обычная версиямобильная версия
подписка

независимое международное интернет-издание

Кругозор интернет-журнал
  Держись заглавья, Кругозор, всем расширяя кругозор. Наум Коржавин.
декабрь '11
ОСТРЫЙ УГОЛ

ПРОЩАЙ, "НЕМЫТАЯ РОССИЯ"

Кто же автор?

Задумаемся о происхожении и живучести расхожей фальшивки

ПРЕДИСЛОВИЕ С РАЗДРАЖЕНИЕМ

Вы думаете, я о Лермонтове? Отнюдь нет! Благороднейший наш соотечественник не имеет никакого отношения к одному из самых известных стихотворений русской литературы, которое публикуется уже более века под его именем и принимается читателями как само собой разумеющееся, отражающее и ощущение автора и  действительность.  Отчего так? 

Прежде, чем указывать обвинительным перстом на истинного сочинителя этой  стихотворной мерзости, и предавать его казни  осуждением, призываю пристальней вглядеться в самих себя. Вот он - коллективный лжец-очернитель - вся наша русскоговорящая, с колыбели, общность. Разве не все мы, за редким исключением, с каким-то сладострастием, дай только малейший повод, обгаживаем всё родное, вечное и святое? Особенно в задушевных разговорах. И подобострастно, с жаром, поддакиваем иноземцам, когда они политкорректно,  подыскивая слова, намекают на исконное свинство русских. Обеляет нас в этом в некоторой степени лишь то,  что, разглядев в собеседнике убеждённого русофоба, способны тут же дать отпор, доказывая с тем же жаром обратное. А если тот заморский русофоб вдруг  возымеет желание с оружием в руках полезть в наш (как мы поспешили согласиться с ним) "отечественный свинарник", чтобы его почистить (вернее, обчистить), то, без рассуждений, "и сурово брови мы насупим…".  Вот такие мы непреклонные. Как пить дать, накостыляем шею всякому, кто рот не прополаскивает, раскрывая его на Святую Русь, всем этим  карлам, жакам, фрицам, прочим немцам. Да так вдохновенно, что, по обычаю своему, не заметим самых опасных русофобов. А они среди нас затесались.     Вот хотя бы этот -  Митрий-Митричем представляется - с отёкшим лицом интеллигентного пьяницы. Пока его рассматриваем, вспомним два стихотворения. Оба проходили в школе.

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ЯКОБЫ ОДНОГО АВТОРА

1. Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.


2. Прощай, немытая Россия

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Рукопись первого стихотворения  до нас дошла. Рука Лермонтова. Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX , потом в журнале "Русская старина" под его именем через 46 (!) лет после роковой дуэли. Причём, каноническому "пашей" в той публикации в списках предшествует "вождей", есть вариант "царей".  Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.

Первооткрывателем гласно назвался  историк П. Бартенёв, известный археограф и библиограф. В частном письме он ссылается на некий "подлинник руки Лермонтова", так никому и не показанный. Никто не видел его. Таинственным образом исчез. Позже, в своём журнале "Русский архив", Бартенёв  печатает приписку: "Записано со слов поэта современником". Подлинной записи того безымянного "современника" также до сих пор не нашли. Странные пропажи, согласитесь.


П.И. Бартенёв.Фото.70-е гг. 19в.

Теперь посмотрим на оба произведения глазами неискушённого в поэтическом искусстве читателя. Если то и другое сочинение принадлежит одному автору, то какие-то совершенно разные России он описывает. Первую любит. Чувство своё называет "странным", так как вроде бы, при взгляде со стороны, не могут вызывать "отрады"  "печальные деревни" с "избами, покрытыми соломой", не яркая, бедная формами и красками равнинная природа и гибельные "разливы рек". Но Россия для Лермонтова и для тех, кому он адресует лирическое признание, - Родина. А это придаёт "странности" индивидуальный смысл радостного изумления. Будь наш поэт, например, вояжирующим по империи французом (вроде изначально настроенного на неприязнь маркиза де Кюстина), он непременно бы отметил на деревенском празднике глумливых, бранящихся крестьян. Но влюблённому в свою бедную, несовершенную родину московскому дворянину слышится не сквернословие, а "говор"; и не мужиков, а покладистых "мужичков". 

Во втором стихотворении автор (Лермонтов? Другой?) не "скачет в телеге просёлочным путём", оглядывая окрестности влюблённым взором. Он, что есть мочи, бежит из России, спешит покинуть ту же самую Родину, которую в одноименном стихотворении "любил странною любовью". Хочет оказаться "за стеной Кавказа" в окружении чужих ландшафтов, среди племён, для которых он враг, ибо завоеватель. Мечтает "сокрыться" то ли от каких-то "вождей", то ли от "пашей", хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет). Он не замечает природы, которая его умиляла с детства, не слышит "говора пьяных мужичков". Теперь они у него только "послушный голубым мундирам народ", рабы из "страны рабов и господ".  Автор отказывается назвать её Родиной, она… "Немытая Россия". 

Можно подумать, что стихотворцу, на бегу, было не до подбора определения; вплёл в строчку, что на раздражённый ум пришло, лишь бы в ритм.

Но Лермонтов не таков. В его подлинниках каждое слово со смыслом. Нет, не мог он изменить гению, коим наградил его Творец. Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку "Прощания с морем", что написал его кумир, невольник чести: "Прощай, свободная стихия!". Публицист П.Краснов отметил в "Немытой России"    "кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова… Анализ  показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так, "голубые мундиры", "паши" не встречаются у автора "Родины" нигде более". "Грубость, топорность строк" увидел в этом стихотворении Г.Клечёнов.


О РУССКОЙ БАНЬКЕ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТАЗИКАХ

Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества - с первой строки.  Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий.  "К слову сказать, - пишет П.Краснов, -  словосочетание "немытая Россия" если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки". 

Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же - в деревнях. В мадьярской Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян - речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было воскликнуть: "Привет, немытая Европа!"


Б.Кустодиев.Русская Венера.1926 г.

НЕМНОГО СОМНЕНИЙ, ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ

И всё-таки, сделаю теоретическое допущение: а вдруг  оба стихотворения написал действительно Лермонтов под воздействием паршивого настроения!  Точнее, "один из двух" Лермонтовых, разделённых в его физическом теле каким-то событием, что меняет в человеке сознание, приоритеты, взгляды на себя и окружающее. Мы знаем хулиганствующего безбожника и придумавшего себе республиканские взгляды Пушкина первых семи лет после Лицея. И знаем совсем другого Пушкина, остепенившегося, признавшего Бога, сторонника просвещённого самодержавия, кем он оставался до последних дней. Таковым его сделало судьбоносное сельцо Михайловское - "приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Процесс перерождения, в интенсивной фазе, длился с 1824 по 26 год. Он почти надвое разделил поэтическую жизнь гения в печатный её период: 9 лет до северной ссылки и 10 - после. 

Лермонтов написал "Родину" в 1841 году, незадолго до смерти. "Немытая Россия" могла бы теоретически появиться под его пером, когда он, после отпуска, в том же году возвращался в свой полк на Кавказ. Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения "Смерть поэта" уже собирался по Высочайшему повелению отправиться  на войну с горцами, то такой "залп грязью" в сторону трона стал бы сразу услышан всеми. Выходит, между двумя стихотворениями, резко противоположными по тональности, считанные месяцы, если не недели, а то и дни. Этого временного отрезка недостаточно для мировоззренческого перерождения человека, тем более байронического склада ума. Этот вывод был бы весом в рассуждениях, если бы мы гадали, писал - не писал "немытую Россию" человек, которому критика и  вдумчивые читатели пророчили занять место рано ушедшего Пушкина.  Однако гадать нечего. Автор известен. Только уточним: автор фальшивки.

СОУЧАСТНИК

Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения "Прощай, немытая Россия", сначала  в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. Сей  человек посвятил всю жизнь отысканию и публикации неизвестных материалов и литературно-биографических документов о русских писателях. Благодарны мы ему и за возрождение интереса к Пушкину, после яростного его развенчивания Писаревым.  Но у  известного археографа было, как говорится, "рыльце в пушку". Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради "сенсационных открытий" он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные  подлоги.  Притом, он осторожно сотрудничал с Герценом, которого в своё время "разбудили декабристы" и который "звал Русь к топору" на безопасном расстоянии, из Лондона.  Для бесцензурной печати требовались "разоблачительные" сочинения признанных  поэтов и прозаиков. Если таковых произведений не хватало, их сочиняли "под известные имена" скорые на руку виршеплёты-либералы. Сам Бартенёв писательскими талантами не блистал. Как-то он осилил несколько строк с помощью заимствований у Пушкина, но  честно признался в своей поэтической бездарности. К его удаче объявился  единомышленник, мастер стихосложения, ставший другом, тот самый, с одутловатым лицом, что представлялся Митрий-Митричем.

