Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

АМЕРИКАНСКИЙ ФЛАГ… В ПОЛТАВЕ,

или Операция "Френтик"

Опубликовано 2 Июня 2014 в 10:32 EDT

Александр Брусенский
В одном из залов Полтавского музея авиации и космонавтики внимание экскурсантов всегда привлекает большое звездно-полосатое полотнище флага США. И хотя сотрудники музея заботливо его сберегают, видно, что время, все же, оставило свои следы на экспонате, который напоминает о славной странице в истории взаимоотношений двух государств - США и уже канувшего в Лету СССР. И эта страница на писана в Полтаве…
Гостевой доступ access Подписаться

В одном из залов Полтавского музея авиации и космонавтики внимание экскурсантов всегда привлекает большое звездно-полосатое полотнище  флага США. И хотя сотрудники музея заботливо его сберегают, видно, что время все же оставило свои следы  на экспонате, который напоминает о славной  странице в истории взаимоотношений  двух государств - США и уже канувшего в Лету  СССР. И эта страница написана в Полтаве…

Полтавский аэродром для союзников

Этот американский стяг  - свидетель строго засекреченной масштабной воздушной военной операции, проводимой государствами антигитлеровской коалиции, которая приблизила разгром нацистской Германии и освобождение Европы от коричневой чумы. В историю второй Мировой войны она вошла под названием "Френтик". Идея ее проведения возникла в штабах союзников при подготовке плана авиационного наступления на объекты нацистов в Европе летом 1944 года. После тщательного планирования американское командование отдало предпочтение так называемым массированным "челночным" бомбардировкам объектов врага в Европе. По плану союзников, сотни американских бомбардировщиков должны были взлетать с аэродромов вблизи территорий, занятых нацистами, и после бомбардирования заранее определенных целей, садиться на ближайших аэродромах, откуда после заправки и пополнения боезапасов снова взлетать на бомбардирование немцев с посадкой на первом аэродроме. После тщательного анализа было принято решение разместить американские самолеты-бомбардировщики на авиационной базе в Полтаве, которая к тому времени уже была освобождена от фашистов, и местный военный аэродром  по своим характеристикам мог принимать гигантские американские "летающие крепости".

В музее можно узнать, что первые американские специалисты прибыли в Полтаву в апреле 1944 года. На них возлагалось задание подготовить взлетно-посадочную полосу (ВПП) к посадке американских бомбардировщиков. Для этого необходимо было удлинить ее на 300 метров, усовершенствовать инфраструктуру базы так, чтобы обеспечить охрану аэродрома и создать необходимые условия для летно-технического состава. Все это было сделано в короткие сроки с помощью советских военнослужащих. С воздуха базу прикрывала специальная истребительная дивизия противовоздушной обороны, а с земли - зенитные батареи.  

2 июня 1944 года небо над Полтавой огласилось ревом первых американских "челноков" В-17. Эти "летающие крепости" в составе 750 бомбардировщиков 15-й воздушной армии США бомбили немецкие военные объекты в Восточной Европе. Большинство  самолетов после выполнения задания приземлились на аэродромы Италии, а 64 машины сели в Полтаве. Недалеко от областного центра - на аэродроме в Миргороде, приземлились 70 истребителей прикрытия "Мустанг". После отдыха, ознакомления с базой,  технического обслуживания и пополнения боезапаса, американцы 6 июня снова вылетели на бомбардировку немецких объектов в Европе. В частности,  морского порта и аэродрома в Румынии. После налета "летающие крепости" совершили посадку в Италии. Из документов, хранящихся в музее, можно узнать, что в период с 2 июня по 19 сентября 1944 года самолеты 8 и 15 воздушных армий США осуществили с полтавского аэродрома 19 налетов на объекты противника в Европе.  А количество американских военнослужащих на базе достигло 1236 человек.

Финал операции "Френтик" известен: командованию не удалось сохранить в секрете от немцев аэродром базирования "летающих крепостей".  В ночь с 21 на 22 июня 1944 года с территории еще оккупированной немцами Белоруссии в направлении Полтавы вылетели восемь десятков фашистских бомбардировщиков. Аэродром осветили осветительными бомбами и на протяжении двух часов немецкие летчики методично уничтожали все, что попадало в поле их зрения. Результат налета стал трагическим: из 137 В-12, которые в ту ночь базировались на аэродроме, сгорели 43, Еще 45 были повреждены. Кроме "летающих крепостей" были уничтожены 15 "Мустангов" и еще несколько самолетов других типов. От разрывов  бомб погибли трое американских пилотов. Большие утраты были и среди советских военнослужащих. Особенно среди зенитчиц - молодых девушек, призванных на военную службу.

Память о боевом содружестве

Музейные экспонаты помогают воссоздать картину семидесятилетней давности, когда советские и американские военнослужащие вместе сражались против нацистской Германии, навязавшей миру неслыханную кровопролитную войну. Причем, операция "Френтик", одним из мест проведения которой стал военный аэродром в Полтаве, началась еще до официального открытия второго фронта - высадки союзников в Западной Европе и приблизила общую победу над коварным врагом.

