Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимое международное интернет-издание

Кругозор

интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x
ноябрь 2016

Бостонский драматический театр "Хантингтон" открыл новый сезон

Мюзикл "Воскресенье в парке с Джорджем"

...Жизнью сердца живет только Дот, ожидающая ребёнка от равнодушного к ней Джорджа… И ей горько, что он безразличен к ней, оставляет одну, забывает об обещаниях… И тогда от безвыходности она находит ему замену, чтобы уехать навсегда в Америку и забыть Джорджа…
_______________________________
В фотоокне
Алла Цыбульская

Нынешней осенью бостонский драматический театр "Хантингтон", как и в   прошедшем году, открыл сезон,   обратившись  к творчеству   композитора Стивена Сондхейма, необычайно популярного на Бродвее, начиная с 60-х годов  прошлого века.  И вновь завоевал успех не за счет привлекательности ретро, а  благодаря тонкости   материи, положенной в основу сюж ета, красоте музыки, вкусу и  изобретательности режиссера- постановщика   Питера ДюБуа и одаренности актёров…

На этот раз на сцене ожил мюзикл "Воскресенье в парке с Джорджем".

О ком идет речь? Джордж - не кто иной, как художник, создавший уникальный метод в живописи, названный пуантилизмом (способ нанесения красок на холст точками) -  знаменитый  Жорж Сера (1859-1891). Но это скорее выведенный под его именем вымышленный персонаж с вымышленной биографией, чем реальный художник с реальной биографией. В мюзикле предстаёт Джордж, названный на американский лад, а не Жорж - реальный французский художник. Очевидно, автор истории, положенной  в основу  сюжета, - Джеймс Лепайн - выбрал именно Сера для сосредоточения на его  примере власти образности и художественных идей пост- импрессионизма, направления в искусстве, что   продолжало совершать революцию. Джеймс  Лепайн также осуществил как режиссёр первую постановку мюзикла на Бродвее.

С тех пор прошло больше полстолетия. О чём идёт речь? О  том, как был создан  шедевр живописного  искусства: картина  Жоржа-Пьера  Сера "Воскресный день  на острове Гранд Жатт"…

Ни тема, ни сюжет, ни образы не устарели. Режиссёр Питер ДюБуа словно коснулся героев истории волшебной палочкой, и они ожили, заговорив и  запев. Итак, время действия-1884-й год.

… На сцене - парк с бутафорскими деревьями. На заднике в качестве декорации - копия той самой картины Сера "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", очевидно источник вдохновения для Сондхейма.

Это место отдыха в излучине Сены привлекало парижан. Еще одно тому подтверждение - копия другой картины: "Купальщики в Аньере". Художник, оформивший спектакль, Дерек МакЛейн, музейную атмосферу "оживил" дыханием жизни. Предполагается, что лицезрение   картин предназначено для публики. А действующие лица спектакля, словно сошедшие с полотна картины "Воскресный  день", становятся участниками действия…

Игра на сцене начинается с игры предметами. Вот картонное дерево с широкой кроной листвы, в тени которого наслаждаются старая дама (Бубби Стейнбах) и её  молодая служанка (Эми Баркер). Но стоит им ненадолго отлучиться, как дерево, поднятое на тросе вверх, исчезает. И они не понимают, куда делось дерево… А дерево решил стереть со своего  наброска примостившийся сбоку справа от кулис Джордж ( Адам Чанлер-Бера). Так возникает связь между реальностью и воображением, "натурой" и её художественным воплощением.

Было? Не было?

Или вот появляется возлюбленная Джорджа - Дот( Дженни  Барбер). У артистки чудесный сильный высокий голос. Она поёт, рассказывая о своей любви… При этом  не боится быть озорной, затейливо и ярко по сочетанию цветов одета, но довольно долго остаётся   статичной. Ведь попутно она позирует художнику!

Как только все её аргументы исчерпаны, и ария закончена, и взаимности нет, рассерженная  она покидает парк и Джорджа, оставив стоять как вопросительный знак, каркас своего  верхнего ярко-зелёного костюма.  

Выясняется, что её труакар картонный, и может стоять, отделенный от владелицы. Она  входила в него как в домик! Вот почему ее поза долго была  статичной! А теперь она убегает всего лишь в лёгком платье салатного цвета…

Художник по костюмам - изобретательный Роберт Морган, явно выполняет задуманные режиссёром трюки, и они  вызывают не только улыбку удовольствия от сценических сюрпризов, но ощущение   власти живописи в её приемах и решениях…

В парк приходят пары, или семьи, или одиночки, как  безымянный полноватый мужчина в тренировочном костюме, кроссовках и с чёрным пуделем (также картонным), постоянно застревающим на дороге…Тут встречаются друзья и враги, и поди распознай, кто на деле друг, кто враг…

Их и запечатлевает неустанно в набросках   худощавый и молчаливый Джордж (Адам Чанле-Бера). В следующей картине он переносит наброски на полотно в своей студии. И здесь игра предметами продолжается. Джордж  пишет картину, стоя лицом к публике, нанося условно   мазки,  в то время как  картина повешена за его спиной, за прозрачной завесой. Короткие  музыкальные фразы, им произносимые, сопровождаются отрывистыми  движениями кисти в его   руке… Есть особое очарование  в  театральных приёмах, и спектакль ими богат!

Пожалуй, все персонажи картинны. Например, другой художник  Жюль (Джош Брекенридж) и его жена Ивонна(Эми Дохерти). Дружная семейная пара по виду - парижане,  они типичные недоброжелатели, утверждающие, что в картинах Джорджа нет жизни… Их маленькая дочка Луиза ш(Бэйли МакНеал) явно недополучает родительскую любовь…

 Светлые воскресные дни в парке выявляют сущность персонажей. Старая леди бранчлива. Ее служанка  скучает  и ищет свидания с Францем - кучером Ивонны и Жюля, хотя тот женат. Слуги, молоденькие барышни, две из них выведены под одинаковыми именами - Селесты, лодочник, семейная американская пара, мальчики- купальщики - все они  рады полюбопытствовать и поссориться, посплетничать. А Жюль и вовсе при видимой благопристойности готов завязать попутно интрижку…

Жизнью сердца живет только Дот, ожидающая ребёнка  от равнодушного к ней Джорджа… И ей горько, что он безразличен к ней, оставляет одну, забывает об обещаниях… И тогда от безвыходности она находит ему замену, чтобы уехать навсегда в Америку, забыть Джорджа…

Рядом с ней  в парке появляется  не Джордж, а  кондитер  Луи… Джордж недооценён окружающими, зато Луи  всем нравится. Прощай, любовь!  Вечный парадокс: подлинное  искусство не находит понимания,  а  товар, предназначенный для рынка,  расходится  с быстротой.  Bye -bye, Paris!

Действие во втором акте происходит ровно столетие спустя в 1984-м году и не в Париже, а в Америке. Уникальная новая техника Джорджа принесла ему посмертную славу. Цветовые  точки, создающие необычайный колористический эффект, которыми он писал картины, переливаются необычайным богатством света. 

Увы, художник неожиданно умер в расцвете таланта и в возрасте 31- го года. И это биографическая правда. По сюжету мюзикла Дот  родила  ребенка, о котором он не узнал.  И это  вымысел.

На сцене те же актеры, что в первом акте, но они преображены гримом  и костюмами. Они играют другие роли, представая людьми иной эпохи и иной страны.  Кто они?  Исполнитель роли Джорджа

Адам Чанлер-Бера играет пра-правнука художника и его возлюбленной Дот. Он тоже  Джордж, и тоже артист, и тоже художник. Но не такой талантливый… И вокально  партия,  которая  разделена на две части потому,  что отдана двум  образам, становится    интенсивнее. Художник Джордж   был молчаливее, чем  нервический его потомок.  А  внешнее сходство поначалу даже сбивает с толку…

Зато гримом  преображена Дот.  Дженни Барбер играет дочь Дот- Мари, прабабушку нынешнего Джорджа.  Из молоденькой  красотки она  превращена в глубокую старуху 98-ми  лет,  в инвалидном кресле. Она седа, гладко причёсана и рассказывает о том, что её мать на смертном одре рассказала ей семейную историю… А в качестве доказательства оставила  учебник английского с пометками на французском. Эти двое и  группа гостей собрались в  музее на презентации  картин   художника - потомка  Сера. 

Но в этом же музее висит и картина  "Воскресный день на острове Гранд-Жатт". Мари говорит об образе ее матери - Дот  на  выставленном полотне.  Между тем, в музее представлены  картины нынешнего  Сера  под названием    "Хромолюмы"("Chromolumes"), что  означает комбинирование света и красок. Находки в технике праправнука не  рождают такое чувство восхищения, какое вызывает творчество  его гениального прапрадеда…

И вдруг становится очевидно, что на картине "Воскресный день"   персонажи не смотрят  друг на друга…. Между тем, собравшиеся перед картиной в музее гости  вступают в непрерывное общение. Боже, как знакомы  их платья  и мода!  80-е годы прошлого века - это наше время!  Давно  забыты кринолины затянутых в корсеты  дам! И напуск ниже талии, называемый фижмами… Нынешняя  экстравагантность  немного гротескна: яркий лак  на ногтях, короткие не по возрасту платья,  обилие браслетов, цепочек  и   позументов - все то, что можно полагать крикливым… Но жизнь продолжается, а тема искусства и  выбора на жизненном пути  художника остаётся.  Поэтому  внезапно театр ослепляет напоминанием  о прошедшем времени из первого акта, и видением  драматического прощания в  парке, где  когда-то пробегали безмятежные дни и  была пережита неоцененная Джорджем  любовь…

Как  просила Дот  у него  свой портрет  перед отъездом, но он отказал… У него была задача:  на картине "закончить шляпу" для   неё … Так возникает  его ария Finishing hat! И в его голове роятся образы,  среди  которых женская фигура с зонтиком. Она появится в  его знаменитой  картине!  А двое - Дот и Джордж - расстаются, спев дуэт " Мы не принадлежим друг  другу"…

Все было, и все прошло… И парка уже  нет. Теперь знакомое место стало неузнаваемым, застроенным…

Одиннадцатью   музыкантами в оркестре управляет дирижер Эрик Стерн, музыкальные номера сменяют один другой в контрасте настроений и красок…

В этом мюзикле очарование живописи и богемы предстает воплощенным в  двойных ролях, в дуализме эпох, во влюбленности невпопад, в какой-то странной  связи  продолжения событий или раскрытия их значения спустя целый век…

Как в старых добрых комедиях, здесь представлены господа, молодые барышни, слуги  в  любовных притязаниях(Служанка Фрида и кучер Франц), деловые люди, непрактичные мечтатели, заурядные  служащие и   томимые мечтами композиторы... 

И все- же самая главная тема  спектакля это посвящение артистическим творениям загадочного художника, его поиску любви,  вдохновения и профессионального умения творить  искусство.

__________________________________
На фото: Сцена из спектакля; Картина  Жоржа-Пьера  Сера "Воскресный день  на острове Гранд Жатт".

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram

90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО

"Великий поэт" (Ранее не опубликованные фотографии Евгения Евтушенко)
"Великий поэт" (Ранее не опубликованные фотографии Евгения Евтушенко)

Противоречивого, безмерно талантливого, пытавшегося всю жизнь то приспособиться к миру и людям, которые его окружали, то взмывающему над ними, как буревестник.

Михаил Шур август 2022

Стихи Евгения Евтушенко
Стихи Евгения Евтушенко

Петровское окно

Закрыть Россию, ее Слово?
Да это же такая стыдь,
как изолировать Толстого
и Достоевского закрыть?

Бессмертный полк

И не иссякнет Русь, пока
Течет великая река
Из лиц Бессмертного полка.

Кругозор август 2022

УГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Загадка пистолета Эймса
Загадка пистолета Эймса

Каждому коллекционеру оружия время от времени попадалось оружие с "легендой!, которая передается от владельца к владельцу. Может быть это пистолет, который, согласно легенде, принадлежал самому Бонапарту. Или мушкет, принадлежавший великому вождю краснокожих.

Влад Богатырев август 2022

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x