МИСТИФИКАТОР

Д. Д.Минаев в пореформенной России заслуженно пользовался известностью едкого сатирика, талантливого пародиста и бесовски весёлого мистификатора. Был выпить не  дурак,  душа компании.  Удачно (ну, почти оригиналы!) пародировал классиков поэзии, от Данте до Пушкина (последнего, на потеху зубоскалам,  высмеял пародийным романом "Евгений Онегин наших дней"). Доставалось от него и прозаикам, даже Льву Толстому.


Д.Д.Минаев.Фото. 60-е гг. 19 в.

Однажды (дело было в 1873 году), когда издатель "Русского архива" особенно нуждался в свеженьком разоблачительном документе самодержавия, Минаев принёс другу чудесным образом обнаруженное стихотворение, которое начиналось разящими, с запашком немытого народного тела,  словами "Прощай, немытая Россия".

"Пушкин, что ли?", - спросил Бартенёв, вспомнив первую строку известного послания "К морю", написанного, когда опальный поэт прощался со "свободной стихией", отправляясь в Михайловское. "Нет, Лермонтов", - ответствовал хмельной, по своему обычаю, Минаев.  Прочтя всё восьмистишие, Бартенёв, поразмыслив, согласился. Тот же Минаев,  ухмыляясь в бороду,  недавно ознакомил его с сатирической поэмой "Демон", в которой были такие строки:

"Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире.
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех".

Хотя подписи не было, Бартнёв без объяснений понял,  кто автор этого другого "Демона". "Голубой мундир" выдавал сочинителя "Немытой России" с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда  и нигде не применял это словосочетание. Однако  разоблачать мистификатора  не было  информатору Герцена никакого резона.

Увы, на сей раз ошибся Бартенёв. Как писал наш современник В.Хатюшин, пародийная мерзость ряженого под демократа Минаева, звучащая кощунственно и отвратительно, пережила и царизм, и социализм (в том числе развитой") и уютно чувствует себя в постсоветскую эпоху. И, что невыносимо, она стала частью литературного наследия Лермонтова.

СОЮЗ МЕРЗАВЦЕВ И НЕВЕЖД

Актом грамотной идеологической войны назвал П.Краснов введение этой фальшивки в учебники, начиная с советских; её неограниченного тиражирования. По сути, "кричащая русофобия", выраженная в стихах, стала как бы визитной карточкой  великого поэта.  И все усилия опровергнуть авторство Лермонтова таких авторитетных исследователей, как академик Скатов, например,  сводятся на нет невеждами  и сознательными мерзавцами. Недавно в одном из "телешоу" публичный писатель Быков вновь смаковал "немытую Россию", цитируя якобы Лермонтова. Ну, с невеждами понятно. А какую цель ставят "сознательные мерзавцы"?  Ведь, благодаря авторитету гнусно "подставленного" здесь  Лермонтова,  каждое новое поколение со школьных лет  привыкают видеть Родину "немытой", то есть  в облике мирового бомжа,  неопрятной, дурно пахнущей,  убогой на фоне чистенького, ухоженного, густо благоухающего французскими духами, но экономящего воду Запада.   Кто заинтересован в русофобском штампе, безумно заложенном в подсознание  людей, читающих на русском языке?  Разумеется, те силы, что ставят целью манипулирование сознанием насельников огромный страны, которая для атлантического мира как кость в горле, как досадное бревно, которая лежит веками на пути их вселенской экспансии.

Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова - "Родину", "Бородино", да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта "Вестник литературы" откликнулся такими словами: "Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими "богатырями пера" обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...". В.О.Ключевский писал: "... вспомните РОДИНУ Лермонтова... Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов".

Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:

Кругозор в Facebook

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
фото

ddffddf   21.06.2013 15:16

LErmontov eto pisal, ruski, i vi ot etoy pravdi ne otmoetes nikogda ruski, i KAVKAZ vsegda byl siloy, centrom svobodi i istochnikom civilizacii kak minimum evropeyskoy a vi pomes mongoloido finno ugrskih rabov
  - 0   - 0
фото

Дмитрий (Благовещенск)   31.07.2013 07:52

Чучело, заруби на своём носу: сколько не произноси "халва" - слаще во рту не станет. Сколько не трепи своё убогое "Лермонтов это писал, вы от это правды не отмоетесь" - дешевый трёп так и останется дешевым трёпом. Ты ублюдок, который ест детей, и от этой правды ты не отмоешься никогда. Сильно звучит? Вот и твой высер из той же оперы. Кавказ никогда не был ни "силой", ни уж тем более источником цивилизации, там всю жизнь дикари. И свобода их - не человеческая, это свобода стаи шакалов. Также и про "помесь" - ты этот бред рассказывай где-нибудь в другом месте. Я в принципе не против быть потомком финнов, да проблема в том, что это не так и ничего общего у русских с финнами нет
- 0   - 0
фото

Самира   12.07.2014 16:17

Дмитрий из Благовещенска, Вашим комментарием Вы наглядно, в письменной форме, продемонстрировали кто именно здесь дикарь.
В следующий раз подумайте дважды, прежде чем выплескивать наружу свои комплексы.
- 0   - 0
фото

Розочка (Россия)   28.08.2012 17:41

Лучше и чище  всех хоть душой, хоть телом — моя Россия!!!
  - 0   - 0
фото

Миша   22.06.2014 06:25

А очереди за туалетной бумагой забыли?
- 0   - 0
фото

Влад (Россия)   18.08.2012 10:24

///Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.///



Можно добавить, что согласно «Лермонтовской энциклопедии»: "<i>Неизвестны доныне ок. 100 автографов стихотворений Лермонтова (прибл. четвертая часть их общего числа), среди них: «Нищий», «Умирающий гладиатор», «Бородино», «Ветка Палестины», «Дары Терека», «Воздушный корабль», «Завещание», «Из под таинственной холодной полумаски» (...) Из поэм утрачены автографы полного текста «Сашки», а также автографы «Моряка», «Хаджи Абрека», «Монго», «Песня про… купца Калашникова», «Тамбовской казначейши», последней ред. «Демона». Погибли многие письма, к-рые Лермонтов посылал с Кавказа моск. и петерб. друзьям</i>" (ст. «Рукописи Лермонтова»). А то можно подумать, что лермонтовский архив безупречно сохранился и только одного «Прощай, немытая Россия» почему-то не найдено.



<lj-cut>///Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX, потом в журнале «Русская старина» под его именем через 46 (!) лет после роковой дуэли.///



Тоже можно добавить, что всего после 1873 года было опубликовано 42 стихотворения Лермонтова, <a href=«www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/doksa/2006_10/264-272.pdf»>автограф которых неизвестен. Среди них есть и незначительные стихотворения в альбом. Несмотря на отсутствие автографа, их принадлежность Лермонтову никем не оспаривается.</a> А то опять-таки можно подумать, что сразу после роковой дуэли опечаленное правительство выпустило бесцензурное лермонтовское ПСС.





///от «пашей», хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет).



не слышит «говора пьяных мужичков». Теперь они у него только «послушный голубым мундирам народ», рабы из «страны рабов и господ».///



Видимо, «будучи навеселе» Лермонтов написал стихотворение «Жалобы турка» (автограф сохранился), со словами: <i>«Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна!». </i> и закончил его словами: <i>«Ах! если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; — Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? — все мы человеки!...»</i> Казалось бы, с чего бы это поэт Российской империи решил написать жалобы от имени жителя Османской империи и какую такую «истину скрывала ложь»? Неужели Лермонтов находил между Российской и Османской империями что-то общее?



И уже без всяких намёков Лермонтов высказался в незаконченном романе «Вадим» (автограф сохранился) <i>"<b>Русский народ</b>, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем, но справедливо, он согласен служить — но <b>хочет гордиться своим рабством, хочет поднимать голову, чтоб смотреть на своего господина</b>"</i>. Выясняется, что Лермонтов, действительно,  считал Россию «страной рабов и господ» (а чем она, собственно, была до отмены крепостного права?). Что, впрочем, ничуть не мешало ему любить «говор пьяных мужичков» и уважать «сторукого исполина».





 ///Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку «Прощания с морем», что написал его кумир, невольник чести: «Прощай, свободная стихия!».///



Дело вкуса. На мой вкус противопоставление «свободной стихии» и «страны рабов и господ» не «грязно исковеркало» стихи Пушкина, а подчеркнуло противоестественность, ненормальность существования рабства.



Факт, что в творчестве Лермонтова постоянно встречаются реминисценции из пушкинских стихотворений, в т. ч., <a href=«feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-356-.htm»>и такие случаи, когда связь стихов Лермонтова со стихами Пушкина идет, так сказать, со знаком минус — выражается в сознательном следовании пушкинским темам, мотивам, художественным образам и одновременно в сообщении всему этому иной, подчас прямо противоположной, окраски.  с переосмыслением пушкинских мотивов</a>.



Например:



Пушкин:



<i>Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою

Среди тревог и в тишине

Я насладился… и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть. </i>



Лермонтов:



<i>За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей,

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.</i>



Т. е., переворот смысла пушкинского стихотворения.





///Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий.



Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки.



Так что вправе было воскликнуть: «Привет, немытая Европа!»///



Надо обладать особо извращённым умом, чтобы понять первую строчки стихотворения, как «Прощайте, немытые низшие сословия, я еду в чистую Европу к французским дворянам». Речь, как легко заметить, идёт об отъезде на Кавказ, отнюдь не бывший в русской поэзии символом гигиены. Зато Кавказ для Лермонтова был -символ свободы (см. Лермонтовская энциклопедия, ст. «Кавказ»), «жилище вольности простой» (стих-е «Кавказу»).  Следовательно, «немытую Россию» надо понимать метафорически, а не буквально (что, собственно, все лермонтоведы и делают).





///Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения «Смерть поэта» уже собирался по Высочайшему повелению отправиться на войну с горцами, то такой «залп грязью» в сторону трона стал бы сразу услышан всеми.///



Радует, что автор заметил, что стихотворение — это «дерзкий вызов власти», а не России. Ничего не мешало Лермонтову написать стихотворение в 1837 и оставить его в личном архиве (для себя, или для времени когда скандал со «Смертью поэта» поутихнет, или для будущих поколений). Редакторы собрания сочинений Лермонтова 1957 года так и считали: <a href=«lib.ru/LITRA/LERMONTOW/pss1.txt»>обращение к  «немытой  России»  и написанное весною 1841 г. стихотворение «Родина»  вряд ли могли быть созданы в  течение одного месяца:   слишком отчетлива разница  в трактовке патриотической темы. Между  тем стихотворение  «Прощай,  немытая  Россия...» гораздо  легче сближается с  пафосом заключительной строфы «Смерти Поэта»  и позволяет  по-новому понять идейную эволюцию  Лермонтова.  В  связи  с  этим стихотворение относится  в нашем издании к 1837  г.--  времени первой ссылки поэта.</a>





///Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения «Прощай, немытая Россия», сначала в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. ///



На самом деле, первым напечатал стихотворение П. А. Висковатов (Русская старина. 1887, № 12, стр. 738—739). В 1880-е годы он опубликовал в «Русской мысли» и «Русской старине» многие прежде неизвестные стихотворения Лермонтова, извлечённые из черновых рукописей, преимущественно лермонтовского музея (Лермонтовская энциклопедия, ст. «Публикации»). Нельзя исключать, что в его руках была и рукопись «Прощай, немытая Россия», впоследствии утраченная. В публикации в «Русской старине» Висковатов однозначно называет автором Лермонтова.





///Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради «сенсационных открытий» он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные подлоги.///



Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: <a href=«www.rulex.ru/01020989.htm»>" января 1863 года Б. издает ценнейший исторический сборник: «Русский Архив», основанный по мысли Хомякова. В нем Б. обнародовал массу сырых материалов по русской истории последних двух столетий, благодаря чему этот журнал является необходимым пособием для исследователей нашей новой истории. с января 1863 г. Бартенев</a>



проф. Пичета В.И. Введение в русскую историю (Источники и историография): <a href=«www.opentextnn.ru/history/?id=2704»>Русский Архив, издаваемый П. Бартеневым с 1862 г., дал массу весьма ценного материала по истории XVIII-XIX в.в. К сожалению самое издание документов не отличается безукоризненностью и заставляет желать много лучшего. Документы и мемуары изданы часто с сокращениями, с большими выпусками. Иногда вместо подлинного текста дается пересказ последнего</a>



«Весёлых розыгрышей, переходящих в подлоги» никем не отмечено.





///«Голубой мундир» выдавал сочинителя «Немытой России» с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда и нигде не применял это словосочетание.///



Сочетание «голубой мундир» применительно к жандармам впервые зафиксировано «Национальным корпусом русского языка» в дневнике А. В. Никитенко за 1830 год: <a href=«www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/nikitenko_dnevnik_1.htm»>Но и тут известные особы в голубых мундирах спешили приводить в надлежащие формы каждое свободное движение.</a> За пять лет до рождения Минаева.



«Частотный словарь языка Лермонтова» включает 14239 слов. Из них очень многие были употреблены в сочинениях поэта только один раз. Избранные примеры на букву «А»: «автобиографический», «агат», «адьютантик», «азарт», «аист», «академический», «аккуратность», «акробат», «аксиома», «акция», «алгебра», «алебарда», «алчность», «Альбион», «амазонка», «анатомировать», «антипатия», «антресоли», «аплодировать», «аптека», «араб», «Арбат», «арбуз», «аргумент», «аристократ», «арка», «армия», «артиллерист», «архангел», «архимандрит», «арьергард», «аспид», «асессор», «ассигнация», «астрология», «атлас»… Устал. Все эти слова появлялись в сочинениях Лермонтова только один раз, что, до сих пор, никто не считал доказательством подделки.





///Анализ показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так, «голубые мундиры», «паши» не встречаются у автора «Родины» нигде более///



Очень глубокое доказательство несоотвествия по стилю...</lj-cut>



Конечно, самое интересное не многочисленные натяжки автора, а вопрос: написал ли Лермонтов это стихотворение?

Да, оно было опубликовано авторитетными историками.

Но подтверждается ли авторство Лермонтова анализом текста?



Филолог <a href=«www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/doksa/2006_10/264-272.pdf»>Н. Сапрыгина сделала структурный анализ стихотворения</a> и обнаружила приёмы,  характерные для Лермонтова.



1. Синтаксический параллелизм в полустишиях «Страна рабов, страна господ» и в строках «И вы, мундиры голубые / И ты, им преданный народ».



<i>У Лермонтова параллелизм встречается часто: Что ищет он в краю далёком? / Что кинул он в краю родном?..; Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой…; В них слёзы разлуки, в них трепет свиданья; Не пылит дорога, не дрожат листы.



У Лермонтова строка делится на полустишия буквально «на каждом шагу». Ни твой привет, ни твой укор; Но песнь – всё песнь, а жизнь – всё жизнь; Слуга царю, отец солдатам; Звучал булат, картечь визжала; Укор невежд, укор людей; Не с благодарностью иль покаянием; Где ты росла, где ты цвела, Каких холмов, какой долины; Душой дитя, судьбой монах; И верится, и плачется и т. д.

В стихотворении «Тучи» на 12 строчек приходятся три интересующие нас формы: Степью лазурною, цепью жемчужною; Зависть ли тайная, злоба ль открытая; Вечно холодные, вечно свободные.



Таким образом, у Лермонтова синтаксически параллельные полустишия становятся особенностью идиостиля.</i>



2. Там же антонимия полустиший:



<i>Полустишия Лермонтова часто антонимичны (привет – укор, дитя – монах, тайная – открытая, родина – изгнание и т. д.). Антонимичные полустишия – черта лермонтовского идиостиля. Антиномии обусловлены романтическим мировоззрением поэта, чётко различающим добро и зло. Вторая строка содержит антонимическое противопоставление (рабов – господ).</i>





От себя добавлю, что антонимическое противопоставление рабов и хозяев у Лермонтова встречается постоянно: «ни раб, ни властелин» (Тростник), «раб иль властелин» (Моряк), «И перед властию — презренные рабы» (Дума), «раб пред владыкой» (Перчатка) «я твой раб, твой господин!..» (Цыганы), «Да, счастие подобно всем рабам, Услужливо к чужим лишь господам» (Маскарад).

А, вот, в выложенных в Сети стихах Минаева этой антонимии нет.

az.lib.ru/m/minaew_d_d/text_0050.shtml



Лермонтовым часто употребляема метафора «стены гор»: «Полувоздушною стеною Нагие тянутся хребты» (Моряк). «И ровны, прямы, как стена, По берегам темнеют горы» (Черкесская песня), «Вдали тянулись розовой стеной, Прощаясь с солнцем, горы снеговые» (Аул Бастунджи), «Стеной умели так высоко Громады скал нагромоздить» (Вид гор из степей Козлова), «синелись зубчатою стеной горы» (Герой нашего времени), «утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемою стеной» (Герой нашего времени).

У Минаева этой метафоры нет.



Нет у Минаева слова «немытый», не самого обычного для поэтического языка. Согласно, «Национальному корпусу русского языка» слово «немытый» употреблено в семи стихотворениях 19 века. По одному употреблению у Случевского, Никитина, Ашхарумова и Языкова, и три употребления у Лермонтова. Лермонтов, помимо «Прощай, немытая Россия», употребил его в поэмах «Монго» и «Тамбовская казначейша».



Нет у Минаева и форм глагола «сокрыться». У Лермонтова формы этого глагола встречаются 20 раз (Лермонтовская энциклопедия. Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова), в частности, «И тайна юного Селима,

Чуждаясь уст, ланит, очей, От любопытных, как от змей, В груди сокрылась невредима!», «От глаз его сокроется ручей», «Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись».



И что касается сомнения: можно ли любить немытую Россию… И можно, и нужно: без любви не будет воли и терпения её «мыть».

  - 0   - 0
фото

Дмитрий (Благовещенск)   31.07.2013 08:13

Да уж, про "авторитетных историков" особенно Висковатова, неоднократно уличенного в подделках лермонтовских стихов - например, в "дописывании" поэмы "Каллы" - весьма порадовало. "Казалось бы, с чего бы это поэт Российской империи решил написать жалобы от имени жителя Османской империи" - а с чего российский поэт написал драму "Испанцы"? А с чего российский поэт обращался к французскому народу: "Ты, жалкий и пустой народ!"? И таких "а с чего" можно насчитать много. Понятно, для вас очень важно, чтобы автором сего стишка был именно Лермонтов, и никакие доказательства обратного в расчет приниматься не будут (иначе ведь выходит, что это не классика, а просто русофобский высер), однако количество потраченных слов - не есть показатель истинности, так что зря вы были так болтливы в своем "опровержении автора"
- 0   - 0
фото

Дворник   26.11.2013 10:17

Влад, спасибо за высококвалифицированный комментарий.
Заметка Сокурова с первых же абзацев вызывает недоверие своей тенденциозностью, бездоказательностью, явными натяжками, и даже базарным стилем.
Ваш комментарий, основанный на глубоком знании предмета и подкрепленный солидными источниками, расставляет все на свои места.
- 0   - 0
фото

Alex   11.05.2014 00:15

Уважаемый Влад, ваш ответ намного более логичен и аргументирован, чем статья. Спасибо.

А статья не о творчестве Лермонтова (это только повод), а о том, как "все прекрасно в России", а если кто считает по другому - тот враг.

Ну а если о России нелицеприятно высказался очень известный человек, то надо извратить смысл им сказанного или просто солгать, что он этого вообще не говорил, как в случае данного стиха Лермонтова.

Старый затасканный прием: "Ну не может этого быть потому что этого не может быть никогда." И полуправда, которая, как известно, хуже лжи, в "подтверждение": Автор статьи пишет, что никто не видел оригинала "Прощай немытая Россия" но умалчивает, что никто не видел оригиналов почти четверти стихов Лермонтова.
- 0   - 0
фото

олег новиков (Россия)   15.08.2014 17:04

Влад. Огромное спасибо за очень качественный анализ. По качеству он просто несоразмерен статье.
- 0   - 0
фото

Vereski   24.10.2014 13:06

В столь развёрнутом комментарии отсутствует одно важное обстоятельство. Начиная от первой публикации данного стихотворения, оно редактировалось четыре раза.

В первый раз сведение о нём появляется в письме П.И. Бартенева П.А. Ефремову («Вот ещё стихи Лермонтова, списанные с подлинника») датируемого 1873 годом.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.

Быть может за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих ц…ей,
От их невидящего глаза,
От их неслышащих ушей.


Затем в не позднее 1877 года и в письме П.И. Бартенева к Н.И. Путяте («С подлинной руки Лермонтова»).

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, /покорный/ им народ.

Быть может за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих ц…ей,
От их /всевидящего/ глаза,
От их /всеслышащих/ ушей.

При этом, нельзя не согласиться с тем, что смысл данного произведения заметно меняется. Не правда ли?

Далее уже в статье у П.А. Висковатого (нет никаких указаний на источник)

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, /им преданный/ народ.

Быть может за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих /вождей/,
От их /всевидящего/ глаза,
От их /всеслышащих/ ушей.

Затем опять у П.И. Бартенева в журнале 1890 года («Записано со слов поэта современником»)

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, /им преданный/ народ.

Быть может за /стеной/ Кавказа
Укроюсь от твоих /вождей/,
От их /всевидящего/ глаза,
От их /всеслышащих/ ушей.

Все эти варианты были опубликованы и нет оснований сомневаться в подлинности их существования. При желании все эти тексты, можно легко найти. Создаётся впечатление, что М.Ю. Лермонтов после своей трагической гибели в 1841 году продолжал упорно трудиться над этим многострадальным стихотворением. Текст был изменён почти на четверть. Согласитесь, что редактировать великого поэта в таких объёмах непозволительно никому. Всё это, отбросив все ненужные и мешающие поиску истины споры между славянофилами и русофобами, а так же политическими, коммерческими и иными обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к поэзии великого писателя, заставляет сильно сомневаться в подлинности авторства этого стихотворения приписываемого М.Ю. Лермонтову.

Интересно, что П. А. Ефремов, знаменитый издатель сочинений великого поэта, получив в 1873 году от П. И. Бартенева письмо с самым первым известным нам вариантом стихотворения, отреагировал на полученный им текст очень оригинально, набросав карандашом на оборотной стороне письма строки, Лермонтову уж точно принадлежащие:
Люблю я парадоксы ваши,
И ха-ха-ха, и хи-хи-хи,
Смирновой штучку, фарсу Саши
И Ишки Мятлева стихи…

Интересно также, что ни 1873 году, когда П. А. Ефремов как раз готовил к печати новое издание сочинений Лермонтова, ни в последующие годы, когда он выпустил в свет ещё четыре издания (а последнее из них вышло в 1889 году, уже после публикации П. А. Висковатова), то стихотворение, которое он получил от П. И. Бартенева, несмотря на приписку «списано с подлинника», П. А. Ефремов опубликовать так и не решился…
- 0   - 0
фото

Андрей (Россия)   26.06.2012 14:29

Найдется же везде такая вот «НАДЕЖДА». Люди не читайте её мерзости. Это продажная тварь, провокатор, получающий за это свои 30 серебреников. 
  - 0   - 0
фото

Василий (Россия)   08.06.2012 06:37

Какой причудливый бред, хыхы.Прям хоть сейчас в учебник по психиатрии.

Вариантов два: а)«Сокуров» не читал Михал Юрича Лермонтова и б))«Сокуров» не читал Дмитрий Дмитрича Минаева.Возможен и вероятен и третий вариант — не читал ни того, ни другого, ггг.