О пребывании американских солдат и офицеров в областном центре напоминают  в музейной экспозиции немало вещей. На фотографиях того времени можно увидеть, как вместе советские и американские военнослужащие готовили самолеты к боевым вылетам, мелом и краской делали надписи на бомбах на русском и английских языках. Вместе и отдыхали, играли в волейбол. Американцы общались с местным населением, знакомились с обычаями украинского народа…

Американскую базу в Полтаве посетили в то время многие официальные лица СССР и США. Побывал здесь и сын американского президента  Эллиот Рузвельт. Своими впечатлениями от увиденного он поделился с читателями в своих мемуарах "Его глазами".

"В апреле (1944 года - Авт.) появились первые реальные признаки того, что обсуждавшийся в Тегеране план организации "челночных" бомбардировочных полетов между Англией и Советским Союзом, а также между Советским Союзом и Италией начинает осуществляться. В штаб экспедиционных сил союзников прибыл советский генерал, который вел предварительные переговоры и затем вернулся на родину. В мае мне сообщили, что я должен буду сопровождать генералов Фреда Андерсона и Теда Кэртиса и нескольких штабных офицеров 8-й армии, отправлявшихся в Россию для осмотра намеченных для нас аэродромов и урегулирования всех подробностей перед началом челночных операций.

Помню я и обед в гостинице "Москва" с семью американскими корреспондентами; в короткое время, имевшееся в нашем распоряжении, они рассказали мне кое-что о стране, где они находились.  Они сообщили мне, что для русских лозунг "все для войны" означает действительно все для войны - в самом буквальном смысле слова.

И я помню полет, который мы совершили, осматривая аэродромы, выделенные для наших челночных операций; особенно мне запомнился аэродром в Полтаве, который до войны не уступал нашему аэродрому Рандольф в Техасе, а когда мы его видели, - находился еще почти в том же разгромленном состоянии, в каком его оставили нацисты. Здесь же я впервые увидел красноармейцев за работой и проникся уважением к энергии, с которой они преодолевают всякие препятствия. Чтобы построить аэродром, русским приходилось ставить на тяжелую физическую работу тысячи нестроевых солдат, и они поразительно быстро и хорошо справлялись со своим делом. Тут же работали и женщины - здоровенные амазонки, которым ничего не стоило перекидывать 50-галлонные бидоны бензина, как мячики…".

Покидая Полтаву после завершения операции "Френтик", американские военнослужащие, по свидетельствам очевидцев, прошли торжественным маршем через центр города. На память о пребывании в областном центре и, как дань уважения мужеству советских военнослужащих, командир базы передал представителям советского командования американский флаг, который все дни, пока продолжалась операция, развевался над базой военнослужащих США. Кстати, отмечают музейные работники, на нем нашито не 50 звезд, а 48 - по количеству штатов, которые тогда входили в федерацию. Знамя долгое время хранили в полтавском горисполкоме. А когда начали собирать экспонаты для созданного музея авиации и космонавтики, вспомнили про бесценную реликвию, которая заняла свое место в экспозиции, посвященной операции "Френтик". 

В память о боевом сотрудничестве армий СССР и США в Полтаве в 1994 году установили памятный знак. Его торжественно открыли 23 сентября - в день города и 50-летия операции "Френтик", на улице маршала Бирюзова рядом с контрольно-пропускным пунктом военного авиагородка, где тогда жили военные авиаторы и их семьи. Отдельную экспозицию, посвященную "челночной" операции, открыли и в военно-историческом музее 13-й гвардейской тяжелобомбардировочной авиационной дивизии, которая более полувека дислоцировалась  в Полтаве.

Открытие памятного знака стало поводом для первого официального визита в Полтаву, которая была закрыта для иностранных военнослужащих из-за того, что там активно действовала мощная авиационная база, где разместились секретные на тот час самолеты  Ту-22М3, которые на Западе называли "бекфайерами", американских военнослужащих.  Американцы прилетели в гости на трех военных самолетах  КС-10, Б-1-Б и Б-52. В составе делегации были трое непосредственных участников операции "Френтик" - Д. Стюарт (он первым посадил свой самолет 2 июня 1944 года на полтавский аэродром), Ч. Бичама и Л. Кул.

Через два года американские военнослужащие снова ступили на бетонное покрытие полтавского аэродрома. 22 мая 1996 года в областной центр прилетели 36 военнослужащих США, чтобы почтить память участников операции "Френтик".

Как и во время первого визита, американцам организовали экскурсию в  музей авиации и космонавтики. Со священным трепетом они прикасались к американскому флагу, напоминавшему о героической странице истории во взаимоотношениях союзных государств в годы второй Мировой войны…

Сегодня в Полтаве активно готовятся отметить 70-летие операции "Френтик", которая навсегда вошла в славную летопись боевого содружества армий СССР и США и показала, что народы, живущие в разных общественных системах, могут стать выше идеологических разногласий и объединится для достижения совместной цели - победы над общим врагом.

__________________
На фото: 1. Директор Полтавского музея авиации и космонавтики Андрей Пушкарев со знаменем американской базы.  2. Памятный знак, установленный в честь совместной советско-американской операции. 3. Американские военнослужащие в Полтаве. Май 1996 года. Фото автора.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка