахивающую на откровение Карасева: «Унтер-офицерша налгала вам, будто я ее высек; она врет, ей-богу, врет; она сама себя высекла».

22 Августа 2020

Еще в блогах

Новости партнеров

x