  - 0   - 0
фото

Зинн (Россия)   10.04.2012 12:57

Замечательная статья, спасибо автору. «Прощай...» всегда используется русофобами для очернения России. Теперь ясно, в чем тут дело. 
  - 0   - 0
фото

Виталий (Россия)   03.04.2012 21:02

Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось мытьем и даже парением в бане. При этом приговаривалось: «Благослови, Господи, пар да веник». Вот свидетельство арабского путешественника и ученого Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании на Древней Руси бань: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева… В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв. Вот таким долгим был путь Европы к осознанию необходимости личной гигиены. Огромную роль в прививании европейцам любви к чистоте сыграли именно русские. А сегодня культивируется миф о немытой, нецивилизованной России, которая и научила европейцев личной гигиене.
  - 0   - 0
фото

Павел (Россия)   17.03.2014 10:03

небольшая ремарка. с банями и мылом (кстати) европейцы впервые познакомились в Палестине, от мусульман, во время крестовых походов. правда это не оказало существенного влияния на европейскую культуру и гигиену. но и позже, когда в Европе стало принято мыться, эта традиция пришла отнюдь не из России - это скорее всего возрождение античных традиций, отсюда - ванна, душ и прочие купальни, но не баня - они этого до сих пор не очень понимают. а вот наличие сауны у финнов, скорее результат долго сохраняющегося (относительно Европы) язычества. наличие бань в России - результат также относительно позднего принятия христианства + принятие его Византии, в которой античные традиции сохранялись до конца существования империи (и потом плавно и непротиворечиво перешли к туркам вместе со строениями).
- 0   - 0
фото

Виталий (Россия)   03.04.2012 20:57

Наиль, Россия   09.03.2012 19:41 Лермонтов попал прямо в точку — действительно немытая Русь. И сейчас через раз русские моют руки перед едой. Бани Русь переняла от своих мусульманских соседей — Хазар, Булгар. Как известно в исламе надо 5 раз мыться перед намазом.

Бани на Руси известны с глубокой древности, ничего мы ни у кого не перенимали.

  - 0   - 0
фото

Илья (Россия)   21.03.2012 23:27

Уважаемый Автор.

Спасибо за вашу статью.

Я всегда догадывался, что этот «грязный» стих не принадлежит М.Ю. Лермонтову еще и потому, что «голубые мундиры» носили в царской России жандармы — политическая полиция.  Во первых во времена Лермонтова жандармский корпус составлял всего то от силы человек 300 на  всю Россию. А во вторых — как это русский народ был «предан» жандармам — политической полиции. Да он жандармов и видом не видывал. Что не скажешь о свободолюбивой «грязной» русской интеллигенции.....

Спасибо Вам, теперь я полностью уверен, что этот «грязный» стих -фальшивка.

С уважением, Илья
  - 0   - 0
фото

Александр (Россия)   15.03.2012 09:05

Наше время прекрасно описывает подлинное стихотворение Лермонтова, «опять народные витии...»



...

Но честь России невредима.

И вам, смеясь, внимает свет...

Так в дни воинственные Рима,

Во дни торжественных побед,

Когда триумфом шел Фабриций

И раздавался по столице

Восторга благодарный клик,

Бежал за светлой колесницей

Один наемный клеветник.



  - 0   - 0
фото

Наиль (Россия)   09.03.2012 19:41

Лермонтов попал прямо в точку — действительно немытая Русь. И сейчас через раз русские моют руки перед едой. Бани Русь переняла от своих мусульманских соседей — Хазар, Булгар. Как известно в исламе надо 5 раз мыться перед намазом.
  - 0   - 0
фото

Александр (Россия)   03.01.2014 21:04

Наиля!Хоть и запозданием на год,отвечаю!Ваше частное умозаключение,парирую своим частным наблюдением:Ярославль,Заволжский р-он,подруга моей матери отличается тем,что по 30-40 раз в день,моет руки!Я мою руки,примерно,раз в час,ввиду наличия собаки!И Вы,с таким подходом ,рассуждаете о Лермонтове!
- 0   - 0
фото

Даша   28.06.2014 00:32

Александр, отвечаю без опоздания на год. Вы очень "чистейший" человек - мыть руки "примерно раз в час" - это сильно, не говоря уже "про 30-40 раз в день" подруги вашей мамы, а, учитывая, что в сутках 24 часа, она никогда не спит - ей некогда, она руки моет.
- 0   - 0
фото

Юрий (США)   31.12.2011 07:45

Знаете, дражайший, с большого бодуна восьсмистишья не рождаются! Разве что в воспаленном мозгу С-Суки-курова. Максимум-максиморум — четверостишья. Да и то не каждый день. А оно что, еще и поэт? Н-дас. Туиште свет.

  - 0   - 0
фото

Fred Peterson (USA)   11.09.2014 06:11

Здравствуйте,

Я г-н Фред Питерсон, я выдавать кредиты с процентной ставкой 3% и я даю все виды кредита, что вы хотели.

Если вам нужен кредит, все, что вам нужно сделать, это найти место были законные кредиты найдено.

Я могу произвести любой суммы кредита вы можете думать о, так что же вы ждете, применяются сейчас и давайте ваш кредитный ход и обработку сегодня.

Если вам нужен кредит сегодня, применять через следующие:

E-mail компании: fredpetersonworldloan@yahoo.com

Личная E-mail: fred112.peterson@gmail.com

Другие писем: peterson.54@mail.ru

Сайт: http://chukwuoge9.wix.com/fredpetersonworldloan

Контакты: +23472074457

Я буду рад, если вы подаете заявление сегодня и получите кредит для решения ваших различных проблем.

С уважением,

Г-н Фред.
- 0   - 0
фото

Психолог (Uzbekistan)   28.12.2011 20:38

Господа! Для проверки авторства есть современные методы, компьютерные, в том числе, анализирующие статистические особенности авторской речи и письма. Надо применять их, а не грубо-потолочное, типа: «мундиры голубые» нигде более не встречается".



Что касается изменения настроений? Лермонтов, судя по его стихам, был человеком весьма эмоциональным, экстремистом, можно сказать. И, неудивительно, что такое с ним случалось.



И вот, представьте себе. Едет сколько-то дней 26-летний поручик на войну. На каком-то постоялом дворе, на границе России, после утомительного дневного перехода офицерская пьянка. Шампанское в студию! Еще шампанское! После этого — бурная ночь с какой-то неизвестной (и, вполне возможно, не вполне подмытой от предыдущего клиента) гражданкой. Кустодиевские бани работали, отнюдь не круглосуточно, а раз в неделю, по субботам, как правило.



А наутро они проснулись. Голова трещит. Растрепанная баба, чуть помоложе офицеровой матушки покойной, храпит...



И родилось у него восьмистишье. А, если бы вел в тот вечер правильный образ жизни, то написал бы целую патриотическую поэму.

  - 0   - 0
фото

олег новиков   15.08.2014 17:12

по себе стопудов судишь
- 0   - 0
фото

Юрий (США)   27.12.2011 07:02

Статья голубого воришки Сокурова столь же грязна, как и его гэбэшный мундир. Хуже того, она бесталанна. Стареет боец? Сдает, как и его карликовый гуру? Сдает. Да они и в молодости не блистали. Просто подросло поколение, которому это очевидно. Жаль? Нет. Ничуть не жаль старых дураков. Что посеяли… Раньше в таких случаях выбивали на могильном камне RIP. Сейчас понятнее будет: ПНХ.
  - 0   - 0
фото

Александр_Конёв (RUSSIA)   09.12.2011 17:08

Разделяя, в целом и общем, пафос — и позицию! — Автора, не могу не вступиться и за Минаева. В отличии от тёзки-современника (нашего) он, не будучи допущен к рычагам АГИТПРОПА, сумел-таки оставить след в российской словесности — и сознании.



Чего стоит одна только песня — «Окрасился месяц багрянцем...»! Чего достичь нашему современнику (и не только тёзке) достаточно проблематично! Ну, талант и есть талант — что тут говорить!



И его ли вина, что конечный выход определялся «общественными» запросами — как и теперь, кстати!?



Но подлог остаётся подлогом — увы, вряд ли прецедентным...



Полагает ли Автор, что ныне механизм предотвращения уступкам «общественной» целесообразности (со стороны небесталанных творцов) вполне отлажен...

Или, наоборот, такая практика поставлена на поток?!

 

  - 0   - 0
фото

Суравикин Владимир Иванович (США)   04.12.2011 04:41

Прочёл Сокурова и грустно стало. Потому что его «сверхзадача» — не установить авторство стиха, а ругнуть тех кто имеет на Россию правдивый взгляд. Я волею обстоятельств двадцать лет работаю по белу свету и вижу ситуацию со стороны: дела наши как правило заставляют испытывать стыд за матушку Россию. Нигде из стран, считающих себя развитыми, нет такого жуткого взяточничества, воровства, лени, злобности и пьянства. Взгляните на статистику, приведённую в комментариях к одной из статей в этом журнале — о многом говорит. Но попробуй громко сказать это нашим соотечественникам: сразу — «русофоб»! Я двадцать лет общаюсь с американцами, вижу как они относятся к критике Америки. Всегда к этой критике присоединяются! (Может и из вежливости, но присоединяются). В Америке выходит масса книг критикующих Америку (а в ней  реальных поводов для критики —  намного меньше), и никто не осуждает авторов — «америкофоб!». Мы в школе учили целое американское литературное течение — «разгребатели грязи» — Драйзер, Синклер, Льюис и др. — все американские пороки описывали, и никто их не оплёвывал. Потому здесь и жизнь такая, что со всего мира люди стремятся приехать, а из России разбегаются. В России правду о себе не любят, живут с дико нелепыми представлениями о том каков Запад и какова Америка. Глотают начальственную пропаганду. Если бы правду знали как живут западные страны в ставнении с Россией (не только в деньгах) — ещё быстрее бы из России разбегались.

Грустно, уважаемые соотечественники. Пока не научитесь правде в глаза смотреть — так и будете жить извините в дерьме во всех отношениях, даже не осознавая что в дерьме живёте. И только этим незнанием и будете счастливы.  

  - 0   - 0
фото

Надежда   04.12.2011 01:16

Да, что же Вы такой задиристый, Леонид? Считаете мои опечатки, приписываете мне абсолютно не свойственные качества? Я имею право на свое мнение, которое может не совпадать с Вашим. Ну и что? Я его высказываю, а Вы высказываете свое. Вы вообще используете комментарии, чтобы показать свою эрудицию. Судя по всему, страдаете комплексом неполноценности. Комментарии — чтобы комментировать, а не самоутверждаться.
  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   03.12.2011 20:50

 

Уважаемая Надежда, осмелюсь начать свое послание  Вашими словами:  «Вы очень хорошо начали свой комментарий, но закончили, по-моему, не совсем правильно». Это ж,  каким надо  обладать самомнением, что бы знать,   как надо было  поступать,  признанным миром политикам  без Вашего высокого  координирования.  «Начинать надо было…». Ну,   когда  настанет время и  «правители «начнутЬ» потихоньку сажать всех у кого есть «деньгиИ и присвИвать» их, а потом и говорунов», вот тогда пригодятся им  ваши консультации. Горбачев и Ельцин, при всем к ним неоднозначном отношении, вернули своим  гражданам свободу слова, совести,  частной собственности, что теперь с таким трудом приходится отбирать  Путину. А то,  что  Горбачев  попытался  социализму придать человеческое лицо,  не умаляет его самоотверженного поступка.  При желании, он мог до сих пор быть на месте Путина. Просто жили бы  как  граждане Кубы на  $10 в месяц, но учитывая нынешнюю цену на нефть, — и на все 100.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p></o:p>

  А что касается статьи Сокурова, у меня создалось мнение, что он пытается смотреть  на Россию  сквозь  розовые очки.  Мне  неважно, кто написал  строки про немытую Россию,  главное  написаны они  не со злорадством, а с болью, как и  стих Высоцкого про дом на ветрах.  Легче всего петь дифирамбы о любви к  своей стране, а заодно и к  действующей власти, если там не все благополучно. Березки, ручейки. Это уже было, когда даже  перелетных птиц рядили в наряды  патриотов. следовать этому  не только легче, но и выгодней. Вспомним, кто процветал в искусстве, литературе, кинематографе, —  и кто был гоним.  Что, тот же Солженицын, Войнович, Довлатов, Бродский  и т.д. при их  таланте не сумели  бы писать, «по способности и получать по потребности»? А может быть не все смогли.  Известно, как Булгаков попытался наступить на горло своему таланту, и написать хвалебную пьесу  Сталину в честь его юбилея,  —  не вышло.  Но многие приспособились: Алексей Толстой,  Михалковы, Марков  и целая армия талантливых холуев.   Сегодня та же картина.  Верноподданный и талантливый Андрей  Макаревич написал  песню про холуев: «Этой песне уже год – оправдывался он, - ровно год она звучит практически на каждом концерте, ее крутят в эфире некоторых радиостанций, и чего сейчас все вдруг сошли с ума по этому поводу, я не знаю».   Андрей откровенно  струхнул, ему показалось, что это протест против самого национального лидера.  Я написал по этому поводу стишок:



Как-то песню сочинил про холуев,  Андрюша,

Взял и сдуру запустил  её  в эфир, —  послушать:

«Я, такой же  либерал,  но  с  властью — дружен,

 Жополизом  называть меня   —  ненужно.



Мой  талант  вам не  отнять,   — но я увлекся:

Песню  сочинил  про  холуёв, — и спекся!

Популярность подвела на этот раз — нахалка:

Сам  нацлидер  рассерчал, — а жалко!



А теперь наш идеолог  В. Сурков, зануда,

Пригрозил  не  допускать  меня в эфир — иуда!

Я ж за Путина  готов порвать рубаху,

А  теперь  они кричат, — «Иди к Нах-Наху!».



У  Нах-Нахов, ни за что не приживусь, засохну,

Ещё  раз про холуев  там  пропою — и сдохну!

Тут  Валуев из  Едросов припугнул: « Андрюха!<o:p></o:p>

И   кулак  поднёс  под самый нос — понюхай!».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Лермонтов  и Пушкин (в моем понятии)  были настоящими патриотами,  не писали  в угоду царям и  власти.   <o:p></o:p>

«Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич».<o:p></o:p>

«Правитель слабый и лукавый,

Плешивый щёголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда...»

(А.Пушкин)<o:p></o:p>

 

  - 0   - 0
фото

Тим (Европа)   04.07.2013 13:06

в немецких фольварках(поселках) на юге россии, унитазы были в домах фермеров еще до революции.а в россии, и сегодня 30% ее населения ходит в туалеты во дворе.в Европе в туалетах гостиниц и ресторанов и сегодня висят таблички на русском-на унитазы ногами не влезать.
Русский поэт Максимилиан Волошин о том, кто загадил Крым, написал еще в 1926 году:

Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень —
Простор столетий был для жизни тесен,
Покамест мы — Россия — не пришли.
За полтораста лет — с Екатерины —
Мы вытоптали мусульманский рай,
Свели леса, размыкали руины,
Расхитили и разорили край.
Осиротелые зияют сакли,
По скатам выкорчеваны сады.
Народ ушел, источники иссякли.
Нет в море рыб, в фонтанах нет воды.
его рукопись есть в музее Волошина в Крыму.
- 0   - 0
фото

Надежда   03.12.2011 16:45

Когда возразить нечего, пишут то, что написали Вы, Ульяна. Спорить бесполезно.Вы — на одной волне, я — на другой. Всего Вам доброго. Отвечать я больше не буду.
  - 0   - 0
фото

Ульяна М. Борзова (Россия)   03.12.2011 15:10

ПО ПОВОДУ ПОСЛЕДНЕЙ РЕПЛИКИ НАДЕЖДЫ:

как много слов, и какое бессилие примеров и выводов по теме  статьи, даже с учётом полифонии комментариев. Ну, ничего, ничего, пишите.

  - 0   - 0
фото

Надежда   02.12.2011 09:40

Уважаемая Ульяна! Вы очень хорошо начали свой комментарий, но закончили, по-моему, не совсем правильно. Очень многим русским сейчас в России свойственно все беды своей страны сваливать на Запад. Это то агитка, которую проводит ваше правительство.А они большие мастера запудривать народу мозги.(Относительно экономического развития я написала в предыдущем комментарии).Посмотрите на Китай. Америка у него в долгу, как в шелку. Китайцам принадлежит половина Калифорнии и куча огромных индустрий в Америке. Например, все доходы компании «Costco» идут на содержание китайской армии. Я это к тому, что если бы народ не был так покорен (рабская психология!), он бы не допустил криминальной революции! Вот где нужен был бы настоящий русский патриотизм, а не споры о том, кто нас в этом духе воспитывал: Лермонтов или Высоцкий(Экивок в сторону Леонида).Горбачев начал перестройку не имея никакой экономической программы. Начинать надо было с мелкого крестьянского хозяйства, предоставления земли в частную собственность, развития малой техники и мелких частных предприятий, а он начал с того, что отдал на откуп огромные государственные предприятия, которые тут же обанкротились. А следующий, пьянь-Ельцын, был не лучше.Ну а кто, как не вечен в России, ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ. Они, конечно, тут же подсуетились и подставили вам своего, папаша которого служил у Сталина, и который подтягивает свою мерзкую рожу в перерывах между тем, как всех мочит! У него -то и речь уголовника. Так что, как говорится в старой русской пословице, — неча на зеркало пенять, коли рожа кривая. Я совсем не хотела грубостей, но «из песни слов не выкинешь», прошу прощения.А мой прогноз такой: подождите, он себя еще покажет, начнет сажать всех тех, кто сейчас вякает, думая, что настала свобода. История повторяется. После оттепели 60-х, после Хрущего, который быстренько заморозил процесс освобождения политзаключенных, сообразив, что у тогдашнего правительства руки по плечи в крови, пришел Брежнев, про которого народ говорил, что он сажает не только кукурузу. Если народ будет продолжать свою пассивную позицию, то правители начнуть потихоньку сажать всех у кого есть деньгии и присвивать их, а потом и говорунов.

  - 0   - 0
фото

Леонид (Россия)   02.12.2011 07:19

 

<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p>«Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...». — пишет Сокуров. Смею возразить, это в угоду правящей партии можно только восхищаться и восхвалять страну, для которой она ничего не делает. Но был наш современный поэт, корорый черное называет черным, а белое — белым: </o:p>

<o:p> </o:p>

     Что за дом притих,<o:p></o:p>

     Погружен во мрак,<o:p></o:p>

     На семи лихих<o:p></o:p>

     Продувных ветрах,<o:p></o:p>

     Всеми окнами<o:p></o:p>

     Обратясь в овраг,<o:p></o:p>

     А воротами -<o:p></o:p>

     На проезжий тракт?<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Ох, устал я, устал,- а лошадок распряг.<o:p></o:p>

Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!<o:p></o:p>

Никого,- только тень промелькнула в сенях,<o:p></o:p>

Да стервятник спустился и сузил круги.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     В дом заходишь как<o:p></o:p>

     Все равно в кабак,<o:p></o:p>

     А народишко -<o:p></o:p>

     Каждый третий — враг.<o:p></o:p>

     Своротят скулу,<o:p></o:p>

     Гость непрошеный!<o:p></o:p>

     Образа в углу -<o:p></o:p>

     И те перекошены.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

И затеялся смутный, чудной разговор,<o:p></o:p>

Кто-то песню стонал и гитару терзал,<o:p></o:p>

И припадочный малый — придурок и вор -<o:p></o:p>

Мне тайком из-под скатерти нож показал.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     «Кто ответит мне -<o:p></o:p>

     Что за дом такой,<o:p></o:p>

     Почему во тьме,<o:p></o:p>

     Как барак чумной?<o:p></o:p>

     Свет лампад погас,<o:p></o:p>

     Воздух вылился...<o:p></o:p>

     Али жить у вас<o:p></o:p>

     Разучилися?<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Двери настежь у вас, а душа взаперти.<o:p></o:p>

Кто хозяином здесь?- напоил бы вином».<o:p></o:p>

А в ответ мне: «Видать, был ты долго в пути -<o:p></o:p>

И людей позабыл,- мы всегда так живем!<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     Траву кушаем,<o:p></o:p>

     Век — на щавеле,<o:p></o:p>

     Скисли душами,<o:p></o:p>

     Опрыщавели,<o:p></o:p>

     Да еще вином<o:p></o:p>

     Много тешились,-<o:p></o:p>

     Разоряли дом,<o:p></o:p>

     Дрались, вешались».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

«Я коней заморил,- от волков ускакал.<o:p></o:p>

Укажите мне край, где светло от лампад.<o:p></o:p>

Укажите мне место, какое искал,-<o:p></o:p>

Где поют, а не стонут, где пол не покат».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     «О таких домах<o:p></o:p>

     Не слыхали мы,<o:p></o:p>

     Долго жить впотьмах<o:p></o:p>

     Привыкали мы.<o:p></o:p>

     Испокону мы -<o:p></o:p>

     В зле да шепоте,<o:p></o:p>

     Под иконами<o:p></o:p>

     В черной копоти».<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

И из смрада, где косо висят образа,<o:p></o:p>

Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,<o:p></o:p>

Куда кони несли да глядели глаза,<o:p></o:p>

И где люди живут, и — как люди живут.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

     … Сколько кануло, сколько схлынуло!<o:p></o:p>

     Жизнь кидала меня — не докинула.<o:p></o:p>

     Может, спел про вас неумело я,<o:p></o:p>

     Очи черные, скатерть белая?!<o:p></o:p>

  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 23:14

Прошу прощения за то, что не все высказала сразу. Часть моего комментария почему-то не вошла в публикацию. В пункте 8-м я говорю о пьянстве не просто так, а в связи с «немытой Россией». Возможно автор стихотворения плюсовал ко всей прочей «немытости» еще и тот факт, что везде в канавах валялись грязные пьяные мужики, да и дворянство было не лучше!
  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 23:02

Почему-то окончание моего комментария не вошло в предыдущую публикацию, поэтому:Окончание 10. Дело еще в том, что все мы выросли на знаниях, которые нам внушали коммунисты в течение 70 с лишним лет. А они, как известно были большими мастерами переписывать историю, как,  впрочем, и все правители до них.Кроме того, Аксаков — не последняя инстанция. Всем известно, что он работал цензером, а последующие годы неоднократно ссорился с Гоголем, и в своем творчестве всегда опасался цензуры.

  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 20:52

Гораций Уолпол, видный английский ученый и политический деятель еще в 18 веке сказал: "Мир-трагедия для тех, кто чувствует, а комедия для тех, кто думает".

Я люблю ясность во всем, а тем болеев обмене мнениями.

Каждый человек имеет право на своесобственное мнение, будь то автор статьи или еёчитатели.Нельзя воспринимать комментарии враждебно, тем более, что в комментариях абсолютно нет никакой критики, наоборот: всем статья понравилась.

Нельзя отвлекаться от темы и вносить мотивы, которые совершенно не соответствуют предмету обсуждения. Никто не сравнивает разные страны и не воспевает Америку. Речь идет только о России.

1. О качестве стиха ничего не могу сказать — не специалист.

Уровень: нравится -не нравится, трогает душу или нет. Мне нравится.

2. Объективные причины:<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» /><o:p></o:p>

Когда поэту безразлична судьба его Родины, он молчит или пишет о том, что лично волнует.<o:p></o:p>

3. По мнению многих философов, начиная с Рэрэ Декарта, который первый сказал: «Я мыслю, следовательно существую», психология народа определяется экономическим и государственным строем.<o:p></o:p>

4.Я сомнетваюсь, чтобы английские фермеры захотели приехать в Россию, ведь в России нет частной собственности на землю, Вл. Ил.Ленин нам это обещал!<o:p></o:p>

До сих пор  Дума думает, вместо того, чтобы пойти в Гос.библиотеку и взять реформу Столыпина.<o:p></o:p>

5. А раз нет частной собственности на землю, то и не может быть настоящей демократии.<o:p></o:p>

6. На западе это все есть уже пару веков плюс развитый капитализм. Поэтому и психология Запада отличается от психологии России.<o:p></o:p>

7. Можно спорить о том, насколько эта западная демократия отвечает нуждам народов, НО, пока, к сажалению, никто ничего лучше не придумал (по выражению У.Черчиля). Так что будем к этому относиться, как к естественному  экономическому процессу развития человечества.<o:p></o:p>

8.Кроме того. Российское пьянство – бич народа. По утверждению историка Соловьева российское пьянство уходит в глубь веков в татаро-монгольское иго.<o:p></o:p>

Соловьев объясняет пьянство тем, что во время татаро-монгольского ига, славяне мирились с ним, т.к. монголы защищали их от набегов малых племен с севера и запада. Но совесть их заедала, т.к. они мирились еще и с налогами и с тем, что монголы насиловали русских женщин. И чтобы заглушить угрызения совести, славяне стали пить. Постепенно с веками этот фенмен перешел в генотип. А далее все русские правители полдьзовались этим, заливая глаза своему народу. В последниее же столетие Сталин регулярно спаивал свою команду, т.к. то, что у трезвого на уме- у пьяного на языке. Посмотрите фильмы тех лет. Все постоянно пьют. Посмотрите на многосерийные программы Российского телевидения. Полия и следователи постоянно пьют<o:p></o:p>

9. Каждому народу свойственнен патриотизм. В случае большой беды, все встают на защиту своего отечества, независимо от государственного строя. И я не думаю, что спорить о том, кто больший патриот: русский, англичанин или поляк, имеет какой-то смысл.<o:p></o:p>

  - 0   - 0
фото

Санс (Россия)   01.12.2011 14:56

Надежда, о какой гениальности у Вас речь?  Если Лермонтов под эпитетом «немытая» имел ввиду то, о чём Вы рассуждаете, то необходимо признать бездарную находку классика. Как раз она выдаёт с ушами торопящегося, хоть и бойкого на рифму мистификатора. В русском языке можно было бы найти другой, точный и разящий эпитет, например, «Прощай, ПОКОРНАЯ Россия...» Тем более, что «немытая» вызывает другие ассоциации, уводящие в сторону от главной мысли.  Вообще,  расхожая «страна рабов» меньше всего подходит России. Ведь даже крепостной Николаевского времени меньше раб, чем его современник, английский рабочий, вспомните слова Пушкина на сей счёт.  С большей достоверностью Россию можно назвать СТРАНОЙ БУНТАРЕЙ. Притом, бунты наши не только бессмысленны и кровавы. Расширение пределов страны  в 7 раз, по сравнению с державой Ивана 3-го, происходило в основном крестьянами, уходящими на вольные земли от помещиков и администрации. Авангардом крестьянской колонизации было казачество — те же крестьяне, только вооружённые. Царской администрации всегда приходилось догонять своих беглых, вот и добежали до Тихого и Ледовитого океанов, до горных преград юга. Народ никогда не был «предан» «мундирам голубым» и землевладельцам, и Лермонтов это понимал, поэтому неспособен был на стихотворную чушь, о которой речь. Была преданность родной земле,  освящённой православием и батюшке-царю, как идее. Когда царь перестал отвечать идее, превратился в человека с именем, потерявшим уважение, от него легко и страшно отреклись.  Думаю, если бы вольным английским землепашцам предложили взамен огораживания ту крепостную неволю, что описал Аксаков в «Детстве Богрова внука» и «Семейной хронике», то анличанин выбрал бы русскую судьбу. А ведь те сытые и обогретые богровские крестьяне схватились за колья и топоры, когда позвал их Пугачёв. Так где страна рабов? И разве покорность и преданность власти характеризуют современную Россию? Полно врать!  Хотите картину рабства? — Посмотрите со стороны на распродажу в штатовском супермаркете. Надежде рекомендую воспитать в себе вкус к истинной поэзии. Она не в том, что автор косноязычно и тускло поддакивает Вашим взглядам на предмет обсуждения.

  - 0   - 0
фото

Надежда   01.12.2011 08:15

Дполнение Прочтите еще раз Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.Не кажется ли вам, что это стихотворение прекрасно описыват наше время, в этом его гениальность. И нет здесь никакого намека на русофобство, наоборот тоска и страдание за свой народ. Так лично воспринимаю это стихотворение я.
  - 0   - 0
фото

Ульяна М. Борзова (Россия)   01.12.2011 06:40

Уважаемые Надежда и Мария. Наконец-то очередная статья Сергея Сокурова в «Кругозоре» встречается приличными комментаторами! Но позвольте и возразить вам.

Автор не «аргументирует свои выводы личными предположениями и рассуждениями». Он с присущей ему страстностью присоединяется к мнению тех исследователей творчества Лермонтова, которые изначально указывали на фальшивку и называли мистификатора, но не хотели быть услышанными ни массой определённо настроенных читателей, ни теми, кто контролировал учебники. Не преувеличивайте значения Ираклия Андронникова. Блестящий  литературный исследователь и говорун оставался ловким царедворцем советской эпохи. Он обдуманно не касался темы, в которой ему пришлось бы поставить под сомнение официальное мнение о «немытой России», которая, как царская, по определению не могла быть «мытой».  Сокуров достаточно умело обратил внимание читателей на невозможность использования  Лермонтовым «навыворот»  словосочетания из известного стихотворения Пушкина, которого Лермонтов боготворил; на отсутствие у Лермронтова «голубых мундиров» и «наоборот», пристрастия к  мундирам такого цвета Минаевым; на  не свойственный Лермонтову выверт во взглядах в короткий срок; на отсутствие не только рукописи-подлинника, но и на невнятные, путанные  объяснения Бартенёва.

Далее, Мария ссылается на вечных «патриотов», (потому стихотворение так живуче),  «призывающим всех других патриотов отмыть, очистить её (Россию. — У.М.Б), увести от мракобесия и привести к цивилизованной жизни». Уж простите, к какой «цивилизованной жизни»? К той, к которой после Французской революции вела мир европейские мысль и практика? К той помойке в тупике, которую мы сейчас имеем, благодаря силовым преимуществам Атлантического мира с его грабительской и кровавой историей?  В нынешней России горы грязи. Это факт. Но они были бы не так заоблачны, не столь  бросались бы в глаза, если бы мы, русские, как вечные, неразборчивые обезьяны, не бежали, «задрав штаны», за этими уродливыми признаками европейской «цивилизации», которые в американском варианте превратились в монстров. Посмотрите внизу на этой странице «сенсационные фото, опозорившие Британию»! Видел бы их Лермонтов! Верно, решил бы погодить с «мытьём» России (если бы так думал), не мешать «говору пьяных мужичков», безграмотных и лишённых благ цивилизации, которую мы подразумеваем, произнося это слово, от которого несёт, как от курящей дамы, которая при первом знакомстве делает комплимент кавалеру: вы так сексуальны.

  - 0   - 0
фото

Мария (Канада)   30.11.2011 23:11

Это небезынтересно как гипотеза. Автор аргументирует свои выводы личными предположениями и рассуждениями. Но мне не даёт покоя вопрос: неужели гуру в лермонтоведении и дотошный в исследованиях Ираклий Андроников упустил такую деталь, как отношение Лермонтова к его родной России? Не в том ли дело, что Сергей Сокуров посмотрел на эту проблему со своей колокольни?

В «немытой России» можно читать пренебрежение, а можно — боль. Можно называть того, кто видит Россию «немытой», клеветником, злопыхаелем, врагом, а можно — патриотом, переживающим от того, что она «немыта», и призывающим всех других патриотов отмыть, очистить её, увести от мракобесия и привести к цивилизованной жизни.

Но независимо от правоты или неправоты С.Сокурова, здорово, что имено сейчас он написал этот очерк, а уважаемое издание его так своевременно поместило. Я только вернулась из России, где хорошо прочувствовала раздор как раз из-за противоположного видения истинного положения. Одни стремятся к честности и справедливости, а с другой стороны их сравнивают с Иудой, который не является любимым в народе библейским героем. Честно скажу, что после всего этого очень невесёлые мысли, и как раз о том, что Россию нужно хорошо вымыть.     

  - 0   - 0
фото

Надежда   30.11.2011 20:35

Очень интересная статья. Только мне все равно, написал ли о «немытой России» Лермонтов или кто-нибудь другой. Суть этого стихотворения — чистейшая правда. Только под «немытой» можно подозревать совсем иной смысл, не прямой, связанный с баней, а иносказательный, собирательный образ России-отсталой страны, отсутствие нормальных дорог, и народа, не знающего грамоты. Я уверена, что поэт именно это и имел ввиду, т.к. врядли образованный человек не знал особенностей и гигиенических привычек Европы и России, если при европейских королях были служители, которые убивали вшей в их волосах и париках, а духи были изобретены во Франции, чтобы заглушить запах немытого человеческого тела. Но цивилизация доползала до России с большим опозданием и этто неоспоримый исторический факт.

  - 0   - 0
←Предыдущая  Следующая→

 

реклама #1 реклама #2 реклама #3 реклама #4 реклама #5 реклама #6 реклама #7 реклама #8

Реклама в «Кругозоре»: +1 (617) 264-04-51

Опрос месяца РЕАЛЬНО ЛИ СОЗДАНИЕ В УКРАИНЕ СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СКРЫВАЮЩЕМУСЯ В РОССИИ БЕГЛОМУ БЫВШЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ ВЕРНУТЬСЯ "НА БЕЛОМ КОНЕ"?
Вполне возможно - российским спецслужбам это по силам
Исключено
Трудно сказать
 
События в мире
 
СтасВалерияЖурналBiblio-Globus.USA